birmaga.ru
добавить свой файл

1


проект в I чтении принят 23 апреля 2009г.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ УПРАВЛЕНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ АКЦИЯМИ

АКЦИОНЕРНОЙ КОМПАНИИ «АЛРОСА»

(ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА),

ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Акционерная компания «АЛРОСА» (закрытое акционерное общество) (далее – Компания) является основным бюджетообразующим хозяйствующим субъектом Республики Саха (Якутия). Учитывая роль Компании в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), настоящий закон регулирует порядок управления и распоряжения акциями Компании, являющимися государственной собственностью.
Статья 1. Компания – организация, разрабатывающая на территории Республики Саха (Якутия) месторождения алмазов и других полезных ископаемых, являющихся основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории республики, и относящаяся к хозяйствующим субъектам, имеющим стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности Республики Саха (Якутия).
Статья 2. Компания создана на основании постановления Президиума Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 25 декабря 1991 года № 748-ХII «О мерах по реализации Указа Президента РСФСР от 11 декабря 1991 года № 277 «О полномочиях Якутской –Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики» и указа Президента РСФСР от 9 февраля 1992 года № 158 с «Об образовании акционерной компании «Алмазы России-Саха».

В соответствии с учредительным договором от 25 июля 1992 года учредителями Компании выступили Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по приватизации антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, администрации Анабарского, Верхневилюйского, Вилюйского, Ленского, Мирнинского, Нюрбинского, Оленекского, Сунтарского районов, Фонд социальных гарантий военнослужащим при Правительстве Российской Федерации, работники предприятий и организаций алмазного комплекса.

Статья 3. Государственные интересы Республики Саха (Якутия) обеспечиваются организационно-правовой формой Компании в виде закрытого акционерного общества в соответствии с правовыми актами по созданию и учредительными документами Компании.

Республика Саха (Якутия) осуществляет политику защиты государственной собственности и эффективного ее использования в алмазно-бриллиантовом комплексе республики, защищает свои интересы в Компании, в том числе представителей Республики Саха (Якутия) в органах управления и контроля Компании в соответствии с действующим законодательством.

Статья 4. В государственной собственности Республики Саха (Якутия) находится 32 процента акций Компании.

Продажа и иные способы отчуждения, а также передача в залог акций Компании, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия) в пределах установленного объема, могут осуществляться только на основании закона Республики Саха (Якутия).
Статья 5. По одному проценту акций Компании находится в муниципальной собственности муниципальных районов «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский эвенкийский национальный район», «Сунтарский улус (район)», по которым права акционеров в интересах населения соответствующих территорий осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных районов.

Продажа и иные способы отчуждения, а также передача в залог акций Компании, находящихся в муниципальной собственности в пределах установленного объема, могут осуществляться на основании решений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных районов «Анабарский национальный (долгано-эвенкийий) улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский эвенкийский национальный район», «Сунтарский улус (район)».


Уполномоченные органы местного самоуправления вправе передавать акции Компании, находящиеся в муниципальной собственности, в управление уполномоченному органу Республики Саха (Якутия).
Статья 6. Республика Саха (Якутия), муниципальные районы «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский эвенкийский национальный район», «Сунтарский улус (район)», проводят единую политику по формированию органов управления и контроля Компании, по принятию и утверждению основополагающих вопросов по стратегическому развитию Компании на общих собраниях акционеров, на заседаниях органов управления Компании и при проведении ревизионных проверок финансово-хозяйственной деятельности Компании.

Республика Саха (Якутия), муниципальные районы «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский эвенкийский национальный район», «Сунтарский улус (район)» осуществляют согласованное управление и распоряжение акциями Компании, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
Статья 7. Республика Саха (Якутия) осуществляет защиту государственных интересов Республики Саха (Якутия), контроль за эффективностью работы Компании, соблюдением его правовых норм, установленных законодательством, актов органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также участие в решении вопросов общего руководства деятельностью Компании через работу своих представителей в органах управления и контроля Компании.

Персональный состав кандидатов в члены Наблюдательного совета Компании от Республики Саха (Якутия) представляется для избрания общему собранию акционеров по решению Президента Республики Саха (Якутия) из числа лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия). Кандидатура от муниципальных районов «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский эвенкийский национальный район», «Сунтарский улус (район) согласовывается предварительно с Президентом Республики Саха (Якутия).


Республика Саха (Якутия) вправе иметь представителя Республики Саха (Якутия) в коллегиальном исполнительном органе Компании.
Статья 8. Основными видами деятельности Компании , обеспечивающими социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), являются добыча алмазов, обработка, сортировка, реализация алмазов в необработанном и обработанном виде, производства бриллиантов, осуществление научно-исследовательских, геологоразведочных и проектно-конструкторских работ, инвестиционная деятельность, направленные на производство конкурентоспособной продукции, получение прибыли, содействие социальному развитию улусов (районов).
Статья 9. Доходами государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от деятельности Компании являются:

дивиденды, начисляемые на государственный пакет акций Компании;

налоги, перечисляемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Компания принимает участие в республиканских программах, направленных на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), сохранение окружающей среды, развитие культуры, спорта и здорового образа жизни.

Компания, используя свои права, обеспечивает осуществление недропользователем лицензионных платежей в бюджет Республики Саха (Якутия) в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в лицензию ЯКУ 01450 КЭ и лицензионное соглашение на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи алмазов на коренном месторождении – трубке Нюрбинская и генетически связанном с ним месторождении – россыпи Нюрбинская, в том числе средств, направляемых на реализацию социально-экономических мероприятий и экологических программ улусов «алмазной провинции» Республики Саха (Якутия).

Статья 10. Добытые из недр алмазы, а также продукты их переработки, произведенные в процессе производственной деятельности Компании, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче, переработке и реализации алмазов, являются собственностью Компании в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Правительство Республики Саха (Якутия) в лице органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять от имени Республики Саха (Якутия) права акционера (участника) в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности Республики Саха (Якутия), как один из основных акционеров взаимодействует и вырабатывает совместные решения по вопросакм стратегического развития Компании с другими основными акционерами Компании: Правительством Российской Федерации в лице федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять от имени Российской Федерации права акционера в хозяйственных обществах, акции в уставных капиталах которых находятся в Федеральной собственности, и муниципальными районами «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)», «Верхневилюйский улус (район)», «Вилюйский улус (район)», «Ленский район», «Мирнинский район», «Нюрбинский улус», «Оленекский эвенкийский национальный район», «Сунтарский улус (район).
Статья 12. Компания обеспечивает экологическую безопасность в зоне деятельности промышленных объектов Компании на территории Республики Саха (Якутия) путем реализации Комплексной программы охраны окружающей среды, разрабатываемой на период не менее трех лет, а также за промышленную безопасность на объектах Компании.

Основными задачами Комплексной программы охраны окружающей среды являются:

обеспечение экологической безопасности в зоне деятельности Компании, с учетом уровня адаптации природных систем к деятельности Компании;

решение проблемы загрязнения поверхностных водных систем в районах разработки полезных ископаемых;

утилизация промышленных отходов и сточных вод, являющихся результатом деятельности Компании.

Комплексная программа охраны окружающей среды должна проводится на основании согласованных с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления решений.


Статья 13. Компания вправе проводит в девяти улусах (районах) республики (Анабарском, Верхневилюйском, Вилюйском, Ленском, Мирнинском, Нюрбинском, Оленекском, Сунтарском, Кобяйском), на территории которых производственная деятельность Компании и созданных ею хозяйствующих субъектов вызвала экологические последствия, региональную политику по восстановлению окружающей среды, пострадавшей в ходе освоения алмазных месторождений, а также по содействию социально-экономическому развитию данных улусов (районов) и трудоустройству местного населения.

Статья 14. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) через органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляет в отношении Компании и ее дочерних организаций, функционирующих на территории Республики Саха (Якутия), совместно соответствующими федеральными органами государственного контроля контроль за соблюдением условий лицензий и разрешений, законодательства в части геологического изучения месторождений, добычи, сортировки, оценки, обращения и использования драгоценных камней, а также за соблюдением нормативных актов, регулирующих указанные виды деятельности.
Статья 15. Органы, уполномоченные Правительством Республики Саха (Якутия) осуществлять контроль и проверки, указанные в статье 14 настоящего закона, действуя в пределах своих полномочий, имеют право:


  1. по предъявлению служебных удостоверений и соответствующих предписаний беспрепятственно посещать все структурные подразделения Компании и ее дочерние организации, расположенные на территории Республики Саха (Якутия) и осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных гостей, их добычу, сортировку, обращение и использование;
  2. проводить осмотр используемых организациями помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного и временного хранения драгоценных камней, продукции из них, осмотр указанных ценностей, а также их опечатывание в случаях выявления нарушений установленного порядка получения, расходования, учета и хранения драгоценных камней и продукции из них;


  3. проверять все документы, связанные с осуществлением указанными органами функций контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, а также опечатывать документы, свидетельствующие о нарушениях, если существует возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, до завершения проверки и принятия решения об изъятии казанных документов.

Должностные лица органов государственной власти Республики Саха (Якутия) обязаны сохранять коммерческую тайну, ставшую им известной при выполнении функций контроля.

Полномочия в части валютного регулирования и контроля (надзора), указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляются уполномоченными органами Республики Саха (Якутия) совместно с федеральными органами государственной власти.
Статья 16. Положения статей 7, 12-15 настоящего закона в равной мере относятся и к деятельности дочерних и зависимых, созданных Компанией на территории Республики Саха (Якутия).

Статья 17. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент

Республики Саха (Якутия)

В. Штыров