birmaga.ru
добавить свой файл

1


(Вариант 1210)
ЛИТЕРАТУРА, 11 класс.




Единый государственный экзамен по ЛИТЕРАТУРЕ

Вариант № 1210
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть 3 – 2 часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов.

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме
5–10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10 предложений.

Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
Часть 1


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания B1–B7; C1–С2.


Действие 1


Явление 4


Фамусов

  <…>

   Ужасный век! Не знаешь, что начать!

   Все умудрились не по летам.

   А пуще дочери, да сами добряки.

   Дались нам эти языки!

   Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам,

   Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

   И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

   Как будто в жены их готовим скоморохам.

   Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?

   Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

   Дал чин асессора и взял в секретари;

   В Москву переведен через мое содейство;

   И будь не я, коптел бы ты в Твери.

   София

   Я гнева вашего никак не растолкую.

   Он в доме здесь живет, великая напасть!

   Шел в комнату, попал в другую.

   Фамусов

   Попал или хотел попасть?

   Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

   София

   Вот в чем, однако, случай весь:

   Как давиче вы с Лизой были здесь,

   Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,

   И бросилась сюда я со всех ног...

   Фамусов

   Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.

   Не в пору голос мой наделал им тревог!

   София

   По смутном сне безделица тревожит;

   Сказать вам сон: поймете вы тогда.

   Фамусов

   Что за история?

   София

   Вам рассказать?


   Фамусов

   Ну да.

   (Садится.)

   София

   Позвольте... видите ль... сначала

   Цветистый луг; и я искала

   Траву

   Какую-то, не вспомню наяву.

   Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

   Увидим – будто век знакомы,

   Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,

   Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...

   Фамусов

   Ах! матушка, не довершай удара!

   Кто беден, тот тебе не пара.

   София

   Потом пропало все: луга и небеса. –

   Мы в темной комнате. Для довершенья чуда

   Раскрылся пол – и вы оттуда,

   Бледны, как смерть, и дыбом волоса!

   Тут с громом распахнули двери

   Какие-то не люди и не звери,

   Нас врознь – и мучили сидевшего со мной.

   Он будто мне дороже всех сокровищ,

   Хочу к нему – вы тащите с собой:

   Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!

   Он вслед кричит!.. –

   Проснулась. – Кто-то говорит, –

   Ваш голос был; что, думаю, так рано?

   Бегу сюда – и вас обоих нахожу.

(А.С. Грибоедов, «Горе от ума».)


При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.



B1


Разговор Cофьи и Фамусова происходит до появления в пьесе ее главного героя Чацкого и завязки основных событий. Как называется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?

Ответ: ___________________.


B2


Как называется основная авторская мысль, заложенная в произведении?
Ответ: ___________________.


B3


Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Ответ: ___________________.


B4


Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?
Ответ: ___________________.


B5


Многие высказывания героев пьесы «Горе от ума» вошли в повседневную разговорную речь. Как называется суждение общего характера, выражающее в лаконичной художественной форме законченную и обобщенную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод («И будь не я, коптел бы ты в Твери»)?
Ответ: ___________________.


B6


Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актерам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т.д. (например, садится)?
Ответ: ___________________.


B7


С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?
Ответ: ___________________.


Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.


C1


Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?


C2

В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С. Грибоедова? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания B8–B12; C3–С4.


ПУШКИНУ

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

(С.А. Есенин, 1924 г.)


При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.


B8


Как называется средство художественной выразительности, помогающее поэту в создании ярких образов («бронза выкованной славы», «чтоб … пенье сумело бронзой прозвенеть»)?
Ответ: ___________________.


B9


Какой художественный прием использует поэт для придания описанию особенной наглядности («в легендах ставший как туман»)?
Ответ: ___________________.


B10

К какому художественному приему прибегает поэт, чтобы подчеркнуть значимость разговора с Пушкиным?


Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.
Ответ: ___________________.


B11


Как называется образное оценочное определение («могучий дар», «милые забавы»)?
Ответ: ___________________.


B12


Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Пушкину» (без указания количества стоп)?
Ответ: ___________________.


Для выполнения заданий С3–С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.


C3


В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

C4


Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2–3 примера.)
Часть 3


Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос
(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.



C5.1


Как раскрываются проблемы нравственности в произведениях приднестровских авторов?

C5.2

«Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)


C5.3


Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)
~EndLATTest


2012 г.