birmaga.ru
добавить свой файл

1
Информация об основных направлениях формирования энергетической политики правительства России.


подготовлена энергетической программой Гринпис России

Энергетический сектор российской промышленности, как известно, находится на пороге кризиса. Чтобы избежать кризиса федеральное правительство реализует ряд действий, среди которых особое внимание привлекает разработка новой Энергетической стратегии, и как часть её, разработка Генеральной схемы размещения новых электрических мощностей на перспективу до 2020 г.

1. Генеральная схема размещения новых электрических мощностей на перспективу до 2020 г. - так называемая «Дорожная карта».

Этот документ включает в себя планы строительства новых электростанций: атомных, гидроэнергетических и тепловых. Условно этот документ можно разделить на две части: атомную, за разработку которой отвечает Федеральное агентство по атомной энергии, и неатомную, которой занимается РАО «ЕЭС России». 19 апреля 2007 года «Дорожная карта» должна быть представлена на утверждение в федеральное правительство.

Целевые показатели атомной части "Дорожной карты" должны вывести атомную энергетику на уровень 30% в электрическом балансе к 2030 году. Для достижения этой цели обсуждается возможность строительства АЭС, как на площадках действующих АЭС, так и на новых территория. Поскольку список новых площадок отсутствует в открытом доступе, его приходится формировать, пользуясь информацией из различных, в том числе неофициальных источников.

Так, по Материалам собрания внутрифракционной группы депутата Государственной Думы В.В. Рязанского при рассмотрении вопроса "О законодательном обеспечении атомной отрасли" обсуждалось размещение новых АЭС в следующих областях:
- Челябинская область
- Томская область
- Хабаровский край
- Приморский край

В различных СМИ фигурируют и другие субъекты, где предполагается разместить АЭС:

- Костромская область (где фактически были отменены итоги регионального антиядерного референдума, проголосовавшего против АЭС в регионе)

- Пермский край
- Пензенская область
- Ярославская область

В этой связи интересна позиция президента Путина по вопросу размещения новых АЭС. В своих интервью президент выступает за развитие атомной энергетики, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом в своих выступлениях Путин говорит о том, что места размещения АЭС будут согласовываться с руководителями субъектов РФ ("Атом-пресса" №5 февраль 2007 г.) Важно помнить, что руководителей субъектов РФ назначает президент страны, что означает, что никакого учета мнения населения или других ветвей власти не предполагается.

Здесь необходимо еще упомянуть одну недавнюю поправку в статью 8 закона "Об использовании атомной энергии", в соответствии с которой отныне федеральные целевые программы в области развития атомной энергетики не должны более утверждаться Советом Федерации, представляющем интересы субъектов.

На этом фоне очень неожиданным прозвучало заявление руководителя Агентства по атомной энергии С. Кириенко о том, что вопрос о строительстве АЭС будет решаться с учетом мнения населения и там, где население против - строительства не будет. Это чуть ли не единственный повод и возможность населению и общественности привлекать внимание как минимум руководства атомной отрасли к вопросам о размещении новых АЭС.

Стоит обратить особое внимание, на то, что согласно «Дорожной карте», АЭС точно не будут строиться вблизи Москвы и Санкт-Петербурга. А ведь именно эти города испытывают самую острую нехватку мощностей и обладающих при этом необходимой инфраструктурой, кадрами и прочим. Из этого можно сделать вывод о том, что АЭС не настолько безопасны, как об этом заявляет Росатом.

Помимо «Дорожной карты» в России уже утверждена Федеральная целевая программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года". Программа утверждена распоряжением правительства РФ №605 от 6 октября 2006 г. Её охват гораздо уже, чем планируемая атомная часть «Дорожной карты» - предполагается построить лишь 20 новых энергоблоков на действующих площадках: Ленинградской, Кольской, Ростовской (Волгодонской), Смоленской, Белоярской, Калининской, Нововоронежской и Курской АЭС. Программа также предполагает строительство первой плавучей АЭС в Северодвинске к 2010 году. Основная цель Программы - ускорение развития атомного комплекса с вводом после 2012 года по 2 ГВт новых мощностей в год.


По неатомной части "Дорожной карты" существует крайне отрывочная и противоречивая информация.

Составить представление о генеральной схеме можно исходя из информации с сайта РАО «ЕЭС России» http://www.rao-ees.ru/ru/info/about/invest_inov/inv_programm/show.cgi?content.htm. Программа РАО ЕЭС подразумевает первоочередное развитие газовой энергетики. В период до 2010 года предполагается ввод 24 ГВт новых газовых энергетических мощностей, тогда как в угольной энергетике лишь планируется ввести лишь 16 ГВт. Новых мощностей. Для сравнения - нынешняя установленная мощность всех электрических мощностей составляет, по разным оценкам, 153-190 ГВт.

Газовую энергетику предполагается развивать на основе новых газовых станций, так называемых ПГУ-технологий с КПД 50%, которые заменят старые паротурбинные ТЭС, с КПД 29%. Благодаря новым технологиям значительно снизится потребность в газе – приблизительно в 1,5 раза.

По нашим оценкам, при сохранении такого темпа модернизации газовой энергетики, в случае если к 2020 году будет введено хотя бы 120 ГВт ПГУ-ТЭС, а также при сохранении прежнего уровня энергопотребления, вполне можно отказаться от развития опасной атомной энергетики и строительства новых угольных ТЭС.

В части гидрогенерации, за которую отвечает дочерняя компания РАО ЕЭС – ГидроОГК, к 2020 году предполагается введение 4,7 ГВт новых мощностей, в том числе Богучанской ГЭС - 2ГВт, Бурейской ГЭС - 1 ГВт.

Но существует также и альтернативное представление о генеральной схеме размещения новых электростанций, которую представляют некоторые разработчики «Дорожной карты». Так 5 апреля 2007 года на круглом столе форума "ТЭК России в XXI веке" директор департамента структурной и тарифной политики Минпромэнерго Вячеслав Кравченко и технический директор РАО ЕЭС Борис Вайнзихер презентовали базовые принципы "Дорожной карты" до 2020 года. Более детально с ними можно ознакомится в статье «Коммерсанта» http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/2007/057/14318915.htm


Согласно их представлениям, к 2020 году предполагаемый показатель мощностей в электроэнергетике должен вырасти с нынешних 153 ГВт до 390 ГВт. Эти цифры кажутся сильно завышенными, и они обусловлены ожидаемым ростом электропотребления. Получается, что авторы «Дорожной карты» предлагают России забыть об общемировых тенденциях снижения энергопотребления и внедрения энергосберегающих технологий и в очередной раз пойти своим, пусть и отсталым путем.

Потребление угля, по версии авторов, вырастет в 3 раза, что означает значительный рост токсического загрязнения воздуха.

Доля атомной энергетики в производстве электричества, по их мнению, должна вырасти на 4% и достигнуть 20%. В абсолютных значениях это означает рост установленной мощности АЭС до 78 ГВт против нынешних 21 ГВт или дополнительный ввод свыше 50 ГВт новых атомных мощностей. Это ставит под сомнение всю схему, так как, даже по планам атомщиков, к 2020 году будут введены только 20 ГВт дополнительных мощностей.

Так же, согласно этому видению схемы, предполагается ежегодно экспортировать 58 млрд. кВт-ч электроэнергии в Китай. Если этого объема предполагается достичь за счет ввода новых ГЭС, то это потребует ввода порядка 7 ГВт новых гидромощностей или аналога 2-х Богучанских ГЭС. Возможно, здесь подразумевается строительство каскада Якутских ГЭС, что с экологической точки зрения является чрезвычайно опасным проектом.

2. Новая Энергетическая стратегия до 2030 года.

Помимо "дорожной карты" правительство разрабатывает новую энергетическую стратегию до 2030 года взамен действующей стратегии, рассчитанной до 2020 года. Проект создания новой стратегии патронирует Минпромэнерго, которое намерено разработать стратегию к концу 2007 г.

К уже подготовленной концепции энергетической стратегии есть масса вопросов. Стратегия ориентирована на удовлетворение интересов ТЭК и в первую очередь его экспортного сектора. В стратегии подтверждается курс правительства на ускоренное развитие атомно-угольного секторов и снижение доли газа. В подгруппах авторского коллектива не числится рабочей подгруппы по энергосбережению.


В стратегии предполагается рост энергопотребления к 2020 г - при "благоприятном" сценарии на 38% , при "консервативном" сценарий на 27%. При этом максимальный рост энергопотребления рассматривается как "благо".

Стоит также заметить, что согласно базовым принципам «дорожной карты», презентованным на форуме "ТЭК России в XXI веке", предполагаемый рост электропотребления к 2020 году составляет аж 200%, что явно расходится с новой энергетической стратегией.

Производство электроэнергии на АЭС, согласно новой стратегии, должно увеличиться почти в 2 раза, что означает рост установленной мощности атомной энергетики на 20 ГВт, что также не совпадает с предполагаемыми показателями новых мощностей согласно "дорожной карте", презентованной на форуме "ТЭК России в XXI веке".