birmaga.ru
добавить свой файл

1
2

Введение


Ввиду высокого риска предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, они нуждаются в финансировании, связанным с большим риском, гибких законодательных ограничениях, защите своих прав и интеллектуальной собственности.

Опыт зарубежных стран уже показал наиболее эффективные и распространенные методы государственной поддержки и участии в инновационной деятельности.

3

Цели курсовой работы:


  • Рассмотреть основные определения, касающиеся темы;

  • Привести наиболее удачные и распространенные методы государственной поддержки инновационной деятельности за рубежом;

  • Проанализировать последние изменения ситуации в Российской Федерации.

4

Основные понятия и определения.


Основные определения закреплены и регулируются федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Научная (научно-исследовательская) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

  • фундаментальные научные исследования

  • прикладные научные исследования

  • поисковые научные исследования

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

5

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.


Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Последние определения, касающиеся инноваций и инновационной деятельности были внесены лишь во второй половине 2011г. (21.07.2011).

6

Зарубежный опыт государственной поддержки инноваций.


Необходимость перехода России на инновационный путь развития сейчас является общепризнанной. Но мало лишь заявить о желаемой цели, достигнуть ее будет невозможно не выстроив механизм, адекватный поставленной цели, и учитывающий уже существующую систему правового регулирования и общественных институтов. В этом отношении изучение иностранного опыта очень важно – и именно в системе, не вырывая отдельные институты из того комплекса, который реализован в данной стране. Опыт показывает, что механическое заимствование обособленного института без понимания его места в системе мер стимулирования инновационного развития в данной стране обычно мало что дает, так как каждый институт, каждая мера поддержки, формируются с учетом иных мер, реализованных в данном законодательстве.

Проблемы, с которыми сталкиваются различные государства на пути развития инноваций, примерно одинаковы.

Каждая из стран выбрала свой вариант решения этих задач: где-то основной упор делается на активную государственную поддержку разработок, где-то на первый план выходит налоговое стимулирование разработчиков, по-разному решается вопрос о поддержке авторов – создателей результатов интеллектуальной деятельности. Но в то же время, несмотря на экономические и иные различия, можно проследить и общие направления и решения, по которым страны движутся к своим целям схожими путями. Обобщенный зарубежный опыт дает примеры детального и сбалансированного регулирования вопросов государственного участия в инновационной деятельности как посредством прямого участия в инновационных компаниях, так и путем косвенной поддержки и развития инновационной инфраструктуры. В таблице 2.1 представлен опыт различных стран мира, реализующих меры, направленные на государственную поддержку инноваций и стимулирование инновационной деятельности.

Таблица 2.1. Меры государственной поддержки инноваций в странах мира



Меры

Место реализации

1

Право государственных научно-исследовательских институтов быть участниками (акционерами, учредителями) коммерческих инновационных компаний

Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швеция

2

Стимулирование создания совместных предприятий научными институтами и бизнес структурами

Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, КНР, США, Франция, Швеция

3

Стимулирование применения инновационных технологий на уровне малых и средних предприятий

Великобритания, КНР, США, Франция

4

Стимулирование деятельности организаций-посредников между бизнесом и создателями инновационных технологий

Германия, Великобритания, ЕС, КНР, США, Швеция

5

Поддержка технопарков и технологических инкубаторов

Германия, Дания, Индия, КНР, Швеция

6

Прямое финансирование инновационных предприятий (гранты, займов на льготных условиях, иные программы финансирования)


Великобритания, Германия, Дания, ЕС, Индия, КНР, Норвегия, США, Франция, Швеция

7

Финансовая поддержка венчурных предприятий в инновационных сферах

Германия, Греция, ЕС, Индия, Норвегия, Швеция

8

Стимулирование патентования

Германия, США, Франция, Швеция

7

9

Поддержка авторов-разработчиков посредством дополнительных выплат работникам при коммерческом использовании их изобретений

Греция, Дания, КНР Норвегия, Франция

10

Разрешение госслужащим – сотрудникам государственных научно-исследовательских институтов участвовать в коммерческой деятельности по внедрению научных разработок (работать по совместительству, владеть акциями, участвовать в управлении компаниями)

Великобритания, Греция, Дания, КНР, Франция

11

Налоговые льготы инновационным предприятиям

Великобритания, Германия, Греция, Индия, Ирландия, Испания, КНР, Норвегия, Польша, США, Франция

12


Отнесение инновационной политики компетенции специально

Великобритания, Дания, ЕС, Ирландия, Франция, Швеция, Норвегия

13

Информационная и методическая поддержка участников инновационной деятельности (создание специальных банков данных запатентованных изобретений и т.п.)

Великобритания, Германия, ЕС, КНР, США, Швеция


8

3. Актуальные законодательные документы, регулирующие вопросы государственной поддержки инновационной деятельности




3.1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".



Федеральным законом от 21.07.2011 N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ была внесена глава IV.1. Государственная поддержка инновационной деятельности.

Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности

Статья 16.2. Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности

Статья 16.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной поддержки инновационной деятельности

Статья 16.4. Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности

Статья 16.5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности

9

3.2. Фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности


Инновационный фонд — фонд финансовых ресурсов, созданный с целью инвестиционного кредитования научно-технических разработок, рисковых проектов и иных форм инновационной деятельности.


Основной источник финансовых ресурсов — венчурные фонды. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе.

Инновационно-венчурные фонды направляют часть средств на финансирование рисковых инновационных проектов в обмен на долю в акционерном капитале создаваемых инновационных организаций.

Венчурный фонд (англ. venture — рискованное предприятие) — инвестиционный фонд, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в целях поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности посредством ее финансового обеспечения создаются государственные фонды.

Крупнейшими государственными фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности являются Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд перспективных исследований.

10

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

В Стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.


В Стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития.

Приоритет 1 - развитие человеческого капитала. Сегодня в рамках глобальной конкуренции одним из основных факторов успеха становится наличие высококвалифицированных кадров, в то время как наметилась тенденция снижения значимости некоторых традиционных факторов, таких, как, например, доступ к природным ресурсам.

Приоритет 2 - значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Одна из ключевых целей Стратегии - повысить восприимчивость бизнеса к инновациям, инновационное развитие должно стать одним из приоритетов деятельности компаний.

Приоритет 3 - продвижение инноваций в государственном секторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

Одновременно государство должно само становиться все более инновационным. Имеется множество возможностей для внедрения инноваций в социальной сфере, в государственном управлении, в том числе, через механизмы госзакупок и содействия компаниям с госучастием в процессе разработки ими корпоративных инновационных программ.
11

Вывод


Существует множество опробованных во всем мире методов поддержки государством предприятий, занимающихся инновационной деятельностью. Сейчас такие предприятия не совершают огромный риск, пытаясь интегрировать новейшие технологии в свое производство, выпуская инновационную продукцию, или разрабатывая новые методы обработки материалов, обучения и .т.д. Риск делится между государством, инвесторами и авторами.

Государством разработаны стратегии инновационного развития, внесены поправки в налоговый кодекс, выдаются гранты, осуществляется информационная, юридическая поддержка, созданы бизнес-инкубаторы и многое другое.