birmaga.ru
добавить свой файл

1
Муниципальное общеобразовательное учреждение


Дополнительного образования детей
«Красноселькупский центр дополнительного образования детей»

Методическая разработка


дискуссии "Патриотизм: знак вопроса"

Составила

Речкина Л.Ф.

Педагог – организатор;

Красноселькуп
Тема дискуссии: "Патриотизм: знак вопроса"
Цель:

-
способствовать воспитанию у детей и подростков осознанного уважения к своей стране, её истории, народу, гордости за её прошлое и настоящее;

- формировать гражданскую ответственность за всё, что происходит;

- развивать навыки ведения дискуссии.
Участники:

Представители обучающихся школ с. Красноселькуп, воспитанники Центра, представители детских и молодёжных общественных объединенений,

приглашенные, родители, педагоги.
Гости:

Председатель Совета Ветеранов Красноселькупского района, зам начальника полиции, зам начальника ОВД, представители СМИ, участники локальных войн вооруженных конфликтов.

Оборудование: мультимедиа, видеозапись, выставка литературы, раздаточный материал с ключевыми словами или чистые листы бумаги и карандаши.


План дискуссии "Патриотизм: знак вопроса":


  1. Вступительное слово организатора, мотивация выбора темы дискуссии.

  2. Выступление ведущих.

  3. Дискуссия: "Патриотизм: знак вопроса".

  4. Заключительное слово организатора.


Не будь к Отчизне холоден душой
На экране заставка – картинка родного края
Организатор

Каждый человек неразрывно связан со своим Отечеством, поскольку его жизнь и под крышей дома своего, и в любом уголке природы, где душа отдыхает, и среди людей и общих традиций, обычаев, нравов взращивает чувство любви к Родине, ощущение собственной причастности к ее судьбе.


Отдавали ли вы себе когда-нибудь в этом отчет? Не щемило ли ваше сердце от радости, боли, печали, нежности, когда вы бродили по полям, лугам, лесам своей страны, окунались в воды ее рек, озер, морей, чувствовали ширь, не обзорный простор и непостижимую красоту? Не хотелось ли вам вобрать в себя всю эту красоту, раствориться в ее необъятном величии, защитить от посягательств?

А ведь в этом и есть чувство причастности к родной земле. Родине? Задумаемся о нем, попытавшись мысленно продолжить слова:


  • Природа родного края для меня....

  • Мое чувство к Родине можно выразить...

  • Как гражданин я...


Что получилось? (ответы)
Как вы думаете, сумел ли выразить вашу мысль римский философ Сенека, который еще на заре нашей эры сказал? «Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя»? (ответы)
Следовательно, любовь к Родине — чувство, проверенное веками.
Какие эмоциональные переживания связаны у вас с этим чувством? (ответы)
Подсказки:

  • Выберите из палитры эмоциональных нюансов то, что более соответствует вашему чувству. Это - восхищение, нежность, жалость, сопричастность, ответственность, страх, зависимость, безразличие.

  • Подумайте, в чем смысловая основа вашего выбора, ведь в нем вы выразили свое отношение к Родине.

  • Имеет ли какое-то отношение ваш выбор к понятию патриот?

  • Патриот — от греческого слова «Земляк», «Соотечественник». Что оно несет в себе?

  • Люди одной Земли, одного Отечества, верно? (ответы)

Что же это значит? (ответы)

  • Не кажется ли вам, что это значит, как выражено в «Маугли», Киплинга:

«Мы с тобой одной крови»?
  • Не налагает ли это на нас ответственность за все, что происходит в нашем Отечестве, не сопричастны ли мы к его судьбе?


  • Задумайтесь, может быть, именно потому девиз гардемаринов в известном фильме был: «Судьба и Родина едины»?




  • Могли бы вы этот девиз применить к себе?

  • Постарайтесь объяснить, почему.

  • А теперь соотнесите свой ответ со словами поэта:

«Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой».
Что же значат понятия Гражданин, Гражданственность? (ответы)
Гражданин - сын страны, с ней связаны его жизнь и судьба. Отсюда гражданственность - высокое чувство, определяющее состояние причастности к своей стране, ответственности за все, что в ней происходит. Не кажется ли вам, что сегодня это понятие приобретает особый смысл и значимость? (ответы)

Гражданственность - глубокое человеческое чувство, и именно в становлении и росте этого чувства взрослеет гражданин. В это чувство вплетается нить человеческой жизни с любовью к месту, где он родился и жил, к людям с их обычаями и традициями, к природе, его окружающей.

  • Эту нить трудно, а порой невозможно разорвать. А вы смогли бы разорвать ее? (ответы)

  • История, литература свидетельствуют, что такой разрыв болезнен для человека, и потому он не может быть счастлив на чужбине.

  • Мы часто слышим сегодня, как покинувших Родину людей мучит ностальгия. Что же это за чувство такое? (ответы)

  • А вот это и есть то самое чувство Родины, о котором идет речь. И как любое другое чувство, оно может быть высоко духовным, сильным, а может быть и слабо выраженным. Подумайте, у вас оно какое? (ответы)
  • Задумаемся над вековой истиной, рожденной в V веке до нашей эры и принадлежащей греческому баснописцу-мудрецу Эзопу: «Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются». Не представляется ли она вам удивительно современной сегодня? (ответы)


  • Так, может быть, любовь к Родине, тебя родившей. Отечеству, тебя вскормившему, - непреложная истина, открытая и утвердившаяся человеческим опытом предшествующих поколений, и важнейшая духовная ценность, обретенная человечеством в сфере общечеловеческих ценностей? (ответы)

  • Обратимся к вековому опыту, отвечая на вопрос, и вдумаемся в изреченную разными народами мысль об этом.

Народная мудрость:


  • Дым отечества ярче огня чужбины. /Античный афоризм/

  • Если ты лишний дома, станешь ли ты своим среди чужих?

/Киргизская пословица/

  • На чужбине еще больше родину ценят. /Афганская пословица/

  • Самое дорогое для человека на чужбине — родина. /Арабская пословица/

  • Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. /Осетинская пословица/


Как вы считаете:

  • Достаточно ли убедителен результат человеческого опыта? (ответы)




  • Так пусть предостережением нам послужит древнее изречение:

«Тот, кто всюду живет, нигде не живет».


«Патриотизм: убеждение,

что твоя страна лучше других потому,

что именно ты в ней родился».

Бернард Шоу
Ведущий 1

Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Михаил Лермонтов признавал свою любовь к Отчизне странной; ни военная слава предков («купленная кровью»), ни «темной старины заветные преданья» не пробуждали еще любви к Родине. А, вот: «Чета, белеющих берез», «полное гумно», «с резными ставнями окно» - это было любимо, на это поэт смотрел

«с отрадой, многим не­знакомой». (М, Лермонтов. «Родина»).

В следующем веке - двадцатом - о своей любви к Родине Анна Ахматова писала так:

В заветных ладанках не носим

на груди,

О ней стихи навзрыд не

сочиняем,

Наш горький сон она не

бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуй, немотствуя

на ней,

О ней не вспоминаем даже,

Да, для нас это грязь на калошах.

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный

прах,

Но ложимся в нее и становимся

ею,

Оттого и зовем так свободно –


своею

А. Ахматова « Родная земля»
Ведущий 2

Стихотворение Ольги Фокиной, школьницы, написано в XXI веке. Пусть простят нас за оценку «чересчур», т.е. может быть, слишком хвалебную, но нам оно кажется совершенным, написанным так, «чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло»:

Храни огонь родного очага.

И, не позарься, на костры чужие

Таким законом наши предки жили,

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как ни болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле.

Не по страничке, что учили в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Сегодня вашему вниманию предлагается дискуссия о патриотизме. Уважаемые друзья! Мы приглашаем вас, принять участие в разговоре по актуальным вопросам современной жизни, которые становятся традицией. Сегодня мы назвали нашу дискуссию "Патриотизм: знак вопроса". Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.


Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Мы уважаем мнение любого выступающего, людей разных поколений.
Меняется на экране картинка. Слайд с вопросами.
Вопросы для обсуждения:
«Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу».

Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.
«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, пре­данность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

Философский словарь.
«Родина - это Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит».

3 слайд
1.С чего начинается Родина?

Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?

Считаете ли себя патриотом? Почему?

Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

Готовы ли посвятить всю свою жизнь процветанию Родины?
4 слайд
2. Гордитесь пи вы своей страной?

В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны?

Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?

Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

Хотели бы вы уехать из России?

5 слайд
3. Считаете ли вы себя истинно россиянином?

Как различаете понятия «россиянин» и «русский»?

Как относитесь к чистоте русской речи?

Гордитесь ли тем, что вы - русский, а не другой национальности?

Нужна ли графа в паспорте о национальной принадлежности?

Что такое «национализм»?

Какие обязательства на нас налагает это понимание?
6 слайд
4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Нужны ли стране профессиональные военные?

Кто из вас хочет поступить в военные училища?

Престижна ли профессия офицера?

Вы за или против службы в армии?
7 слайд
5. Кто такой патриот современной России?

С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

Нужно ли патриотическое воспитание в школе, колледже и тд?

Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь

к взаимовыручке?
8 Слайд

Вопросы для анкетирования:
/Отвечать "Да" или "Нет"/
1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

3. Хотели бы вы уехать из России?

4. Гордитесь ли тем, что вы - россиянин, а не гражданин другой

страны?

5. Престижна ли профессия российского офицера?

6. Вы за или против службы в армии?

7. Нужно ли патриотическое воспитание в учебных заведениях?

8. Читаете ли вы периодические издания?

9. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

10. Есть ли у вас пример для подражания? Кто?

Материал в помощь ведущим дискуссию

1. С чего начинается Родина?

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?


С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.
У каждого есть своя маленькая Родина. Это место, где ты родился, вырос. Это твоя земля, твой дом, твои родители.

Поэт писал:
Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…
А другой известный поэт о своей родине написал так:

«Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде сложить голову»
Могли бы вы подписаться под этими словами? (ответы)

2. Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю - это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми писателями, художниками, артистами.

А что там боги!

Сумрачно и пресно.

Они скучали на своем Олимпе…


А человек в сто раз богов счастливей.

Быть человеком много интересней!

Быть человеком, ощущая силы

Великие, какими ты наполнен!

1.Как вы понимаете эти строки? (ответы)


2. Есть ли у нас в районе люди, к которым можно было бы их соотнести? (ответы)

3. А вот ёще красивые строчки из стихотворения северного поэта:

«Люблю свой край великий,

Свои леса, свои поля….

Суровый край и дикий!»

И есть далекие края,

Красивые не менее.

У нас на всех одна Земля,

Одно мы поколение!

Мы люди красоту любя

Храним же Землю для себя!».
Организатор:

Как вы понимаете, в этих строчках автор говорит о своей любви к Ямалу, к Северу, к родному краю.
А вы считаете себя патриотами своей малой Родины, своего края? (ответы)
3. Считаете ли вы себя истинно северянином? (ответы)


  • «Все люди под одним небом живут»

Восточная поговорка


  • «Величие нации не измеряется её численностью, как величие человека не измеряется его ростом»

В. Гюго

  • «Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски»

Из Всеобщей декларации прав человека
Язык - не только средство отношений, но и душа народа, основа и важнейшая часть его культуры. Живет язык - живёт народ. русский язык повторят путь своего народа. Где ещё можно услышать такое? Кто кроме нас, россиян, может сегодня такое сказать. Можно ли человека считать образованным, если он не знает родного языка? (ответы)


Иван Тургенев










Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Июнь 1882.



О языке: Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы: «о'кей», «вау» «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп», а не привычными «магазин, продукты, товары». А что тогда говорить о разговорной речи молодых людей, щедро насыщенной нецензурными словами? Вседозволенность и свобода (может быть, распущенность?) во всем: в книгах, песнях, кинофильмах. Иногда, кажется, что правильную речь мы можем услышать только на уроках, да и то от учителя.
В своем стихотворении «Я – гражданин» поэт современности писал:

У каждого заботой, своей глаза полны,
Наша Родина не что-то, она сегодня - мы.
У каждого дорога, своя или тропа,
Но пусть нас, очень много, мы все ее судьба.
Она не позабудет, ни света и ни тьмы.
Она такою будет, какими будем мы.
И ей, одной - единой, в любые времена.
Не спрячешься за спины, хоть широка страна.

А вам созвучны его слова? И если «Да», то в какой степени?

Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающейся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде. Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить евреев, цыган, «неполноценные» народы: славян сделать рабами.


Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Необходимо повышать национальное самосознание!

4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином. В Советском Союзе служба в рядах армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной. В настоящее время еще много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, оборонная промышленность недостаточно финансируется. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

5._ Кто такой патриот современной России?
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем о том, что он - патриот; или тот, кто считает службу в армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную обществу профессию, завести семью, обустроить собственный быт?
Я клянусь
Слезой материнской, горючей, 
Страстной любовью к отчизне своей. 
Клянусь:
- Если ворог живучий 
Руку над нами дерзнет занести, 
Ему ликовать не придется: 
Сделаю все, чтоб отчизну спасти... (Мусса Джалиль)
Созвучны ли эти строки поэта с нашим временем? (ответы)

Вопросы для анкетирования:

/Отвечать "Да" или "Нет"/


1. Считаете ли вы себя патриотом?

2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

3. Хотели бы вы уехать из России?

4. Гордитесь ли тем, что вы - россиянин, а не гражданин другой страны?

5. Престижна ли профессия российского офицера?

6. Вы за или против службы в армии?

7. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

8. Читаете ли вы периодические издания?

9. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

10. Есть ли у вас пример для подражания? Кто?