birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4 5

Действительно ли проект эффективно способствует противодействию экстремизма и гарантирует лояльность обеспеченных поддержкой мусульман к Российскому государству?

Очевидно, что предложение о ежегодном направлении на «антиэкстремистскую поддержку мусульманских общин» около 200 млн. руб. в год – в среднем по 180 тыс. руб. на местную мусульманскую религиозную организацию – нисколько не решит задачи борьбы с экстремизмом. Это все равно, что выделить любому, первому попавшемуся московскому православному храму указанную сумму на борьбу с экстремизмом. И что община этого храма будет с этими средствами делать, если потом потребуют строгую отчетность? По существу, общины мусульман подкупают: если будете полностью сотрудничать с властями, будете получать ежегодно по 180.000 руб. Ясно, что никакого отношения к борьбе с экстремизмом это не имеет.

Само предложение о ежегодном направлении на «антиэкстремистскую поддержку мусульманских общин» около 200 млн. руб. в год очень похоже на провокацию, это факт позволяет заявить о неправомерном вмешательстве государства во внутренние дела религиозных организаций и о грубом нарушение принципа светскости государства (статья 14 Конституции Российской Федерации).

Анализируемый масштабный проект государственной поддержки создания системы мусульманского образования, в действительности, не обеспечивает сколь-нибудь эффективное противодействие экстремизму, потому что реальные причины и предпосылки зарождения экстремизма, например, социально-экономические, остаются без адекватных государственных мер по их устранению и нейтрализации.

От того, что вместо просто муфтия будет муфтий-бакалавр и даже муфтий-магистр, их убеждения никак не поменяются. Вряд ли кто-то сможет обвинить в необразованности муфтия Равиля Гайнутдина, руководителя Совета муфтиев России. Но высокий уровень образования совершенно не мешает ему делать заявления, мягко говоря, не способствующие межрелигиозному и межнациональному миру (например, о том, что русские не являются нацией90).

Кто вообще определил, что возглавляемая муфтием Равилем Гайнутдином структура является лояльной к государству и другим религиозным организациям? Совет муфтиев России десятки раз делал агрессивные публичные заявления в отношении правомерных инициатив Русской Православной Церкви. Нафигулла Аширов делал откровенно экстремистские антиправославные заявления, известны и его радикальные высказывания в отношении Государственного герба Российской Федерации.


Или заявления Валиуллы Якупова, заместителя председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан, который в своем интервью летом 2002 г. позволил себе оскорбительные высказывания в адрес Русской Православной Церкви, отражающие его личное отношение: «В отличие от негров, национальные меньшинства РФ не осознают, насколько унизительно для них принадлежать к религиозной организации с этноцентрическим названием “Русская Православная Церковь”. Татары-кряшены также молчат и не делают попыток оспорить абсурдность этого названия»91.

Государственная финансовая поддержка системы мусульманского образования вовсе не гарантирует лояльности мусульманских организаций к Российскому государству. Более того, от такой поддержки могут быть как позитивные, так и негативные социальные результаты.

Так, по сообщению прокуратуры Астраханской области, в Астрахани подростки, получающие религиозное образование в мечети-медресе, в 2007 году перестали посещать общеобразовательные школы. В августе 2007 года прокуратурой Астраханской области проведена проверка законности образовательной деятельности религиозной группы под руководством Омарова Хизри. Образовательная деятельность велась в здании мечети – медресе, расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Победы, д.9, представителями централизованной религиозной организации Астраханского регионального духовного управления мусульман в виде чтения лекций о Коране и об основах ислама, преподавания основ арабской грамматики подросткам в возрасте 12–15 лет. Посещение подростками курсов (лекций) осуществлялось добровольно, с ведома их родителей. Однако подростки, посещающие курсы, не имея общего образования, получение которого является обязательным, прекратили обучение в общеобразовательных учреждениях. Прокурором области было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании на имя председателя Централизованной религиозной организации Астраханского регионального духовного управления мусульман92.

Нарушение конституционного принципа светскости государства.

Конституционный принцип светскости государства не стал преградой финансированию государством и его помощи в подготовке, издании и внедрении учебно-методического обеспечения для сугубо религиозного, узкопрофессионального духовного образования мусульман.

Фактически, финансирование государством мероприятий по мусульманской религиозной пропаганде, в том числе изданию литературы, означает, что государство в своей политике в области отношений с религиозными объединениями, оказывает существенные преференции мусульманским организациям по сравнению с православными религиозными организациями.

Показательно, что когда Русская Православная Церковь упорно добивалась введения возможности государственной аккредитации духовных школ в части реализации государственных стандартов высшего профессионального образования, то Министерство образования и науки Российской Федерации (в лице той же Т.Э. Петровой, С.М. Калабина93 и др.94) делало некомпетентные и ложные заявления про то, что якобы этому препятствует Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». К любым попыткам юристов95 объяснить, что названный Федеральный конституционный закон не имеет к обсуждаемому вопросу отношения96, мало чего понимающая в праве Т.Э. Петрова и т.п. оставались просто глухи97.

С другой стороны, когда потребовалось решить этот вопрос для мусульман и «сверху» пришло прямое указание, все противоречия моментально исчезли. Для «сохранения лица» был спешно разработан и принят Федеральный закон РФ от 28.02.2008 № 14-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)», которым внесены небольшие дополнения в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Но федеральный конституционный закон выше по своему статусу федерального закона, и принципиальное противоречие федеральному конституционному закону, о котором твердили в Минобрнауки, не снимается внесением деклараций в федеральный закон. Но такие «мелочи», впрочем, в Минобрнауки мало кому интересны. То есть мы видим, что позиция Минобрнауки в сфере религиозного образования полностью зависит от изменчивой политической и другой конъюнктуры.

Действительная мотивация некоторых организаторов и исполнителей проекта.

Чтобы выявить настоящие причины реализации данного проекта, следует определить, кто принимал и принимает непосредственное участие в его подготовке и почему.

Полагаем, что не представляет загадки мотивация представителей Королевства Саудовской Аравии, проплативших суммы первичных откатов тем, кто принял участие во введении руководителей страны в заблуждение относительно реальных последствий проекта.

Гораздо интереснее мотивация российских исполнителей проекта. Относительно некоторых организаторов и исполнителей проекта целесообразно задаться следующими вопросами. Кто из родственников или друзей должностных лиц Минобрнауки или Рособразования России, ответственных за распределение средств в рамках указанного выше плана, получил эти средства на свою организацию? Кто из чиновников (или родственники каких чиновников) указанных структур купил недавно себе или родным квартиры в центре Москвы? Кому именно начальник Департамента Минрегиона России А.В. Журавский распределил средства, выделенные по линии его департамента на научно-исследовательскую деятельность, и какой процент лиц, получивший такое финансирование, напрямую с ним связан, но при этом не специализируется на финансируемой тематике? Возможно, получив ответы на эти и другие вопросы, станет ясна действительная мотивация ряда организаторов и исполнителей.

Как уже не раз заявлялось в СМИ, сотрудник Администрации Президента РФ А.А. Гришин является членом правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования98. Предположительно, именно он подыскивал кандидатуру руководителя фонда, содействовал обеспечению офисными помещениями. То есть требование светскости государства и государственной службы в России в отношении некоторых лиц, как показывает практика, не исполняется.
Выводы.

1. Анализ проекта позволил выявить его стратегическую цель – выстроить при полномасштабной государственной поддержке и координации системную и комплексную структуру исламского образования, в которой органично интегрированы и согласованы все виды обучениякак непосредственно профессионального религиозного образования, так и светского образования всех уровней, обеспечить стимулирование лавинообразного роста мусульманского религиозного образования. При этом налицо неадекватность указанного плана существующим образовательным потребностям в исламском сообществе, а также отсутствие условий для эффективного государственного контроля качества образования, реализуемого выстраиваемой системой.


2. Результаты и последствия реализации рассматриваемого проекта по созданию системы исламского образования в Российской Федерации при ее государственной финансовой и организационной поддержке в силу принципиальной невозможности полного государственного контроля над направленностью учебного процесса во всех создаваемых мусульманских учебных заведениях, а также из-за образуемого существенного дисбаланса в объемах государственной поддержки православных и мусульманских сообществ, могут существенно противоречить национальным интересам Российской Федерации в том, что:

1) создается прямая угроза сохранению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в России, связанная с неравным и непропорциональным оказанием государственной помощи структурам одной из религиозных конфессий;

2) серьезно нарушается конституционный принцип светскости государства. В процессе реализации Проекта это нарушение выражается в избирательном предоставлении государственными органами финансовой поддержки и другой помощи и преференций меньшему по численности религиозному сообществу, в то время как большему по численности религиозному сообществу поддержки, сравнимой по объему, не оказывается, а также в стремлении государства управлять отдельными процессами внутренней жизни мусульманских религиозных объединений;

3) создаваемая система исламского образования может быть использована в целях, прямо противоположных целям, заявленным разработчиками Проекта, а именно для наращивания потенциала мусульманских структур антироссийской идеологической направленности, создания плацдарма экстремистской деятельности;

4) реализация проекта характеризуется значительной коррупциогенностью в силу информационной закрытости осуществляемых мер и непрозрачного процесса их финансирования;

5) оказание государственной поддержки мусульманским организациям, многократно превышающей по объему поддержку православных религиозных организаций, способствует наращиванию потенциала ускоренного и принудительного распространения ислама на территориях, традиционно населенные русскими и другими славянскими народами, что усилит межнациональную напряженность и вызовет межнациональные и межрелигиозные конфликты.


3. Проект является неконституционным, противоречит законодательству Российской Федерации, носит явный коррупциогенный характер.


1 Ссылка в Приказе Федерального агентства по образованию от 15.08.2007 № 1476 «О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/a1476.html).

2 Приказ Федерального агентства по образованию от 15.08.2007 № 1476 «О реализации проектов, выполняемых в 2007 году в рамках плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/a1476.html).

3 Предложения по поддержке исламского образования и традиционных исламских религиозных организаций / Аналитическая записка.

4 Предложения по поддержке исламского образования и традиционных исламских религиозных организаций / Аналитическая записка.

5 Понятно, что в протоколе для описания этого явления были использованы иные слова, но суть от этого не меняется.

6 Протокол совещания Минобрнауки России по вопросу содействия подготовке специалистов по истории и культуре ислама от 07.06.2007 № 2; Владимир Зорин принял участие в совещании по вопросу «О подготовке высококвалифицированных специалистов по истории и культуре ислама» // «Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Заместители и помощники». Информационные выпуски. – 07.06.2007.

7 Владимир Зорин принял участие в совещании по вопросу «О подготовке высококвалифицированных специалистов по истории и культуре ислама» // «Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе. Заместители и помощники». Информационные выпуски. – 07.06.2007.


8 Университет отчитался перед Министерством науки // http://www.miu.su/?p=45. – 13.02.2008.

9 Устинкин Сергей Васильевич // http://www.whoiswho.nino.ru/elite/19.htm.

10 Данный документ, предположительно, был подготовлен А.А. Гришиным и А.Е. Себенцовым.

11 Гриф «Для служебного пользования» был поставлен на этом и еще ряде документов проекта для исключения попадания их в руки общественности, поскольку лицам, готовившим эти документы, и руководству Министерства образования и науки РФ, издавшему, в частности, указанный приказ, прекрасно известно, с какими грубейшими нарушениями законодательства Российской Федерации реализуется данный проект.

Согласно закону РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1, гриф «Для служебного пользования» не относится к степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии со статьей 7 указанного Закона РФ, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о привилегиях, предоставляемых государством учреждениям и организациям.

12 Приказ подписан руководителем Рособразования Г.А. Балыхиным. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/a1476.html

13 Гришин А.А. 800 млн. рублей выделено при участии властей на развитие исламской общины в России в 2007 году // http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=22887. – 14.02.2008.

14 Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2007 году. Информационный доклад к расширенному заседанию коллегии Рособразования 27.02.2008 // http://www.ed.gov.ru/files/materials/6995/Informatsionnyj_doklad_na_kollegii_rosobrazovanija_27.02.2008.pdf. – С. 55–56.

15 http://www.garant.ru/prime/20080130/6283957.htm.


16 http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/a2153.html.

17 http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/a1840.html

18 Приложение Информационному докладу «Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2007 году», подготовленному к расширенному заседанию коллегии Рособразования 27.02.2008 // http://www.ed.gov.ru/files/materials/6995/Informatsionnyj_doklad_na_kollegii_rosobrazovanija_27.02.2008.pdf. – С. 95–96.

19 Таблица № 1 Приложения Информационному докладу «Об итогах работы Федерального агентства по образованию в 2007 году», подготовленному к расширенному заседанию коллегии Рособразования 27.02.2008 // http://www.ed.gov.ru/files/materials/6995/Informatsionnyj_doklad_na_kollegii_rosobrazovanija_27.02.2008.pdf. – С. 97–98.

20 «Аппетиты» у организаторов проекта существенно выросли с 2002 года. В соответствии с Протоколом от 07.06.2002 г. совещания у заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е. Себенцова, в письме начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ Ф.М. Мухаметшина № ПЗ-600 от 01.07.2002 г. заместителю Председателя Правительства РФ В.И. Матвиенко «О мерах по оказанию организационной, материальной и методической помощи мусульманским религиозным организациям в развитии системы религиозного образования» говорилось, что «для дальнейшей проработки вопросов, связанных с исполнением поручения Президента Российской Федерации, признано целесообразным осуществить следующие мероприятия: 1. Минобразованию России совместно с Минимуществом России, правительством Москвы, Советом муфтиев России и другими духовными управлениями мусульман проработать возможные варианты создания и размещения в г. Москве и в Московской области негосударственного образовательного учреждения, реализующего светские образовательные программы, со статусом института или университета, а также духовного образовательного учреждения со статусом религиозной организации. При проработке этого вопроса


<< предыдущая страница   следующая страница >>