birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 8 9


Задание № 1. Исследование высших познавательных процессов в гештальтпсихологии



Оглавление





Задание № 1. Исследование высших познавательных процессов в гештальтпсихологии 1

Оглавление 2

Введение 3

Методика К. Дункера 4

Организация и проведение исследования 6

Анализ результатов исследования 10

Выводы 11

Список литературы 12

Оглавление 14

Введение 15

Методика 16

Результаты исследования 19

Выводы 20

Список литературы 21

Приложение 22

Оглавление 25

Введение 26

Методика 28

Результаты исследования 31

Выводы 32

Список литературы 33

Приложения 34

Приложение 44


Введение




Данная работа направлена на изучение высших познавательных процессов в гештальтпсихологии с использованием методики К. Дункера. В данном случае нами будет выбрана задача, которая будет инициировать продуктивное мышление человека.

В соответствии с поставленной целью , нами были выделены основные задачи исследования:

1. Выбор задачи, инициирующей продуктивное мышление.

2. Нахождение как можно большего числа ложных путей (ходов) и ошибочных решений.

3. Разработка контраргументов локального и глобального характера.

4. Выявление психологической структуры ситуации. Осознание сути задачи, ее функционального значения

5. Освоение метода рассуждения вслух как средства разрешения проблемы.

6. Выявление стадий мыслительного процесса.

7. Построение родословного дерева решения.

8. Анализ контраргументов экспериментатора и их воздействия на процесс решения. Осознание того, как локальные и глобальные контраргументы влияют на процесс решения, на формирование функционального значения.


9. Сравнение двух типов диалога испытуемого с экспериментатором (закрытого и открытого), как способов построения исследования.

Методика К. Дункера



Для понимания дункеровского подхода важно учитывать, что с его точки зрения мышление невозможно увидеть ни изнутри, ни снаружи. План функциональных значений недоступен непосредственному наблюдению изнутри (т.е. путем самонаблюдения). Психологическая структура ситуации не совпадает с физическим окружением, а проявляется в нем. Перед Дункером возникает проблема: найти обходной путь для анализа структуры психологической ситуации (эта структура определяет деятельность человека в актуальной ситуации). Таким обходным путем для К. Дункера является построение родословного дерева решения задачи. С этой точки зрения любое высказывание испытуемого рассматривается как элемент решения, т.е. предполагается его связь с функциональным значением. Тем самым экспериментатор должен получить ответ на вопрос: в какой степени «это» является решением? Выяснить место высказывания в общем решении экспериментатор может либо прямым вопросом: «Почему это является решением?», либо используется метод преград.

Важным вопросом также является следующий: как конкретный человек понимает конфликт? Поняв конфликт, человек предлагает свое решение. Первые решения являются неправильными. Если нет опровержения, то процесс останавливается. Для продолжения процесса необходима критика, модифицирующая феноменальное поле человека. Метод преград заключается в том, что экспериментатор критикует предложения испытуемого, приводит контраргументы указывая не несоответствие предлагаемого им решения условиям проблемной ситуации. Контраргументы могут быть локальные – опровергающие какой-то конкретный способ решения проблемы, или глобальные – опровергающие функциональное решение в целом. Экспериментатор организует диалог (беседу) с испытуемым, и логика процесса решения зависит от совместной работы испытуемого и экспериментатора.


Ответ испытуемого на критику позволяет реконструировать смысл предложения в контексте общего решения, выявляет функциональное значение. В этом смысле родословное дерево решения есть схематическое выражения развития понимания субъектом проблемы.

Организация деятельности испытуемого по решению задачи в дункеровском эксперименте осуществляется посредством метода рассуждения вслух. Рассуждение вслух – это внешнее выражение процесса решения задачи, которое инициируется инструкцией. Специфика метода состоит в том, что рассуждение вслух совершенно необходимо и составляет внутреннюю часть процесса решения задачи. Инструкция «думать вслух» не совпадает с самонаблюдением. «При самонаблюдении испытуемый делает самого себя, как мыслящего индивида, предметом наблюдения; мышление же думающего вслух направленно непосредственно на существо вопроса, оно лишь выражено вербально». Таким образом, мышление вслух дает экспериментатору материал, который еще должен быть проинтерпретирован. Однако необходимо учитывать не только то, что говорит испытуемый, но и его действия, связанные с преобразованием проблемной ситуации. Рассуждение вслух – не только вербальная продукция, а всякая внешне выраженная продукция. Предусматривается интерпретация жестов (знаков) с точки зрения функционального значения. Таким образом, целью интерпретации данных, полученных методом рассуждения вслух, является вскрытие характера и динамики переструктурирования проблемной ситуации.



следующая страница >>