birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 5 6


ХХХХХХХХХХХХХХХХ университет

Факультет политологии

Кафедра ХХХХХХХХХХХ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА РЕСПУБЛИКИ ТУРКМЕНИСТАН.





Студента 6 курса





ХХХХХХХХХХХХХХ




Ф.И.О.




________________________________




подпись




«____»______________2011г.







Допустить к защите:

Научный

заведующий кафедрой: профессор, д.п.н.

руководитель: доцент, к.п.н.



ХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХ







.

_______________________________________

_________________________________

подпись

подпись





Проверка на плагиат:


Рецензент: к.п.н.

ХХХХХХХХХХ

ХХХХХХХХХХ







______________________________________

________________________________

подпись

подпись

ХХХХХХХХ

2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 8

§1.1Формирование теории тоталитаризма 8

§1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политических институтов ..15

§1.3 Тоталитаризм и современность 19

ГЛАВА II.ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ 22

§2.1 Эпоха Туркменбаши. Становление тоталитарной политической

структуры. 22

§2.2 Политические институты Туркменистана на рубеже 10-х гг.

XXI века. 33

§2.3. Концепция «позитивного нейтралитета» Туркменистана 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы связана с тем, что череда революций на Ближнем Востоке в очередной раз поставила вопрос о природе возникновения, эволюции и крахе авторитарных и тоталитарных режимов. При всех различиях уже свергнутых режимов и еще существующих, их объединяет целый ряд генетических, врожденных «родимых пятен», которые встречаются, пусть и с небольшими вариациями, но в каждом политическом режиме.

Возникновение потрясений на Ближнем Востоке из-за авторитарных и тоталитарных форм правления, заставляет задуматься о возможных рисках потрясений в других авторитарных и тоталитарных государствах. Туркменистан является показательным примером, где, как и на Ближнем Востоке, в нем присутствуют огромные запасы природных ресурсов и тоталитарный режим власти. Риски, связанные с подавлением всех или большинства гражданских свобод, жесткое, в «ручном режиме», управление экономикой, гипертрофированно развитая коррупция, которая часто дублирует или подменяет собой государственные институты управления, особая, стержневая роль силовых структур, будь то армия, либо полицейский репрессивный аппарат, все это присутствует и в Туркменистане. А вот, на сколько, присутствуют риски в Туркменистане, прослеживается далее в проделанной работе.


Целью данного исследования являются примеры описания механизмов трансформации политики властей, не меняющей сути режима, но адаптирующейся к особенностям личности – от Ниязова к Бердымухамедову. Этому и посвящено данное исследование, которое позволяет проследить сохранение тоталитарной и репрессивной сущности туркменского режима при смене личностей президента и смене культа одной личности на другую.

Для достижения поставленной цели автор посчитал решить следующие задачи:

- Провести анализ государственного устройства Туркменистана, роли и места в нем тоталитарного начала,

- Выявить основные причины и мотивы формирования тоталитарной сущности режима,

- Рассмотреть специфику эволюции туркменского режима при смене первых лиц государства,

- Рассмотреть феномен «постоянного и позитивного нейтралитета» Туркменистана как фактора внутренней стабильности государства и фактора международной политики.

Объектом исследования выступает, трансформация политического режима республики Туркменистана, начиная с середины девяностых годов, установление диктатуры до сегодняшних дней.

Предметом исследования выступает эволюционная или революционная смена власти, которая всегда дает обществу и государству шанс на смену парадигмы собственного развития. И то, насколько общество и новые власти ответственно и компетентно подойдут к вопросу выбора нового пути, зависят судьбы миллионов человек, часто – в нескольких поколениях. Особенно этот вопрос актуален для современного мира, где глобализация, новейшие технологии, общий уровень образования общества и компетентность чиновничества определят место нации в будущем мире.

В этом отношении пример Туркменистана во многом является классическим. Диктатура во втором поколении руководителей, жесткая зависимость благополучия и развития от продажи энергетического сырья, в первую очередь природного газа, попрание всех основополагающих прав и свобод, отсутствие нормальных механизмов формирования власти и отсутствие ответственности власти перед народом, - все это присутствует в этой стране в полной мере, иногда в экстремальных вариантах. Вся энергетика тоталитарного режима в современном мире уже не может быть направлена на внешнюю экспансию, что в особой мере повышает контролирующую, всепроникающую и репрессивную роль силовых структур, что прекрасно, в классическом виде наблюдается в Туркменистане. Причем по уровню взаимного контроля и контроля над обществом, как отмечают местные наблюдатели, спецслужбы Туркменистана в своей параноидальности приближаются к спецслужбам времен Третьего рейха в Германии.


Безусловно, сдерживающим фактором прогресса общества является метод отбора руководящих кадров, в основу которого положена исключительная лояльность первому лицу государства, но не компетентность руководителя. Часто, на ответственные должности назначаются люди только номинально, все действия их направляются и контролируются узким коллективом администрации президента. Раз за разом это приводит к грубейшим ошибкам в экономике и социальной политике. Но от краха власти спасают колоссальные финансовые поступления за продажу энергетических ресурсов.

Так было и при власти первого президента Туркменистана Ниязова, и продолжается она при косметических изменениях и при власти Бердымухамедова.

К сожалению, и общество Туркменистана и власти потеряли шанс на модернизационное развитие при смене власти. Вместо этого упор делается на распродажу энергетических ресурсов, создание непроизводящей (непроизводственной) инфраструктуры, на насаждение идеологии культа личности второго пришествия (второго президента). Говоря о явлении культа личности в Туркменистане, необходимо отметить, что стараниями западных журналистов, культу личности Ниязова и Бердымухамедова придавался скорее комичный, нежели реальный – трагичный характер. Мегаломания, показная любовь к драгоценностям, ахалтекинским лошадям, дорогим машинам, чудаковатые идеи и воплощающие их указы – все это переходило и переходит из публикации в публикацию. При этом часто эти комичные образы оправдываются в публикациях некой «национальной спецификой» и, конечно – огромными запасами природного газа, подконтрольного чудаку-диктатору.

И только голос малочисленных туркменских диссидентов и правозащитников и их коллег из международных организаций, заявляют, что любой культ личности, особенно в Туркменистане, это и по природе и по всем проявлениям – ужасное и ужасающее явления. Культ личности – запрет на любой плюрализм – политический, экономический, социальный, культурный. Это жесткое подавление всех несогласных, причем политические амбиции последних, вернее, даже их отсутствие не играет никакой роли. Недаром до сих пор не отменена одна из самых одиозных репрессивных законодательных норм, существующих в современном мире – «Об объявлении определенных лиц изменниками родины», в котором существует норма наказания, вплоть до пожизненного заключения, за действия или попытку посеять сомнения в правильности политики президента страны, принятая еще в 2003 году.


Обзор использования источников, степень проработки заключалась в следующем: в настоящий момент получить доступ к источникам Туркмении очень проблематично, но существует минимум пять - шесть периодических изданий, два – три, из которых являются близкими к властям, сайт http://www.turkmenistan.ru/ru/,http://turkmenistan.gov.tm/,http://www.turkmeninform.org/ (правительственные сайты).

3 сайта оппозиционные http://gundogar.org/ и 2 диссидентские http://www.chrono-tm.org/, также автор получает подписку газет «Нейтральный Туркменистан» (за последние 10 лет).

Обзор источников, которые автор использовал в процессе своей работе, газета «Время Новостей», www.vremya.ru, так же журнал «Оазис» www.ca-oasis.info.

Также были использованы в работе книги следующих авторов: Кадыров Ш, Мусаев О, Ниязов С.А, Соловьев А.И., Цыганков А.П, Фридрих К., Бжезинский З. и многих других, как основа теоретических знаний.

Характерно, что в условиях «сырьевого проклятия» и тоталитарной сущности Туркменского режима, властям нет необходимости в гражданском обществе, в появлении состоятельного сословия – то есть «среднего класса», как системообразующего каркаса – как сообщества налогоплательщиков, так и политической опоры власти или потенциальной власти в лице оппозиции. При колоссальных валютных поступлениях в страну за продажу энергетического сырья, для властей вообще не существенны поступление налогов с юридических и физических лиц (кроме сырьевых компаний), вся налоговая политика служит лишь дисциплинирующей, часто репрессивной функцией государства.

ГЛАВА I.ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
§ 1.1 Формирование теории тоталитаризма

Политический режим – это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется власть в стране, а также открытые и закрытые структуры, которые определяют доступ к определенным постам. Политический режим намного гибче, чем система власти, одна политическая система может осуществляться с помощью нескольких политических режимов. Именно политические режимы проводят определенную государственную политику, проводят, осуществляют и вырабатывают политический курс как внутри, так и внешне политической сферах. М. Дюверже считал, что политический режим это некое сочетание партий, определенная система голосования одной или несколько групп давления для принятия определенных решений. Для всех политических режимов применяются одинаковые критерии:


- Признания авторитета политических лидеров и правительства

- Равное количество членов политической системы, которые принимают участие в принятии и подготовке решений, к общему количеству членов данной политической системы

- Степень независимости подсистем, которые входят в политическую систему.

По этим критериям существует несколько политических режимов, а именно, демократические и не демократические (авторитаризм и тоталитаризм).1 Чтобы понять какой режим присутствует в республике Туркмении, нужно просмотреть все вышеперечисленные.

Демократия – это политический режим, источником власти, которой является народ, государство рассматривается как нейтральный институт, функции которого рассматриваются гражданами и направлены на защиту прав и свобод. Критерии в демократии следующие: честные выборы, правительство несет ответственность перед народом, свобода слова, защита прав отдельных личностей, мнение большинства, принятие решений в государстве, общинах, одним словом правовое государство, которое контролирует процессы и не ущемляет права граждан.

Авторитарный политический режим – основан на власти одного лица или группы лиц, система жесткого правления, которая использует постоянно принудительные и силовые методы, сохраняя власть любыми средствами. При этом режиме считается, что в обществе должна существовать преданность, подчинение народа властям. Власть не ориентируется на запросы населения и не способна создать политические порядки, которые выражают общественное мнение, поэтому способна ориентироваться лишь на принудительные действия. В самом начале принудительные меры разжигают у населения активность, но в дальнейшем авторитаризм удаляет инициативу и ведет к падению действенности правления.

Тоталитаризм – полное подчинение властям, полное вмещение государства во все сферы жизнедеятельности человека, где власть полностью формируется, закрыто, одним или группой лиц. Государство устанавливает полный контроль над гражданской активностью людей, отбирает у него функции по самоуправлению и самоорганизации своей жизнедеятельностью, все единство сограждан подменяется давлением на общественное мнение с целью обеспечения собственной законности. В Туркмении присутствует на данный момент тоталитарный режим власти, далее рассмотрим более подробно.


Туркменистан является уникальным государством во всей Центральной Азии, соответственно эта уникальность определяется несколькими основными факторами:

- Огромными природными недрами Туркменистана, экономическая политика проводилась именно с опорой на данный ресурс.

- В сфере внешней политики Туркменистан избрал своеобразный курс – позицию нейтрального государства.

- Сформировался политический режим власти одного лица – главы государства, правда, сущностные характеристики относят его к режимам тоталитарного типа.

Выпадение Туркменистана из общего ряда трансформации постсоветских государств не перечеркивает его развития и очевидного прогресса в некоторых областях жизни, а образует лишь особый феномен. Распад СССР отразился на экономике, так как Туркменистан зависел от своих соседей и имел очень мало различных предприятий, где хозяйство ориентировалось на добычу газа и выращивание хлопка.2

Все это зависело от расположения республики: страна являлась для Союза периферийной точкой, которая граничит с Афганистаном и Ираном, причем их территория очень, жестко охранялась. В кризисный период распада СССР недостаточная развитость экономики и низкий уровень жизни большей части населения Туркменистана при советской власти, даже сыграли положительные роли. Самое главное, что массовой политической активности, вызванной обострением социальной напряженности, Туркменистан так и не узнал.

Само слово тоталитаризм от латинского означает целостность, то есть полный контроль над всеми сферами общества, полная ликвидация прав и свобод гражданина. Сам термин появился примерно в 20 годы 20 столетия в Италии, он имеет множество определений:

«Тоталитаризм... сулит нам не столько эпоху веры, сколько эпоху шизофрении... Если когда-нибудь где-нибудь бесповоротно восторжествует тоталитарное общество, оно, вероятно, учредит некий шизофренический образ мышления, допускающий опору на здравый смысл в повседневной жизни и в некоторых точных науках и предполагающий отказ от здравого смысла в политике, истории и социологии... Общество превращается в тоталитарное, когда его структуры становятся вопиюще искусственными, то есть когда его правящий класс утрачивает свое назначение, но силой или обманом продолжает цепляться за власть». 3


Муссолини придавал тоталитаризму положительный смысл, говорил, что он поможет сплочению государства и власти. Тоталитаризм появляется тогда, когда наступает кризис в различных сферах деятельности, а именно: социальной, экономической и политической, где важнейшим измерением этого кризиса выступает – международность. Тоталитаризм представляет собой систему организации политической власти, которая основывается на реальных событиях и соответствует определенным социально-экономическим связям и отношениям. Сама идея власти еще разрабатывалась в работах различных авторов со времен античности, они описывали установление сильной и жестокой по отношению к врагам государства власти. Платон в своей работе о тирании обращался к понятию сильного государства, Т. Гоббс создал модель сильного и совершенного государства, Дж. Оруэлл дал точный образ общества, подвергшегося насилию власти.

Ф. Хайека можно по праву назвать одним из первых, кто затронул вопрос описания тоталитаризма. В работе «Дорога к рабству» среди основных принципов тоталитаризма он выделил 1) абсолютную экономическую и политическую централизацию; 2)субъективизм и волюнтаризм в принятии управленческих решений, основанный на политической мотивации; 3) директивный характер управления экономикой.

В 1951 г. Х. Арендт в работе «Истоки тоталитаризма» удалось найти связующее звено между тоталитарной организацией и бесструктурной человеческой массой. Этим звеном стало тоталитарное движение, вдохновляемое идеологией, воздействующей более на инстинкты человека, а не на его разум.

Во многих типах диктатур исторически прослеживается тоталитарная система, например строгое соблюдение распоряжений церкви, придерживаться одних и тех же верований от рождения до смерти, жестокость правления и авторитет владыки в восточных деспотиях. Тоталитаризм явился как альтернатива для тех стран, которые оказались в условиях системного кризиса, как самостоятельный и качественный политический режим.

Самыми важными, основными источниками формирования тоталитарной системы власти выступали широкие слои общества, которые сильно зависели от властей, а также бюрократия, чиновничество, служившее своеобразным приводным ремнем политики правящих кругов. Маргинальные и люмпенизированные слои были источником массового распространения распределительных отношений, настроений пренебрежения к богатству, разжигания социальной ненависти к зажиточным, более удачливым слоям населения. Также слои интеллектуалов распространяли социальные стандарты и предрассудки, систематизировали народные волнения и надежды, превратив их в морально-этическую систему, которая оправдывала определенный образ мыслей, придавая им дополнительный общественный резонанс и значение.4


Нелегальная политическая деятельность организаций избавлялась от лиц, которые мешали установлению справедливости, порядков, насильственному переделу власти и богатства. Благодаря этим подпольным организациям и традициям в дальнейшем произошло развитие повседневного доносительства, оно оправдывало предательство своих родных и близких из-за страха своей жизни, ради идеалов и уважения к власти.

К. Поппер рассматривал черты схожие между государством и человеком, как государство стремится к закрытости, навязывает обществу свои ценности и образы жизни, а также уподоблял тоталитарную власть и общество в строгом классовом делении, для построения идеального будущего для всего общества.

Само государство всегда ориентировано на законы и поведения, установленные им самим для граждан, и не может стать само по себе системой тотального контроля, а тоталитаризм, наоборот, ориентируется на власть, которая рождается из института власти. В обществе начинает формироваться система власти, которая стремится к контролю над всеми слоями общества, а также личностью человека, причем не связанная ни законом, ни традициями, ни верой в данном политическом устройстве. Неограниченная, опирающаяся на силу власть становится формой тотального господства над обществом, его контролем над социальными отношениями и систематическим применением насилия, в общих чертах, тоталитаризм – это политическая система произвола власти. Наделяя тоталитаризм как особую систему властных отношений и как особый общественно-политический строй указанными признаками, разные авторы по-разному объясняют, причины его возникновения. Среди этих причин наиболее значимыми являются, во-первых, полное растворение гражданского общества в обществе политическом. Политическое общество не только берет на себя осуществление важнейших функций гражданского общества, но и подменяет его во всех сферах его жизнедеятельности, навязывает ему свои образцы общественного и личного поведения. Оно выступает главным арбитром в решении как государственных, так и общественных (в том числе социальных, национальных, нравственных, культурных и иных) вопросов. В результате такого перевоплощения реальная гражданская жизнь теряет свое основное назначение. Политизируется все, начиная от трудовых отношений и кончая семейными отношениями. Установление политических порядков не является продолжением законного режима власти и связанных с ним общественных традиций. Большинство тоталитарных режимов и систем задумывались как некий определенный политический проект, как власть нового общества и убирали на своем пути все, что не соответствует, или мешает реализации таких замыслов, утверждая образец нового общества и человека отрицая порядки старого. 5


Идеологические факторы являлись основным и важным механизмом формирования социальных и политических порядков, различное развитие общества для определенного политического идеала, институтов и норм, закладывание различных традиций и обычаев, выстраивание различных целей и задач, а также реализации и сроков их исполнения, определяла идеология. Она во всем видела смысл действия властей, оправдывала реальности, вносила изменения в различные отношения и культуру для воплощения, все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению. Постепенно внедряясь и заполняя центральное место в политических системах, идеология превращалась в саму власть, а тоталитарный режим и система политической власти становились разновидностью идеократии, или «обратной теократией».6

§1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политических институтов

Социальные цели могут быть различны в тоталитарных режимах, но суть и идея у них одна и та же. Идеологии всегда предлагают наиболее позитивный вариант социального счастья, так как выгодно им, если происходит установление такого варианта, то с помощью различных определенных групп, что и оправдывает любое насилие. Позитивный вариант относят к мифологии, так как он выделяет свое внимание на собственно созданную картину мира, которая рассказывает не только о настоящем, но и о будущем, что необходимо сделать и свято верить. С помощью взаимосвязи индивида и общества как конструирования для будущей светлой и идеальной жизни, лидеры все связи и отношения действительности подгоняют под заранее сделанные рамки, образы и цели, то есть упрощают реальность.

Такие идеологии появляются на политической арене в тяжелые годы общественных кризисов, которые очень привлекательны и новы для сознания масс. Но они очень далеки от действительности, так как ориентируют общественное мнение с настоящего на будущее и легко решаются чисто умозрительным путем.

Главным влиянием тоталитарных идеологий являются партии, а так же лидеры, которые демонстрируют обществу свои достижения и решительность в намерении целей. Всему, против идейных противников настроены мифологические идеологии, они противостоят и настаивают на своей правоте, главной задачей их является развенчание противников и вытеснение конкурентов из политической жизни. Все тоталитарные идеи формируются как борцы за чистоту идей, они искореняют и уничтожают всех идейных конкурентов, которые «не с ними» и направляют свои политические репрессии против идеологических противников.


Изгнание из страны, физическое уничтожение, помещение в концентрационные лагеря, все это было использовано для борьбы с идейными противниками, даже, несмотря на различные режимы, методы, применявшиеся в странах, были одними и теми же. Борьба за идеологию присутствовала всегда, она произносилась в систематическом применении подавления против национальных и социальных слоев. Большинство правящих партий переносили борьбу внутрь своих рядов, добиваясь полного соответствия их поведения и личной жизни, подавив или уничтожив на время слои.

В. Гроссман, «…государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, заново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы заново переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить расположение фигур на документальных фотографиях, это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по – новому переживали свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».7

Центр власти образовывался благодаря постоянному контролю над деятельностью всех органов власти, его невозможно было отождествлять ни с государством, ни с партией, это не давало возможности исполнения и определения самостоятельных функций.

Государство было как единственный работодатель, определявший условия и оценки труда, для потребности населения, а также планирования в экономической сфере, централизованный контроль и недопущение частной собственности. Все, что было связано с индивидуальным предпринимательством, считалось незаконным. Цельность политической власти предполагала срастание всех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной. Власть делала акцент только на коллективные формы и способы политической активности, поэтому произошло полное отсутствие публичного института и механизмов самоуправления.


Конкуренция являлась врагом тоталитаризма, она ориентировалась на выбор идейных и политических позиций. При тоталитаризме стерлась граница между государством и обществом, а власть проникла во все сферы личной жизни человека, используя против своего народа террор, геноцид и агрессию, благодаря форме регулирования всех социальных процессов.

«Причем контроль, со всех сторон жизнедеятельности включая от официальных структур до личного окружения. Как писала Х. Арендт,8 «главная черта человека массы – не жесткость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений. Несмотря на постоянно провозглашаемый народный характер власти, система принятия решений в тоталитарных системах оказалась абсолютно закрытой для общественного мнения. Формально провозглашенные законы, нормы, конституционные положения не имели никакого значения по сравнению с целями и намерениями властей. Типичным и распространенным основанием реального регулирования общественных отношений служила ориентация институтов власти на мнение вождей и сакрализация их позиций. Приоритетом в регулировании общественных отношений обладали силовые и принудительные методы и технологии, но на высоком уровне зрелости это силовое регулирование социальных связей предопределило утрату тоталитарными системами их собственно политического характера, вырождение в систему власти, построенную на принципах административного принуждения и диктата»9.

§1.3 Тоталитаризм и современность

При всем разнообразии тоталитаризма в различных странах мира история дала образцы трех основных типов тоталитаризма: фашистского, коммунистического и теократического, каждый из них отличается своеобразием институтов, степенью элитаризма, идейными постулатами, характером и масштабами репрессий. Самой исторически длительной была коммунистическая форма тоталитаризма, которая показала этапы и фазы развития политических порядков. В настоящее время тоталитарные страны уже не играют существенной роли на мировой арене.


«В работе Фридриха и Бжезинского была высказана мысль о том, что с течением времени тоталитаризм будет эволюционировать в сторону большей рациональности, сохранив свой основной фундамент для воспроизводства власти и общественных порядков, если с другой стороны зайти, то это значит, что источник опасности для тоталитаризма они видели вне системы. Как показала история, система власти, которая построена на главенстве идеологии и ее структуре, не способна гибко приспосабливаться к интенсивной динамике сложносоставных обществ. В современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические предпосылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан, одним словом, это не конкурентная система власти10».

«В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с повышением общественного положения определенных слоев общества, а действуя только определенными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Страх и террор не могут вечно преследовать людей, малейшее ослабление репрессий активизирует в обществе оппозиционные настроения, равнодушие к идеологии, кризис лояльности. Сохраняя ритуальную преданность господствующей идеологии и не в силах сопротивляться голосу рассудка, люди начинают жить по двойным стандартам, двоемыслие становится признаком рефлексирующего человека».11

«Но самым главным источником разрушения и невозможности воспроизводства тоталитарных порядков является отсутствие ресурсов для поддержания информационного режима. Качественное изменение информационного рынка не может не вовлечь в новые порядки даже те страны, которые пытаются искусственно изолировать свое информационное пространство от проникновения других идей. А разрушение системы единомыслия и есть основная предпосылка крушения тоталитаризма».12


Основные черты тоталитарного устройства в тех странах, в которых присутствует тоталитаризм: Северная Корея и Куба.

Авторитарные и тоталитарные режимы: Тунис, Ливия, Египет, Сирия, а также монархия Ближнего Востока, Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Йемен, Оман.

Авторитарной страной является Иран при наличии мусульманской, исламской демократии. Определенной степенью авторитета обладает целый ряд африканских и латиноамериканских стран.

Полу - тоталитарные страны: Китай, Бутан, Страны Восточной Азии, Вьетнам, Лаос.

Резкая радикализация от авторитарной к тоталитарной системе можно рассмотреть на примере Беларуси.



следующая страница >>