birmaga.ru
добавить свой файл

1
  • Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отноше­ний изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств


  • Автономность
    - способность личности к независимости от внеш­них воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравст­венных законов

  • Адаптация
    - процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем а. Человека является его успешность в деятельности и взаимоотноше­ниях

  • Аккультурация - процесс освоения ребенком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры

  • Анализ
    - реальное или мысленное разделение объекта на состав­ные части

  • Антропологический подход
    - системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педа­гогического процесса

  • Бакалавриат
    - ступень образования, дающая возможность сту­денту вуза получить ученую степень первого уровня высшего образо­вания

  • Взаимодействие - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при кото­рой поведение каждого из участников выступает одновременно и сти­мулом, и реакцией на поведение остальных

  • Воспитание
    - процесс целенаправленного влияния, целью которо­го выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс рас­крытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей
  • Воспитание духовности - организация эмоционально-когнитивного процесса овладения экзистенциальными ценностями; создание условий для осмысленной человеческой жизни


  • Время развития региональной педагогической науки - внут­ренняя характеристика, познание которой позволяет изучать необра­тимый процесс перехода от одного уровня к другому

  • Выбор теории - познавательный процесс, направленный на разви­тие нового знания

  • Генезис - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления

  • Глобальное образование - одно из направлений в теории образо­вания и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире

  • Глобальный компонент в образовании - образовательные стандар­ты, как учебно-тематического, так и технолого-методического типа

  • Государственный образовательный стандарт высшей школы -комплекс норм и положений, согласующих основные требования к содержанию, срокам обучения и качеству освоения этого содержания со стороны субъектов

  • Готовность - сложное личностное образование, включающее в се­бя мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуаль­ный, коммуникативно-методический (технологический), результатив­ный и прогностический компоненты

  • Гуманистическая психология - направление в современной пси­хологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Согласно Г.п., главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможно­стей и способностей, особенно творческих

  • Гуманитаризация образования - система форм и методов орга­низации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет сделать обучение составной частью формирования личности
  • Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений


  • Дефиниция - формулирование в сжатой форме основного содер­жания понятия

  • Диалог - сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное про­странство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми

  • Дистанционное обучение - процесс приобретения знаний и уме­ний через опосредованный процесс передачи информации, включаю­щий все технологии и все возможные формы информационного обме­на на расстоянии

  • Доверие - вид установки - отношения, связанный с ценностным отношением человека к миру и самому себе

  • Духовная культура - интегративная характеристика, включающая в себя культуру интеллекта (разума), культуру отношений (чувств и эмоций), культуру мышления и экологическую культуру

  • Духовность - интенция человека к Вечным ценностям: Истине, Красоте, Добру. Д. - способ человеческого существования, системооб­разующая функция которого является определяющей в единой струк­туре психофизиологической и социокультурной жизни индивида. Д. Является основой преемственности поколений, поддержания челове­ческого образа жизни

  • Единое образовательное пространство - 1. целостная, преемст­венная, гуманистическая педагогическая система, функционирующая в границах территориального деления (области, региона); 2. механизм гуманизации воспитательно-образовательного процесса, пространство, где корректируются, диагностируются деятельности

  • Закономерность - объективно существующая устойчивая связь педагогических явлений, обеспечивающая их существование, функ­ционирование и поступательное развитие
  • Знания - проверенный практикой и удостоверенный логикой ре­зультат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий


  • Зона оптимума - понятие, предполагающее наличие не отдельного оптимального варианта решения поставленных задач, а сочетание на­бора возможностей при доминировании одного из них

  • Идеология - учение об устойчивых идеях, системе идей, взглядов, убеждений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности

  • Идея - исходное теоретическое положение, с позиции которого отра­жается широкий спектр содержания реального педагогического явления

  • Инвариантность - совокупность компонентов, характеризующих внутренние свойства исследуемого объекта

  • Индивидуализация - система средств, способствующая осозна­нию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощь ученику в личностном само­определении

  • Индивидуальность - неповторимая совокупность признаков, при­сущих отдельному организму, отличающих его от всех других, при­надлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляю­щаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности

  • Инновационный процесс - комплексная деятельность по созда­нию (рождению, разработке), освоению, использованию и распростра­нению новшеств

  • Инновация - новое явление в процессе обновления конкретного вида деятельности

  • Интегративная (междисциплинарная) система подготовки специалиста - система, разработанная с учетом междисциплинарной связи с информатикой или основанная на интеграционных явлениях информатизации образования и призванная формировать информаци­онную культуру специалиста
  • Интеграция в сфере образования - средство и условие достиже­ния целостности; выражение объективной тенденции к интернациона­лизации экономики, науки и культуры и стремление народов к взаим­ному сближению и сотрудничеству в решении глобальных проблем, выходящих за национальные и государственные рамки


  • Интерес - сложный психический феномен, отражающий множест­во процессов и представляющий собой целостный объект

  • Информационно несущее поведение - язык (гипертекст), пред­ставляющий собой комплекс отображений пространства-времени, обо­значенных в образах-понятиях

  • Исследовательская ситуация - соотношение двух совокупностей - совокупности проблем, которым присуща исследовательская и обще­ственная значимость, и совокупности находящихся в распоряжении исследователей духовных и материальных средств для их разработки (квалификация ученых, доступ к источникам научной информации и т.д.)

  • Классный менеджмент - процесс управления учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью, процессом социализации, осуществляемый учителем в классе с опорой на педагогическую помощь и поддержку

  • Коллизийность - способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценно­стям

  • Комплексный подход к воспитанию - один из типов системного подхода, представляющий собой единство идейно-политического, тру­дового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса

  • Концепция - исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагае­мы результаты
  • Критичность - личностная функция, позволяющая давать лично­стную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пре­делами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящим внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего


  • Культура - 1.творческая деятельность человека во всех сферах бытия и сознания, как прошлая, овеществленная в тех или иных куль­турных ценностях, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия; 2. разносторонняя, сложноорганизо-ванная, полифункциональная и динамическая целостность

  • Культура мира - глобальная картина мира, где взаимодействую­щие локальные культуры являются проявлением внутреннего единства и внешнего многообразия, распространенного во всей системе

  • Культурная идентификация - установление духовной взаимосвя­зи между собой и свои народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интериоризация (принятие в качестве своих) ее ценностей, построение собственной жизни с их учетом

  • Культурологический подход - конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая сво­им основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной струк­туре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей

  • Культурологическое личностно-ориентированное образование - образование, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчест­ва. К.л.о.о. обеспечивает личностно-смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности, опираясь на ее способность к самоизмене­нию и культурному саморазвитию
  • Курс педагогики - набор педагогических дисциплин для много­уровневого педагогического образования


  • Личностная педагогика - стратегия реформирования и развития образовательных систем в условиях информационной цивилизации, общественной значимости человека, его активной, свободной, целена­правленной и ответственной деятельности как духовно-гуманитарное основание общества

  • Личностная педагогическая поддержка - совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое дос­тоинство и достигать позитивных результатов в самооорагнизации

  • Личностное - то, что принадлежит только личности, как носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания

  • Личностно-ориентированное воспитание - педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адапта­ции и творческой самореализации личности

  • Личностно-ориентированное образование - целостный педагоги­ческий процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества.

  • Личностные смыслы - смыслы, определяющие отношение инди­вида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания

  • Личностные структуры сознания - те проявления деятельности сознания (функции сознания), которые регулируют, управляют, разви­вают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне. Благодаря деятельности личностных структур сознания реализуется феномен «быть личностью», т.е. умение прояв­лять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответст­вии с гуманистическими требованиями
  • Личностный подход - ориентация при конструировании и осуще­ствлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности