birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


Тема: Предмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента.


  1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.

  2. Функции финансового менеджмента.

  3. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.

  4. Основные этапы развития финансового менеджмента.




  1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента.


Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.

Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

1) управляемая подсистема (объект управления)

2) управляющая подсистема (субъект управления).
Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно-стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности.

Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:


1) Денежный оборот;

2) Финансовые ресурсы;

3) Кругооборот капитала;

4) Финансовые отношения.
Субъект управления – совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются:

1) Кадры (подготовленный персонал);

2) Финансовые инструменты и методы;

3) Технические средства управления;

4) Информационное обеспечение.
Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца.

Основные задачи финансового менеджмента:

1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития.

2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.

4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и

благоприятной политике налогообложения.

5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и

платежеспособности.

  1. Функции финансового менеджмента.



Существует 2 основных типа функций финансового менеджмента:

1). Функции объекта управления

  • воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

  • производственная – обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала;

  • контрольная (контроль управления капиталом, предприятием).


2). Функции субъекта управления

  • прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;

  • планирование финансовой деятельности;

  • регулирование;

  • координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия;

  • анализ и оценка состояния предприятия;

  • функция стимулирования;

  • функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.




  1. Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента.


Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1). Концепция денежного потока.

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности рынка капитала.

6). Концепция асимметричности информации

7). Концепция агентских отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.
1). Концепция денежного потока предполагает

  • идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид (краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

  • оценка факторов, определяющих величину элементов денежного потока;
  • выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;


  • оценка риска, связанного с данным потоком, и способы его учета


2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

Временная ценность – объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью


                  1. 3). Концепция компромисса между риском и доходностью.

                  1. Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.



                  1. 4). Концепция цены капитала – обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

                  1. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.


                  1. 5). Концепция эффективности рынка капитала – операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.


                  1. Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

                  1. Достижение информационной эффективности рынка базируется на выполнении следующих условий:

                  1. рынку свойственна множественность покупателей и продавцов;

                  1. информация доступна всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с затратами;

                  1. отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие совершению сделок;

                  1. сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

                  1. все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

                  1. сверхдоходы от сделки с ценными бумагами невозможны как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

                  1. Существует две основных характеристики эффективного рынка:


                  1. 1). Инвестор на этом рынке не имеет обоснованных аргументов ожидать

                  1. больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной

                  1. степени риска.

                  1. 2). Уровень дохода на инвестируемый капитал – это функция степени риска.



                  1. Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

                  1. слабой

                  1. умеренной

                  1. сильной


В условиях слабой формы текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имеющиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.

В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.


6). Концепция ассиметричности информации – напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать

положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно – правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

7). Концепция альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет альтернативу.


                  1. Основные этапы развития финансового менеджмента.


В настоящее время западными специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента .

Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и являются полезными для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.


Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

Тема: Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия.


                  1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.

                  1. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма.

                  1. Сферы финансового менеджмента.



                  1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:


                  1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;

                  1. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;

                  1. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;

                  1. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;

                  1. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;

                  1. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;

                  1. деятельность, связанная с формированием различных резервово предприятия;

                  1. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;

                  1. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;

                  1. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;


                  1. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.


Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма.



                  1. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма.


Правовая среда:

                  1. основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;

                  1. законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;

                  1. законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и охране труда;

                  1. законодательные акты, касающиеся социального страхования и обеспечения;
                  1. законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий;


                  1. законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты предприятия.


Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

Информационная среда включает:

                  1. информация внешнего характера:

                  1. информация, формируемая на финансовых рынках;

                  1. информация налогового характера;

                  1. информация о стоимости ресурсов на различных рынках;

                  1. информация о конкурентах;

                  1. информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности предприятия

                  1. информация внутреннего характера:

                  1. финансовая отчетность;

                  1. статистическая отчетность;

                  1. внутренняя отчетность;

                  1. данные первичного бухгалтерского учета.




                  1. Сферы финансового менеджмента.


Сферы финансового менеджмента:

                  1. Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:

                  1. оценка и анализ активов и источников их формирования;

                  1. оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;

                  1. оценка источников дополнительного финансирования;

                  1. формирование системы контроля за составлением и эффективным использованием финансовых ресурсов.

                  1. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:

                  1. оценка объема требуемых финансовых ресурсов;

                  1. выбор форм их получения;

                  1. оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;

                  1. оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и др.);

                  1. оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.


                  1. Распределение и использование финансовых ресурсов:

                  1. анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера;

                  1. оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

                  1. целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;

                  1. оптимальное использование оборотных средств;

                  1. обеспечение эффективности финансовых вложений.



следующая страница >>