birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 4 5

Направления и механизмы реализации проекта.

Реализация рассматриваемого Проекта по созданию государственно финансируемой системы исламского религиозного образования в России происходит с использованием возможностей существующих социальных институтов, в частности: мусульманских организаций, государственных механизмов взаимодействия с общественными объединениями и оказания им поддержки. Рассмотрим пространство этих институтов подробнее.

В 2005 году был создан Совет по исламскому образованию при Совете муфтиев России, председателем Совета стал М.Ф. Муртазин33.

Создан Центр исламских вузов на Северном Кавказе34.

При Министерстве образования и науки РФ создан консорциум вузов по исламскому образованию35.

Реализуется комплексная программа по содействию развитию сферы религиозного образования (прежде всего мусульманского).

В ноябре 2007 года был создан Совет ректоров высших исламских учебных заведений России. Его учредителями стали ректор Московского исламского университета (г. Москва) – Муртазин Марат Фахрисламович, ректор Российского исламского университета (г. Казань) – Мухамметшин Рафик Мухаметшович, вице-президент Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки г. Махачкала – Садиков Максуд Ибнугаджарович. В ходе заседания участники утвердили Положение Совета ректоров высших исламских учебных заведений России и избрали председателем Совета Р.М. Мухамметшина.36

Логика, алгоритм выстраивания одного из направлений реализации проекта такова. Финансирование выделяется для определенного государственного вуза, за которым закрепляется в качестве партнера определенный мусульманский вуз. Эти два вуза совместно выполняют работы, предусмотренные планом. План предусматривает различные научные, учебные, методические направления работы.

По решению Министерства образования и науки РФ, пять исламских вузов прикреплены, соответственно, к пяти государственным вузам.


Государственные вузы, участвующие в программе37:

• Московский государственный лингвистический университет (г. Москва);

• Кубанский государственный университет (г. Краснодар);

• Нижегородский государственный университет (г. Нижний Новгород);

• Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург);

• Северо-Кавказский государственный технический университет.

Базовыми негосударственными исламскими вузами в проекте были определены следующие:

• Московский исламский университет (г. Москва);

• Российский исламский университет (г. Казань);

• Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России (г. Уфа);

• Северо-Кавказский исламский университет имени Абу Ханифы (г. Нальчик);

• Северо-Кавказский исламский университетский центр (г. Махачкала)38.

В проект также включен Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.39

В пять из перечисленных выше государственных вузов осуществляется целевой набор абитуриентов по квотам (по религиозному признаку), на основе рекомендаций духовных управлений мусульман.

Пунктом 24 Плана мероприятий Минобрнауки России по стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Южном федеральном округе (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2005 № 139 «Об утверждении плана мероприятий Минобрнауки России по стабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Южном федеральном округе»; с изменениями от 26.07.2005) была предусмотрена организация в течение 2005 года целевой подготовки специалистов в области истории и культуры ислама (30 мест) на базе ряда вузов (Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского).


В 2007 году набиралось по 10 человек по рекомендациям духовных управлений мусульман в следующие вузы:

Институт международных отношений и социально-политический наук (подразделение на правах факультета) Московского государственного лингвистического университета – на специальность «культурология» (востоковедение, арабский язык);

Факультет международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – на специальность «политология» (востоковедение, арабский язык);

Смольный институт свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета – на специальность «искусства и гуманитарные науки» (востоковедение, арабский язык);

Северо-Кавказский государственный технический университет – на специальность «социология» (исламская социология, арабский язык);

Кубанский государственный университет – на специальность «история».

Как прокомментировал эту практику ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации А.Е. Себенцов, «по инициативе государства образован фонд, аккумулирующий средства, поступающие из разных источников, в том числе – зарубежных, на эти цели. Кроме того, государство на протяжении четырех лет расширяет практику подготовки на базе светских вузов специалистов по истории и культуре ислама. Так, первая группа студентов МГУ, направленных в этот вуз по рекомендациям ДУМов (духовных управлений мусульман), завершает обучение по специальности “Регионоведение”. Государство выбрало также ряд престижных вузов в регионах, которые будут ежегодно принимать по 10 человек по рекомендациям ДУМов на обучение по гуманитарным специальностям (история, культурология, социология, регионо- и религиоведение). Эти вузы объединены в Ассоциацию, за ними закреплены религиозные учебные заведения соответствующих ДУМов, программы и учебные планы которых будут проходить апробацию в этих светских государственных вузах»40.


Полагаем, что квотирование по религиозному признаку учебных мест в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования является неправомерной инициативой отдельных государственных должностных лиц в сфере отношений с религиозными объединениями, явно противоречит конституционным нормам о светскости государства в Российской Федерации, отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом (части 1 и 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации), а также конституционной норме о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, еще в марте 2002 г. председатель Комитета по связям с религиозными организациями Правительства г. Москвы Н.В. Меркулов в своем письме председателю Комитета образования Правительства г. Москвы Л.П. Кезиной потребовал введения такого квотирования по религиозному признаку: «В настоящее время сложилась острая ситуация с обеспечением му­сульманских общин священнослужителями. Открытые в 1994 г. высший Ду­ховный исламский колледж и с 1999 г. – Московский исламский универси­тет в целом дают необходимое религиозно-богословское образование своим выпускникам. В то же время преподавание необходимого количества свет­ских дисциплин в данных учебных заведениях затруднено. Однако опыт прошлых лет показывает, что богословы и имамы должны быть всесторонне развиты, получать не только теологическое, но и полноценное светское высшее образование. Комитет по связям с религиозными организа­циями поддерживает просьбу муфтия шейха Равиля Гайнутдина об обучении священнослужителей Духовного управления мусульман европейской части России по целевому набору в вузах столицы для получения ими высшего светского образования. Для финансирования данного проекта Комитет считает необходимым предусмотреть выделение Комитету образования дополнительных средств из бюджета города Москвы для обучения 25 студентов»41. Достаточно показательно, что почему-то почти все кандидатуры, представленные председателем Совета муфтиев России, муфтием Равилем Гайнутдином в Московский комитет образования в соответствии с обозначенной выше протекцией Н.В. Меркулова, оказались в то время в возрасте 16–18 лет, лишь одна девушка – 21 года42.


В своем выступлении в Российском исламском университете в ноябре 2007 г. Первый заместитель Председателя Правительства РФ Д.А. Медведев (ныне – избранный Президент РФ) заявил: «Правительство недавно одобрило представленный Минобрнауки план по подготовке специалистов с углубленным знанием истории культуры ислама в светских вузах, а также по оказанию методического содействия в информационно-технической помощи высшим учебным исламским заведениям. В соответствии с этим планом государственные вузы заключают с исламскими образовательными учреждениями договоры о сотрудничестве, разрабатывают методические пособия и программы… И сегодня речь идет уже о создании всероссийского интернет-портала для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама»43. Тем самым, Д.А. Медведев подтвердил самое непосредственное участие Министерства образования и науки Российской Федерации в разработке данного проекта (добавим, во взаимодействии с представителями Совета муфтиев России, Московского исламского университета, нескольких представителей правоохранительных органов, при кураторстве со стороны А.А. Гришина, А.Е. Себенцова и еще ряда лиц).

По заявлению начальника отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Т.Э. Петровой: «Государство выделяет значительные средства этим пяти государственным вузам для оснащения исламских вузов современными техническими средствами образования: компьютерными классами, лингафонными кабинетами, средствами дистанционного обучения и т.д. Предполагается также стажировка преподавателей исламских вузов в государственных вузах, а преподаватели светских дисциплин, таких как история, философия, социология, педагогика, культурология будут восполнять свои знания об исламе, изучая историю ислама, философию ислама, педагогику ислама, этику ислама, мусульманское право. Такое сотрудничество государственных и исламских вузов поможет поднять исламское образование в России на новый, современный уровень… Для практического осуществления этой, поистине, новой политики государства, Правительством РФ принято специальное распоряжение, предусматривающее конкретные меры по поддержке исламского образования»44.


О том, какая колоссальная работа развернулась внутри этих отобранных для проекта государственных вузов, можно судить по объявлениям о следующих внутренних конкурсах в Московском государственном лингвистическом университете, осуществляемых в рамках проекта «Реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах» (заявки принимались до 25.10.2007):

• на выполнение работ по мероприятию 2.1.1 «Разработка концепции учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

• на выполнение работ по мероприятию 2.1.2 «Подготовка учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

• на выполнение работ по мероприятию 2.1.5 «Разработка методических рекомендаций по использованию учебников, учебных пособий, словарей, хрестоматий, практикумов, методических рекомендаций, рабочих тетрадей по основным учебным дисциплинам каждой образовательной программы»;

• на выполнение работ по мероприятию 3.1.4 «Разработка концепции применения современных технических средств при реализации образовательных программ с учетом специализации и содержания частных методик»45.

В конце 2007 года Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского объявил открытый конкурс на оказание услуг по разработке, информационному наполнению и внедрению портальной системы дистантного, то есть основанного на использовании технических средств связи, обучения специалистов-политологов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Изначальная цена вопроса – 3,82 млн. рублей. ООО «ПрофИнвест-IT» стало единственным участником конкурса, который признан несостоявшимся. Конкурсная комиссия рекомендовала заказчику заключить контракт по цене 3,82 млн. рублей с единственным участником размещения заказа. Источником финансирования является федеральный бюджет46.


Результатом такой совместной деятельности при столь значительном финансировании стало издание в рекордно короткие сроки значительного количества учебных, учебно-методических и научно-справочных пособий, учебников, монографий, научно-популярной литературы.

В рамках Плана издается большое количество литературы по смежным темам – в качестве формы оплаты труда привлеченных к реализации проекта помощников47.

На государственные деньги государственными вузами во взаимодействии с мусульманскими организациями экстренно были подготовлены (или находятся в процессе подготовки, запланированы) совокупно всеми привлеченными светскими вузами, а также соисполнителями – третьими лицами (например, задействованными в организации проекта чиновниками или близкими им лицами):

• свыше 200 (!) учебно-методических комплектов по основным дисциплинам мусульманского профессионального религиозного (духовного) образования, включая типовые материалы (в электронном и печатном виде) для лекционных и семинарских занятий (учебники, учебные пособия, учебные планы, учебные программы, учебно-методические пособия и пр.), в том числе их презентационные мультимедийные части;

несколько сотен учебников, учебно-методических пособий, курсов лекций, методических рекомендаций, словарей;

• десятки примерных образовательных программ высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки и специальностям (программ профессиональной переподготовки, программ повышения квалификации), иных рабочих программ;

• десятки электронных учебников и электронных учебных пособий.

Специалисты, ознакомившиеся с изданными и проектируемыми пособиями, отмечают достаточно высокое качество подготовки указанных материалов.

В частности, в рамках анализируемого проекта, Московскому государственному лингвистическому университету было поручено подготовить 4 примерные образовательные программы высшего профессионального образования по 1 направлению подготовки и 4 специальностям, разработать 64 учебника и учебно-методических пособий, 32 методические рекомендации. Смольному институту свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета было предписано создать 100 электронных учебно-методических комплектов по 4 направлениям подготовки (специальностям), разработать и провести апробацию системы сетевого дистанционного обучения, подготовить 22 электронных учебника и учебно-методических пособия, создать интернет-портал системы дистанционного образования для студентов и преподавателей и мн. др.48


С другой стороны, одним только Московским исламским университетом в 2007 г. в рамках анализируемого проекта были подготовлены 26 учебников и пособий по исламоведению, истории, философии, культурологии, филологии арабского языка, социологии, политологии и др. Были разработаны учебные программы по дисциплинам таких образовательных направлений, как регионоведение, культурология, социология, искусства и гуманитарные науки.49

Во многих субъектах сегодня «в пожарном порядке» печатаются учебники для мусульман, проводятся тендеры на поставку материалов для типографий для печати мусульманских учебников.

Например, тендер в ноябре 2007 г. на поставку канцелярских товаров и бумаги для обеспечения подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Кубанском государственном университете50.

В середине сентября 2007 года Федеральное агентство по образованию сообщило о том, что намерено на конкурсной основе выбрать организацию, которая взяла бы на себя «создание и поддержку специализированного сайта в сети интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама». От исполнителя данного проекта требовалось, в частности, разработать сам портал (с учетом определенных критериев), а также обеспечить соблюдение требований к защите информации от несанкционированного доступа и требований к надежности работы аппаратно-программного комплекса. Кроме того, подрядчик должен будет организовать годовое информационно-техническое обслуживание разрабатываемого сайта и обеспечить доступ пользователей к нему через федеральные научно-образовательные сети (RUNNet, RBNet) и интернет. Бюджет этого проекта был определен в 15 млн руб. 51

Предмет указанного государственного контракта:

«Выполнение работ (оказание услуг) по проекту: “Создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама”»52.


Требуемый по указанному госконтракту объем выполняемых работ (оказываемых услуг):

« Анализ опыта функционирования интернет-ресурсов, сходных по тематике с разрабатываемым порталом.

Анализ целевой аудитории разрабатываемого портала и её информационных потребностей.53

Разработка единой концепции портала.

Разработка информационно-логической архитектуры портала.

Выработка единой стилистики портала; разработка дизайн-макетов различных типов страниц портала и администраторского интерфейса.

Вёрстка дизайн-макетов различных типов страниц портала.

Разработка программной платформы портала.

Подбор информационных материалов и перевод их на арабский язык.

Адаптация информационных материалов для размещения в сети Интернет.

Вёрстка и размещение на портале информационных материалов.

Создание аппаратно-программного комплекса портала и его зеркал в регионах вузов-участников проекта и его внедрение в промышленную эксплуатацию54

На участие в указанном конкурсе поступила лишь одна заявка. Ее подал Северо-Кавказский государственный технический университет, который запросил за свои услуги 14 млн. 800 тыс. руб. (свыше 630 тыс. долларов США!). 6 ноября 2007 года Федеральное агентство по образованию подвело итоги открытого конкурса по выбору подрядчика IT-проекта. Конкурс был признан несостоявшимся, но предложение названного вуза устроило Рособразование, и с единственным участником было решено подписать государственный контракт.55

Приказ Федерального агентства по образованию от 20.11.2007 № 2099 «О выделении ассигнований из федерального бюджета на выполнение работ (оказание услуг) в 2007 году по итогам открытого конкурса “Создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама”» обязал Управление программ в сфере образования и размещения государственного заказа (Б.В. Короткову) предусмотреть выделение ассигнований из федерального бюджета на оплату выполнения работ (оказания услуг) по итогам открытого конкурса «Создание и поддержка специализированного сайта в сети Интернет по вопросам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама» (И-1) по направлению расходов «прочие нужды», по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 14.800.000 руб. и обеспечить заключение государственного контракта с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет». Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» (П.Ф. Анисимову) было предписано обеспечить рассмотрение и приемку результатов исполнения обязательств названным образовательным учреждением в соответствии с условиями государственного контракта, а также предоставление зарегистрированных Управлением программ в сфере образования и размещения государственного заказа актов сдачи-приемки исполнения обязательств по государственному контракту в Управление бухгалтерского учета и отчетности. Управление бухгалтерского учета и отчетности (С.Н. Кокодееву) этим же приказом обязали обеспечить перечисление денежных средств по государственному контракту, заключенному с Северо-Кавказским государственным техническим университетом, в рамках выполнения Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах по направлению расходов «прочие нужды», по подстатье 226 «Прочие услуги» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на сумму 14.800.000 руб.56


Следует отметить, что апробация этих учебников и пособий связана с массой проводимых, в большинстве случаев, на все те же бюджетные деньги конференций, семинаров, совещаний по тематике исламского образования. Проверка целесообразности и рациональности расходования государственных средств на подготовку и проведение этих мероприятий является сложной по исполнению, вследствие чего такого рода мероприятия практически находится вне должного государственного финансового контроля.

Перечислим некоторые из конференций, семинаров и т.д.

26.06.2007 в Москве в здании Московского государственного лингвистического университета была проведена научно-практическая конференция по этой теме.57

В конце июня 2007 года Советом по исламскому образованию при Совете муфтиев России и Московским исламским университетом была проведена научно-практическая конференция «Развитие религиозного образования мусульман России». Программа конференции включала доклады и выступления ректора Московского исламского университета М.Ф. Муртазина «Вопросы развития исламского религиозного образования в современной России», советника Администрации Президента РФ А.А.Гришина, первого заместителя председателя ДУМ Республики Татарстан Валиуллы Якупова, профессора РУДН А.А. Нуруллаева, доцента Л.А.Баширова, проректора МИУ Г.Ю. Хабибуллиной, проректора МИУ В.Д.Гавриша.58

27–28.11.2007 в Москве был проведен семинар-совещание «Традиционные и современные политические, этические и эстетические концепции Ислама, их трансформация в массовом сознании мусульманских народов России и проблемы преподавания в российских вузах»59.

14–16.12.2007 в столице Кабардино-Балкарии г. Нальчике была проведена научно-практическая конференция на тему «Ислам в истории и культуре народа Кавказа: традиции и новые пути осмысления». Конференция проводилась в рамках реализации разработанных под эгидой Министерства образования и науки РФ Комплексной программы «Содействие развитию сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского (2005–2015 гг.)» и «Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 гг.». Цель проведения конференции – обсуждение проблем, связанных с обеспечением подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Организаторами конференции выступили вузы-«партнеры» – Кубанский государственный университет в Краснодаре и Северокавказский Исламский университет имени Абу Ханифы в Нальчике.60


18–19.12.2007 на базе Северо-Кавказского государственного технического университета прошел семинар-совещание по проблемам подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. На этом семинаре-совещании был презентован заведующей лабораторией ОИЦ СевКавГТУ А.А. Бенда образовательный портал «История и культура ислама» (www.islamedu.ru), разработанный сотрудниками лаборатории61.

21.01.2008 года в конференц-зале Совета муфтиев России прошло совещание по проблемам дальнейшего развития и совершенствования работы в 2008 году в рамках «Программы содействия подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 гг.». В работе совещания приняли участие следующие лица: ректор Московского исламского университета М.Ф. Муртазин, проректор по учебно-научной работе МИУ В.Д. Гавриш, заведующий редакционно-издательским отделом МИУ А.К.Эжаев, д.и.н. Г.М. Керимов, доцент каф. арабской филологии ИСАА МГУ, к.филол.н. В.В. Лебедев, в.н.с. Института востоковедения РАН, д.и.н. Д.В. Микульский, зам.зав. каф. арабской филологии ИСАА МГУ к.филол.н. В.М. Пак, ректор Дагестанского института теологии и религиоведения, директор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Университетского центра д.филос.н. М.И. Садиков, зав. редакционно-издательского отдела Российского исламского университета Р. Батров, помощник ректора Смольного института свободных искусств и наук СпбГУ А.А. Михейшин, зав. каф. религиоведения и религий СПбГУ д.филос.н. М.М. Шахнович и др.62

11.02.2008 прошло третье заседание рабочей группы по реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, созданной, как уже указывалось выше, при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Как сообщалось Московским исламским университетом, «в результате анализа представленных результатов руководством Министерства образования и науки РФ был сделан вывод о полном выполнении обоими участниками поручений Правительства и взятых на себя обязательств. При этом непосредственно МИУ, его руководством, профессорско-преподавательским составом и привлеченными научными и педагогическими кадрами было подготовлено, проведено и представлено в качестве отчета достаточно внушительное количество материалов и мероприятий»63.


27.02.2008 в здании Московского исламского университета состоялась встреча студентов московских ВУЗов, обучающихся по президентской программе, с советником Администрации Президента РФ Алексеем Гришиным и ректором МИУ Маратом Муртазиным64.
Основные организаторы и исполнители.

Очевидно, что у руководителей государства (В.В. Путина или Д.А. Медведева) нет никакой личной (идеологической или иной) заинтересованности в реализации описываемого проекта.

Изначальные формулировки поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.05.2002 №Пр-849 и от 19.06.2002 № Пр-1089 отличались от того смысла, который из них вывели А.А. Гришин и А.Е. Себенцов.

Целесообразно процитировать здесь указанные поручения65.

Поручение Президента РФ В.В. Путина от 21.05.2002 № Пр-849 М.М.Касьянову, Ю.М. Лужкову, Ю.С. Осипову: «Предложение об открытии в г.Москве Исламского университета заслуживает внимания. Прошу проработать вопрос и доложить.»

Поручение Президента РФ В.В. Путина от 19.06.2002 № Пр-1089: «Продолжающиеся проявления религиозного экстремизма в стране требуют принятия дополнительных мер по повышению уровня взаимодействия государства с религиозными объединениями. Прошу в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».

В указанных документах Президента России речь не шла о помощи исключительно только мусульманскому религиозному образованию, задача ставилась шире – о дополнительных мерах по повышению уровня взаимодействия государства с религиозными объединениями, причем не одними только мусульманскими (!). Таким образом, поручения Президента России существенно отличаются по смыслу от тех действий, которые были предприняты рядом руководителей под предлогом исполнения поручения главы государства. Очевидны факты некорректного толкования поручений Президента РФ и введения высшего должностного лица в заблуждение.


В реализации описываемого проекта задействованы структуры Администрации Президента РФ (советник А.А. Гришин, его начальник А.И. Кудрявцев и др. лица), Аппарата Правительства РФ (М.И. Тринога, А.Е. Себенцов и др.), а также Министерство регионального развития Российской Федерации (директор Департамента межнациональных отношений А.В. Журавский), несколько подразделений правоохранительных органов, Министерство образования и науки Российской Федерации (А.А. Фурсенко, И.И. Калина, А.Г. Свинаренко66, И.М. Реморенко, Т.Э. Петрова, Н.М. Розина и др.), Федеральное агентство по образованию, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе В.Ю. Зорин67.

Проект предварялся широкой подготовительной кампанией, включавшей в себя, в том числе, пропагандистскую составляющую. На этом направлении огромный вклад был внесен, в частности, Р.А. Силантьевым, который еще в 2002–2003 гг. активно лоббировал тогда же провалившийся проект «Русский ислам». В своем книге 2007 года Р.А. Силантьев весьма сетовал68 по поводу того, что ранее провалился так же и проект по созданию в Москве Российского исламского университета в качестве общероссийского (и даже международного) исламского вуза (проект 2002–2003 гг.69). Р.А. Силантьев пропагандировал собственный проект70 государственного финансирования подготовки муфтиев: «…ситуация с исламским образованием не является неразрешимой. Так, вполне реально открыть государственные трехлетние курсы классического арабского языка, на которых наиболее перспективные мусульмане смогли бы не только выучить язык, но и определить для себя целесообразность дальнейшей карьеры в качестве духовного лица. Выпускники курсов получили бы возможность продолжать свое обучение либо в финансируемом из бюджета исламском университете на территории России. …все высшие исламские лидеры России должны иметь гарантированно качественное образование, полученное в авторитетном и пророссийском учебном заведении… Параллельно с реформой образования профильные министерства и ведомства должны озаботиться изданием на русском, татарском, башкирском и других распространенных среди российских мусульман языках переводной богословской литературы традиционного содержания и высокого качества… Касаясь вопроса о непосредственной финансовой помощи государства мусульманским структурам… гораздо эффективнее вложить несколько десятков миллионов рублей в книгоиздание, нежели в строительство мечети в отдаленном селе, а сто тысяч рублей, потраченных на зарплату сотрудников ключевого муфтията, принесут большую пользу»71.


Как следствие, весной 2008 года в рамках программы Министерства образования и науки РФ по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007–2010 годах, реализуемой Московским государственным лингвистическим университетом, была издана еще одна книга Р.А. Силантьева – «Современный ислам в России», заявленная как тематическая энциклопедия72.



<< предыдущая страница   следующая страница >>