birmaga.ru
добавить свой файл

1
Российская Федерация


Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Содержание трудового договора

(занятие по элективному курсу «Трудовое право», 9 класс)


Разработала: учитель истории

и обществознания

Власова Н.В.

Мегион

2010

Тема: Содержание трудового договора.
Задача: определить роль трудового договора в регулировании трудовых правоотношений между работником и работодателем.
Цели:

Познавательная


- раскрыть понятие «трудовой договор»;

- рассмотреть порядок заключения трудового договора; - определить основные и дополнительные условия трудового договора;

- рассмотреть виды трудовых договоров;

- определить роль трудового договора в регулировании трудовых правоотношений.

Развивающая

- формирование и развитие умения решать практические задачи, опираясь на источник права;

- развитие умения находить рациональные способы решения практических задач.

Воспитательная:


-
воспитание уважительного отношения к труду.
Оборудование: учебник, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, презентация к уроку в электронном варианте, наглядный (иллюстративный материал) материал, карточки с практическими заданиями, раздаточный материал.
Формы работы:

- индивидуализированная;

- парная.

«Каждый имеет право на труд».

Конституция Российской Федерации.

На прошлом занятии мы рассмотрели основные социально - экономические права граждан Российской Федерации. Также мы познакомились с главными источниками этих прав. Это законы и подзаконные акты.

Проверим ваши знания:

  1. Работа в паре: один учащийся на доске пишет законы; другой - подзаконные акты (помогают друг другу, подсказывают).


Проверку и исправление ошибок осуществляют остальные обучающиеся.

2. Работа в паре: написать на доске Российские источники трудового права и международные .

  1. Фронтальный опрос: перечислить социально – экономические права граждан Российской Федерации.

Итак, на предыдущем уроке мы выяснили, что рынок труда базируется на свободном стремлении граждан подыскать подходящую работу и на волеизъявлении работодателей, которые такую работу предоставляют. Рынок труда представляет совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда. На рынке труда осуществляется процесс купли - продажи труда. Работодатель покупает результат труда, а работник за труд получает столько, сколько этот труд стоит. Т.е. они фактически вступают в договорные отношения, которые регулируются Трудовым законодательством Российской Федерации.

Итак, в трудовые правоотношения вступает работник и работодатель.

Практическое задание по Трудовому Кодексу РФ.

Работа в паре.

  1. Читаем ст. 20 Трудового Кодекса РФ, анализируем закреплённые в ней нормы.

Даем толкование, упомянутых в статье понятий «работодатель» и «работник».

  1. Схематично изобразим стороны трудовых отношений.


Вопросы к схеме:

1. Что такое юридическое лицо?

2. Что такое физическое лицо?

Итак, сторонами трудовых правоотношений являются работодатель и работник. Трудовые отношения между ними регулируются трудовым договором.

Практическое задание по Трудовому Кодексу РФ:

  1. Читаем ст. 56 Трудового Кодекса РФ и анализируем.

  2. Исходя из содержания статьи, определяем значение трудового договора в регулировании трудовых правоотношений между работником и работодателем.

Трудовой договор - это соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется лично выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работу и обеспечивать, предусмотренные законом условия труда и выплачивать заработную плату.


Вопрос:

Какие условия труда вы бы включили в заключаемый вами трудовой договор?

Законодатель в Трудовом Кодексе РФ установил условия труда, которые при оформлении правоотношений между работником и работодателем, должны обязательно включаться в трудовой договор. Также, могут включаться и дополнительные условия, по соглашению сторон, не ущемляющие трудовые права работника.

Практическое задание по Трудовому Кодексу РФ:

Читаем ст. 57 Трудового Кодекса РФ.

Итак, в трудовом договоре указываются:


  1. Ф.И.О. работника.

  2. Наименование работодателя.

  3. Сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физическое лицо.

  4. Место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

5. Место работы.

6. Трудовая функция.

7. Дата начала работы.

8. Условия оплаты труда.

9. Режим рабочего времени и др. предусмотренные законом условия труда.

Какие дополнительные условия труда вы бы включили в трудовой договор?

Одним из важных моментов заключения трудового договора, является дата его подписания. Она имеет важные юридические последствия, т.к. служит началом отсчёта срока действия договора. Таким образом, трудовые договора могут заключаться как с указанием срока действия, так и без указания такового.

Изобразим данное положение в виде схемы.

Трудовой договор


Срочный Бессрочный

Срочный трудовой договор заключается:

    1. На время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

    2. На время выполнения временных работ (не более 2- х месяцев).

    3. Для выполнения сезонных работ.

4. С лицами избранными или назначенными на должность и в др. предусмотренных законом случаях.


Вопрос: что такое, по-вашему мнению, бессрочный трудовой договор?

Вы правы – это трудовой договор, заключаемый на неопределенный срок, т.е. без указания такового.

Практическое задание:


  1. Обучающиеся делятся на пары: один - работодатель, другой - работник. Заключают трудовой договор. Каждая из сторон должна заключить договор с наиболее выгодными для себя условиями.

  2. Обсуждение договоров. Нахождение ошибок.

Итак, на уроке мы узнали, что такое трудовой договор, определили его значение. Понравилось ли вам заключать трудовой договор. Какие у вас возникли трудности? Как можно их преодолеть?

Задание на дом:

1. Составить кроссворд, используя понятия и термины трудового законодательства.

2. Подготовить сообщение о дополнительных льготах для несовершеннолетних на производстве; для женщин.

3. Составить проверочный тест по пройденному материалу.