birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3

1.1. Теоретические основы формирования профессионально-информационной культуры будущих специалистов экономического профиля в учреждениях СПО

1.1. Исследование проблемы формирования профессионально-информационной культуры будущих специалистов экономического профиля в учреждениях СПО.


Сегодня общество требует от среднего профессионального образования (?) формирования самостоятельной, ответственной, социально активной личности, способной к решению возникающих производственных и социальных проблем, обладающей высоким уровнем информационной культуры. Очевидно, что одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является поиск путей и средств оптимизации процесса подготовки будущих специалистов финансового профиля в условиях информатизации общества, формирования у них информационной культуры.

Между тем изучение теории и практики подготовки будущих специалистов финансового профиля показывает, что формирование информационной культуры в профессиональной деятельности в ходе образовательного процесса не всегда проектируется и реализуется; отсутствует адекватное системное и технологическое подкрепление этого процесса, что в значительной степени сказывается на качестве подготовки выпускников.

Таким образом, необходимо:

- совершенствование качества профессиональной подготовки будущих специалистов экономического профиля, обладающих требуемым уровнем информационной культуры в условиях информатизации общества и профессиональной деятельности в соответствии с профессиональной функциональностью;

- определения научно-педагогических основ формирования у будущих специалистов финансового профиля информационной культуры и разработки адекватных системы и технологии, обеспечивающих подготовку специалистов, отвечающих предъявляемым требованиям. Противоречия не доказаны, почему идет сразу их обобщение???

Необходимость разработки теоретических и организационно-методических аспектов формирования информационной культуры в профессиональной подготовке будущих специалистов финансового профиля предопределяется рядом противоречий между:

- объективной потребностью общества в информационно-культурном субъекте, стремящемся к самосовершенствованию, и недостаточным вниманием науки к этой проблеме;


- сложившейся системой образования и реальными потребностями общества в подготовке будущих специалистов, отличающихся высоким уровнем профессиональной и информационной культуры.

Вышеизложенные противоречия позволяют в целом на теоретико-методологическом уровне определить проблему, которая состоит в теоретическом обосновании и конструировании системы формирования у будущих специалистов финансового профиля информационной культуры ???, поиске технологических решений, обеспечивающих продуктивность данного процесса и позволяющих повысить качество профессиональной подготовки специалистов.

Современное развитие общества предполагает усиление информационного компонента профессиональной деятельности человека. В условиях информатизации общества возрастает роль информационной культуры, которая носит общеучебный, общеинтеллектуальный и надпредметный характер. В связи с этим происходит переплетение информационной и профессиональной культуры.

Сущность феноменов «профессиональная культура», «профессия», «профессиональная деятельность» раскрывают работы A.A. Дикаревой, М.И. Мирской, Э. Дюркгейма, А.Н. Леонтьева, Д. Пристли, С.Г. Струмилина, Д.Л. Томпсона, О.И. Шкаратана1.

Выявим сущность информационной культуры.

В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, правил и навыков, позволяющих находить и использовать данные (документы) независимо от места их нахождения.

Следует отметить, что однозначного определения информационной культуры еще не существует.

В одном случае она определяется как информационные качества личности (Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как «гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации» (Зиновьева Н.Б.).

В другом – как информационная деятельность (Хангельдиева И.Г.), как «информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» (Гречихин А.А.).


Иногда информационную культуру связывают с определенным уровнем знаний, «позволяющих человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» (Медведева Е.А.)., с новым типом общения (Михайловский В.Н.). Встречается понимание информационной культуры как характеристики уровня развития общества (Соснина Т.Н.).

Таким образом, понятие «информационная культура» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития науки неоднозначно.

Различные определения информационной культуры приведены в Приложении А. Надо их собрать в таблицу и привести в пар.1.1 по тексту!!!

Современное понимание информационной культуры связано с пониманием опыта и раскрывается в деятельностном подходе, в котором опыт осваивается через содержание образования в единстве умений и знаний, а изучение и усвоение новых знаний, умений и навыков, осуществляется, опираясь на прежние знания и опыт, полученные в процессе деятельности человека. Деятельность человека не только приводит к определенным результатам, но и служит основой для жизненного опыта (experience). Такой опыт может накапливаться как стихийно, так и целенаправленно.

Большинство исследователей связывают понятие информационной культуры с феноменом информационного общества, и на основе этой связи определяют сущность исследуемого явления.

Так А. Турен ограничивался в определении чисто экономическим аспектом: «...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства. Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом» [202].стр.???

По мнению А. Турена, наиболее важным моментом в формулировке понятия «информационного общества» является акцент на новые экономические отношения. А. Турен подчеркивает особую важность преобразований инвестиционной и управленческой политики в ходе телекоммуникационно-информационной революции.


Д. Белл рассматривая информационное общество, делает упор на социальные факторы: «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретёт становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [24].

Его определение «информационного общества» любопытно историчностью своего подхода, т.е. он определяет сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, тем самым выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые отличают «послереволюционное» общество от нынешнего.

Представляется важным исследование Г. Кана, в котором он разграничил понятия «интеллекта» и «информации». Это имеет важное значение в теории «информационного общества», так как позволяет четко выявить различия между духовной (имеется в виду человеческий разум) и материальной (имеется в виду «информация») сферами жизни нового общества и тем самым подчеркнуть, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру, способствовать прогрессу духа.

Некоторые исследователи связывают изучение информационной культуры с проблемами экономической культуры личности, причем подобные исследования активизировались в последние десятилетия. Сущность экономической культуры, её место в системе общей культуры определили П.Р.Атутов, Р.Г.Ахметов, В.Д.Демичев, А.В.Дроздов, И.Б.Иткин, В.А.Полякова, В.Д.Попов, И.А.Сасова, Г.Л.Смирнов, А.К.Уледов, М.А.Хроменкова. Проблемы экономической культуры, мышления и сознания находят отражение в трудах экономистов Л.И.Абалкина, Л.С.Бирмана, К.А.Улыбина, В.П.Чичканова.

Растет число исследователей отдельных составляющих экономической культуры.

Так, педагогические аспекты экономического образования и воспитания школьников рассматривались в работах А.Ф.Аменда, К.Ш.Ахиярова, А.Ф.Амирова, В.Боровиковой, Ю.К.Васильева, А.С.Гаязова, Н.П.Рябининой, Т.Шпака.


Возможности трудовой подготовки и школьного предпринимательства для экономического образования и формирования экономического мышления рассматривались в трудах П.Р.Атутова, К.Ш.Ахиярова, А.Ф.Амирова, Ф.Ф.Абазова, Н.И.Бабкина, А.С.Гаязова, А.Полякова, Р.З.Тагариева.

Теории содержания образования посвящены работы В.В.Краевского, В.С.Леднева, М.Н.Скаткина, Л.В.Занкова.

Образовательному процессу в ССУЗах посвящены работы Л.Н.Алексеевой, В.Васильевой, А.Г.Герасимовой, Г.Г.Городничего, Л.В.Зосимовского, Л.Г.Семушиной, Н.Г. ЯроШенко. Это к Вашей проблеме имеет отношение, то в каком аспекте????

Анализ литературы по указанной проблеме показал, что формирование экономической культуры студентов в процессе образовательной деятельности такой в природе на существует!!!!до сих пор не являлось предметом педагогического исследования.

Таким образом, если рассматривать информационную культуру как аналог экономической культуры, то недостаток исследовательских работ по этой теме не позволяет дать однозначное определение информационной культуре.

Не менее узок и малоперспективен подход, по которому информационную культуру понимают как способность специалиста использовать современные информационные технологии, прежде всего, компьютер.

Многие считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надёжным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества будет производство информационного, а не материального продукта.

Важная тенденция развития информационного общества проявляется в том, что происходит формирование информационной грамотности и информационной культуры.

Под информационной грамотностью понимается «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов» [247].


Существуют и широко используются в популярной и специализированной литературе ряд родственных, но не синонимичных информационной грамотности понятий, среди которых «компьютерная грамотность» (computer literacy), медиаграмотность (media literacy).

Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

- знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

-  совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного специалиста, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Совершенствование информационных и коммуникационных технологий создает новые информационные возможности для поиска, анализа и обработки информации, но не является определяющим в формировании информационной культуры.

Рассмотрим понятие информационной культуры с позиции мировоззренческой.

Хотя переработка и использование информации велась веками, в современном понимании опыт информационной деятельности приобретает новый смысл. Современное научное мировоззрение в информационном обществе включает представление об информации как одном из трех основополагающих понятий (наряду с веществом и энергией), на основе которой строится современная картина мира.1


Целенаправленное формирование информационной культуры происходит в прямом виде, например, в процессе освоения отображенного ранее накопленного социального опыта, в том числе при осуществлении и анализе опытно-экспериментальной деятельности людей (experiment), а также в контекстном виде в процессе управляемой и самостоятельной учебной деятельности в специально организованной учебной среде.

Стихийное формирование информационной культуры происходит в основном контекстно, например, при обмене информацией, ее воспроизведении в процессе решения тех или иных проблем, связанных с информационными технологиями.

В России получила распространение концепция информационной культуры, которая нашла свое отражение в работах Г.Г.Воробьева (1971). Автор соотносил это понятие с наличием знаний, умений и навыков, способствующих повышению производительности управленческого труда. Но в первую очередь понятие стало востребованным в сфере библиотечно-библиографической деятельности.

В дальнейшем количество подходов к изучению информационной культуры увеличилось. Появились философско-мировоззренческие концепции (А. П. Суханов, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и др.) и работы, в которых информационная культура отождествлялась с профессиональной деятельностью специалиста. В 90-е годы XX века она стала анализироваться как аспект культурной деятельности; в практику образования понятие вошло в 1994 году (А. П. Ершов).

Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Проблема формирования информационной культуры будущих специалистов достаточно ёмка и неоднозначна. На основании этого определяющее значение имеют труды С. Я. Батышева, А. А. Беляевой, М. С. Кагана, М. И. Кондакова, В. Д. Шадрикова, в которых раскрываются концептуальные основы проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов.


Исследование данной проблемы осуществляется по комплексу направлений: роль информационных технологий в интеллектуальном развитии обучаемых (Б. С. Гершунский, Л. Л. Гурова и другие); использование информационных технологий в образовании (Г. И. Железовская, А. Е. Петров, В. И. Роберт, А. Н. Тихонов и другие); информационные технологии как эффективное средство интенсификации процесса обучения (Е. П. Велихов, Б. Ф. Ломов, Е. И. Машбиц и другие); формирование информационной культуры личности обучаемых (О. В. Ефимова, Н. В. Макарова, Н. Д. Угринович и другие); применение информационных технологий для формирования средств контроля (Т. В. Корнилова, Н. Ф. Талызина и др.).

Обобщая результаты данных исследований, следует резюмировать (необходимо сказать), что информационная культура составляет одну из граней общей культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура по своей сути интегративна, она проявляется практически во всех областях человеческой деятельности.

Мы согласны с определением, что информационная культура – это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности.

На разных этапах обучения и использования информационных технологий опыт информационной деятельности обучающихся усложняется, обогащается, наполняется новым содержанием.1

Осведомленность о предмете обычно обусловлена внешними мотивами освоения компьютера, побуждаемыми средствами массовой информации, большим количеством электронных учебных пособий или общением со сверстниками. На этом этапе закладываются зачатки способностей к изучению внешнего вида компьютера, его компонентов, осваивается клавиатура с помощью клавиатурных тренажеров. Присутствуют разрозненные знания о вычислительной технике, о целях компьютеризации общества, о применении компьютеров в различных сферах человеческой деятельности.


Элементарная компьютерная грамотность обычно опирается на внутренние мотивы расширения кругозора, когда у учащихся закладывается понимание целей компьютеризации. Владение компьютером требует и развивает далее способности к быстрой и эффективной формализации материала, т.е. решению достаточно большого набора задач по элементарной обработке данных, поиску информации.

Функциональная составляющая информационной культуры возникает при наличии более глубоких внутренних мотивов к расширению и углублению знаний в области информатики, а также внутреннего настроя на использование информационных технологий в учебной деятельности. Укрепляются способности к расширению символического опыта (работа с символами и знаками), к развитию воображения, а также способности к построению динамической модели решения задач с помощью языков программирования, к поиску необходимой информации в гипертексте. Учащиеся овладевают знаниями о структуре технических и программных средств, возможностях компьютерных сетей; разнообразными умениями работы с компьютером, применения разных видов прикладного и программного обеспечения, свободного владения рядом программ.1

Системная составляющая информационной культуры возможна при наличии устойчивой внутренней мотивации к освоению систем информационных технологий и потребности в их использовании. На этом уровне требуются более сложные формы способностей к воображению при включении в виртуальные ситуации, к мышлению стандартизированными алгоритмами как условию перехода от одного языка программирования к другому. Развиваются умения и навыки письменного общения по электронной почте, свободного ориентирования в мире компьютерных технологий, перехода от одного программного средства к другому, происходят овладение методами сбора и обработки информации, освоение новых универсальных программных средств и умения оказать помощь в их применении другим учащимся. Все перечисленное требует уже целостной системы знаний в области информатики.


Анализ литературы показывает, что в современных исследованиях информационная культура изучается преимущественно в аспекте ее информационной составляющей. Выделяются подходы, в которых она соотносится с библиотечно-библиографической деятельностью [21, 41, 48, 49, 65, 75, 179]; с освоением информационно-компьютерных технологий и оперированием информацией [35, 103, 112, 128, 129, 189, 202]; представляется как способ гармонизации взаимоотношений личности с миром информации [48, 49, 56, 79, 90, 201, 202].

Информационная культура представляет собой органический синтез информации и культуры. Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Это культура взаимодействия человека с информацией на уровне общества и личности.

Наиболее часто информационную культуру определяют на основании овладения каким-либо операционно-технологическим умением.

Методы формирования отдельного умения весьма полно разработаны в педагогической науке, поэтому данный подход выглядит привлекательным. К. Р. Овчинникова определяет умение работать с информацией не как информационную культуру, а как информационную грамотность. А она представляет собой лишь одно из слагаемых информационной культуры [139, 230, 239, 240].

В следующей группе кого ????под информационной культурой понимается комплекс умений, навыков, знаний. Данный подход рассматривает ее более широко: инструментальные, операционно-технологические умения и навыки дополняются способностями использовать их на практике.

Обычно совокупность знаний, умений, навыков и опыт деятельности в какой-либо сфере определяют как компетентность [204] или компетенцию [208]. D. Вааске, К. Тупег [230, 240,] соотносят данный набор с компьютерной компетентностью; а Н. X. Насырова и Л. Л. Узденова [3] — с информационной компетентностью.

А. Атаян, А. Беляевой, В. Леонтьевой, полагают, что умения и навыки применения информационных технологий для автоматизации рутинных операций, весьма важны, однако одновременно должны быть обеспечены социальная ответственность и гуманистические приоритеты в деятельности [14, 20, 21, 30, 121].


Ряд авторов определяют информационную культуру через творчество. Под ним понимается «деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, отличающееся самобытностью», и развитие креативных способностей рассматривается в качестве важной цели образования.

Многие исследователи понимают под информационной культурой сочетание знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций. Ценности являются обязательным компонентом культуры, поэтому включение в неё ценностных ориентаций теоретически оправдано. Вместе с тем, применение данного подхода на практике в настоящее время затруднено, так как перечень ценностей информационной культуры пока не сформулирован [124; 181]. Для формирования информационной культуры в процессе обучения предварительно необходимо выявить состав свойственных ей специфических ценностей.

В ряде случаев информационная культура определяется как наивысшая степень овладения приемами и способами информационной деятельности. По всей видимости, в основе данной позиции лежит подход В. А. Сластёнина к определению профессиональной педагогической культуры. Однако И. Е. Видт [36] показала, что отождествление культуры с деятельностью существенно обедняет представление о ней, что она - явление более высокого порядка. Культура, безусловно, проявляется в деятельности, но это лишь один из ее многочисленных аспектов.

На наш взгляд основой сущностного определения «информационная культура» являются понятия «информация» и «культура». В соответствии с этим различные исследователи выделяют информационный и культурологический подходы к трактовке этого понятия. Однако сразу обозначилась трудность определения данного феномена, так как самипонятия: «информация» и «культура», однозначного толкования в научной литературе не имеют.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры положить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности она является исключительной в формировании содержания образования.


В отношении второго определяющего понятия - «информация», следует отметить, что, несмотря на актуальность и фундаментальность проблемы информации в условиях современного научно-технического прогресса, единого общепризнанного определения данному явлению не существует. Нет связи между абзацами.

Понятия компетентность, компетенция рассматриваются в педагогике и понимаются различными исследователями по-разному. Однако анализ литературы [3, 133, 146, 160, 172, 208] показывает, что преимущественно компетентность рассматривается как системное понятие, а компетенция - как ее составляющая. Мы придерживаемся позиции В. А. Сластенина, который показывает, что компетентность - это качество личности, предполагающее владение человеком определенной компетенцией, представляющей собой совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного выполнения обязанностей по отношению к определенному кругу предметов и процессов [172].

С.Д. Каракозов предлагает определять информационную компетентность гражданина информационного общества возможностью обеспечить себе свободный доступ к информации, не являющейся тайной, а также следующими способностями:

- опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензурированном виде,

- обеспечить себе право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией,

- реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию [98].стр.!!!!

Наиболее полное для понимания информационной культуры представление об «информации» дают определения, базирующиеся на философской категории отражения (В. 3. Коган, Н. Н. Киселёв, А. Д. Урсул, А. Т. Москаленко), положениях А. Н. Леонтьева о структуре сознания, концепциях информационного взаимодействия в познавательных процессах (А. Беляева, Ю. С. Брановский) и информационного баланса (А. В. Прохоров).


В соответствии с ними под информацией понимается индивидуальное знание, которое представлено для познающего субъекта в двух видах: прекреативной информации (подлежащей осмыслению) и посткреативной (осмысленной и интерпретированной для применения). Единицами информации являются понятия, термины и категории, используемые для осмысления поступающих сведений и пополняющиеся с получением нового знания. И только они представляют собой информацию.

По вопросу об отношении информации и знания, информации и значения имеются разные точки зрения. По мнению Н. Моисеева, А. Н. Суханова, В. Ф. Сухиной, К. Шеннона, эти понятия характеризуют процесс человеческого познания с разных сторон: знание – сугубо гносеологической, информация - преимущественно с коммуникативной. Решение поставленного вопроса снова зависит от того, какой смысл вкладывается в само понятие информации [149, 210, 211, 247]. К. Шеннон считает, что информация есть не знание, а только предпосылка его. Это - совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые какая-либо система или объект воспринимает извне (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или хранит в себе (внутренняя информация) [247]. Такая информация становится знанием лишь после ее интерпретации, то есть, когда потребитель информации соединяет полученные знаки с их значением. Таким образом, знание - это гносеологическая информация.

Итак, анализ понятий «культура» и «информация» указывает на особую качественную сложность понятия «информационная культура», вследствие чего в научной литературе существует два подхода к определению понятия «информационная культура» - это информационной подход и культурологический. В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей [135].

При использовании культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе [135].


Профессиональная составляющая информационной культуры складывается при наличии внутренних мотивов использования информационных технологий в трудовой, профессиональной деятельности таких, как понимание престижа соответствующих знаний в обеспечении служебной карьеры.!!!!! Мотивы профессионального использования информационных технологий вызывают к жизни новые формы умственных способностей к гибкому применению информационно-коммуникационных средств при решении разных классов профессиональных задач, коммуникативных способностей к взаимодействию с компьютером в трудовой деятельности, способностей к разнообразию круга делового электронного общения. Расширяются знания о возможностях повышения производительности труда при использовании информационных технологий в конкретной деятельности, осваиваются умения решать профессиональные задачи с их применением.

В дальнейшем при правильно организованном образовании информационно-коммуникационные технологии выступают уже как объект творчества.

Созидательно-преобразующая составляющая информационной культуры возможна при наличии глубокой внутренней мотивации к обновлению информационных технологий, личностной причастности к прогрессу в области информатики. Эта мотивация должна подкрепляться умственными способностями к модификации старых и построению новых информационных технологий, знаниями о направлении прогресса в области информатики, умениями творческого построения новых вариантов программных средств.

Изучение ФГОС СПО по экономическим специальностям, таким как «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям», и др., показало, что по ним трудно подготовить ( Стиль????) финансиста (экономиста) - профессионала, который бы смог работать в информационном веке. В настоящее время экономисту уже недостаточно умения выполнять отдельные операции с помощью персонального компьютера, ему необходим такой уровень владения информационными и коммуникационными технологиями, который дает возможность использовать глобальные и локальные информационные потоки для анализа информации и принятия экономических решений.


Профессиональная культура будущего специалиста финансового профиля является сложным, многоуровневым, разноплановым системным личностным образованием человека. Почему вдруг такой вывод, на основании чего????

Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста в учреждении СПО выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.????

С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист, в нужный момент, может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального поведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована.

В таком случае успешное осуществление деятельности будет невозможно либо она окажется малоэффективной.

Следовательно, профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессиональной культуры, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.



следующая страница >>