birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 23 24



E/ECE/324/Rev.1/Add.12/Rev.7−E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.7








4 August 2011

Соглашение

о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний*

(Пересмотр 2, включающий поправки, вступившие в силу 16 октября 1995 года)

_______________

Добавление 12: Правила № 13

Пересмотр 7

Включает все тексты, действующие на настоящий момент:

Поправки серии 11 – Дата вступления в силу: 11 июля 2008 года

Дополнение 5 к поправкам серии 10 – Дата вступления в силу: 15 октября 2008 года

Исправление (опечатки) к поправкам серии 11

Исправление (опечатки) к поправкам серии 11

Дополнение 1 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 22 июля 2009 года

Исправление 1 к пересмотру 6 – Дата вступления в силу: 10 марта 2009 года

Исправление (опечатки) к пересмотру 6 (только на русском языке)

Исправление 1 к поправкам серии 11 (только на французском языке) – Дата вступления в силу: 10 марта 2009 года

Дополнение 2 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 24 октября 2009 года

Исправление 2 к пересмотру 6 – Дата вступления в силу: 24 июня 2009 года

Исправление 2 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 24 июня 2009 года


Исправление 3 к пересмотру 6 – Дата вступления в силу: 10 марта 2010 года

Дополнение 3 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 17 марта 2010 года

Дополнение 4 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 9 декабря 2010 года

Исправление 1 к дополнению 4 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 9 декабря 2010 года

Дополнение 5 к поправкам серии 11 – Дата вступления в силу: 30 января 2011 года

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

_
____________


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Правила № 13

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М, N и О в отношении торможения

Содержание

Стр.

1. Область применения 6

2. Определения 6

3. Заявка на официальное утверждение 13

4. Официальное утверждение 13

5. Технические требования 15

6. Испытания 51

7. Изменение типа транспортного средства или его тормозной системы и
распространение официального утверждения 52

8. Соответствие производства (СП) 52

9. Санкции, налагаемые за несоответствие производства 53

10. Окончательное прекращение производства 54

11. Названия и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания
на официальное утверждение, и органов, предоставляющих официальное
утверждение типа 54

12. Переходные положения 54

Приложения

1. Оборудование, устройства, методы и условия торможения, на которые
настоящие Правила не распространяются 59

2. Сообщение, касающееся предоставления официального утверждения,

распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении,
отмены официального утверждения или окончательного прекращения производства
типа транспортного средства в отношении торможения на основании Правил № 13 60

Добавление 1: Перечень данных о транспортном средстве для официальных
утверждений на основании Правил № 90 65

Добавление 2: Свидетельство об официальном утверждении типа тормозного
оборудования транспортного средства 66

3. Схемы знаков официального утверждения 67

4. Испытания и характеристики тормозных систем 69

Добавление: Процедура контроля степени заряженности батареи 89

5. Дополнительные положения, применимые к некоторым транспортным средствам,
указанным в ДОПОГ 90

Приложения (продолжение)

6. Метод измерения времени срабатывания для транспортных средств, оборудованных пневматическими тормозными системами 92

Добавление: Схема имитатора 96

7. Предписания, касающиеся источников и накопителей энергии
(аккумуляторов энергии) 98

8. Предписания, касающиеся конкретных условий для пружинных тормозов 106

9. Предписания, касающиеся стояночных тормозных систем с механической блокировкой
тормозных цилиндров (стопорные тормоза) 110

10. Распределение торможения между осями транспортных средств и условия совместимости транспортного средства-тягача и прицепа 112

11. Случаи, в которых испытания типа I и/или типа II (или типа IIA) либо
типа III не проводятся 133

Добавление 1: Таблицы I, II и III 135

Добавление 2: Альтернативные процедуры проведения испытаний типа I и типа III
для тормозов, установленных на прицепах 137

Добавление 3: Образец бланка протокола испытаний, предписанного в пункте 3.9
добавления 2 к настоящему приложению 154

Добавление 4: Образец бланка протокола испытаний альтернативной системы

автоматического регулирования тормозов, предписанного
в пункте 3.7.3 добавления 2 к настоящему приложению 158

Добавление 5: Информационный документ: сведения об осях и тормозах прицепов
в контексте альтернативной процедуры типа I и типа III 160

12. Условия контроля транспортных средств, оборудованных инерционными тормозами 166

Добавление 1: Рис. 1–8 180

Добавление 2: Протокол испытания устройства управления инерционного тормоза 187

Добавление 3: Протокол испытания тормоза 189

Добавление 4: Протокол испытания в отношении совместимости устройства
управления инерционного тормоза, приводного устройства и
тормозов прицепа 192

13. Предписания, касающиеся испытаний транспортных средств, оборудованных антиблокировочными системами 195

Добавление 1: Обозначения и определения 207

Добавление 2: Использование силы сцепления 210

Добавление 3: Характеристики покрытий с различным сцеплением 216

Добавление 4: Способ выбора поверхности с низким коэффициентом сцепления 217

14. Условия проведения испытаний для прицепов с электрическими
тормозными системами 218

Добавление: Соотношение между коэффициентом торможения прицепа и средним устойчивым замедлением состава транспортного средства-тягача
с прицепом (груженый и порожний прицепы) 221

Приложения (продолжение)

15. Метод испытания тормозных накладок на инерционном динамометрическом стенде 222

16. Совместимость между тягачами и прицепами в отношении передачи данных
согласно ISO 11992 227

17. Порядок проведения испытания с целью оценки функциональной совместимости
транспортных средств, оснащенных электрическими управляющими магистралями 232

18. Особые предписания, которые должны применяться в отношении аспектов
безопасности комплексных электронных систем управления транспортного

средства 241


19. Эксплуатационные испытания элементов тормозной системы прицепа 247

Добавление 1: Образец бланка протокола проверки для диафрагмовых тормозных
камер 265

Добавление 2: Образец информационного протокола с результатами испытаний для
диафрагмовых тормозных камер 267

Добавление 3: Образец бланка протокола проверки для пружинных тормозов 268

Добавление 4: Образец информационного протокола с результатами испытаний для
пружинных тормозов 269

Добавление 5: Информационный документ, касающийся антиблокировочной
тормозной системы прицепа 270

Добавление 6: Протокол испытания антиблокировочной тормозной системы
прицепа 272

Добавление 7: Информационный документ, касающийся функции обеспечения
устойчивости транспортного средства 274

Добавление 8: Протокол испытания функции обеспечения устойчивости
транспортного средства 276

Добавление 9: Обозначения и определения 278

Добавление 10: Бланк протокола эксплуатационного испытания, предписанного
в пункте 4.4.2.9 настоящего приложения 280

20. Альтернативная процедура для официального утверждения прицепов по типу
конструкции 282

Добавление 1: Метод расчета высоты центра тяжести 291

Добавление 2: Проверочный график по пункту 3.2.1.5 – полуприцепы 293

Добавление 3: Проверочный график по пункту 3.2.1.6 – центральноосные прицепы 294

Добавление 4: Проверочный график по пункту 3.2.1.7 – двухосные прицепы 295

Добавление 5: Обозначения и определения 297

21. Особые предписания в отношении транспортных средств, оснащенных функцией
обеспечения устойчивости транспортного средства 280

Добавление 1: Моделирование динамической устойчивости 307

Добавление 2: Устройство моделирования динамической устойчивости и
его аттестация 308

Добавление 3: Протокол испытания моделирующего устройства, используемого

для проверки функции обеспечения устойчивости транспортного
средства 310

1. Область применения

1.1 Настоящие Правила применяются к транспортным средствам категорий M2, M3, N и O1 в отношении торможения2.

1.2 Настоящие Правила не распространяются:

1.2.1 на транспортные средства, конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч;

1.2.2 на прицепы, которые запрещается прицеплять к механическим транс портным средствам, конструктивная скорость которых превышает 25 км/ч;

1.2.3 на транспортные средства, приспособленные для вождения инвалидами.

1.3 С учетом соблюдения применимых предписаний настоящих Правил на оборудование, устройства, методы и условия, упомянутые в приложении 1, настоящие Правила не распространяются.

2. Определения

Для целей настоящих Правил

2.1 "официальное утверждение транспортного средства" означает официальное утверждение типа транспортного средства в отношении торможения;

2.2 "тип транспортного средства" означает категорию транспортных средств, не имеющих между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:

2.2.1 в случае механических транспортных средств:

2.2.1.1 категории транспортного средства (см. пункт 1.1 выше),

2.2.1.2 максимальной массы в соответствии с определением, содержащимся в пункте 2.16 ниже,

2.2.1.3 распределения массы между осями,

2.2.1.4 максимальной конструктивной скорости,

2.2.1.5 тормозного оборудования иного типа, в частности наличия или отсутствия оборудования для торможения прицепа либо наличия электрической системы регенеративного торможения,

2.2.1.6 количества и расположения осей,

2.2.1.7 типа двигателя,

2.2.1.8 числа передач и передаточных чисел,

2.2.1.9 передаточных чисел конечных передач,


2.2.1.10 размеров шин;

2.2.2 в случае прицепов:

2.2.2.1 категории транспортного средства (см. пункт 1.1 выше),

2.2.2.2 максимальной массы в соответствии с определением, содержащимся в пункте 2.16 ниже,

2.2.2.3 распределения нагрузки между осями,

2.2.2.4 тормозного оборудования иного типа,

2.2.2.5 количества и расположения осей,

2.2.2.6 размеров шин;

2.3 "тормозная система" означает совокупность частей, предназначенных для постепенного замедления или остановки движущегося транспортного средства либо для обеспечения его неподвижности во время стоянки; эти функции определяются в пункте 5.1.2 ниже. Cистема состоит из органа управления, привода и собственно тормоза;

2.4 "орган управления" означает часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или сопровождающее лицо, если речь идет о некоторых прицепах) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим приводом. Этой энергией может быть либо мускульная сила водителя, либо иной контролируемый им источник энергии, либо в соответствующих случаях кинетическая энергия прицепа, либо сочетание этих разнообразных видов энергии;

2.4.1 "приведение в действие" означает включение и выключение органа управления;

2.5 "привод" означает совокупность элементов, находящихся между органом управления и тормозом и обеспечивающих между ними функциональную связь. Привод может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или гибридным. В тех случаях, когда торможение полностью или частично осуществляется с помощью источника энергии, не зависящего от водителя, содержащийся в системе запас энергии также является частью привода.

Привод подразделяется на две независимые функциональные части: привод управления и энергетический привод. В тех случаях, когда термин "привод" используется в настоящих Правилах самостоятельно, он означает как "привод управления", так и "энергетический привод". Управляющие и питающие магистрали, соединяющие буксирующие транспортные средства и прицепы, не рассматриваются в качестве частей привода;


2.5.1 "привод управления" означает совокупность элементов привода, которые контролируют функционирование тормозов, включая функцию управления и необходимый (необходимые) запас (запасы) энергии;

2.5.2 "энергетический привод" означает совокупность элементов, которые обеспечивают подачу на тормоза энергии, необходимой для их функционирования, включая запас(ы) энергии, необходимой для работы тормозов;

2.6 "тормоз" означает устройство, в котором возникают силы, противодействующие движению транспортного средства. Тормоз может быть фрикционным (когда эти силы возникают в результате трения двух движущихся относительно друг друга частей транспортного средства), электрическим (когда эти силы возникают в результате электромагнитного взаимодействия двух движущихся относительно друг друга, но не соприкасающихся элементов транспортного средства), гидравлическим (когда силы возникают в результате действия жидкости, находящейся между двумя движущимися относительно друг друга элементами транспортного средства); тормозом может служить также двигатель (когда эти силы возникают в результате искусственного увеличения тормозящего действия двигателя транспортного средства, передаваемого на колеса);

2.7 "тормозные системы различного типа" означает системы, имеющие существенные различия в отношении:

2.7.1 элементов с иными характеристиками,

2.7.2 элемента, изготовленного из материалов, имеющих иные характеристики, или элемента, который имеет иную форму либо иной размер,

2.7.3 иной комбинации элементов;

2.8 "элемент тормозной системы" означает одну из отдельных частей, совокупность которых образует тормозное устройство;

2.9 "непрерывное торможение" означает торможение состава транспортных средств с помощью системы, имеющей следующие характеристики:

2.9.1 единый орган управления, на который водитель воздействует со своего места одним плавным движением,


2.9.2 энергия, используемая для торможения входящих в состав транспортных средств, поступает из одного и того же источника (которым может быть мускульная сила водителя),

2.9.3 тормозная система обеспечивает одновременное или последовательное торможение каждого из транспортных средств, входящих в состав, независимо от их относительного положения;

2.10 "полунепрерывное торможение" означает торможение состава транспортных средств с помощью системы, имеющей следующие характеристики:

2.10.1 единый орган управления, на который водитель воздействует со своего места одним плавным движением,

2.10.2 энергия, используемая для торможения входящих в состав транспортных средств, поступает из двух различных источников (одним из которых может быть мускульная сила водителя),

2.10.3 тормозная система обеспечивает одновременное или последовательное торможение каждого из транспортных средств, входящих в состав, независимо от их относительного положения;

2.11 "автоматическое торможение" означает торможение прицепа или прицепов, осуществляемое автоматически при отделении компонентов состава сцепленных транспортных средств, в том числе в случае разрыва сцепки, что не должно отражаться на эффективности торможения остальных транспортных средств этого автопоезда;

2.12 "инерционное торможение" означает торможение за счет использования сил, возникающих при приближении прицепа к тягачу;

2.13 "регулируемое торможение" означает торможение, при котором в пределах нормального диапазона действия устройства как во время затормаживания, так и во время растормаживания (см. пункт 2.4.1 выше):

2.13.1 водитель может в любой момент увеличить или уменьшить силу торможения путем воздействия на орган управления,

2.13.2 сила торможения изменяется пропорционально воздействию на орган управления (монотонная функция), и

2.13.3 обеспечивается возможность свободного регулирования силы торможения с достаточной точностью;


2.14 "поэтапное торможение" означает функцию, которая может быть использована в том случае, когда два или более источников торможения приводятся в действие при помощи одного органа управления, и которая позволяет задействовать в первую очередь один источник, замедляя включение другого источника (других источников), таким образом, что для их приведения в действие требуется дополнительное воздействие на орган управления;

2.15 "система замедления без тормозов" означает дополнительную систему торможения, обладающую способностью обеспечивать и поддерживать эффект торможения в течение длительного периода времени без значительного ухудшения эксплуатационных характеристик. Термин "система замедления без тормозов" охватывает всю систему, включая устройство управления;

2.15.1 система замедления без тормозов может представлять собой одно устройство или комбинацию нескольких устройств. Каждое устройство может иметь свое собственное управление;

2.15.2 конфигурация органов управления систем замедления без тормозов:

2.15.2.1 "независимая система замедления без тормозов" означает систему замедления, устройство управления которой не зависит от устройств управления рабочей и других тормозных систем;

2.15.2.2 "встроенная система замедления без тормозов" означает систему замедления, устройство управления которой совмещено с устройством управления рабочей тормозной системы таким образом, что система замедления и рабочая тормозная система включаются одновременно или в соответствующей последовательности с помощью комбинированного устройства управления;

2.15.2.3 "комбинированная система замедления без тормозов" означает встроенную систему замедления, дополнительно оборудованную прерывателем, который позволяет с помощью общего устройства управления включать только рабочую тормозную систему;

2.16 "груженое транспортное средство" означает, при отсутствии особых указаний, транспортное средство, нагруженное таким образом, чтобы была достигнута его "максимальная масса";


2.17 "максимальная масса" означает технически допустимую максимальную массу, объявленную изготовителем транспортного средства (эта масса может превышать "допустимую максимальную массу", указанную национальным компетентным органом);

2.18 "распределение массы между осями" означает распределение воздействия силы тяжести на массу транспортного средства и/или его полного веса между осями;

2.19 "нагрузка на колесо/ось" означает вертикальную статическую реакцию (силу) поверхности дороги в зоне контакта с колесом/колесами оси;

2.20 "максимальная стационарная нагрузка на колесо/ось" означает стационарную нагрузку на колесо/ось груженого транспортного средства;

2.21 "торможение с рекуперацией электроэнергии" означает систему торможения, которая в ходе замедления позволяет преобразовывать кинетическую энергию транспортного средства в электрическую энергию;

2.21.1 "электрическое управление рекуперативным торможением" означает устройство, модулирующее функционирование электрической системы рекуперативного торможения;

2.21.2 "электрическая система рекуперативного торможения категории A" означает электрическую систему рекуперативного торможения, не являющуюся частью рабочей тормозной системы;

2.21.3 "электрическая система рекуперативного торможения категории B" означает электрическую систему рекуперативного торможения, являющуюся частью рабочей тормозной системы;

2.21.4 "заряженное состояние" означает текущее отношение величины электроэнергии, аккумулированной в тяговой батарее, к максимальному количеству электроэнергии, которая может быть аккумулирована в этой батарее;

2.21.5 "тяговая батарея" означает комплект аккумуляторов, служащий накопителем энергии, используемой для питания тягового (тяговых) двигателя (двигателей) транспортного средства;

2.22 "гидравлическая тормозная система с накопителем энергии" означает тормозную систему, в которой энергия обеспечивается давлением тормозной жидкости, хранящейся в аккумуляторе или аккумуляторах, питаемых одним или несколькими нагнетательными насосами, каждый из которых оснащен устройством для ограничения максимальной величины давления. Эта величина должна точно устанавливаться изготовителем;


2.23 "одновременное затормаживание переднего и заднего колес" означает ситуацию, в которой временной интервал между началом затормаживания последнего (второго) колеса задней оси и началом затормаживания последнего (второго) колеса передней оси составляет менее 0,1 секунды;

2.24 "электрическая управляющая магистраль" означает электрическое соединение между двумя транспортными средствами, которое обеспечивает функцию управления торможением буксируемого транспортного средства в данном составе транспортных средств. Она состоит из электрического кабеля и соединительного устройства и включает части для передачи данных и подачи электроэнергии на привод управления прицепа;

2.25 "передача данных" означает передачу цифровых данных в соответствии с правилами протокола;

2.26 "двусторонняя" сеть означает разновидность сети связи, состоящей только из двух единиц. Каждая единица имеет встроенный нагрузочный резистор для линий связи;

2.27 "регулятор тормозного усилия" означает систему/функцию, автоматически уравновешивающую коэффициент торможения буксирующего транспортного средства и прицепа;

2.28 определения "номинальной величины" применительно к эталонной эффективности торможения требуются для установления величины передаточной функции тормозной системы, отражающей соотношение между выходным и входным усилиями, для транспортных средств, используемых индивидуально или в составе;

2.28.1 "номинальная величина" определяется применительно к механическому транспортному средству в качестве характеристики, которая может быть продемонстрирована в ходе официального утверждения типа и которая отражает соотношение между коэффициентом торможения самого транспортного средства и уровнем переменной величины входного тормозного усилия;

2.28.2 "номинальная величина" определяется применительно к прицепу в качестве характеристики, которая может быть продемонстрирована в ходе официального утверждения типа и которая отражает соотношение между коэффициентом торможения и сигналом соединительной головки;


2.28.3 "номинальная требуемая величина" определяется применительно к регулятору тормозного усилия в качестве характеристики, которая отражает соотношение между сигналом соединительной головки и коэффициентом торможения и которая может быть продемонстрирована в ходе официального утверждения типа в пределах полос совместимости согласно приложению 10;

2.29 "автоматически включающееся торможение" означает функцию в рамках комплексной электронной системы управления, при которой тормозная система (тормозные системы) или тормоза на некоторых осях срабатывает (срабатывают) с целью замедления транспортного средства в результате прямого воздействия со стороны водителя либо без такого воздействия, но в результате автоматической оценки бортовой информации;

2.30 "селективное торможение" означает функцию в рамках комплексной электронной системы управления, при которой отдельные тормоза приводятся в действие автоматически, причем замедлению транспортного средства отводится вторичная роль по сравнению с его поведением;

2.31 "исходные тормозные усилия" означает тормозные усилия одной оси, возникающие по внешнему периметру шины на стенде барабанного типа, предназначенном для испытания тормозов, в зависимости от давления в приводе тормозной системы и указываемые во время предоставления официального утверждения типа;

2.32 "сигнал торможения": логический сигнал, указывающий на приведение тормоза в действие, как это предусмотрено в пункте 5.2.1.30;

2.33 "сигнал экстренного торможения": логический сигнал, указывающий на экстренное торможение, как это предусмотрено в пункте 5.2.1.31;

2.34 "функция обеспечения устойчивости транспортного средства" означает функцию электронного контроля, которая повышает динамическую устойчивость транспортного средства;

2.34.1 функция обеспечения устойчивости транспортного средства включает один из указанных ниже элементов либо оба элемента:


a) контроль траектории движения,

b) функцию противоопрокидывания;

2.34.2 функции контроля, являющиеся частью функции обеспечения устойчивости транспортного средства:

2.34.2.1 "контроль траектории движения" означает функцию, являющуюся частью функции обеспечения устойчивости транспортного средства, которая при недостаточной проворачиваемости и избыточной проворачиваемости руля помогает водителю (с учетом предельных физических возможностей транспортного средства) сохранять выбранную траекторию движения, если речь идет о механическом транспортном средстве, а также помогает сохранять траекторию движения прицепа в зависимости от траектории движения транспортного средства-тягача, если речь идет о прицепе;

2.34.2.2 "функция противоопрокидывания" означает функцию, являющуюся частью функции обеспечения устойчивости транспортного средства, которая реагирует на угрозу опрокидывания с целью обеспечения устойчивости механического транспортного средства либо состава, включающего транспортное средство-тягач и прицеп, или прицепа при динамическом маневрировании с учетом предельных физических возможнос−ей транспортного средства;

2.35 "испытуемый прицеп" − это прицеп, представляющий тип прицепа, в отношении которого запрашивается официальное утверждение;

2.36 "тормозной коэффициент (BF)" − это коэффициент усиления тормоза, определяемый соотношением между усилием на входе и выходе тормозной системы.



следующая страница >>