birmaga.ru
добавить свой файл

1
2010-12-23.


Карма - деятельность на уровнях тела, речи и ума.

Сложность и многовариантность закона кармы.

Карма (благоприятная деятельность), викарма (неблагоприятная деятельность),

акарма (деятельность не приносящая результата), угракарма (разрушительная деятельность).

Прарабдха-карма (проявленный результат деятельности),

апрарабдха-карма (скрытая карма),

карма-бандхана (кармические цепи, путы связывающие душу)

Карма-йога - служение Божественным силам.

Четыре темы, над которыми надо размышлять, всем вам известные: драгоценность человеческого рождения, закон кармы, страдания сансары и непостоянство. Эти темы должны сопровождать йогина всю жизнь. От того, насколько мы понимаем эти темы, переворачивающие мировоззрение, зависит наш дальнейший духовный путь. Часто можно наблюдать человека, который не совсем понимает что-то в Учении, или колеблется, или делает ошибки, и можно сразу видеть, он не очень понял четыре осознанности, он не глубоко размышлял. Если бы он размышлял, он бы так не думал, он бы так не делал, он бы не сомневался, он бы не колебался, он бы не отвлекался. Потому что четыре осознанности показали бы, кто он есть на самом деле и что есть на самом деле этот мир. Мы должны понять, что мы находимся в природном законе, это закон кармы. Глубоко размышлять над законом кармы, непостоянством, страданиями сансары и выводить отсюда принцип драгоценного человеческого рождения. Тогда нам легко будет меняться, работать над собой, помнить. Это не трудно. Почему трудно практиковать, трудно меняться, трудно помнить? Потому что есть втягивание, непрерывное втягивание в кармическую реальность. Это как некто колдует и колдует, и вас очаровывает и очаровывает. Все было бы нормально, но это колдовство все портит. Все время видишь не так. Все время запутываешься, делаешь ошибки. Это колдовство майи, иллюзии. Она колдует постоянно, днем и ночью, воздействие идет, целый тоннель кармического видения влияет на наше сознание. Но как только ты освобождаешься от этого колдовства, в тебе пробуждается великая вера, великая решимость, великая устремленность, великое желание трансформации, великая самодисциплина. Многие вещи легко выполняются. Четыре осознанности расколдовывают душу. Это уникальная практика, которая снимает чары. Как бабушка пошептала и все. С точки зрения кармы, мы должны осознать, что мы находимся в непрерывном потоке причин и следствий, закон кармы это фундаментальный закон природы. Душа вечна, а тело временно. Они всегда отличаются, джива, Атман и тело. Иногда наши желания вступают в противоречия с законами нашего физического тела. Тело стареет каждый год, взрослеет и стареет. Но сам человек вовсе этого не хочет. Тело подвержено болезням, но сам человек вовсе этого не желает. А смерть большинство людей настолько пугает и шокирует, что они просто не хотят говорить на эту тему, даже думать. Тем не менее, данные статистики существуют. Сколько каждый год умирает в России людей. Это неизбежно. Человек даже не может допустить мысли, что настанет момент, он будет жить как дух, не будет как тело. Но существуют законы, и эти законы управляют нашим материальным телом. Тело стареет и умирает. Душа, когда она принимает материальное тело, вынуждена подчиняться этим законам. Но сама она не имеет отношения к законам кармы. Душа никогда не стареет, не умирает, не подвергается никаким изменениям. Тело является делателем, деятелем. Но высшее Я не является деятелем и делателем. Поэтому его называют акарма. То есть то, что не совершает никаких действий. Медитация на закон кармы означает, прежде всего, вивеку, распознавание, понять, что является делателем, а что не является. Такое размышление неизбежно породит различение и отделение того, кто делает и того, кто не делает. Потому что тот, кто делает, пожинает плоды кармы, вкушает их. Тот, кто не делает, не пожинает никаких плодов кармы и не зависит от них. Надо понять, что зависит от кармы, и что от кармы не зависит.


Тело постоянно занято разнообразной деятельностью, и претерпевает всевозможные перемены. Поэтому его часто называют «карма», то есть тот, кто работает. Тело можно сравнить с машиной, а водителем этой машины является сознание, душа. Когда кто-то сидит в машине, то движется машина. А сам человек, ему кажется, будто он не движется. Но автомобиль совершает свою работу, изнашивается и ломается. Когда автомобиль изнашивается, ломается, человек его продает или выбрасывает и покупает новый. Он меняет автомобили. Если у человека позволяют средства, он может один автомобиль отдать в утиль, а другой купить. Потом поездит на нем лет десять, двенадцать, снова поменяет на лучшую модель. Поездит снова, снова поменяет на более лучшую модель или на такую же. Но если у него кончатся деньги, или денег будет немного, он купит худшую модель. Деньги это заслуги, а модели это тела. Таким образом, и душа меняет тела, на более хорошие, если позволяют заслуги. Заслуги не позволяют, более плохое тело получает. Если водитель ведет себя неправильно, не зарабатывает, не работает, не прилагает усилия, денег мало, он вынужден покупать подержанный автомобиль плохого качества. Если он старается, идет вверх по социальной лестнице, он может купить себе автомобиль люкс класса, премиум класса, представительского класса. Таким же образом и с телом. Это и есть закон кармы.

Человек хочет быть счастливым, но тело постоянно требует усилий, и оно неуклонно приходит в упадок. Какой смысл тела, какой смысл действий тела? Смысл его не в том, чтобы наслаждать его, а в том, чтобы доставить водителя к цели. Таким же образом, наше тело должно нас доставить к цели. Эта цель – духовное существование, пробужденное существование в духовном мире. Освобождение это самая высшая конечная цель, но промежуточная цель перед освобождением это духовное существование, переход в мандалу, чистое измерение. Так называемое малое, промежуточное освобождение. Когда не нужно будет снова воплощаться в грубом физическом мире или страдать в нем, быть в неведении.


Карма это деятельность, иногда ее переводят – работа. Такая деятельность проводится на уровне тела, речи и ума. Человек работает, чтобы взамен что-то получить, или на тонком или на грубом плане. Чем более развита душа, тем более высоки у нее потребности получать на тонком плане. Неразвитая душа больше стремится получать на материальном, на грубом плане. Например, грубому человеку бесполезно говорить о высоких идеалах, о долге, чести. Он скажет: «Деньги, деньги. За деньги все сделаю». Но человеку высоких принципов, развитому человеку деньги безразличны. Для него важны его цели, ценности, смыслы важны. А деньги он может заработать, может не зарабатывать, но он следует своим идеалам. Чем более высок, развит человек, тем больше для него значат такие категории как этика, честь, дог, принципы, верность идеалам, его вера, ценности. Карма для тела начинается с желания какой-то выгоды. Поскольку никакая деятельность, работа не может быть выполнена без достаточного желания. Например, все хотят обладать богатством, властью или знанием, или силой, или красотой. Поэтому люди очень активны, чтобы достигать в мире своих целей. Они не могут остановиться ни на мгновение. Они все время проявляют активность, чтобы эти цели достигать. Это и есть карма. Но когда они действуют, у них нет вивеки, различения между тем, кто делает и кто не делает. И поскольку они отождествлены с телом, отождествлены с деятельностью, они получают плоды, результаты своей кармы. Так они приобретают все последствия своей деятельности. Например, святые могут действовать не получая последствий, это называется игра, лила. Но обычные люди так не умеют, потому что у них нет различения между тем, кто действует и тем, кто не действует. Последствия деятельности тоже называются карма, и именно они определяют нашу судьбу в будущем. Даже простые действия имеют свои последствия.

Причина порождает следствие. Новое следствие становится новой причиной для следующего следствия. Таким образом, все души отождествленные с телом, живут в потоке причин и следствий. В этом смысле карму можно описать как огромное течение, огромную реку из цепочек причин следствий по которой сознание скользит цепляясь от одной причины следствия к другому. Это течение, этот поток несет душу в определенном направлении.


Карма, как работа, если она выполняется в невежестве, она приносит разрушение и несчастья. Если работа связана с желанием выгоды, она приносит временные плоды. Но на самом деле она может увеличить разные пороки, такие как жадность, гнев, гордыня. Например, часто неразвитый человек, получив богатство или власть, становится только хуже. Потому что его эгоизм усиливается и его заблуждения тоже увеличиваются. Карма, связанная со следованием высшим принципам, очищает сознание, приносит радость, ощущение счастья и увеличивает мудрость. Например, когда человек живет для других, или делает добро. То его ум очищается. На этом построен принцип накопления заслуг. Он прогрессирует в духовном смысле. Не деградирует, а растет. Тонкие контуры его сознания постоянно развиваются, подпитываются. Он становится мудрее, лучше. Его ум становится яснее и яснее. При этом он должен руководствоваться чистыми возвышенными мотивами.

Есть такая картина Васнецова, она называется «Витязь на распутье». Там всадник с копьем, в кольчуге и шлеме, перед ним камень, как в сказке, направо пойдешь, налево пойдешь, прямо пойдешь. Каждый человек находится на таком распутье. В каком стиле действовать, какой тип кармы выбрать, какой тип поведения деятельности. Потому что каждый из нас двигается навстречу своей судьбе. Даже когда он ничего не делает, он все равно двигается навстречу своей судьбе. Изначальное название слова «карма», это благоприятная, благочестивая деятельность, религиозная деятельность, направленная на благо других людей. В ведическом обществе именно такая деятельность считалась кармой. Если человек занят такой деятельностью, он проживает счастливую жизнь. Он приносит счастье другим. После смерти он поднимается в чистые божественные измерения. Это верный правильный путь даже для обычных людей, это путь, как накопив заслугу, подняться к божественным мирам. Он не ведет к освобождению, но он приводит к перерождению в небесных измерениях, в чистых странах. Поэтому надо отбросив эгоистичные желания наслаждаться, отбросив цепляния за деятельность, просто приносить пользу другим. Просто стараться помогать другим, служить дхарме, служить святым, служить высшему закону, Санатана Дхарме. Медленно, но верно ум будет очищаться. Это путь многих жизней. Но это лучше, чем не делать этого. В райских измерениях, живые существа получают плоды, награды. Однако, эта награда исчерпывается. Поэтому это состояние наслаждения хорошей кармой в райских измерениях не вечно. Однако чтобы даже попасть в райское измерение, нужно очень хорошо стараться. Нужно это заработать. В райском измерении есть люди, накопившие огромное количество заслуг. Например, в мирском обществе, человека с низким достатком не пустят в элитную гостиницу. Его не пустят в какой-то роскошный пятизвездочный отель. У него не будет возможности это оплатить. То же самое с небесными мирами.

Карма, заслуга, в этом случае, подобна деньгам. Деньги закончились, надо их снова зарабатывать. Поэтому благоприятная кармическая деятельность это начало, но этим нельзя удовлетворяться. Кроме благоприятной деятельности есть также эгоистичная деятельность, направленная на удовлетворение своих чувств. Она называется викарма. Викарма – это тот случай, когда человек готов на все ради наслаждения, ради удовлетворения самого себя, ради услаждения своего эгоизма, своих чувств. Он может совершить воровство, обман, оскорбление, даже насилие над другими людьми. Плоды такой деятельности это страдания. Человек будет страдать, и тот, который делает, и те, которые рядом с ним, подвергаются действиям. Все они будут подпадать под это влияние. Потому что воздействие кармы всегда направлено на самого человека, который это делает и на других, которые находятся рядом с ним. Викарма на самом деле приносит вред самому себе, хотя человеку кажется, будто он, делая так, принесет себе пользу. Это и есть влияние майи. Движимый умом, эго и желаниями, человек воображает, будто принесет себе пользу. Например, вор, преступник. Он же желает себе счастья, он движимый своей кармой думает, что если он украдет, он будет счастлив. В результате получает двенадцать лет строгого режима. Это неведение. Если бы он знал, разве бы он делал так? Нет. Но у него есть такое представление, что он будет счастлив, сделав что-то. Это викарма. После смерти человек получает всегда плохое, дурное, неудачное рождение, если он действует побуждаемый викармой. Например, перерождается в адском измерении. Адских измерений очень много. Там есть свои духи наказатели, контролирующие силы. Они видят записи тонкого тела, все что совершил человек, и они будут контролировать человека столько, сколько он заслужил. Если только кто-то из святых своей силой его не освободит. Это бывает когда например, очень влиятельный человек обращается к каким-то органам и просит освободить человека, берет на поруки. Тогда его отпускают. Но в других случаях он все время будет столько отрабатывать свою карму, сколько он совершил. Не больше и не меньше. Но когда он очистится от плохой кармы, он снова возвращается на землю и снова продолжает действия.


Кроме кармы и викармы, благочестивой и неблагоприятной деятельности есть еще акарма. Акарма это деятельность, которая не приносит результата. Это бездействие. Акарма, когда человек не стремится ничего делать. А – отрицательная частица, значит недействие. Это притом не то недеяние о котором мы говорим, присущее святым и сиддхам, когда человек принимает великое решение войти в великое недеяние. Это обычное бездействие. Например, человек иногда не хочет выполнять то, что он должен делать, в силу лени, апатии, паразитизма. Такой образ жизни, когда человек разочаровывается в чем-то, теряет вкус к дальнейшему прогрессу, когда у человека нет никакой воли, он просто ведет паразитический образ жизни. Это все акарма. Такой человек теряет свою творческую силу, не реализовывает свой потенциал. Он начинает постепенно деградировать и в обществе он тоже не уважается. После смерти такой человек может стать приведением, неприкаянным духом, претом. Может быть животным, это зависит от тенденций его ума. Временное прекращение деятельности это просто усталость, когда не хватает силы воли продолжать путь совершенствоваться. В обществе людей такие люди деградируют и презираются, отторгаются обществом обычных людей. Все это акарма.

Что касается святых, мудрецов, то они не отказываются от деятельности, они отказываются от плодов своей деятельности, и от чувства делателя. Благодаря вивеке они четко различают, что в них является делателем, а что не является. Понимая разницу между сознанием, душой и телом. Тогда плоды касаются их тела, но не касаются их ума. Джняни знает, что в этом мире ему ничего не принадлежит. Он ни с чем приходит, ни с чем уходит. Все принадлежит Брахману, Всевышнему Источнику. Понимая это, он работает, но не ради наслаждения, накопления богатств, только чтобы развиваться духовно. Он не пытается наслаждаться сам, не пытается присваивать себе плоды своего труда, выступать в роли того, кто наслаждается.

Когда мы размышляем над законом кармы, мы начинаем понимать множество тонкостей, нюансов, что мы живем в этом законе, и этот закон полностью действует, нас контролирует. Он очень сложен, многовариантен.


Есть также угракарма. Это ужасная, неблагоприятная, разрушительная деятельность. Ее называют угра. Угра переводится как ужасный, устрашающий, например, есть божество Угратара, гевная Тара. В руках у нее гневные атрибуты, и сама она выглядит гневной, с растрепанными волосами. Например, иногда люди приносят друг другу страдания, воюют друг с другом, с помощью черной магии, или обычного оружия. Иногда под страхом смерти, наказания, в древних царствах, рабы создавали различные постройки, великие цивилизации. Или возводили города. Все это угракарма. Правитель, который заставляет трудиться рабов и сами рабы, все находятся под влиянияем угракармы. Последствия такой кармы заставляют страдать тысячи или миллионы людей.

Современное общество иногда тоже демонстрирует примеры угракармы. Например, когда человек приезжает куда-то работать, но о нем никто не заботится, он живет в ужасных условиях, он не развивается, он духовно не растет, к нему плохо относятся, он не имеет никакой возможности жить нормальной жизнью. Множество людей в этом мире, в странах третьего мира, в развивающихся странах, в многодетных семьях, где дети болеют и умирают в раннем возрасте, подвержены угракарме. Человек может выбирать угракарму самостоятельно. Например, он может быть в какой-нибудь группировке, в Китае есть Триада, в Японии Якудза, в Италии мафия, торговать наркотиками, контролировать чей-то бизнес, приносить страдания другим, и на этом зарабатывать. Это тоже угракарма, карма через неблагоприятную, разрушительную деятельность. Такому человеку кажется, будто он устроил свою жизнь. Но на самом деле, его жизнь устроена на страданиях других, эти страдания вернутся к нему и разрушат его жизнь рано или поздно.

Те, кто занят угракармой, постепенно теряют разум. Даже если у них была заслуга в какой-то степени, она полностью исчерпывается. Это происходит, потому что человек не обладает должным знанием, его знаний не хватает, чтобы выбрать правильный образ действия. Но при этом он думает, что он в будущем будет счастливым. Это воздействие майи. Но вместо настоящего счастья он имеет миражи, миражи денег, миражи вещей. И в конце концов, гоняясь за этими миражами, он обнаруживает, что никакого счастья он не получил, и оказывается у разбитого корыта.

Что такое прарабдха? Прарабдха переводится как проявленное. То есть то, что существует как факт. Например, наше тело это наша прарабдха-карма. Тело чайки обладает крыльями, но мы не обладаем крыльями, это различия в прарабдха-карме. Мы не можем быть как чайка. Пока мы не сменим тело. Чайка не сможет быть человеком. Очень большие различия. Ум создал причины, и они проявились, материализовались. Прарабдху нельзя изменить. Например, в семье есть плохие дети и хорошие, это данность. Это свершившийся факт. Например, если у человека есть болезнь, то он должен принимать это в расчет, лечиться и ходить по врачам. Это влияет на него. Если же он не будет заниматься этой болезнью, то она может разрушить его тело. Это то же самое, что влияние прарабдха-кармы. Человек попадает в ловушку кармы. Когда он попадает? Он попадает в ловушку кармы, когда думает, что поскольку у него есть тело, наслаждаясь, он может принести себе счастье. Для наслаждения ему нужно совершать определенные действия. Тогда он начинает считать, что его главная обязанность – удовлетворять свои потребности. Это представление очень сильно вкладывается в его сознание. Оно вкладывается воспитанием и обществом. Поэтому мудрецы называют современное общество обществом потребителей, обществом потребления. В этом обществе есть целые отделы рекламы, маркетинга, во главе с очень талантливыми менеджерами, пиар менеджерами, менеджерами по продажам, которых учат на специальных курсах и семинарах, как возбуждать чувства, как их поддерживать непрерывно, как вызывать желания, как навязывать человеку товар, как убеждать его в этом очень изящно и красиво. Благодаря этому поддерживается экономика. Экономика общества потребления существует за счет непрерывной гонки потребления. Создается товар, но товар надо продать. Чтобы товар продать, нужен потребитель, тот, кто его будет покупать. Для этого проводятся серьезные маркетинговые исследования, выясняется предположительная группа потребителей, на которых этот товар произведет самое большое впечатление. Например, если кто-то выпускает компьютерную игру, сразу целевая аудитория компьютерной игры. Это игра для девочек десяти пятнадцати лет. В соответствии рекламный отдел ведет определенную политику рекламы. Они думают: «Как думают девочки пятнадцати лет? Что им интересно? Давайте мы сделаем так, так подадим, такую картинку, в этих местах. Тогда наши продажи повысятся. Давайте запустим такой ролик». Тогда их продажи повышаются. Затем они выпускают другой продукт. Целевая аудитория – пенсионеры. Они снова думают: «Какой менталитет, как мы можем на них повлиять, за что мы их можем зацепить, что важно для этих людей?». Снова выпускается рекламный ролик, делаются соответствующие подписи. Таким образом, концерн, корпорация, выпускает множество продукции, которая может, совсем не нужна. Но люди думают, что им это нужно, реклама их убеждает. Потому что реклама непрерывно действует на сознание сейчас. Это особое очаровывающее действие майи. Продажи повышаются, руководители корпораций получают сверхприбыли, сверхдоходы. Часть от них они снова пускают на рекламу. Они знают, реклама двигатель торговли. Постоянно возбуждать желания, нельзя их упускать с крючка, они должны быть у нас на крючке. Они должны потреблять наши йогурты, нашу фанту, нашу кока-колу, наши двд-диски, наши кроссовки, наши джинсы. Нельзя их упускать. Огромные рекламные отделы во главе с менеджерами по продажам, мастерами пиар технологий очень серьезно этим занимаются. Это только одна область. То же самое политика, общественные отношения. Кроме телевидения, другие средства массовой информации. Таким образом, формируется особая искусственная информационная среда. И эта информационная среда имеет свои цели, смыслы и навязывает свои ценности. И человек, куда ему деваться, он подвергается этому. Он не является джняни, он строит свое восприятие, ориентируется в этих информационных потоках, и следует тому, что ему навязывается. Это и есть майя, очень изощренно действующая. Это все ловушка кармы. Тогда человек думает, что его главная обязанность в мире это удовлетворять потребности тела, иначе он не сможет жить, иначе он умрет. Ему кажется, он не проживет без этого мира, без этой рекламы, без товаров, без работы, без магазинов, без всего, без машин, фабрик, заводов, политики. Но как говорят святые, алкоголик тоже думает, что он не проживет без алкоголя, наркоман тоже думает, что он не проживет без наркотиков. Это все майя. Но если мы посмотрим, как Христос говорил: «Посмотрите на лилии, которые не ткут, не прядут, но в своей славе божественной выше, чем любые другие существа в своей красоте».


Это и есть принцип прарабдха-кармы. Принцип прарабдха-кармы – это принцип кармы, которая уже действует, от которой нельзя отвертеться. Только если ты развиваешь сознание, ты можешь отойти от влияния прарабдха – кармы. Но развивать сознание в условиях постоянного действия майи очень сложно. Это почти невозможно. Многие люди хотели бы практиковать. Многие люди годами пишут: «Я хочу в монастырь приехать, попрактиковать». Или: «Я хочу стать послушником». Проходит пять лет, они пишут: «Я по-прежнему хочу практиковать. По-прежнему хочу стать монахом послушником. Я по-прежнему хочу принять прибежище». Но идут годы, и в конце концов, если они не делают какой-то шаг, они остаются на своем уровне. Потому что с годами это влияние все сильнее и сильнее отпечатывается в сознание. И уже невозможно противостоять силе кармы. Потому что это влияние сильнее, чем личная воля, иччха-шакти человека. Надо быть сильным человеком, чтобы освобождаться от всего этого.

Прарабдха-карма и тело связаны с местом, временем и обстоятельством. То есть это конкретное окружение. Каждый человек имеет свой срок жизни, и живет столько, сколько ему предназначено прарабдхой. Но если он выполняет практики долгой жизни, он может продлить срок жизни. Если же он неправильно пользуется своей волей, совершает что-то неправильно, притягивает злую волю гневных существ, он может сократить свой срок жизни.

Есть другой тип кармы, называется апрарабдха. Это деятельность, которую мы совершили, и эта деятельность перешла в непроявленное состояние. Она еще не проявилась. Ее еще называют санчит-карма. Например, также как человек съел пищу, и она переваривается, и она может проявиться в виде болезней, либо в виде наоборот, усиления тела. Она еще не проявила свой результат. Кармические реакции еще не известны. Таким же образом, апрарабдха – это скрытая карма, которая еще не обладает проявлением. Неизвестно нам как она проявится еще. Например, наша прарабдха сейчас это быть человеком. Каждый знает, что он не утка, не гусь, не слон, не медведь и не бог на небесах страсти, и не прета. Он человек и у него такое тело. Это четкое, конкретное действие прарабдхи. Но апрарабдха, непроявленная карма, неизвестна, только практикующий может, медитируя понять, как действует апрарабдха. Скрытая карма находится в глубине тонкого тела.

Именно карма заставляет нас быть такими, какие мы есть, и отождествлять себя с эго. Эго это продукт кармы. Когда человек очень сильно привязан к своему эго, он не может изменить себя к лучшему. Для него это очень трудно. Иногда такому человеку легче все вокруг себя изменить, чем изменить себя. Тогда человек начинает думать, что причина не в нем самом, а в других. Он становится революционером, политиком, реформатором. Он хочет изменить других. На самом деле это заблуждение. Поэтому надо учиться изменять себя. Но если человек очень эгоистичен, то даже изменение себя ему очень трудно дается. Это ему нелегко. Потому что он должен оторваться от старого представления себя, и породить какое-то новое представление. Но поскольку нет наблюдающего сознания, это трудно сделать. Эгоистичный человек сильно подвержен прарабдхе. Он очень уязвим. Ему кажется будто он такой сильный, волевой, выдающийся, а на самом деле он очень слабый. Он очень уязвим. Эгоистичные люди очень слабы, очень уязвимы. Они вынуждены постоянно доказывать другим свое превосходство, постоянно бороться. От внутренней неуверенности, внутреннего страха. У них нет смирения, потому что они чувствуют, если они не будут так делать, они потеряют себя, они опустят себя в глазах других, в своих глазах упадут, никакой уверенности нет. Нет внутреннего пространства, на которое можно опираться. Поэтому часто такие люди внешне выглядят агрессивными или бунтарями. Девиз бунтаря: «Я плохой и не собираюсь становиться хорошим». В молодости многие молодые люди бывают бунтарями, бросая вызов этим ценностям. Но этот бунт от сильной неуверенности, от сильной уязвимости. Очень сильная неуверенность, уязвимость и захваченность внешним и заставляет себя вести так. Тогда человек не может пойти на уступки другим. Или он превыше всего ценит свое собственное мнение, поскольку очень сильно любит себя. Если он проигнорирует свое мнение, и проигнорирует себя, он будет себя чувствовать очень плохо, он будет себя чувствовать очень подавленно. Когда человек не может себя улучшить, он возводит это в принцип, противопоставляя себя обществу. Для таких людей характерны постоянные конфликты. В обществе, на работе, в семье. Где он живет. Это асурическая тенденция сознания. Человек, сильно придающий внимание эго, увеличивающий силу эго, обладает качествами асура. Например, демон Хираньякашипу не хотел менять себя. Он считал, что источник всех его проблем это Вишну. У него была мечта, если он победит Вишну, то он будет очень счастлив. Вишну его даже всерьез не воспринимал. Он даже с ним не сражался. Он сказал Лакшми: «Зачем мне его наказывать, он сам себя накажет. Я просто подожду, и его карма сама разрушит его. Потому что с такими тенденциями ума, зачем с ним воевать, он сам себя уничтожит». Человек с негативной, асурической работой сознания, в конце концов, сам себя уничтожает. Боги часто не воюют с асурами. Хотя асуры любят потрясать оружием, демонстрировать свою мощь и силу. Но боги, видя насколько их ум неконтролируем, насколько раджасичен, они в них часто даже соперников не видят. Они думают: «Сейчас сменятся ритмы, циклы. Время само к ним придет и с такой работой сознания им долго не продержаться». С ними даже не надо воевать, они сами развалятся. Это асурическая работа сознания. Это не мудрое сознание. Психология бунта. Психология бунта без понимания это асурическая работа сознания. Считается, что в этой психологии соединяются такие качества как самонадеянность, упрямство и неведение.


Что же такое карма-бандхана? Карма-бандхана – это кармические цепи или путы, которые связывают душу. Каждый из нас имеет такие связи с живыми существами, с объектами, с различными событиями. Если ясности немного, и мы не можем отличать того, кто действует, и того, кто не вкушает плоды своих действий, являются недействующим, то есть Атман, мы постоянно запутываемся в этих связях. Стремление разобраться во всем этом без джняны часто только запутывает человека.

Иногда нам пишут письма в монастырь. Некоторые люди слушают мои лекции, читают тексты. Они задают разные вопросы: «Вы там-то вот так сказали, а там-то вот так. Как же это можно понять? На основе логики». Они анализируют с точки зрения логики, и у них не складывается какая-то картина. Они еще больше запутываются. Когда человек, не обладая джняной, пытается действовать, он все время запутывается в собственных кармах. Он действует на уровне ума и концепций. Ум это механизм, машина, которая приводит в действие карму. Он раскручивает как маховик карму. Ум это первое звено в цепи движения кармы. Все вы знаете, как этот маховик раскручивается. Действие производит отпечаток. Отпечаток остается в сознании. За этот отпечаток отвечает внутреннее божество, Читрагупта, это внутренний цензор. Этот внутренний цензор есть внутри нас, и он также есть в большой вселенной, как помощник Ямы. Секретарь бога управляющего инкарнацией. У Читрагупты много помощников, шраваны и их супруги Шравани. Различные духи, даже домовые могут быть его помощниками. Если даже Читрагупта видит какую-то запись, он сомневается, он призовет этого духа и скажет: «Ну-ка, уточни, скажи, ты рядом жил в одном доме». И какой-нибудь домовой дух скажет: «Да, так оно было». Читрагупта окончательно прояснит. Но на самом деле, все они обладают очень четким пониманием кармы. Они видят записи в астральных архивах хроники. Этот внутренний цензор постоянно действует. Это как встроенная кинокамера, которая постоянно пишет, регистрирует. Например, сейчас в Москве очень много кинокамер. Если человек нарушает правила дорожного движения, это все записывается на диск. Его не надо даже останавливать и штрафовать. По почте ему придет счет, штраф за превышение скорости. Можно сказать, что Читрагупта это владелец таких внутренних кинокамер, которые постоянно пишут, нон-стоп. Во многих коммерческих магазинах стоят камеры и там написано: «Улыбнитесь, вас снимает скрытая камера». Если человек захочет украсть что-то, это будет видно. Это можно воспроизвести, и он не сможет отвертеться. Ему скажут: «Смотри, твое лицо». Это то же самое, записи Читрагупты. Это служители из мандалы Читрагупты в мире людей.


Механизм кармы начинается с того, что идет запись, идет отпечаток, и внутренний цензор регистрирует все это, чтобы потом, когда-нибудь, предъявить это все. Ментальные отпечатки, следы, самскары, непрерывно, нон-стоп запись. Практикующий тоже не может освободиться от этих записей. Потому что его ум постоянно создает отпечатки. Даже если человек овладел воззрением Адвайты, все равно запись идет. Например, человек владеет воззрением Адвайты, он заходит в магазин, крадет двд-диск, его ловят. Человек говорит: «Все иллюзия, все есть Брахман». Но службу безопасности магазина это никак не убедит. Они скажут: «Да, да, сейчас мы выясним, что есть иллюзия, а что не иллюзия. Все равно будешь отвечать». Даже если он так говорит, это ничего не решает, потому что закон кармы действует. Ты должен понять, что все иллюзия гораздо глубже, чтобы все охранники, все записи в свете растворились, тогда твое воззрение сработает. А до этого отвечать придется все равно. Записи Читрагупты будут влиять. Это тоже закон кармы.

Когда человек занимается Карма-йогой, он осознает себя слугой божественного, слугой божественных сил, проводником божественных сил, служителем. Одновременно он осознает себя причастным к брахма-бхаве, у него есть различие, он четко понимает, кто делает, кто не действующий, кто наслаждается плодами труда, а кто не наслаждается, не получает никакой кармы. Тогда его жизнь это непрерывное подношение, это непрерывное жертвоприношение Богу, это служение в состоянии чистой божественной любви. Когда человек так действует, такая деятельность называется нишкама-карма. Кама это значит мирское желание, материальное желание. А нишкама означает действие без желания, без материальных побуждений, бескорыстно. Например, в монастыре мы стараемся следовать нишкама-карме. Наверно, каждый знает, денег вы здесь точно не заработаете, сколько бы вы ни трудились. Я то же самое. За свою деятельность я немного заработал, можно сказать, ноль. Кроме духовного капитала, разумеется. Хотя я себя чувствую работоголиком в служении.


Мы не стараемся нашей деятельностью наслаждать чувства. Нам не нужны какие-то дорогие вещи, которые бы наслаждали наши чувства. Мы можем все задействовать в служении. Для нас гораздо важнее не наслаждать свое тело, а служить высшим ценностям, высшим идеалам, помогать другим, способствовать просветлению человечества. Моральное удовлетворение и моральный капитал, который возникает, при этом гораздо выше любых денег. Я себя чувствую очень богатым, богаче любого олигарха. Это не денежное богатство, это моральное богатство. Удовлетворение от того, что ты можешь служить другим и помогать другим, это самое ценное, самое большое богатство. Ты можешь служить божественным силам. Все это нишкама-карма. Когда человек действует бескорыстно, его ум очень ровный, он обретает равновесие ума, и постепенно утверждается в различении, вивеке, учась отличать того кто действует от того, кто не действует. Он не скорбит о потерях и не приходит в большую радость от того, что что-то получает. Он все это задействует как принцип служения. Это карма-йога.

Приводится такой пример, кассир в банке. Ему часто приносят большие суммы. Он их откладывает. А иногда он должен выдавать другим большие суммы. Но сам он не считает, что он собственник этих сумм. Если представить, что кассиру пришла зарплата на целую фирму или предприятие, много миллионов, и он подумал, что это все ему, и очень сильно обрадовался. А потом ему надо выдать. И он чувствует, что он должен отдать, и очень сильно страдает, ему приходится расставаться с этими миллионами. Это сознание человека, который привязывается к результатам своего труда, и хочет пожинать плоды от своего труда. Но кассир не заблуждается, он знает, все деньги принадлежат банку, это не мое, я просто оперирую этой энергией, это просто энергия. У него нет чувства собственности, и желания его не беспокоят. Даже если он оперирует большими суммами. Все это карма-йога. Мы начинаем в санге с Карма-йоги. Это очень важно, выращивать в себе новое отношение к миру, к действиям, к материальным вещам, чувству делателя. Если мы этого не поймем, то более высокие аспекты служения мы не сможем пройти. Каковы эти более высокие аспекты? Более высокий аспект это ягья. Ягья означает жертвоприношение, подношение Богу. Это уже действие, жизнь, как ритуал подношения, жизнь как непрерывный ритуал, как непрерывное жертвоприношение. Когда человек посвящает Абсолюту двадцать четыре часа в сутки каждое свое действие. Когда каждое действие подобно ритуалу подношения. Такие мысли возникают когда мы размышляем о законе кармы.