birmaga.ru
добавить свой файл

1

использование имеющейся информации

что мы ищем?



При проведении мониторинга и оценки важно опираться на существующие данные и результаты анализа, чтобы избежать дублирования и поместить новую информацию в соответствующий контекст. Выполняя обзор имеющейся информации, для начала нужно знать, что искать. См. также материалы для чтения "Analysis of Secondary Sources" и "Sources of information".

для анализа ситуации



Метод анализа ситуации, применяемый ЮНИСЕФ, был разработан с учетом Конвенции о правах ребенка и целей «Мира, достойного детей». Более подробно анализ ситуации описан в Руководстве по политике и процедурам ЮНИСЕФ (UNICEF Policy and Procedures Manual), которое размещено во внутренней сети ЮНИСЕФ. При сборе данных и анализе причин выявленных приоритетных проблем и связей между ними обычно руководствуются концептуальной структурой. В ЮНИСЕФ используют структуру, построенную на основании Анализа причинно-следственных связей в сфере прав детей и женщин (См. материал для чтения “Conceptual Frameworks”). Обычно в имеющихся документах можно найти следующую информацию для анализа ситуации:


Общие данные по правам детей

Данные относительно несоблюдения или откровенного нарушения конкретных прав детей и о ситуациях, которые идут вразрез с принципами прав человека (например, принципами всеобщности и недискриминации). В каждом случае нужна следующая информация:

  • масштабы проблемы (где она существует, сколько детей и женщин испытывают ее влияние);

  • на кого проблема влияет в наибольшей степени (с какими проблемами сталкиваются самые бедные и маргинальные группы; данные, насколько возможно, нужно разделять по территориальному, гендерному и возрастному принципам и по принадлежности к городской или сельской местности);
  • степень тяжести проблемы;


  • тенденции (например, резкое ухудшение);

  • вероятность влияния данной проблемы на другие и на общую ситуацию с соблюдением прав человека.

Гендерные отношения

Важной частью любого анализа является рассмотрение влияния гендерной принадлежности на уровне семьи, сообщества или страны, и в том числе ролей, неравенства и дискриминации в вопросах доступа к ресурсам и статуса.

Подробная информация о группах, которые находятся в наименее выгодных условиях

Например, любые исследования положения меньшинств или населения, проживающего в удаленных районах, районах самовольного заселения или в условиях крайней бедности. Нужно изучить информацию о ситуации, а также имеющиеся результаты анализа основополагающих причин такого бедственного положения или отторжения каких-либо групп.

Доступ к наиболее важным услугам и товарам

Ассесмент доступа семей и сообществ к наиболее важным услугам и товарам для детей и наличия этих услуг и товаров (например, вакцин, учебников, запасных частей для систем водоснабжения, гамаков, основных лекарств, медицинской информации). Если установлено, что такой доступ затруднен, изучают результаты анализа причин существующих проблем (например, недостаточное налогообложение и выделение финансирования, ценовая политика, неспособность семей оплачивать существующие тарифы, слабость системы распространения, вопросы логистики и инфраструктуры).



Всю эту информацию обычно получают из следующих источников:


  • Комитет ООН по правам ребенка и его выводы и рекомендации правительству относительно необходимых мер;
  • Стандартная статистическая информация, собираемая министерствами или службами статистики, например, отчеты информационных систем по вопросам здравоохранения и образования, годовые отчеты министерств, казначейства и т.п.;


  • Специализированные опросы, например, переписи, демографические опросы и опросы о состоянии здоровья, мультииндикаторные кластерные опросы, опросы по вопросам занятости и другие;

  • Анализ и оценка программ по секторам и на макро-уровне, которые проводили правительство или другие национальные или международные партнеры;

  • Местные исследования, например, базовые опросы или оценки, проведенные по конкретным проектам правительством или партнерами, оказывающими помощь развитию.


См. также раздел «Для разработки мер готовности к чрезвычайной ситуации и планирования мер реагирования».


для разработки мер готовности к чрезвычайной ситуации и планирования мер реагирования



При обеспечении готовности к чрезвычайной ситуации следует рассмотреть имеющуюся информацию по разным секторам, чтобы как можно более полно учесть следующие факторы:


Базовая информация относительно существующих угроз

Естественные циклы суровых погодных условий или природных катастроф, угрозы для здоровья или эпидемии; экономические тенденции или состояние экономического упадка; политические тенденции и степень политической стабильности; тенденции, наличие и масштабы социальных конфликтов; состояние войны или возможность гражданских беспорядков (См. материал для чтения "Expanded Vulnerability/Capacity Analysis").

Общие данные относительно положения детей и женщин

См. «Для анализа ситуации» выше.

Демографические показатели

Численность населения, темпы его прироста, уровень смертности (общей, материнской и детской – в возрасте до 5 лет и до 1 года), миграция, этнический состав, размер семьи, структура семьи (традиции и отношение, терпимое или нет, к нетрадиционным семьям), наличие отклонений от стандартной возрастной структуры населения.


Данные о жизни уязвимых групп

Национальные, региональные и местные закономерности в сфере производства, торговли, импорта и экспорта; особенности трудовых отношений (труд как оплаченный, так и безвозмездный) в зависимости от этнической принадлежности, структуры семьи, возраста и пола (эти данные частично пересекаются с данными относительно способности реагировать на кризис – см. далее). Вся эта информация служит основой для определения потенциальных последствий кризиса.

Способность реагировать на кризис

Инфраструктура, услуги, запасы и человеческие ресурсы, необходимые для выживания и защиты (учтите потенциал национальных и сторонних организаций, в том числе, где это уместно, и ЮНИСЕФ); также механизмы выживания, используемые бедняками, например, поддержка родственников.

(См. материал для чтения " Expanded Vulnerability/Capacity Analysis".)


Картирование

Географическое распределение населения, инфраструктуры, путей доступа.

для оценки программ



При проведении большинства оценок обязательно на первом этапе проводят камеральный обзор. (См. материал для чтения "Desk review", Модуль 5.) В его ходе получают следующую информацию:


Условия в стране

(нужно знать, чтобы ответить на вопросы о соответствии ситуации и результатах)

Изменения в положении женщин и детей, изменения в институциональном контексте или «правовой среде» (политика, законы, обычаи, правительственные структуры, отношение и ценности).

Проект программы (нужно знать, чтобы ответить на вопрос о соответствии ситуации)


Ее история, философия, обоснование, цели, задачи и стратегии, и то, как они менялись.

Реализация и менеджмент программ

Структура менеджмента, предоставление ресурсов (качество, количество, своевременность), достижения-вехи, эволюция процесса и стратегий работы.

Ответы на конкретные вопросы оценки

Просмотрите лист вопросов оценки и определите, какую полезную информацию можно найти в имеющихся документах.




для мониторинговых посещений



Посещения на местах для мониторинга программы более эффективны, если являются частью системы мониторинга, то есть используют и дополняют имеющиеся данные, которые упорядочены и собраны так, чтобы их можно было легко поднять и проанализировать.


Ожидаемые и фактические реализация и менеджмент программ

Данные об ожидаемом выделении ресурсов (качестве, количестве, частоте и своевременности), достижения-вехи, эволюция процесса и стратегий работы.

Эволюция параллельных программ

Любые свежие экстраординарные результаты (хорошие или плохие) мониторинговых посещений параллельных или вспомогательных программ.

Новые общие данные о положении детей и женщин, особенно индикаторы для измерения «больных» вопросов

Эта информация особенно важна в условиях нестабильности: любые свежие данные или исследования, в ходе которых в местах, которые предстоит посетить, измеряли индикаторы по «больным» вопросам, например, касающиеся обеспеченности питательными веществами, вспышки заболевания, плохого оказания услуг.


для быстрого ассесмента кризисной ситуации на месте



Перед каждым ассесментом, даже если это быстрый ассесмент в случае чрезвычайной ситуации, следует провести обзор имеющейся информации. Обзор может проходить в два этапа: быстрый обзор, который выполняют те, кто определяет потребность в ассесменте, а затем более подробное изучение материалов теми, кто ассесмент проводит. Обзор чаще всего включает короткие интервью с ключевыми источниками информации, например, местными жителями, прибывшими из районов, где нужно сделать ассесмент, или сотрудниками работающих там организаций.
В ходе обзора будет использоваться общая информация, о которой шла речь в разделе «Для разработки мер готовности к чрезвычайной ситуации и планирования мер реагирования», хотя основное внимание, скорее всего, сосредоточат на конкретных вопросах ассесмента, как только они будут определены. В ходе обзора также нужно рассмотреть следующую информацию:


История программы

Данные от фактическом предоставлении ресурсов и о результатах всех текущих программ, и особенно данные о вакцинации и наличии запасов медикаментов и о наличии обученного местного персонала, в первую очередь медицинского, а также работников сферы водоснабжения, канализации и образования (учитывать нужно наличие как технических, так и коммуникативных навыков).


Текущее состояние местных властей и структур сообщества

Возможно, эту информацию можно будет получить у ключевых источников информации или организаций, действующих в районе кризиса. Зная заранее, кто «стоит у руля», с кем из лидеров нужно консультироваться и сотрудничать, какие местные структуры могут быть партнерами, можно сэкономить время.

Логистика


Доступ, возможность передвижения внутри зоны кризиса, средства связи.



Быстрый ассесмент также может определять, как нужно проводить мониторинг. Предварительный обзор имеющейся информации для мониторингового посещения описан выше.

ЮНИСЕФ Тренинговые ресурсы по мониторингу и оценке Использование имеющейся информации /