birmaga.ru
добавить свой файл

1
Классный час в 5-6 классах по теме:


"Сбережём энергию – сохраним планету"

В современном мире вопросы энергосбережения и экономии электроэнергии стоят как никогда остро. Особенно это касается нашей страны, где потери электроэнергии достигают десятки процентов. "Утечки" происходят повсеместно: в ЖКХ (на бытовом уровне), в промышленности, в топливно-энергетическом комплексе... Поэтому потенциал энергосбережения России очень высок.

А если учесть тот факт, что спрос на энергоресурсы постоянно растёт, повышаются тарифы, а также происходит ухудшение экологической ситуации, стремительно сокращаются запасы полезных ископаемых (нефти, угля, газа) - в этой ситуации мероприятия по энергосбережению и энергосберегающие технологии важны как никогда

Цели и задачи классного часа:


  • способствовать воспитанию экологического сознания у детей;

  • способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;

  • привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;

  • создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;

  • вовлекать школьников в полезную деятельность по энергосбережению;

  • стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием нашей планеты. А ведь каждый живущий человек на Земле может внести свой посильный вклад в дело сбережения планеты. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. А вот всегда ли рационально? Каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не один, а сумеет приобщить родителей, друзей, знакомых.

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Тема нашего занятия "Сбережём энергию – сохраним планету".

Россия является крупной энергетической державой, обладающей 13% мировых запасов нефти, 14% природного урана, 45% газа и почти 25% запасов угля. Энергетический фактор играет определяющую роль в обеспечении надёжности функционирования экономики и социальной сферы страны.


Россия – единственное в мире государство, которое полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счёт собственных источников, но также их экспортирует.

Природа не обделила нас богатствами. Но, тем не менее, мы не можем позволить себе быть расточительными.

Какие бывают источники энергии? Сегодня в мире основными источниками энергии выступают: уголь, нефть и природный газ. Всё это топливо ископаемое, поскольку происходит оно из окаменевших остатков животных и растений, существующих на земном шаре много миллионов лет назад. Такое топливо используют для обогрева жилья, других зданий, для транспортных средств. Такое топливо – необновляемый ресурс, по этой причине учёные работают постоянно над поиском других источников энергии, количество которых ограниченно не будет.

Простота и доступность электроэнергии породили у многих людей представление о неисчерпаемости наших энергетических ресурсов, притупили чувство необходимости её экономии.

Между тем, электроэнергия сегодня дорожает. Поэтому старый призыв «Экономьте электроэнергию!» стал ещё более актуальным.

Сжигая добываемые из земли энергоресурсы, мы загрязняем вредными отходами атмосферу, воду и почву, здоровье населения ухудшается, сокращается и продолжительность жизни людей, меняется привычный климат земли.

Учитель: Сегодня на нашем занятии мы совершим небольшое путешествие по родной школе. Да-да, я не ошиблась! Именно по школе. А что нового мы можем узнать во время нашего путешествия? (На доске схема-план школы.) Посмотрим, как хорошо вы знаете свою школу? Настоящие ли вы хозяева в ней? Знаете ли, в каких местах школы расходуется большее количество энергии, и что мы должны делать в целях ее экономии.

Путешествие начинается!

Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…


Учитель: А какие из этих приборов облегчают нашу с вами жизнь в школе?

Дети: на уроках - персональные компьютеры, а на уроках технологии – швейные машины, утюг, в столовой – плита, холодильник, титан и т.д.

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:


К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество!

Это... (электричество)


Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

И так: энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:

  • воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;

  • согревают здания - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;

  • не говоря уже об освещении помещений; о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;

  • даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что школа осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Будем “SOS” кричать!

Нам так хочется учиться и жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей).


Сделаем вывод, что энергосбережение - это не только сэкономленные деньги городского и семейного бюджета, но это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля.

И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. Как же стать хозяином в родной школе? Научиться бережливому использованию энергии?

В этом нам поможет всезнающий человечек Экономик и конечно вы, ребята.

(Экономик - ученик 10 класса)

Экономик: Энергосбережение в школе достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

(На экране картинка с изображением крана, из крана льется вода.)


Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.


Экономик: Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей).

Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

Не забывайте выключать воду!

А дома - закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Экономик: два простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Учитель:


Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. (Лампочка)


Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)

Экономик:


Лампа сутки погорит –

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где ж экономия сырья?


(На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.)

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)

Экономик: Средний расход электроэнергии на освещение школы составляет примерно 340 кВт/ч. Давай подсчитаем сколько это в месяц (10200 кВт/ч), а за год (более 100000кВт/ч). Этот расход можно сократить. Для этого необходимо при ненадобности верхний свет отключать. .А также путем т периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. Замена ламп накаливания на энергосберегательные экономят до 80% электроэнергии.

Учитель: наше путешествие продолжается. Следующий пункт назначения – школьная столовая, а именно – кухня. (На экране картинка с изображением холодильника)


Полюбуйся, посмотри-

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Экономик: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому нужно его периодически размораживать. От этого он будет работать экономичней.


Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. (На экране картинка с изображением электрической плиты).

Экономик:


Предложу один секрет -

Экономный дам рецепт:

Печь включи. Закипит -

Отключи и чуть-чуть

Повремени...

Медленно еда кипит,

Электричество хранит.


На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель: Ребята, а что мы можем посоветовать работникам школьной столовой, по вопросу экономии энергии? (Ответы детей)

Учитель: Продолжим путешествие. Следующая наша остановка в кабинете технологии, а именно в швейной мастерской, где мы встречаем необходимые в работе вещи.

(На экране картинка с изображением электрической швейной машины)


Сердце радует картинка:

В классе швейная машинка!

Можно шить, а можно вышить,

И кругом восторги слышать!


Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно. (На экране картинка с изображением утюга.)


Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг)


Экономик:

И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.


Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы, остаточного тепла хватит чтобы прогладить изделия из тонких тканей, например – шелк, нейлон.

Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по школе. Так вот


Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите –

И в тепле себе живите!


Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших кабинетах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в нашей школе драгоценное тепло? (Ответы детей)

(На экране картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна и двери).

Экономик: Ребята, если вы будете соблюдать элементарные правила экономии энергии, это значит что вам удаться сократить затраты на отопление и освещение школы примерно на 5-10%.

Учитель: Друзья, мы долго можем путешествовать по школе. Мы побывали в столовой, в комнатах с умывальниками, в швейной мастерской. Во время нашего путешествия мы выяснили, должны экономить энергию в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в школе? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей). Мы можем замедлить процессы разрушения и загрязнения планеты, если будем всегда экономно использовать энергию, бережно относиться к природе. Я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы, разбившись на 3 группы «Вода», «Тепло», «Электричество». Каждая группа должна за 30 минут разработать рекомендации по сохранению данных ресурсов и оформить их в виде буклета, листовки, плаката «Сбережем энергию – сохраним планету» и представить их одноклассникам.


Презентация детских проектов.

Экономик:


Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть.

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.


Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Мы совершили путешествие по школе, а дома, ребята, разработайте презентацию-путешествие по своей квартире «О бережливости в картинках».

Всего доброго, удачи!