birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
2 Практическая часть. Маркетинговые исследования белорусского рынка страховых услуг

2.1 Изложение целей и задач исследования

Любое маркетинговое исследование имеет своей целью сбор информации по имеющейся проблеме. Полная, достоверная и своевременная маркетинговая информация необходима для принятия правильных управленческих решений, которые в дальнейшем потребуют минимальной корректировки и исправления ошибок.

Таким образом, правильно проведенное маркетинговое исследование позволяет уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений. Исследование рынка страховых услуг Беларуси призвано собрать информацию о текущей ситуации на данном рынке услуг, о требованиях, предъявляемых к страховой компании и о привлекательности данной сферы для потенциального инвестора.

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. Страхование во все времена считалось доходным делом. Такие фирмы, как скажем, английская “Ллойдс”, являются явными “передовиками производства” по части сбора прибыли в странах с рыночной экономикой. Подтвердить или опровергнуть это мнение для белорусского рынка и призвано данное маркетинговое исследование.

Исследование рынка страховых услуг включает в себя:


  • исследование услуги – особенности предоставления страховых услуг населению, требования, предоставляемые к страховым компаниям;

  • исследование рынка – имеющиеся конкуренты и их характеристика, тенденции развития рынка;

  • исследование потребителей – отношение белорусских потребителей к страхованию, наиболее популярные виды страхования, уровень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг.

Таким образом, для принятия решения о привлекательности белорусского рынка страховых услуг для потенциального инвестора необходимо собрать обширную информацию об особенностях данного рынка, конкурентах, занявших позиции на нем и о потребителях соответствующих услуг.


2.2 Описание источников информации и методологии исследования

Для принятия решения о привлекательности белорусского рынка страховых услуг необходимо собрать полную информацию о специфике данного рынка, об особенностях страховых компаний, о компаниях, занимающихся данной деятельностью на белорусском рынке, о потребителях соответствующих услуг, их предпочтениях и степени удовлетворенности имеющимся качеством услуг.

Всю маркетинговую информация можно поделить на первичную и вторичную.

Вторичная информация – это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Недостатки вторичной информации (неполнота, невозможность оценки достоверности) обусловлены именно тем, что цели первоначального сбора данной информации не совпадают с целями конкретного маркетингового исследования. Однако при достаточном количестве имеющейся вторичной информации и грамотном её анализе можно получить необходимые и полезные данные по имеющейся проблеме.

Вторичную информацию о рынке страховых услуг Беларуси можно собрать на специализированных Интернет-сайтах, в соответствующих журналах, газетах и других СМИ. Наличие обязательных видов страхования в Республике Беларусь и осуществление государством контроля за соответствующими компаниями позволяет предположить, что вторичная информация может быть весьма обширной, достоверной и полезной для разработчиков исследования.

Первичная информация собирается непосредственно для целей конкретного исследования и предполагает сбор данных по определенным вопросам. Одним из наиболее удобных и распространенных видов сбора первичной информации является опрос или анкетирование.

Опрос – наиболее универсальный и эффективный метод проведения маркетинговых исследований, особенно когда речь идет о сборе первичной информации. Фирмы проводят опросы, чтобы получить сведения о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, степени их удовлетворения, отношения к имиджу фирмы и т.д.


Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может но­сить структурированный и неструктурированный характер; в первом слу­чае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

В нашем маркетинговом исследовании все опрашиваемые будут отвечать на стандартные вопросы путем самостоятельного заполнения анкет либо путем опроса интервьюером и фиксированием полученных ответов.

Таким образом, исследование белорусского рынка страховых услуг предполагает сбор первичной информации о потребителях соответствующих услуг, их предпочтениях и степени удовлетворенности. Параллельно с этим будет происходить сбор и анализ вторичной информации о рынке страхования, компаниях, занимающих на нем ведущие позиции, динамике рынка и других его характеристиках.

После сбора соответствующей информации проводится её анализ, делаются выводы и рекомендации о привлекательности данной отрасли.


2.3 Результаты исследований

Исследование вторичной информации о страховании и о рынке услуг страхования в Республике Беларусь позволило получить нижеследующие данные.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий).

Страхование – одна из трех сфер финансовой системы. Для страхования характерны экономические отношения только по перераспределению доходов и накоплений, связанных с возмещением материальных и иных потерь. Таким образом, страхование связано с вероятностным движением денежной формы собственности. Страховой случай может и не наступить. Для страхования характерны все признаки финансов, но оно имеет и свои отличительные признаки:


  1. Возникают перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный и иной ущерб.

  2. Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками, связанные с солидарной раскладкой суммы ущерба одного или нескольких субъектов на всех субъектов, вовлеченных в страхование. Это замкнутая раскладка основана на вероятности того, что число пострадавших хозяйств обычно меньше числа участников страхования. Как правило, число пострадавших должно быть существенно меньше числа застрахованных. Для организации замкнутой раскладки ущерба создается денежный страховой фонд, формируемый за счет взносов всех участников. Размер страхового взноса представляет долю каждого из них в раскладке. Таким образом, чем шире круг участников, тем меньше сумма страхового взноса и они более доступные. Обязательное страхование вовлекает наибольшее число участников, следовательно меньше страховой тариф и риск.

  3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба во времени и в территориальном разрезе.

  4. Характерной чертой страхования является относительная безвозвратность мобилизуемых средств.

Страховой рынок Республики Беларусь начал свое развитие с начала девяностых, в период бурного развития предпринимательской деятельности, когда в нашей стране впервые появились рыночные отношения, конкуренция и свобода выбора.

Желание многих заработать на неразвитом рынке привело к созданию более 40 страховых организаций, вступивших в борьбу за выживание.

Единственным, кому эта деятельность явилась не в новинку, был Белгосстрах, организация, основанная ещё в 1921 году.

Полученный на протяжении десятков лет опыт и разветвленная сеть продаж позволяют Белгосстраху и сейчас удерживать лидирующие позиции по сумме полученной страховой премии, ежегодно покрывая страхованием более половины страхового рынка республики.


Многие страховые компании не выдержали испытаний на прочность в условиях развивающейся экономики, отдельные организации не смогли удовлетворить требования лицензирующего органа и обеспечить полноценную защиту своих страхователей.

В итоге в настоящее время на страховом рынке республики осуществляют страховую деятельность 24 страховые организации, две из которых получили данное право относительно недавно.

Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация» создана по решению Правительства. Данная организация является первой и единственной в Республике, осуществляющей деятельность исключительно по перестрахованию.

Правительство, создавая данную организацию, ставило перед собой определенные задачи. Это, прежде всего, уменьшение оттока валютных средств страховых организаций республики. Дело в том, что страховая организация не всегда может обеспечить за счет своих собственных средств покрытие убытка по страховому случаю, если сумма выплаты велика. Это могут быть, например, космические, авиационные риски, страхование крупных предприятий и т.п.

В этом случае страховая компания, чтобы обеспечить защиту страхователю, передает часть своего риска за определенную плату другому страховщику (возможно иностранному), который обладает необходимой величиной собственного капитала. Это способствует привлечению иностранных участников страхового рынка к размещению своих рисков на территории нашей республики.

Таким образом, функционирование данной организации наряду с другими инструментами увеличения экспорта должно помогать созданию в нашей республике положительного внешнеторгового сальдо.

Но, когда речь заходит о страховании экспорта или импорта, в первую очередь вспоминается очередное «детище» нашего Правительства, созданное Советом Министров Республики Беларусь в 2001 году - Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант».


Данная организация разработала и реализовала в республике целую систему комплексной страховой защиты участников ВЭД. Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» эта организация наделена исключительным правом осуществления страхования экспорта от имени Республики Беларусь. Основная цель, которую ставит Правительство перед Белэксимгарантом в краткосрочной перспективе - уменьшение экспортных рисков при поддержке государства.

Итак, Правительством Республики Беларусь были созданы следующие государственные страховые организации:

Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»

• Белорусское государственное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгрант»

• Республиканское унитарное предприятие «Белорусская национальная перестраховочная организация».

Создавая данные организации, Правительство, в первую очередь, ориентировалось на необходимость создания действенного механизма минимизации потерь от непредвиденных ситуаций в экономике республики, усиление социальной защиты населения и гарантий защиты их имущественных интересов.

Этим же принципом руководствовалось государство, когда предоставляло полномочия по проведению обязательных видов страхования только государственным страховым организациям или тем компаниям, в чьих уставных фондах доля собственности государства составляет более 50 процентов.

Итак, одна из отличительных черт таких страховых компаний состоит в предоставленной им государством возможности проводить обязательные виды страхования. Но данная возможность не является достаточным основанием для проведения обязательных видов страхования. Так, право проведение отдельных видов может быть делегировано только Президентом, а по другим видам страховщику необходимо выполнить определенные лицензионные требования.

Перечень видов обязательного страхования в Республике Беларусь с указанием страховых компаний, имеющих право на их проведение, представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Виды обязательного страхования в республике Беларусь


, п/п

Наименование вида страхования

Организация, которая имеет лицензию на его проведение

1

обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам

Белгосстрах

2

обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Белгосстрах, «Белэксимгарант», ЗАСО «Промтрансинвест», ЗАСО «ТАСК», ЗАСО «Белнефтестрах», ЗАСО «Белкоопстрах».

3

обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами

Белгосстрах, «Белэксимгарант»

4

обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь

Белгосстрах, «Белэксимгарант»

5

обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением

Белгосстрах


6

обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы

Белгосстрах

7

обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Белгосстрах, ЗАСО «ТАСК», ЗАСО «Промтрансинвест»

8

обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Белгосстрах

9

обязательное государственное страхование (предусмотренное в законодательстве обязательное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета)

Белгосстрах




В последнее время все больше страховых организаций стремятся привлечь иностранного инвестора, воспользовавшись его опытом и капиталом. Ведь недостаточная капитализация страхового рынка - это чуть ли не основной сдерживающий фактор развития отрасли. В нашей республике это особенно актуально.

Поэтому в настоящее время государством проводится активная политика по либерализации законодательства, цель ее - накопление отечественными страховыми компаниями собственных средств и создание благоприятных условий для привлечения в отрасль иностранных инвесторов.

Так, по состоянию на 1 июля 2008 года из 16 частных страховых компаний, действующих на рынке, 11 имели в своем составе иностранных акционеров.



следующая страница >>