birmaga.ru
добавить свой файл

1

Министрество образования и науки


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина»

Е. М. Голубицкий

РАЗРАБОТКА ПРИКЛАДНЫХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ "1С ПРЕДПРИЯТИЕ 8"

Учебно-методическое пособие

Иваново

2012

Предисловие


Целью учебно-методического пособия является знакомство с основными приемами разработки прикладных решений в системе "1С Предприятие 8". В качестве исходных заданий используются задания из курса "СУБД", который преподавался ранее.

При этом учитывается, что концептуальное моделирование предметной области и проектирование структуры базы данных были выполнены ранее. Это означает, что студенты уже знакомы с предметной областью предлагаемых заданий и перед ними стоит задача реализовать задание современными средствами профессиональной разработки в системе "1С Предприятие 8".

Каждое задание, реализуемое средствами технологической платформы "1С Предприятие 8" должно быть представлено в виде конфигурации, которая содержит следующие прикладные объекты (должен быть как минимум один объект):

- справочники

- регистры накопления

- документы, которые проводят изменения в регистрах накопления и справочниках

а также желательно:

- отчеты, построенные средствами языка запросов извлекающий данные из регистров и справочников

Количество объектов должно быть столько, сколько нужно для решения задания на автоматизацию. Это означает, что в ходе разработки может понадобиться создание дополнительных объектов - справочников, регистров сведений и перечислений, не указанных прямо в задании.


Варианты заданий

1. Информационная система ВУЗа

Вариант А:

Описание предметной области. Студенты, организованные в группы по специальностям, учатся на одном из факультетов. В учебном процессе участвуют преподаватели кафедр, административно относящихся к одному из факультетов. Преподаватели подразделяются на следующие категории: ассистенты, доценты, профессора. Ассистенты могут обучаться в аспирантуре; доценты могут возглавлять научные темы, профессора – научные направления. Преподаватели любой из категории в свое время могли защитить кандидатскую, а доценты и профессора и докторскую диссертацию. Преподаватели ведут у студентов различные дисциплины, причем один преподаватель может читать несколько дисциплин и одна дисциплина может читаться несколькими преподавателями. Учебный процесс регламентируется учебным планом, в котором указывается, какие учебные дисциплины на каких курсах и в каких семестрах читаются для каждой специальности, с указанием количества часов на каждый вид занятий по дисциплине (виды занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, консультации, курсовые работы, ИР и т. д.) и формы контроля (зачет, экзамен).

Уточнение к выполнению лабораторного задания - автоматизируемые бизнес-процессы:

1) прием и увольнение преподавателей (приказы о приеме и увольнении) - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и два документа содержащие табличную часть (приказ о приеме одного или нескольких преподавателей и приказ об увольнении)

2) отчет "Прием и увольнение преподавателей"
Вариант Б:

Описание предметной области. Студенты, организованные в группы по специальностям, учатся на одном из факультетов. В учебном процессе участвуют преподаватели, административно относящиеся к одному из факультетов. Преподаватели подразделяются на следующие категории: ассистенты, доценты, профессора. Ассистенты могут обучаться в аспирантуре; доценты могут возглавлять научные темы, профессора – научные направления. Преподаватели любой из категории в свое время могли защитить кандидатскую, а доценты и профессора и докторскую диссертацию. Преподаватели ведут у студентов различные дисциплины, причем один преподаватель может читать несколько дисциплин и одна дисциплина может читаться несколькими преподавателями. Обучение студентов регламентируется расписанием занятий, которое составляется на семестр для групп студентов каждого курса и содержит сведения о номере и дне недели, номере пары, номере аудитории, а также информацию о преподаваемой дисциплине и виде занятия (семинар, лекция, лабораторные занятия), о преподавателе, который будет проводить занятия. При этом ассистенты не могут вести лекции, а профессора – лабораторные работы.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) формирование нагрузки преподавателя - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (нагрузка преподавателя)

2) отчет "Нагрузка преподавателей"

2. Информационная система проектной организации

Вариант А:

Описание предметной области. Проектная организация представлена следующими категориями сотрудников: конструкторы, инженеры, техники; каждая категория может иметь свойственные только ей атрибуты. Конструктор характеризуется числом авторских свидетельств, инженер – сроком сертификата на выполнение проектных работ, техники – оборудованием, которое они могут обслуживать. Сотрудники разделены на отделы так, что каждый сотрудник числится только в одном отделе.

В рамках заключаемых проектной организацией договоров с заказчиками выполняются различного рода проекты, причем по одному договору может выполняться более одного проекта, и один проект может выполняться для нескольких договоров. Суммарная стоимость договора определяется стоимостью всех проектных работ, выполняемых для этого договора. Договоры и проекты характеризуются датами своего начала и окончания. Каждый договор имеет руководителя, в роли которого не могут выступать техники. Проекты выполняются группой сотрудников, причем это могут быть сотрудники разных отделов.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет заключенных договоров - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (ввод информации о заключенном договоре)

2) отчет "Отчет о заключенных договорах"
Вариант Б:

Описание предметной области. Проектная организация представлена следующими категориями сотрудников: конструкторы, инженеры, техники; каждая категория может иметь свойственные только ей атрибуты. Конструктор характеризуется числом авторских свидетельств, инженер – сроком сертификата на выполнение проектных работ, техники – оборудованием, которое они могут обслуживать. Сотрудники разделены на отделы так, что каждый сотрудник числится только в одном отделе. В рамках заключаемых проектной организацией договоров с заказчиками выполняются различного рода проекты, причем по одному договору может выполняться более одного проекта. Суммарная стоимость договора определяется стоимостью всех проектных работ, выполняемых для этого договора. Договоры и проекты характеризуются датами своего начала и окончания. Каждый договор имеет руководителя, в роли которого не могут выступать техники. Проекты выполняются группой сотрудников (причем это могут быть сотрудники разных отделов) с использованием различного оборудования. Для выполнения некоторых проектов могут дополнительно привлекаться субподрядные организации.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет исполнения заключенных договоров - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (ввод информации о об исполненных проектах по заключенных договорах)

2) отчет "Отчет об исполнении договоров"
3. Информационная система библиотечного фонда города

Вариант А:

Описание предметной области. Библиотечный фонд города составляют библиотеки, расположенные на территории города. Содержимое библиотечного фонда (книги, журналы, газеты, сборники статей, сборники стихов, диссертации, рефераты, сборники докладов и тезисов докладов и пр.) размещено в залах-хранилищах различных библиотек на определенных местах хранения (номер зала, стеллажа, полки) и идентифицируется номенклатурными номерами. С одной стороны, библиотечный фонд может пополняться, с другой - с течением времени происходит его списание. Пользователями библиотек являются различные категории читателей: студенты, научные работники и другие жители города. Каждая категория читателей может обладать непересекающимися характеристиками-атрибутами: для студентов это название учебного заведения, факультет, курс, номер группы, для научного работника - название организации, научная тема и т. д. Каждая библиотека включает в себя абонементы и читальные залы, в каждом из которых у пользователя ведется своя учетная карточка. В читальном зале читателю в день не может быть выдано более 10 книг; в абонементе на руках у читателя не может одновременно находиться более 7 книг.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) пополнение библиотечного фонда - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (поступление литературы)

2) отчет "Отчет о пополнении библиотечного фонда"
Вариант Б:

Описание предметной области. Библиотечный фонд города составляют библиотеки, расположенные на территории города. Содержимое библиотечного фонда (книги, журналы, газеты, сборники статей, сборники стихов, диссертации, рефераты, сборники докладов и тезисов докладов и пр.) размещено в залах-хранилищах различных библиотек на определенных местах хранения (номер зала, стеллажа, полки) и идентифицируется номенклатурными номерами. С одной стороны, библиотечный фонд может пополняться, с другой - с течением времени происходит его списание. Пользователями библиотек являются различные категории читателей: студенты, научные работники и другие жители города. Каждая категория читателей может обладать непересекающимися характеристиками-атрибутами: для студентов это название учебного заведения, факультет, курс, номер группы, для научного работника - название организации, научная тема и т. д. Каждый читатель, будучи зарегистрированным в одной из библиотек, имеет доступ ко всему библиотечному фонду города. Читатели могут быть обычными и постоянными; постоянные читатели – это те, кто в течение года заказывал в фонде более 15 изданий. В учетной карточке читателя фиксируется литература, которую он брал в библиотечном фонде, с указанием даты и формы выдачи – на руки (домой) или для работы в читальном зале. При этом с диссертациями, рефератами и докладами разрешается работать только в читальном зале.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) списание библиотечного фонда вследствие изношенности и других причин - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (списание литературы)

2) отчет "Отчет о списании библиотечного фонда"


4. Информационная система регистратуры городской поликлиники
Вариант А:

Описание предметной области. Городская поликлиника обслуживает несколько участков, каждый из которых охватывает несколько улиц города. Медицинский персонал поликлиники состоит из врачей и медицинских сестер. Врачи характеризуются своей специализацией (хирург, терапевт, стоматолог и т. п.), наличием сертификата, категорией (средняя, высшая), обслуживаемым участком; медицинские сестры – стажем работы, видами выполняемых процедур. Сведения о пациентах включают: фамилию, пол, возраст, место работы, страховой полис и адрес, по которому определяется участок приписки. Пациент может придти на прием только к специалисту со своего участка. По каждому пациенту ведется амбулаторная карта, в которой описаны даты посещения специалистов, результаты осмотров, поставленные диагнозы, назначенные процедуры и обследования; за одно посещение врач может поставить один диагноз и назначить несколько видов процедур и обследований, а также медицинскую сестру, которая будет их выполнять.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) запись пациентов на прием - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (запись пациентов га прием к специалисту)

2) отчет "Отчет о записанных на прием пациентах"

Вариант Б:

Описание предметной области. Городская поликлиника обслуживает несколько участков, каждый из которых охватывает несколько улиц города. Медицинский персонал поликлиники состоит из врачей и медицинских сестер. Врачи характеризуются своей специализацией (хирург, терапевт, стоматолог и т. п.), наличием сертификата, категорией (средняя, высшая), обслуживаемым участком; медицинские сестры – стажем работы, видами выполняемых процедур. Сведения о пациентах включают: фамилию, пол, возраст, место работы, страховой полис и адрес, по которому определяется участок приписки. Ведется статистика заболеваний пациентов с указанием вида заболевания, даты обращения, результатов лечения (выздоровление, без изменений, ухудшение), перечня медицинского персонала, участвующего в лечении, перечня назначенных лекарств.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет принятых пациентов - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (список принятых за день пациентов с указанием диагноза)

2) отчет "Отчет о принятых пациентах"

5. Информационная система ГИБДД

Вариант А

Описание предметной области. Автомобильный парк города состоит из машин различных классов: грузовые, легковые, пассажирские. Каждый класс имеет свои специфические атрибуты: вместимость для пассажирских авто, форма кузова – для легковых, грузоподъемность для грузовых и т. п. Общими для всех классов машин являются: номер госрегистрации, цвет, объем двигателя, мощность, пробег, марка (Жигули, Мерседес, Хонда и т. п.). Автовладельцу может принадлежать несколько машин при условии наличия у него водительских прав соответствующего класса. Все автомобили должны ежегодно проходить технический осмотр в одном из сервисных центров города; автомобили, не прошедшие техосмотр, не допускаются к использованию в течение следующего года. Для автовладельцев ведется статистика совершенных ими дорожных правонарушений – дата, статья гражданского/уголовного кодекса, сумма штрафа, ФИО сотрудника ГИБДД, выписавшего штраф. Некоторые правонарушения могут предусматривать изъятие водительских прав сроком до трех лет.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) постановка на учет авто - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (список поставленных за день на учет авто с указанием категории)

2) отчет "Отчет о поставленных на учет авто"
Вариант Б

Описание предметной области. Автомобильный парк города состоит из машин различных классов: грузовые, легковые, пассажирские. Каждый класс имеет свои специфические атрибуты: вместимость для пассажирских авто, форма кузова – для легковых, грузоподъемность для грузовых и т. п. Общими для всех классов машин являются: номер госрегистрации, цвет, объем двигателя, мощность, пробег, марка (Жигули, Мерседес, Хонда и т. п.). Автовладельцу может принадлежать несколько машин при условии наличия у него водительских прав соответствующего класса. Все автомобили застрахованы в одном из страховых агентств города. Страховка действует в течение года, в ней указывается сумма страхования, процент выплат по каждому виду риска (угон, различные виды повреждений). Кроме того, в страховке приводится перечень лиц, которым (помимо автовладельца) разрешено ездить на этом автомобиле.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) снятие с учета авто - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (список снятых за день на учет авто с указанием категории и причины снятия)

2) отчет "Отчет о снятых с учета авто"

6. Информационная система городской телефонной сети

Вариант А

Описание предметной области. ГТС представляет собой разветвленную сеть локальных АТС. АТС подразделяются на городские, ведомственные и учрежденческие и обладают характерным только для этой группы набором атрибутов. У каждой АТС есть свои абоненты. У абонента может стоять телефон одного из трех типов: основной, параллельный или спаренный. За каждым абонентом (у него есть фамилия, имя, отчество, пол, возраст и т. д.) закреплен свой номер телефона, причем у нескольких абонентов может быть один и тот же номер (при параллельном или спаренном телефоне). Каждому номеру телефона соответствует адрес (индекс, район, улица, дом, квартира), причем параллельные или спаренные телефоны обязательно должны находиться в одном доме. Абоненты обязаны платить ежемесячную абонентскую плату, которая фиксируется в абонентской книжке и рассчитывается на основании суммарного времени разговоров и тарифа за минуту разговора (тариф за минуту разговора различается для видов АТС). Абоненты могут быть простым и льготными. Льготники платят только 50% абонентской платы.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) постановка на учет абонентов - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (список поставленных за день на учет абонентов в разрезе АТС)

2) отчет "Отчет о поставленных на учет абонентах"
Вариант Б

Описание предметной области. ГТС представляет собой разветвленную сеть локальных АТС. АТС подразделяются на городские, ведомственные и учрежденческие и обладают характерным только для этой группы набором атрибутов. Каждой АТС принадлежит несколько телефонных номеров. Каждому номеру телефона соответствует адрес - индекс, район, улица, дом, квартира.


У каждой АТС есть свои абоненты. Абоненту может принадлежать несколько телефонных номеров и один телефонный номер может быть приписан нескольким абонентам (спаренные и параллельные номера). У каждой АТС свои тарифы на минуту локальных и междугородних разговоров. Для расчетов с абонентами на АТС ведется учет всех телефонных разговоров абонентов, где фиксируется номер телефона абонента, номер телефона адресата, продолжительность разговора, вид звонка (локальный или междугородний) и сумма начисленного платежа за разговор (высчитывается из вида звонка, величины тарифа и продолжительности разговора).

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) фиксация международных разговоров абонентов - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (список зафиксированных разговоров за день в разрезе абонентов и АТС с указанием тарифа)

2) отчет "Отчет о суммах за зафиксированных разговорах"


7. Информационная система аптеки

Вариант А

Описание предметной области. Аптека продает медикаменты и изготавливает их по рецептам. Лекарства характеризуются способом применения (внутрь, наружно) и могут быть разных типов: таблетки, мази, настойки. Различие в типах лекарств отражается в различном наборе атрибутов, их характеризующих: количество в упаковке для таблеток, возможность смешивания для настоек, жирность для мази и т. п. В аптеке существует справочник ингредиентов для изготавливаемых лекарств с указанием стоимости ингредиента за грамм. Технология изготовления лекарства перечисляет нужные ингредиенты и их количества. Для изготовления аптекой лекарства, больной должен принести рецепт от лечащего врача. В рецепте должно быть указано: ФИО врача, ФИО, возраст и диагноз пациента, также название лекарства и способ применения. Факт покупки оформляется в виде товарного чека, в котором перечисляются все купленные лекарства и подсчитывается общая стоимость покупки.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет движения лекарств - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и два документа содержащих табличную часть (приходную и расходную накладную по движению лекарств)

2) отчет "Отчет о движении лекарств за период"


Вариант Б

Описание предметной области. Аптека продает медикаменты и изготавливает их по рецептам. Лекарства характеризуются способом применения (внутрь, наружно) и могут быть разных типов: таблетки, мази, настойки. Различие в типах лекарств отражается в различном наборе атрибутов, их характеризующих: количество в упаковке для таблеток, возможность смешивания для настоек, жирность для мази и т. п. В аптеке существует справочник ингредиентов для изготавливаемых лекарств с указанием стоимости ингредиента за грамм. Технология изготовления лекарства перечисляет нужные ингредиенты и их количества. Аптека ведет учет имеющихся в наличии лекарств. Готовые лекарства поставляются поставщиками медикаментов, поставка характеризуется величиной и стоимостью. Аптека продает лекарства пациентам. При этом поддерживается актуальное количество имеющихся в аптеке лекарств.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет изготовленных по рецептам лекарств - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (какие лекарственные средства (ингредиенты) и в каком количестве использованы на изготовление лекарства по рецепту)

2) отчет "Отчет об использованных лекарствах на изготовление по рецептам"

8. Информационная система аудиторного фонда университета

Вариант А

Описание предметной области. Паспорт аудитории включает следующие характеристики: номер, местонахождение, подразделение, площадь, способ охраны. Аудитории различаются по видам – лекционные, лаборатории, конференц-залы, причем каждый вид описывается своим набором характеризующих атрибутов: возможность проведения крупных семинаров для лекционных и конференц-залов, специализация лабораторий, вместимость лекционных. Формируются планы ремонтов аудиторий; в плане прописывается вид ремонта (капитальный, текущий, косметический, евро), подрядная организация, стоимость и сроки выполнения работ. Аудитории оснащены различным оборудованием (мебель, испытательные стенды, компьютерная техника, вспомогательное оборудование), учет которого осуществляется материальным отделом университета (количество и стоимость оборудования, дата установки и списания).


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет заявок на ремонт с указанием вида ремонта и материалов - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (заявка на ремонт аудитории)

2) отчет "Отчет об необходимых для проведения ремонта материалах"


Вариант Б

Описание предметной области. Паспорт аудитории включает следующие характеристики: номер, местонахождение, подразделение, площадь, способ охраны. Аудитории различаются по видам – лекционные, лаборатории, конференц-залы, причем каждый вид описывается своим набором характеризующих атрибутов: возможность проведения крупных семинаров для лекционных и конференц-залов, специализация лабораторий, вместимость лекционных. Аудитории оснащены различным оборудованием (мебель, испытательные стенды, компьютерная техника, вспомогательное оборудование), учет которого осуществляется материальным отделом университета (количество и стоимость оборудования, дата установки и списания). Ежегодно составляются планы использования аудиторий в учебном процессе; в плане указывается день недели, номер пары, название дисциплины, вид занятия (лекция, семинар и т. п.), причем в лекционных и конференц-залах не могут проводиться лабораторные работы, а лекции – в лабораториях.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет заявок на использование аудитории с указанием количества студентов и вида занятий, количества часов - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (заявка на использования аудитории)

2) отчет "Отчет о загрузке аудитории за период"


9. Информационная система агентства недвижимости

Вариант А

Описание предметной области. Агентство недвижимости занимается покупкой и продажей квартир, отдельных комнат, коттеджей. Каждый из этих объектов недвижимости, помимо общих атрибутов, имеет свойственные только ему характеристики: квартиры описываются количеством комнат, наличием удобств; коммунальные квартиры – количеством соседей; о коттеджах важно знать их этажность, площадь прилегающих земель. Каждому агенту приписано несколько объектов недвижимости и он может заключать договоры только по ним. Каждый клиент единовременно может работать только с одним агентом, но при этом имеет возможность его сменить, если предлагаемая недвижимость или условия ему не подходят. Заключенная сделка о купле-продаже оформляется в виде договора между клиентом и агентом, где описывается стоимость, дата заключения, форма оплаты, рассрочка платежа.


Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет заключенных договоров на куплю-продажу с указанием объекта, агента и суммы - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (учет заключенных за неделю договоров)

2) отчет "Отчет о заключенных договорах за период"


Вариант Б

Описание предметной области. Агентство недвижимости занимается покупкой, продажей и сдачей в аренду квартир, отдельных комнат, коттеджей. Каждый из этих объектов недвижимости, помимо общих атрибутов (клиент, разместивший объект в реестре агентства, вид операции с недвижимостью, дата внесения в реестр, дата прекращения действий по объекту), имеет свойственные только ему характеристики: квартиры описываются количеством комнат, наличием удобств; коммунальные квартиры – количеством соседей; о коттеджах важно знать их этажность, площадь прилегающих земель. Объекты недвижимости проходят ряд экспертиз, выполняемых экспертами агентства; по результатам экспертизы формируется заключение. Каждый риэлтер агентства работает с несколькими клиентами, причем каждый клиент работает только со своим агентом. Сделки с недвижимостью оформляются в виде акта, в котором описывается вид сделки (купля, продажа, аренда), новый владелец собственности, дата, сумма сделки. После прохождения сделки с недвижимостью информация о ней в реестре не удаляется, а заполняется дата прекращения действий по объекту.

Автоматизируемые бизнес-процессы:

1) учет совершенных сделок по объектам недвижимости с указанием объекта, агента, вида сделки, договора и суммы - для реализации необходимо создать справочники, регистр накопления и документ содержащий табличную часть (учет совершенных за неделю сделок)

2) отчет "Отчет о совершенных сделках за период"