birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тематика


домашних контрольных работ

по учебной дисциплине «Русский язык в деловой и процессуальной документации»

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Память культуры

Память одно из в…жнейших свойств бытия любого бытия мат…риального духовного человеческого…

Памятью обл…дают отдельные р…стения камень на котором ост…ю(т,ть)ся следы его прои(з,с)х…ждения и дв…жения в ледниковый пери…д стекло вода.

Память (во)все (не,ни)механич…на. Это в…жнейший творч…ский проце(с,сс). Запом…нае(т,ть)ся то что нужно путём памяти накапл…вае(т,ть)ся добрый опыт обр…зуе(т,ть)ся традиц…я созд…ю(т,ть)ся трудовые навыки.

Память пр…тивостоит ун…чтожающ…й сил… врем…ни. Принято делить время на прошедш…е настоящ…е и буду…щ…е. Благод…ря памяти прошедш…е выход…т в настоящ…е а будущ…е как(бы) пред…угадывае(т,ть)ся настоящ…м соед…нё(н,нн)ым с прошедшим. Память пр…од…ление врем…ни смерти. В этом вел…чайш…е нравств…(н,нн)ое значение памяти. «Бе(з,с)памятный» это прежде всего человек (не,ни)благ…родный безответств…(н,нн)ый а след…вательно и (не,ни)способный на добрые бе(з,с)корыс…ные п…ступки.

Без…ответстве(н,нн)ость р…ждае(т,ть)ся отсутствием сознания того что (не,ни)что (не,ни)проход…т бе(с,сс)ледно. Человек сов…ршающий (не,ни)добрый п…ступок дума…т что п…ступок этот (не,ни)сохр…ни(т,ть)ся в памят… его и в памят… окружающих. Совесть это память к которой пр…соед…няе(т,ть)ся м…ральная оценка сов…ршё(н,нн)ого.

2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Аргументируйте свой ответ, указав основные стилевые черты и языковые средства, характерные для данного стиля.

3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.

Августовский, алкоголь, баловать, гофрированный, добыча, дремота, духовник, еретик, завидно, заржаветь, заусеница, зубчатый, изобретение, изыск, кремень, мытарство, новорожденный, принудить, плесневеть, правофланговый, сведущий, соболезновать, созыв, табу, фетиш, феномен, ходатайство.


4. Обозначьте особенности произношения согласных перед буквой Е и сочетаний согласных.

Образец: темп – [ тэ ]мп (твёрдое произнесение согласного перед Е), крем – к[ р’э]м (мягкое произнесение согласного перед Е); мачта – ма[ чт ]а, что – [ шт ]о.

АгРЕссия, арТЕзианский, банДЕроль, ДЕзодорант, исТЕблишмент, кориФЕй, коФЕ, кРЕдо, ОДЕсса, порядоЧНый, пРЕЗЕнт, преТЕнзия, прогРЕсс, пряниЧНый, РЕйтинг, РЕноМЕ, сказоЧНый, скуЧНый, стРЕсс, ТЕнДЕнция, турНЕ, шиНЕль.

5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.

Авторитет, ассигнования, дайджест, дискредитировать, импонировать, интервал, комментарий, конструктивный, кутюрье, минорный, пиетет, привилегия, саммит, тоталитарный, форсировать, экстравагантный.

6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.

Бить баклуши, Дамоклов меч, играть с огнём, лебединая песня, перейти Рубикон, родиться в сорочке (рубашке), филькина грамота.

7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.

1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

2. Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.

3. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

4. Ограничиваясь первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость.

5. Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил.

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

7. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно.

8. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке.

9. Всё было шито–крыто белыми нитками, но почему–то никто этого не заметил.


10. Первое место по прыжкам в воду с трамплина заняла спортсменка с результатом 125,55 баллов.

8. Просклоняйте письменно числительные 458, 2009 год. Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (пять, пятеро) преподаватель, ученица; (оба, обе) младенец, ведущая.

9. Приведите примеры 10 фразеологизмов библейского происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

10. Приведите примеры 10 иноязычных фразеологизмов (например, форс-мажор). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.