birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3


На правах рукописи
Рахматуллина Евгения Алексеевна

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

19.00.13 – психология развития, акмеология


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2012

Диссертация выполнена на кафедре педагогической психологии

Московского городского психолого-педагогического университета
Научный руководитель: доктор психологических наук

Мещеряков Борис Гурьевич
Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Толстых Наталья Николаевна

кандидат психологических наук

Рябова Татьяна Владимировна

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Защита состоится 15 мая 2012 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д – 850.013.01 при МГППУ по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.
Автореферат разослан «___» апреля 2012 г.

Ученый секретарь

кандидат психологических наук, Кулагина Ирина Юрьевна
Общая характеристика работы

Исследование посвящено анализу индивидуальных и половозрастных особенностей деятельностно-ориентированных переживаний у подростков (учащихся 6-10 классов общеобразовательной школы).

Актуальность темы исследования

Подростковый возраст характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития личности. В настоящее время нет единого мнения относительно таких важнейших психологических характеристик данного возраста, как ведущая деятельность и центральные новообразования. Среди центральных новообразований подросткового возраста указывают «чувство взрослости» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), рефлексивное самосознание, «открытие своего Я» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), абстрактное мышление (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), практическое сознание (В.В. Давыдов), самоопределение и потребность в нем (Л.И. Божович, М.Г. Гинзбург, Э. Эриксон), мировоззрение (Л.И. Божович, В.В. Давыдов) и многое др. Не менее разнообразны и представления о ведущей деятельности подростков. На эту роль выдвигались интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), общественно-полезная или общественно значимая деятельность (Д.И. Фельдштейн, В.В. Давыдов), учебная (А.Н. Леонтьев), социально-психологическое экспериментирование (Г.А. Цукерман), личностное самоопределение (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков) и т.д. В связи с таким разнообразным определением ведущего типа деятельности у подростков, существует предположение, что подросток «перерос» рамки концепции нормативной и унифицированной ведущей деятельности. Критики концепции ведущей деятельности справедливо указывают на то, что в ней не разработаны эмпирические критерии диагностики ведущей деятельности, она во многом носит нормативный характер (В.И. Слободчиков) и не учитывает полиморфизма ведущей деятельности, что особенно заметно, начиная с подросткового возраста (А.В. Петровский, Б.Г. Мещеряков).


В то же время, спорная и неоднозначная проблема ведущей деятельности является частью более широкой проблемы спектра развивающих видов деятельности в подростковом возрасте, которая недостаточно изучена. Если деятельность рассматривается как движущая сила психического развития и личности, то для психологического понимания подросткового возраста и научного обеспечения практической психолого-педагогической работы необходимо прояснить, как на протяжении этого возраста формируется и изменяется иерархия деятельностей. Для изучения этой проблемы важно учитывать обе стороны – мотивационно-смысловую и операционально-техническую (Д.Б. Эльконин), из которых генетически первой и в этом смысле ведущей является мотивационно-смысловая. Данная работа нацелена на выяснение мотивационно-смысловой иерархии типичных видов деятельности подростка. Достижение этой цели, в свою очередь, осложняется дополнительной проблемой неразработанности методики такого исследования.

Любая деятельность требует определенных условий для своей реализации, как внутреннего, так и внешнего порядка. Ограничения и затруднения для осуществления деятельности могут порождать негативные (тревожные и фрустрирующие) переживания, интенсивность которых зависит от значимости данной деятельности для субъекта, т.е., в конечном счете, от силы его потребности в деятельности и её результатах. Такие переживания получили название деятельностно-ориентированных (Мещеряков Б.Г, Кирпиченкова Ю.К., 2005). Они отражают неудовлетворенность, беспокойство в связи с дефицитами внутренних и внешних условий реализации значимых для личности видов деятельности и поэтому, анализируя профили деятельностно-ориентированных переживаний, можно получить информацию о мотивационно-смысловой иерархии этих видов деятельности и осуществить исследование ее возрастной динамики и межиндивидуальной вариативности, что особенно актуально для подросткового возраста.

Таким образом, в рамках диссертационного исследования взаимосвязанно решались две фундаментальные и актуальные проблемы: разрабатывалась опросная методика, позволяющая через анализ переживаний установить мотивационно-смысловую значимость наиболее важных в подростковом возрасте видов деятельности, а также проследить возрастную динамику и оценить индивидуальную вариативность мотивационной иерархии данного спектра деятельностей.


Особую значимость и актуальность данная работа имеет в связи с тем, что со времени проведения классических исследований подросткового возраста на основе деятельностной концепции произошли грандиозные изменения в социально-политической и экономической сферах российского общества, что не могло радикально не изменить макро и микросреду социализации современных подростков. По существу, сейчас требуется провести новые широкомасштабные исследования социальной ситуации развития подростков, типичных для них видов деятельности, их мотивационно-смысловой иерархии и ее субвозрастной динамики.

В отличие от традиционных исследований переживаний подростков, в которых переживания рассматриваются в связи с многочисленными жизненными событиями и проблемными областями, в данной работе исследовались только переживания, связанные с рядом деятельностей, которые, как принято считать, имеют большое значение для психического развития подростков.

Объект исследования – мотивационно-смысловая иерархия деятельностей как часть эмоционально-потребностной сферы подростков среднего и старшего школьного возраста.

Предмет исследования – структура, возрастная динамика и индивидуальная вариативность деятельностно-ориентированных переживаний в среднем и старшем школьном возрасте.

Цель исследования – установить возрастную динамику и индивидуальную вариативность мотивационно-смысловой иерархии деятельностей подростков среднего и старшего школьного возраста, с помощью методики, позволяющей через анализ переживаний выяснить мотивационно-смысловую значимость разных видов деятельности.

Общая гипотеза

Групповые и индивидуальные профили деятельностно-ориентированных переживаний подростков среднего и старшего школьного возраста являются многомодальными (многовершинными) и отражают картину полиморфизма ведущих психологических потребностей. Исследование деятельностно-ориентированных переживаний позволит выявить иерархическую структуру спектра значимых деятельностей данного возраста.


Частные гипотезы


  1. Возрастная динамика деятельностно-ориентированных переживаний показывает перестройку в иерархии потребностей при переходе от среднего к старшему школьному возрасту.

  2. Существуют значительные индивидуальные различия частоты и интенсивности деятельностно-ориентированных переживаний у подростков среднего и старшего школьного возраста.

Задачи исследования

  1. Анализ отечественных и зарубежных исследований в области психологии развития, посвященных изучению подросткового и раннего юношеского возраста.

  2. Теоретическое обоснование понятия деятельностно-ориентированных переживаний.

  3. Разработка и апробация методики для изучения характеристик деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте.

  4. Проведение исследования на выборке учащихся среднего (6-8 классы) и старшего школьного возраста (9-10 классы).

  5. Анализ и описание полученных результатов с точки зрения деятельностного подхода к развитию.

Методологическая основа исследования

В изучении переживаний и мотивационно-смысловой иерархии деятельностей подростков данная диссертация опирается на методологические подходы отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; деятельностный подход к возрастному развитию А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и их последователей), в том числе на принцип единства аффекта и интеллекта, представления о переживании как о единице анализа личности и среды и индикаторе степени значимости происходящего для личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), представления о связи между потребностями и переживаниями в критические периоды развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк).

Методы, методики и организация исследования:
  1. Модифицированный опросник деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), разработанный при участии и под руководством Б.Г. Мещерякова.


  2. Дополнительные методики для качественного анализа индивидуальной вариативности деятельностно-ориентированных переживаний у подростков (экспертный анализ, структурированная беседа).

  3. Методы статистического анализа полученных данных (t-критерий; корреляционный анализ; дисперсионный анализ; кластерный анализ индивидуальных профилей деятельностно-ориентированных переживаний).


Эмпирическая часть исследования проводилась в 2008-2011 гг. В ней приняли участие учащиеся среднего и старшего школьного возраста четырех общеобразовательных школ г. Москвы, всего 338 человек (198 мальчиков и 140 девочек).

Для проверки надежности и внешней валидности полученных в диссертационном исследовании результатов использовались данные близкого по методологии исследования (под руководством Б.Г. Мещерякова), проведенного в общеобразовательных школах г. Дубны.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается научно-методологической обоснованностью исследования, использованием методов и методик, адекватных целям и задачам исследования, а также статистической обработкой эмпирических данных.

Научная новизна

Разработан и апробирован опросник деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), основанный на принципе целостного анализа переживания (у респондента выясняют не только частоту тех или иных проблем, возникающих при реализации разных типов деятельности, но и интенсивность их переживаний). Опросник может быть использован как инструмент для изучения значимых деятельностей и открывает возможность для операционализации проблем изучения мотивационно-смысловой иерархии спектра типичных видов деятельности в подростковом возрасте.

Впервые проведено эмпирическое исследование иерархии и возрастной динамики личностно-значимых потребностей и связанных с ними типов деятельностей в подростковом возрасте. Введены показатели, отражающие личностную значимость деятельности: «интегральный показатель переживаний» и «эмоциональный вес переживаний». На основе строгих количественных оценок этих показателей выявлены половозрастные и индивидуальные особенности деятельностно-ориентированных переживаний подростков, позволяющие эмпирически обосновать выводы о полиморфизме структуры потребностей, связанных со значимыми для подростков типами деятельности на групповом и индивидуальном уровнях.


Теоретическая значимость исследования заключается в постановке проблемы исследования деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте, в теоретическом обосновании нового эмпирического подхода к изучению возрастной динамики и индивидуальной вариативности мотивационно-смысловой иерархии деятельностей подростков. Показано, что на протяжении подросткового возраста происходит перестройка структуры ведущих психологических потребностей, определенным образом изменяется личностная значимость той или иной деятельности и степень удовлетворенности ее условиями и результатами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное методическое обеспечение исследования эмоционально-потребностной сферы учащихся среднего и старшего школьного возраста может использоваться: 1) при проведении возрастно-психологического консультирования по проблемам, связанным со значимыми для подростков видами деятельности; 2) при проектировании развивающих программ с учетом особенностей личностно значимых потребностей школьников; 3) при планировании и проведении мероприятий по психологическому сопровождению воспитательного и образовательного процесса и учету индивидуально-психологических особенностей подростков в образовательных учреждениях; 4) при подготовке практических психологов, работающих в образовательных учреждениях и психолого-педагогических центрах.

На защиту выносятся следующие положения


  1. Метод исследования деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте может служить основой для выявления мотивационной иерархии субъективно значимых деятельностей. Принцип целостного анализа переживаний, реализованный в Опроснике деятельностно-ориентированных переживаний (ОДОП), открывает возможности для операционализации проблем изучения возрастной динамики мотивационной сферы в подростковом возрасте.
  2. Профили деятельностно-ориентированных переживаний в подростковом возрасте являются многомодальными (многовершинными) и отражают структуру ведущих психологических потребностей этого возраста как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.


  3. Введенные на основе оценок частоты и интенсивности деятельностно-ориентированных переживаний «интегральный показатель переживаний (ИПП)» и «показатель эмоционального веса переживаний (ЭВП)» отражают разные характеристики потребностей. ИПП отражает общий уровень неудовлетворенности потребности в деятельности, а ЭВП дает информацию о мотивационной значимости деятельности.

  4. Наиболее интенсивные и частые переживания подростков с 6-х по 10-е классы связаны с проблемами в учебно-профессиональной деятельности, мировоззренческом самоопределении и профессиональном самоопределении, что говорит о высоком уровне общей неудовлетворенности потребностей в данных деятельностях. Общение со сверстниками и профессиональное самоопределение – это два вида деятельности, которые в среднем и старшем школьном возрасте показывают наибольшую мотивационную значимость.

  5. На протяжении подросткового возраста происходит перестройка структуры ведущих психологических потребностей, определенным образом изменяется личностная значимость той или иной деятельности и степень удовлетворенности ее условиями и результатами.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения, теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на совместном заседании кафедры «Культурно-историческая психология» и лаборатории «Теоретические и экспериментальные проблемы культурно-исторической психологии» (МГППУ, 2008-2010), кафедры «Педагогическая психология» факультета психологии образования (МГППУ, 2007-2011); специальном расширенном семинаре кафедры культурно-исторической психологии для аспирантов и молодых ученых с профессором Г. Рюкримом (Германия) (МГППУ, 2010); научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые – московскому образованию» (МГППУ, 2008, 2010); Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2008); Втором Международном Летнем Университете ISCAR «Theoretical Problems of Cultural-historical Psychology in the Context of Emerging Social Practices» (МГППУ, август 2011); Третьем конгрессе Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR) (Италия, Рим, сентябрь 2011); Третьей всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «На пороге взросления» (МГППУ, ноябрь 2011).


Результаты исследования и разработанная методика использовались в работе психологической службы ГБОУ школы-интерната «Интеллектуал» г. Москвы, при проведении тренинга-семинара с учителями средних и старших классов на факультете повышения квалификации МГППУ, а также, при реализации студенческого волонтерского интеграционного проекта МГППУ для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Турград». Данные, полученные в ходе исследования, отражены в лекционных курсах кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна».

По материалам диссертации имеется 10 публикаций, в том числе в реферируемых журналах, признанных ВАК.



следующая страница >>