birmaga.ru
добавить свой файл

1 2

"Спорные" церкви, манифестация греков и пропавший Молла: доклад Народного Защитника Грузии

Как уже сообщалось в конце декабря 2005 года Народный Защитник (Омбудсмен) Грузии Созар Субари выступил с докладом о проделанной в 2005 году работе, в котором призвал грузинское правительство заключить соглашения с религиозными организациями наподобие Конкордата между Грузинским государством и Грузинской Православной Церковью. В знак протеста против предложения Омбудсмена группа депутатов - представителей оппозиции и парламентского большинства - покинули зал заседаний. Субари зачитал свой доклад практически в пустом зале грузинского парламента. Он озвучил целый ряд проблем, в том числе конкретные факты дискриминации по религиозному и национальному признаку, а также так называемую проблему "спорных церквей". Он также предложил ряд мер по обеспечению прав нацменьшинств в Грузии, которые однако на данном этапе не получили должной оценки властей этой страны.

ИА REGNUM приводит выдержки из доклада Народного Защитника Грузии, представленного в Парламенте Грузии 23 декабря 2005 г.

Положение в области свободы религии

За отчетный период в сфере защиты свободы вероисповедания и религии, искоренения законодательной дискриминации и формирования толерантной окружающей среды, имели место несколько значительных изменений. Парламент Грузии внес поправки в Гражданский Кодекс, на основе которого религиозным объединениям была дана возможность регистрации. Также был принят закон об общем образовании, согласно которому запрещены прозелитизм и индоктринация во время образовательного процесса. Были созданы два совета религий: один при Народном Защитнике, а другой, по инициативе Патриархии; была восстановлена Евангелистско-Баптисткая церковь, сгоревшая в 2002 г. в селе Ахалсопели, Кварельского района; в Тбилиси эта же церковь открыла неконфессиональный приют для пожилых под названием "Бетели". Приобретение земли для этого приюта на протяжении нескольких лет было очень проблематичным из-за сопротивлений господина Гурама Шарадзе и его единомышленников.


Однако несмотря на это, религиозные меньшинства и культивирование толерантности по-прежнему остается маргинальной и непопулярной темой в публичной политике государства. Несмотря на позитивные изменения, серьезной заинтересованности правительства способствовать интеграции религиозных меньшинств в социальную и культурную жизнь пока не видно.

1. Изменения в Гражданском Кодексе>

6 апреля 2005 г. Парламент Грузии внес изменения в статью 1509 Гражданского Кодекса Грузии, согласно которым религиозным организациям впервые в истории грузинского государства была дана возможность регистрации. Согласно изменению, религиозные объединения могут быть зарегистрированы в качестве некоммерческих юридических лиц частного права.

Несмотря на это, вопрос регистрации для нескольких религиозных объединений на данном этапе все еще остается нерешенным, поскольку представители Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и Лютерано-Евангелистской церквей отказываются от приобретения статуса юридического лица частного права: для них неприемлемо существование в качестве фонда или союза, тем более, что Православная Церковь Грузии представляет собой юридическое лицо публичного права. Соответственно, они требуют или принятия закона о религиозных объединениях, или же оформления соглашения с той или иной конфессией, и разрешение проблемы таким путем.

2. Закон об образовании и взаимоотношения школы и церкви

8 апреля 2005 г. Парламент принял закон "Об общем образовании". Статьей 13 главы I старого закона предусматривалось сотрудничество с Православной церковью. Согласно новому закону, в публичных школах запрещается прозелитизм, индоктринация и выставка религиозных символов для неакадемических целей. Это означает, что во время образовательного процесса, ни один представитель религиозного объединения или педагог не будет иметь право на распространение той или иной религии или вовлечения учеников в какой-либо религиозный ритуал так, как это происходило до сих пор, а иногда происходит и сегодня. Государство и религия, согласно Конституции и Конституционному Соглашению, отделены друг от друга, и соответственно запрещается, чтобы публичная школа или религиозное объединение в учебные часы распространяли, поддерживали или же выступали против того или иного вероисповедания. Самим ученикам закон в данной области дает полную свободу.

3. Меморандум между Министерством Образования и Патриархией Грузии

Министерство Образования тремя месяцами раньше принятия закона, 22 января, исходя из Соглашения, оформленного между государством и Патриархией Грузии, оформило меморандум, который подразумевает создание совместной комиссии. Комиссия будет работать над следующими вопросами:

а) Создание православных христианских учебников и образовательных программ;

б) Разработка процедур отбора, подготовки и назначения-освобождения педагогических кадров;

в) Разработка процедур для участия представителей Автокефальной Апостольской Православной Церкви Грузии в составлении учебных планов и рассмотрении соответствующих учебников касательно православного вероисповедания;

г) Правовое обеспечение финансирования и имущественных вопросов образовательных и воспитательных учреждений Автокефальной Апостольской Православной Церкви Грузии;

д) Определение форм и условий сотрудничества Государства и Автокефальной Апостольской Православной Церкви Грузии в деле воспитания учащейся молодежи.


Меморандум нарушает признанный Конституцией принцип об отделении государства и церкви и подразумевает дискриминацию последователей других конфессий, поскольку:

1. Согласно меморандуму, государство может финансировать изучение православия как в публичных школах, так и в церковных образовательных учреждениях;

2. Во время отбора, подготовки, назначения или освобождения педагога религии (наименование этого предмета пока не определено) в публичной школе, возможно участие Патриархии. В таком случае, возможно определяющим будет вероисповедание педагога, а не квалификация, в результате чего возможно нарушение принципа академической свободы и дискриминация не-православных педагогов;

3. В меморандуме нигде не сказано, что изучение предмета о православии является добровольным (Конституционное Соглашение это признает 5.1);

4. Непонятно, что подразумевает пункт "в" меморандума. Предметами и учебниками, включающими в себя православное вероисповедание, могут быть религия, литература, история, естественные дисциплины. Соответственно, если Патриархия примет участие в их составлении, этим: а) нарушится научный характер образования (изучение в школе теории креационизма); б) возможно, образовательная система допустит элемент религиозной цензуры; в) образование в направлении других вероисповеданий может принять не плюралистический и тенденциозный характер.

5. Меморандум противоречит закону об образовании, согласно которому государство обеспечивает независимость публичной школы от религиозных и политических объединений, имеет целью формирование у учеников мышления, основанного на либерально-демократических ценностях и в виде закона берет на себя ответственность не допустить обучения ненаучных взглядов или теорий в качестве научных фактов или научных теорий.

4. Договор между Министерством Образования Автономной Республики Аджарии и Епархией Патриархии Грузии в Батуми и Схалти 7 апреля 2005 г. был оформлен договор между Епархией Патриархии Грузии в Батуми и Схалти и Министерством Образования, Культуры и Спорта Автономной Республики Аджарии, который противоречит статьям 9, 14 и 38 Конституции Грузии и является дискриминационным. Противозаконными являются следующие пункты договора:


2.2. Министерство, на основании взаимного соглашения, обеспечивает участие образовательного учреждения Епархии в программе реорганизации и утверждения системы образования;

2.4. Стороны... обязуются сотрудничать (вести совместную работу) с целью учреждения совместных дошкольных и общеобразовательных учреждений, определения количества таких учреждений;

2.8. Стороны проведут совместные семинары с целью профессионального развития тех педагогов, которые преподают историю религии в общеобразовательных учреждениях.

В письме министра образования г-на Кахи Ломаиа на имя министра образовании Аджарии читаем, что право на оформление подобного договора с одной стороны имеет только Министерство образования, с другой стороны Епископ Батуми и Схалти не входит в список лиц, определенных пунктом 4 Конституционного Соглашения, оформленного между Грузинским государством и Православной Церковью Грузии, и поэтому он не был правомочным оформлять договор. Исходя из этого, этот документ не может иметь юридической силы.

5. Дискриминационный характер Конституционного Соглашения

Согласно Конституционному Соглашению между Грузинским государством и Православной Церковью Грузии, православные духовные лица освобождены от воинской службы, государство признает церковное бракосочетание, защищает тайну исповеди, объявляет нерабочими днями большие церковные праздники, церковь и государство сотрудничают в различных сферах общих интересов, церковь пользуется налоговыми льготами, государство обязуется частично компенсировать ущерб, нанесенный церкви в XIX-XX в.в. и т.д. Государство дает эти привилегии только Православной Церкви Грузии. Этим же, фактически нарушается признанный Конституцией (статья 38) и международными договорами фундаментальный принцип равноправия. До тех пор, пока государство не даст такие же привилегии другим конфессиям, последние данным Конституционным Соглашением, фактически испытывают косвенную дискриминацию - находятся в неравном положении по сравнению с Православной церковью.


Декларация, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1981 г.) О Ликвидации Нетерпимости и Всех Форм Дискриминации, прямо указывает странам-членам, что "каждое государство должно осуществлять эффективные меры с целью избежания и ликвидации дискриминации. . . во всех сферах гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни. Любое государство применяет все средства для того, чтобы принять или упразднить законодательство, когда это необходимо для запрещения любой похожей дискриминации (статья IV). . ."

6. Религиозное насилие, дискриминация и нарушение свободы религии

В предыдущем докладе мы указывали, что после задержания Басила Мкалавишвили в Грузии завершились насилие, экстремизм и дискриминация по отношению к другим вероисповеданиям. Международные организации по защите прав человека изъяли Грузию из списка стран группы риска с точки зрения нарушения прав меньшинств и свободы религии. На имя Народного Защитника с апреля 2004 г. по апрель 2005 г., из-за религиозной дискриминации, была внесена лишь одна жалоба (не считая заявления о возвращении католических храмов), хотя с апреля 2005 г. положение изменилось и включительно июнь мы получили 12 заявлений и жалоб. Описанные в них факты и реакция правозащитников позволяет сделать следующие заключения:

а) Дискриминация религиозных меньшинств со стороны органов местного управления и частных организаций и насилие, осуществляемое населением по отношению к гражданам с отличным вероисповеданием в большей степени сопровождается безответственным, безразличным и циничным отношением со стороны правоохранительных органов. Они не реагируют на преступление или же сами осуществляют дискриминацию;

б) Бездействие хранителей закона создает предпосылки для поощрения, продолжения и умножения числа преступлений. Среди тех сотрудников правоохранительных органов, которые в похожих случаях проявляют безразличие, несмотря на рекомендации Народного Защитника, никто не был наказан;


в) Права и свободы религиозных меньшинств гарантированы и защищены конституцией Грузии и международными договорами. Если государство в кратчайший срок не обеспечит защиту этих прав, не начнет осуществлять превентивных действий, выявлять и наказывать виновных в каждом конкретном случае, существует опасность, что религиозная дискриминация примет еще более широкие масштабы.

7. "Спорные" церкви

Все еще не решен вопрос возвращения церквей Армянской Апостольской Церкви и Католической Церкви. После предыдущего доклада в данном направлении ничего не изменилось. В Советский период Армянская Апостольская Церковь в Тбилиси осуществляла богослужение только в двух церквях. Такое же положение и сегодня. В Тбилиси находятся пять бездействующих церквей, из-за которых происходит спор между Патриархией и Армянской Апостольской Церковью. В масштабе Грузии сторонами называется различное количество храмов. Католическая Церковь ставит вопрос возвращения занятых Патриархией четырех церквей: в Кутаиси, Гори, Ивлита и Удеши.

Из-за спорных церквей заметно накалились отношения между Патриархией Грузии и Армянской Апостольской Церковью. На данном этапе Епархия Армянской Апостольской Церкви в Грузии наиболее радикально ставит вопрос возвращения церкви Норашен в Тбилиси и церкви Сурб Ншан в Ахалцихе. Патриархия заявляет, что комиссия по изучению данных церквей может быть создана только после принятия закона о религиозных объединениях, а касательно закона о религиозных объединениях Парламент уже выразил свое негативное отношение. Позицию Патриархии касательно исторического хозяина церквей принимает во внимание Правительство, которое в одностороннем порядке не может решить, вернуть или нет церкви их историческим хозяевам. Таким образом, действия, обращения и заявление Католической и Армянской Апостольской Церквей, а также рекомендации Народного Защитника пока еще не принесли результата.

Особенно остро стоит вопрос церкви "Норашен". Храм до Советского периода принадлежал Армянской Апостольской Церкви. В советский период здесь размещалась библиотека Академии Наук. 15 февраля 1995 г. по решению Патриархии церковь была освящена в качестве Церкви "Благовещения Божьей Богоматери" и провели православную литургию, на что армянская сторона выразила свой протест. Патриархия была вынуждена оставить церковь, но она не уступила ее Армянской Церкви. Сегодня церковь "Норашен" бездействует.


8. СМИ и религиозные меньшинства

Массмедия может сыграть решающую роль во внедрении культуры толерантности. Общество должно быть объективно информировано по тем вопросам, которые актуальны с точки зрения межрелигиозных отношений. Сотрудничество меньшинств с масс-медией будет способствовать "раскрытию" табуированных в обществе тем и предоставлению реальной информации, связанной с различными вероисповеданиями. В этой сфере нужно проявлять особенную деликатность и корректность, однако, к сожалению, грузинское медиа-пространство на протяжении годов является одним из главных источников формирования негативных стереотипов религиозных меньшинств.

9. Советы религий и отношения друг к другу различных конфессий

15 и 16 июня 2005 г. были созданы два совета религий. Первый собрался по инициативе Католикоса-Патриарха Грузии, инициатором второго был Народный Защитник.

На протяжении последних лет Патриархия всячески избегала любого диалога с другими религиями как внутри страны, так и на международной арене. Таким образом, можно сказать, что инициатива главы Православной Церкви была беспрецедентной, поскольку данным шагом он создал в обществе лучшую предпосылку для разрушения существующих негативных стереотипов, поскольку этим Патриархия громогласно заявила, что представители этих религиозных объединений могут быть вовлечены в процесс государственного восстановления, внести позитивный вклад в это дело (Совет, учрежденный по инициативе Патриархии именно так и называется: Координационный совет религий по поддержке государственного восстановления) и конструктивно сотрудничать друг с другом.

Совет, существующий при Народном Защитнике, был создан для осуществления эффективных координированных действий, направленных против нетерпимости и экстремизма. Народный Защитник и представители конфессий, объединенных в Совете религий 21 июня подписали совместный меморандум, в котором говорится:

"Мы считаем себя обязанными поддержать строительство демократического и правового государства, активно подключиться во внедрение среды гражданской интеграции и толерантности, участвовать в поиске путей мирного разрешения существующих конфликтов, принять социальную, моральную и экологическую ответственность; значительнейшим является направление объединенных усилий для защиты международным норм свобод и прав человека и принципов Конституции. Для решения этих задач, постольку поскольку это будет приемлемым для каждой из сторон, присоединяемся к инициативе Народного Защитника о создании совета религий, поскольку форма, значение и авторитет института Народного Защитника является именно тем ресурсом, который может быть эффективным посредником и консолидатором вокруг основных ценностей между государством и отдельным человеком, меньшинствами и большинством".


Целью Совета, в первую очередь, является способствование лучшему пониманию конституционных принципов свободы и равноправия в обществе; создание крепких основ для внедрения ценностей плюрализма и толерантности. На начальном этапе деятельность Совета будет осуществляться в нескольких приоритетных направлениях. Необходимостью первичного характера является непосредственное сближение представителей религиозных течений и начало диалога о существующих среди них болезненных вопросах, поскольку предусловием решения проблемы является именно вовлечение в диалог. Совет будет обсуждать формирование единой позиции касательно проблемы регистрации религиозных организаций; предметом обсуждений будет вопрос узаконения и возвращения движимого и недвижимого имущества той или иной конфессии и вопрос строительства новых культовых сооружений; разработка единого мнения по вопросу образования религии в школах; религиозные меньшинства активно вовлечены в процессы строения гражданского общества и в социальную деятельность, однако их деятельность зачастую освещается необъективно, или же о них вообще ничего не говорится. Таким образом, Совет будет также обсуждать исправление этих значительнейших изъянов, существующих в медиа-пространстве. В заключении, Совет поможет обществу в восприятии того, что религиозное многообразие является богатством Грузии и создает неповторимый исторический и культурный образ Грузии перед мировой общественностью.

В Совете религий на данном этапе объединены 18 конфессий. При совете действует 4 комитета: юридический, информационно-аналитический, культурно-образовательный и социально-гуманитарный. Заседания Совета происходят раз в два месяца. Каждая конфессия имеет право одного голоса, однако присутствие и участие в заседаниях может каждый желающий, поскольку борьба против религиозного насилия и экстремизма должна охватить максимально широкий спектр общества.

Под эгидой Совета религий уже осуществилось несколько гуманитарных акций.



следующая страница >>