birmaga.ru
добавить свой файл

1
http://nearyou.ru/bosch/sv/seven.jpg


Иероним Босх 
(ок. 1460 -1516) 
Семь смертных грехов 
1475-80гг., дерево, масло, 120 x 150 см. 
музей Прадо, Мадрид, Испания


"Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Работа упоминается в литературе как настольная, наверное потому, что сцены в центре должны рассматриваться под разными углами. Так ли это — не установлено. Однако, точно известно, что испанский король Филипп II распорядился хранить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.

Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа, предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругом золотых лучей . 
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".


Дальше следует представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. 
Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Можно посмотреть крупнее,( вращение против часовой стрелки; так задумал Босх)


http://nearyou.ru/bosch/sv/sev1-2.jpg

В центре — Христос, в золотом ореоле радужной оболочки "всевидящего глаза Бога" . И надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

Ниже — cемь смертных грехов, расположенные по кругу.

1. Прямо перед Вами сцена ревности, драка, изображающая ГНЕВ. 

На зелёной лужайке перед гостиницей — драка. Человек в необычном, для того времени, головном уборе, бросив плащ, накинулся на женщину. Второй (возможно, соперник) - одел на голову стол, как шлем, тоже вынул нож и приготовился вступиться за неё. 

Перевёрнутый стол, шляпа на полу, кувшин в руках у женщины говорят, что это люди изрядно выпили, и это не начало ссоры.

Канонический список семи смертных грехов был составлен в VI веке Римским Папой Григорием Великим и включал: гордыню, зависть, алчность(жадность), чревоугодие, похоть(сладострастие), уныние(другие источники предлагают лень), гнев.

Библия, хотя и не приводит точного перечня грехов, но в ветхозаветных Десяти Заповедях, данных Богом Моисею на горе Синай, предостерегает от их совершения. 
Босх выбрал тот порядок грехов, какой был принят в его время.

Выше и ниже круга в центре картины - два текста Ветхого Завета из книги Второзакония (32:28-29 и 32: 20).

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла. 
29 О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!

32:20 И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.

Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" (по выражению проповедников того времени) : 
Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата

http://nearyou.ru/bosch/sv/sev1.jpg

Смертное ложе (верх, левый угол)

Лежит истощенный человек. Последние минуты жизни, смерть уже рядом. Его окружают монахи и врач. 
Под внимательным взглядом ангела-хранителя, монах молится о спасении души умирающего. Но, как в большинстве работ Босха, зло всегда рядом - подобный обезьяне, демон примостился рядом с ангелом.

http://nearyou.ru/bosch/sv/sev4.jpg

Страшный суд (верх, правый угол)


Четыре тубящих ангела возвещают о начале Страшного суда. Христос сидит на прозрачном шаре, по обе стороны от него - избранные праведники. Внизу умоляющие о прощении проклятые грешники, которые тонут, отправляясь в Ад.

http://nearyou.ru/bosch/sv/sev2.jpg

Ад (низ, левый угол)

Ад является самым поразительным из четырех сцен. Здесь показаны различные наказания, соответствующие семи смертным грехам.

Cлевa - пара в кровати, покрытая красным (символ прелюбодеяния). 
Вокруг - множество демонов, готовящихся к пыткам. 
В центре фигура, которую пытает демон в костюме монахини. 
Следующая - лежит на каменной плите, готовая к расчленению. 
Внизу - пару, (похожую на Адама и Еву), пытают и угрожает демон, несущий сферу.

http://nearyou.ru/bosch/sv/sev3.jpg

Небесные врата(низ, правый угол) Небесные врата... У входа Св Пётр и небесное трио ангелов приветствует новых граждане Города Бога, которые появляются в воротах голыми, как новорожденные малыши.

Даже здесь, у входа, притаился демон, надеясь сбить с пути праведную душу(слева, внизу). Но зоркий Архангел в красном плаще — на страже.Христос с открытой книгой(в центре круга), сообщает решение Бога. Вокруг Дева Мария, апостолы и четыре коленопреклонённых ангела. 

Справа — те, кто принимает прибывших и проводит их в Рай.