birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТвГТУ)
_________________________________________________________

Кафедра «Информационные системы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230201 «Информационные системы и технологии»

Издание второе

Тверь 2013
УДК 681.3:658.1(075.8)
Изложены рекомендации по методике выполнения и требования, предъявляемые к дипломному проекту по специальности 230201 «Информационные системы и технологии». Приведены детальная структура и состав расчетно пояснительной записки, примерная тематика дипломных проектов для студентов всех форм обучения.

Обсуждены и рекомендованы к опубликованию кафедрой «Информационные системы» (протокол №  от « »  2013 г.).

Составители:   А.Ю. Клюшин, Б.В. Палюх, С.В. Котлинский

СОДЕРЖАНИЕ



стр.
1. ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230201 «Информационные системы и технологии» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. ТЕМАТИКА И ВИДЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИМЕРЫ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ . . . . . . . . . . . . . . . 7

4. ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

5. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

6. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

7. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И новых технологий построения автоматизированных систем управления . . . . . . . 10


8. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

10. АННОТАЦИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

11. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

12. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1. ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230201 «Информационные системы и технологии»

Требования к дипломному проекту студента-дипломника специальности 230201 «Информационные системы и технологии» целиком основаны на государственных требованиях к этой специальности. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста: 230201   Информационные системы и технологии. Квалификация выпускника - инженер.


Выпускная квалификационная работа выпускника представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная задача для направления “Информационные системы” по проектированию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности (полностью или частично).

Инженер по направлению подготовки “Информационные системы” в соответствии с требованиями “Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих”, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98 №37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие должности: инженер; инженер-программист (программист); инженер-электроник (электроник); инженер по автоматизированным системам управления; инженер по наладке и испытаниям и другие должности, соответствующие его квалификации.

Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению “Информационные системы” являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации программных средств информационных систем в областях: машиностроение, приборостроение, наука и образование, металлургия, энергетика, техническая физика, административное управление, бизнес, ядерная энергетика, геология и нефтегазодобыча, химико-лесной комплекс, телекоммуникации, связь, горное дело, управление технологическими процессами, медицинские технологии, системы массовой информации, химико-лесной комплекс, текстильная и легкая промышленность, строительство, экология, а также на предприятиях и в других областях человеческой деятельности.

Целью дипломного проектирования является:


  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний при решении конкретных научных, инженерных, экономических и производственных задач;
  • развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических и экспериментальных исследований;


  • освоение методов обоснования научно-технических решений с учетом экономических и технических требований при разработке реальных инженерных объектов.

Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:

  • участие во всех фазах проектирования, разработки, изготовления и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • участие в разработке всех видов документации на программные, аппаратные и программно-аппаратные комплексы;

  • использование современных методов, средств и технологии разработки объектов профессиональной деятельности;

  • участие в проведении научных исследований и выполнении технических разработок в своей профессиональной области;

  • осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной области с применением современных информационных технологий;

  • взаимодействие со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, а также в управлении технологическими, экономическими и социальными системами;

  • кооперация с коллегами, работа в коллективе, управление и организация работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, вычислительных средств и автоматизированных систем;

  • организация на научной основе своего труда, владение современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • анализ своих возможностей, способность к переоценке накопленного опыта и приобретению новых знаний с использованием современных информационных и образовательных технологий;

  • готовность к работе над междисциплинарными проектами.

Инженер должен знать:
  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по проектированию, производству и сопровождению объектов профессиональной деятельности;


  • технологию проектирования, производства и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

  • перспективы и тенденции развития информационных технологий;

  • технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

  • стандарты и технические условия;

  • порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

  • современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

  • основные требования к организации труда при проектировании объектов профессиональной деятельности;

  • методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

  • правила, методы и средства подготовки технической документации;

  • основы экономики, организации труда и производства, научных исследований;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда.


2. ТЕМАТИКА И ВИДЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И

ПРИМЕРЫ ТЕМ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ

Темы проектов определяются профилирующей кафедрой с учетом возможных мест работы молодых специалистов, реальных запросов современного производства, тематики учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы.

Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта (работы). Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Темы дипломных проектов могут выдаваться научно-исследовательскими и/или промышленными предприятиями, где студенты проходят преддипломную практику и дипломное проектирование, и согласовываться с кафедрой.

В дипломных проектах необходимо отражать основные направления технико-экономической политики государства на повышение производительности труда, качества продукции, улучшение культуры производства, снижение материалоемкости изделий, экономии сырьевых и энергетических ресурсов.


Проекты должны разрабатываться с глубоким обоснованием технико-экономических решений на основе анализа отечественного и зарубежного передового опыта в тесной связи с проблемными вопросами развития народного хозяйства страны и спецификой отрасли производства, соответствующих профилю обучения.

Основное условие при выборе темы дипломного проекта - тема и содержание проекта, должны обеспечивать студенту-дипломанту возможность проявить свои знания, умения и навыки в области проектирования, внедрения и эксплуатации ЭВМ с учетом конкретных требований практики и тенденции развития средств вычислительной техники.

Тематика дипломного проектирования должна быть актуальной, отвечать современному состоянию науки и техники и учитывать перспективы развития средств вычислительной техники.

Примерные темы дипломного проектирования следующие:


  • Автоматизированная система управления материально-техническим снабжением для предприятия …на базе … ИТ

  • Информационная система управления документооборота для предприятия …на базе … ИТ

  • Анализ и моделирование бизнес-процессов в Microsoft Business Solutions- AXAPTA средствами UML на корректность.

  • Система автоматизации складского бизнес-процесса предприятия …

  • Информационная подсистема планирования производства на предприятии … с использованием методологии MRP.

  • Автоматизированная система продаж через интернет.

  • Программный комплекс автоматизированного прогнозирования параметров базы данных торгового дома …

  • Автоматизированная система управления инженерно-авиационной службы Центра …

  • Информационная система учета и анализа онкологических заболеваний для …

  • Аналитическая система внутреннего учета торгового предприятия …
  • Разработка корпоративной информационной системы для крупных и средних торговых предприятий с использованием методологии …


  • Автоматизация хозяйственной деятельности предприятия … с применением технологии штрихового кодирования

  • Разработка подсистемы калькуляции себестоимости производимой продукции и ценообразования для … по объектно-ориентированной методологии

  • Разработка маркетинговой информационной системы для … с применением объектно-ориентированного анализа и проектирования

  • Информационная система контроллинга для предприятия …

  • Система автоматизации бизнес-процессов деятельности склада и документооборота интернет-магазина

  • Информационная система определения надежности клиентов банка … на основе методов математической статистики

3. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ

ДП выполняется, как правило, на месте будущей работы дипломанта. К непосредственному выполнению ДП допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей по теоретическим курсам и сдавшие зачет по преддипломной практике.

Дипломант самостоятельно находит руководителя ДП. Руководителями могут быть профессора, доценты, преподаватели, научные сотрудники вуза, специалисты организаций, учреждений и предприятий, имеющие стаж работы по специальности не менее 3 лет. Тема ДП и руководитель оформляются приказом ректора.

Кроме этого, привлекаются консультанты по обоснованию экономической эффективности проекта, по безопасности жизнедеятельности.

Руководитель проекта проводит систематические консультации, контролирует график выполнения проекта и, в случае его нарушения, ставит в известность руководство выпускающей кафедры.
4. ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Техническое задание (ТЗ) на ДП разрабатывается руководителем совместно с консультантами по различным разделам при участии самого студента в первые дни преддипломной практики.

В ТЗ должны быть изложены следующие разделы: тема дипломного проекта (работы), объект исследования, цель, исходные данные (и возможные ограничения), содержание, технические требования, календарный план, результаты, сроки разработки.


В ТЗ должно быть указано, какие дополнительные разделы должны быть освещены: по обоснованию экономической эффективности проекта, по безопасности жизнедеятельности, приведен состав конструкторских и других документов, подлежащих выполнению, перечень демонстрационных плакатов.

После утверждения ТЗ выпускающей кафедрой оно не подлежит изменению. Поэтому следует уделить самое серьезное внимание формулировке названия темы, выбору вида ДП, содержанию всех пунктов, входящих в задание. Краткий вариант ТЗ переносится на стандартный бланк, который подписывается всеми консультантами по дипломному проектированию.

По окончанию работы над ДП бланк задания (полностью подписанный) подшивается в пояснительную записку к ДП в качестве второго листа, после титульного.
5. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Работу над ДП дипломант начинает на преддипломной практике с оформления ТЗ на проект (не позднее начала сентября). Часть объема задания на ДП утверждается кафедрой как задание на преддипломную практику.

Перед началом выполнения ДП студент должен разработать календарный план работы на весь период дипломного проектирования с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы с учетом их трудоемкости. План работы после одобрения руководителем проекта входит в ТЗ и утверждается заведующим кафедрой.

За время практики необходимо собрать исходные материалы к проекту, изучить объект проектирования, ознакомиться с методиками расчетов, сделать аналитический обзор литературы и определенную часть ДП, выполнить задания по безопасности жизнедеятельности или защите интеллектуальной собственности. В конце ноября дипломант отчитывается перед кафедрой о прохождении практики. На зачет представляется отчет и отзыв руководителя с оценкой.

На этапе дипломного проектирования привлечение студентов к производственной работе, не связанной с темой проекта, не допускается.

Следует подчеркнуть, что ДП - самостоятельная работа студента, а не совместная работа с руководителем и консультантами. В связи с этим дипломант несет полную ответственность за принятые им инженерно-технические решения, за правильность всех вычислений, за качество графических работ и оформление проекта, а также за окончание его в установленный срок.


Законченный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю.

Руководитель проекта проверяет и подписывает пояснительную записку, графическую часть и пишет отзыв на проект, в котором характеризует практическую и научную ценность проекта, глубину разработки темы, возможность использования его в производстве, качество оформления пояснительной записки и графической части, излагает свое мнение о подготовленности студента к самостоятельной инженерной деятельности, о его отношении к выполнению проекта и дает оценку всего проекта в целом.

За одну-две недели до начала работы ГЭК ДП и графическая часть с отзывом руководителя предъявляются дипломантом на предзащиту. По результатам предварительного просмотра, который устанавливает соответствие содержания проекта техническому заданию, правильность и качество оформления материалов, составляется соответствующий акт. В акт вносятся замечания по оформлению проекта, отклонения от существующих стандартов, требований к ДП. Дипломант обязан устранить указанные недостатки и представить исправленные материалы на подпись преподавателю, отвечающему за нормоконтроль на кафедре.

При невыполнении задания на проектирование или при несоответствии требованиям к ДП комиссия передает свои выводы на рассмотрение заведующему кафедрой, который принимает окончательное решение о возможности допуска студента к защите проекта в ГЭК.

После предварительного просмотра проект, подписанный руководителем и консультантами, направляется на рецензию за 4-5 дней до защиты. Список рецензентов утверждается приказом по университету по представлению кафедры и декана факультета.

Рецензентами могут назначаться специалисты по профилю проекта, работающие в научно-исследовательских университетах и на промышленных предприятиях. В качестве рецензентов могут привлекаться также профессора и преподаватели других высших учебных заведений или данного вуза, если они не работают на выпускающей кафедре.


Рецензия на проект должна содержать оценку актуальности темы проекта, соответствия содержания проекта заданию на проектирование, оценку выбранных технических решений с точки зрения выполнения поставленных задач, характеристику теоретических обоснований, расчетов и результатов экспериментов. В рецензии необходимо указать недостатки проекта, перспективы использования материалов проекта в производстве. В заключении дается оценка проекта и вывод о возможности присвоения студенту квалификации инженера.

Проект с рецензией передается на рассмотрение заведующему кафедрой, который окончательно решает вопрос о допуске студента к защите. В случае отрицательного решения этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии руководителя. Если принято решение о том, что студент не может быть допущен к защите по его вине, то на основании протокола кафедры декан делает представление в ректорат на отчисление студента из университета.


следующая страница >>