birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3



http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


План:
Введение

Глава 1. Происхождение этрусков

    1. Античные свидетельства

    2. Дальнейшее развитие вопроса

1.3 Археологические сведения об этрусках

Глава 2 Государственное и общественное устройство

2.1 Этрусская конфедерация

2.2 Этрусские города – государства

2.3 Этрусская культура и религия

Заключение

Список литературы
Введение
Этруски – древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове на территории современной Италии. Этрурия – область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвание этрусков – «рассена», сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо в Тоскании. Греки знали этрусков под именем тирренцев и терсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

В вопросе о происхождении этрусков еще в древности сталкивались противоположные мнения. Согласно первой из них прародину Этрурии следует искать на востоке на берегах Малой Азии и на островах Эгейского моря, оттуда этруски прибыли морем, завоевали страну, которая получила их имя и затем распространились по Италии. По другому взгляду, этруски являются автохтонным населением, и вышли из древнего народа Италии. Третья точка зрения говорит о северном происхождении этрусков. По ней этруски прибыли из-за Альп.

Первая точка зрения опиралась на античную традицию и является наиболее распространенной в античности. Она восходит к Геродоту, сообщающему лидийское предание, его мнение впоследствии было воспринять римлянами, в произведениях Вергилия, Горация и др. римских поэтов, этрусков называли «лидийцами». Взгляд Геродота получил официальное признание в последующей этрусскологии. Другой взгяд античной историографии на происхождение выдвинул Дионисий Галликарнасского. Ссылаясь на лидийского историка Ксанфа, не упоминающего Тирсена, Дионисий отрицает переселение этрусков. В них Дионисий видил народ местног опроисхождения, не похожий ни на какой другой, ни по языку и по обычаям. Третья гипотеза была выстроена учеными на основе сообщения Геродота.


Цель данной работы заключается в попытке рассмотреть проблему происхождения этого загадочного народа. В этом автор опирается на труды древнегреческой и римской традиции, а так же данные развития этрусскологии последних столетий. В связи с поставленной целью возникает ряд задач:

Рассмотреть теории происхождение северной, восточной, автохтонной и пеласгийской гипотезы, а так же древние и современные теории, особое внимание уделить рассмотрению русской теории происхождения этрусков.

Выявить особенности общественно – политического устройства городов – государств и культурного развития народа.

Изучить природные условия, экономическое, социальное, политическое развитие Этрурии в период с VIII по V вв. до н.э.

Проанализировать накопленные археологические данные об этруссках, а так же памятники их культуры с целью выяснения особенностей их социального быта и культуры.

Актуальность: на современном этапе сведения об этрусках представляют особую ценность при изучении истории стран Европы, Древнего мира и стран Востока, так как этруски находились во взаимодействии практическими со всеми народами населявшими соседние от них территории.

Структура работы состоит из введения, в котором кратко обосновываются основные направления данной работы, ее цели и задачи; первой главы, в которой анализируются сведения античных авторов, а так же рассматриваются основные современные теории о происхождении этрусков. Во второй главе рассматриваемой работы происходит изучение основ государства и общества этрусков. Особое внимание уделяется этрусской конфедерации, как своеобразному политическому образованию этрусков, этрусским городам – государствам, особенностям их формирования и развития, а так же рассматривается этрусская культура и религия.

В заключении приводятся краткие выводы по данной работе, анализируются имеющиеся данные, касающиеся социальной, культурной, и политической жизни Этруссии

Предмет исследования: проблема происхождения этрусков


Объект исследования: общество этрусков.

Хронологические рамки данной работы охватывают VIII–V вв. до н.э., как период расцвета и наибольшего могущества этрусской организации.

Глава 1. Происхождение этрусков
1.1 Античные свидетельства
Этруски – это не самоназвание. Так их называли греки. Страбон, совершивший «путешествие к западу от Армении вплоть до областей Туррении, лежащих против Сардинии, и на юг, от Евксинского Понта до границ Эфиопии»1, о них говорит так: «Римляне называют тирренцев этрусками. Греки же, как передают, называли их так по имени Тиррена, сына Атиса…»2 Именно под этими именами этот народ вошел в историю. Прежде всю проблему представляет вопрос происхождения этрусков. На протяжении нескольких столетий, еще до того, как Рим стал претендовать на первенство в Италии, этруски господствовали на большей части Аппенинского полуострова. Поэтому в произведениях греческих, а затем и римских историков имеются сведения об этрусках. Вопрос появления этого народа в Италии заинтересовал еще античную традицию. Обращаясь к сведениям древности, можно столкнуться, прежде всего, с твердым и общераспространенным убеждением, что этруски – народ, прибывший в Италию с востока, из Малой Азии, в частности из Лидии. Таково было почти всеобщее мнение или убеждение греческих и римских писателей и не историков, когда им приходилось касаться происхождения этого народа; таково было убеждение и самих этрусков.

Впервые с рассказом об обстоятельствах появления этого народа в Италии выступил «отец истории» Геродот. Вот что он говорит: «лидийцы изобрели эти игры именно в то самое время, как говорят, когда выселились в Тирсению. О себе они рассказывают так: при царе Атисе, сыне Макиса. Во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба0 сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая все более новые средства. Так лидийцы жили 18 лет. Между тем, бедствие не стихало, а еще более усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому остаться, а кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына, по имени Терсен.. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбиков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени своего царя, который вывел их за море, терсенами».


В приведенном отрывке четко указывается родина этрусков – Лидия, а так же время переселения - «при царе Атисе». Таким образом, Геродот положил начало одной из теории происхождения этрусков – восточной.

Этой же точки зрения придерживались почти все писатели историки античного периода и почти всегда источником сведений для них был Геродот. Постин, например, в обработанной « всемирной истории» Трога пишет так: «Ибо так же, как народ тусков, живущий на побережье тосканского моря, пришел из Лидии, так и венеты, известны как обитатели Ядранского моря, были изгнаны из захваченной Атинором Трои».3 Схоже пишет и историк Веллий Патеркул: « В этот период в Лидии правили два брата, Лидий и Тиррен; и они после того, как были неурожаи, бросили жребий, кто из них должен вместе с частью народа покинуть родину. Жребий пал на Тиррена. Он доплыл до Италии и дал земле, населению и морю свое имя, которое стало известным и до сих пор сохранилось»4

В римский период гипотеза о восточном происхождении этрусков иногда использовалась в определенных практических целях. Об этом свидетельствует один из самых знаменитых историков – Корнелий Тацит. В Анналах он говорит об императоре Тиберии: «Но кесарь, для отвращения молвы сей, присутствуя часто в сенате, в продолжение многих дней слушал послов азиатских, препирающихся о городе, в котором, приныне в честь его храм воздвигнут. В этом споре участвовало 11 городов, которые имели прения о преимуществе, силами не равные, но права их были одинаковые». Далее приводятся доводы городов о достижении цели. Наконец, остаются лишь два города - Сарды и Смирны. «Жители Сард огласили решение этрусков, признавших их своими кровными родичами: ведь Тиррен и Лид сыновья царя Атиса, вследствие многочисленности своих соплеменников поделили их между собой. Лид остался на земле предков, а Тиррену достались по жребию новые земли, с тем, чтобы он основал на них поселения; этим народам были присвоены имена их властителей – одному в Азии, другому в Италии».5


Единственным историком, который противопоставил свое мнение общепринятому, был Дионисий из Галикарнаса. Он писал так: «Тиррены неоткуда не приходят, но являются народом местного происхождения и поэтому не правильно этрусков отождествлять с пилазгами или лидийцами. Этрусками римляне назвали раденов, живущих в Этрурии… Было время, когда латинов и умбров, авзонов и многие другие народности, греки называли этрусками» в своих «Римских древностях» Дионисий анализирует самый древний период римской истории, от основания Рима, до его перволго столкновения с Карфагеном. Он отрицает точку зрения Геродота, и утверждает, что у этрусков не было с лидийцами ни общего языка, ни общих богов, ни общих законов и традиций. «Поэтому, мне кажется, что правы скорее те, кто считает их местным населением, а вовсе не пришельцами». В своих доводах он ссылается, на то, что современник Геродота – Ксанф, автор «Истории лидийцев», вообще не упоминает о их переселении в Италию. По версии Ксанфа, сына царя Атиса, звали вовсе не Тиррен, а Ториб, и он остался в Малой Азии, где владел частью царства своего отца. Его поданных называют торибянами, а один из малоазийских городов стал именоваться Тореб.

Сведения Дионисия представляют интерес, потому, что он знал этрусков и мог слышать их речь. Кроме того, он сам происходил из местности, которая считалась прародиной этрусков. К сожалению, можно лишь догадываться, кого он имел ввиду, говоря о них. Некоторые современные ученые считают Дионисия создателем «этрусской проблемы».6

Существует еще одно упоминание римского автора, на основе которого исследователи предполагают, что в древности возникла еще одна точка зрения на вопрос о происхождении этрусков. Еще один известный римский историк Тит Ливий пишет: «И альпийские племена, бесспорно, тоже по происхождению этруски, особенно ретии, которые, однако, под влиянием окружающей природы, одичали до такой степени, что они не сохранили от старых обычаев ничего, кроме языка, но даже и язык они не сумели сохранить без искажения».7 К сожалению, этот отрывок недостаточно ясен и допускает различные толкования. Однако можно сделать вывод, что еще в древности считалось, что этруски проникли в Италию с севера по суше, и что Ретия была своеобразным перевалочным пунктом на их пути. Но в отличие от предыдущих двух теорий, это уже гипотеза современных исследователей.


В древней литературе существовала так же «пелассгийская теория» Геманика Лесбосского. В своем труде «Форонида» он говорит так: «тиррены первоначально назывались пелассами. От самого царя Пеласса и Менипы, дочери Пенея, происходит Фрастор, от него – Аментор, от Аментора – Тевтамид, от Тевтамида – Нан. Во время правления последнего пеласги, изгнанные из мест своего обитания эллинами и отнесенные на кораблях к Спинету в Ионийском заливе, основали в глубине страны город Кратон и поселились в тех местах, которые теперь называют Тирренией».8

Если Геродот приписывает пеласгам и тирренам многие сходные черты, но они для него являются разными народами, то Гелланик отождествляет пеласгов и тирренов. Вслед за ним это делают Фукидид и Софокл. В своем труде Фукидид, описывая население острова Акте, указывает, что там обитали пеласги из терсенов, которые когда – то жили на Лемносе и в Афинах. То есть, для Фукидида тирсены – более широкое этническое понятие, чем пеласги. Однако, Фукидид согласен с Геродотом в том, что пеласги – это древнейший народ Эллады, предшественники эллинов, давшие им свое название.9 Из сведений Гелланика можно сделать вывод, что история пеласгов, до их переселения в Италию охватывает четыре поколения, т.е. около 120 лет. Хотя Гелланик и указывает, откуда прибыли пеласги, но судя по «отнесенным кораблям», они не только пересекли Адриатическое море, но и приплыли туда из далека.10

В других частях своего труда Гелланик сообщает о Пеласге, сыне Ферония, наследовавшего после смерти отца земли по реке Эрасин и основавшего Ларису. Река Эрасин находится в Аркадии или Арголиде. Поэтому Гелланик считает пеласгов обитателями Пелопонеса.

Последующие историки разрабатывали ту же тему переселения пеласгов в Италию. Наиболее обстоятельно освещает историю пеласгов историк Мирсия, в труде, посвященном Лесбосу. В сохраненном Диониссием Галикарнасским отрывке из этого сочинения говориться, что часть пеласгов погибла от рук варваров, но большинство переселилось к эллинам и в варварские земли, под которыми подразумевается Италия. Здесь пеласги встретили поддержку аборигенов. Если Гелланик не указывает, откуда переселились пеласги в Италию, то Мирсия называет исходным местом их переселения Лесбос. В этом варианте пеласгийская версия происхождения этрусков наиболее резко противостоит тирренской у Геродота, поскольку последний выводит тирренов из Лидии.

1.2 Дальнейшее развитие вопроса
Автор первого обобщающего труда по этрусской истории Ф. Демпстер, задался целью представить все, что знали об этрусках древние авторы. В его « Семи книгах о царской Этрурии» господствует мнение об этрусках как выходцах из Лидии.

В середине XVIII века о происхождении обитателей древней Италии выступил Н. Фрере. Мнение античных авторов о переселении этрусков из Малой Азии морским путем ему показалось неубедительным. Посчитав рассказ Геродота выдумкой, он отдал предпочтение свидетельству Лидия, о сохранении этрусского языка у альпийского племени ретов. Ученый истолковал указания Ливия таким образом, что Альпы оказались временным местом жительства этрусков в их передвижении на юг. Так возникла «северная версия» происхождения этрусков.

Данную версию поддержал и Б. Нибур. Для него тиррены и этруски – два различных народа. Тиррены, не имевшие ничего общего с лидийцами, потомками которых они были, согласно Геродоту, обитали между реками Тибр и Арно. Этруски жили в северной Италии, там, где в последствии были земли ретов. Спустившись на юг этруски победили тирренов и угибров, создали союз 12 этрусских городов. Пеласги, по мнению Б. Нибура, были переселенцами с Балканского полуострова, народом не греческого происхождения, но говорили на языке более близком к греческому, чем к латинскому.

Немецкий историк К. Мюллер, являвшийся последователем Нибурга, не принял полностью его взгляд на альпийское происхождение этрусков. Он считал тирренов, которых отождествлял с пиластами, выходцами из Лидии, прибывшими в район Тарквинии, где они, смешавшись с вторгшимися из-за Альп ретами, образовали этрусский этнос.

Ученый Т. Моммзем, в «Ведении в римскую историю» рекомендует искать родину этрусков в горах, к западу или северо-западу от Италии. Он считает, что низкий уровень культурного развития этрусков мало согласовывается с рассказами древних о восточном происхождении этого народа. А нахождение этрусских городов на некотором расстоянии от моря, говорит против морского маршрута этрусков.


Придерживался «северной версии» знаток италийской археологии В. Гельбик. Он считает, что предки италиков пришли на Апеннинский полуостров из Центральной Европы, в конце бронзового века.

На лингвистическом материале эту же теорию развивал исследователь В. Корссен. Используя этимологический метод он доказывал сходство этрусского языка с латинским, окским и умбрским.

Сторонники «восточного происхождения» этрусков до конца Х1Х века были малочисленны и не пользовались авторитетом в научных кругах. Среди тех, кто отстаивал эту точку зрения, был А. Черепков. Он считал этрусков ветвью пеласго-фракийского населения малой Азии, переселившегося в Италию несколькими волнами, начиная со II тысячелетия до н.э. полагая, что одна ветвь пеласго-фракийцев двинулась через Балканы на север, и дала начало славянам, а Черепков интерпретировал топонимику и этнонимику Италии, а так же лексику этрусских надписей с помощью русского языка.

В. Модестов, аргументировал «восточную теорию» и обосновал не приемлемость «северной версии». Считая этрусков выходцами из Малой Азии, он вывел на доступном тогда археологическом материале малоазийские черты этрусской культуры.

Г. Керте отнес переселение этрусков к VIII веку до н.э. италийский антиковед Г. де Санктиса придерживался теории автохтонного происхождения этрусков. По его мнению, этруски были потомками обитателей террамар, «носителей, как тогда ошибочно считали, этой уникальной культуры эпохи бронзы».

Другой историк того времени П. Дукати не ставил своей целью отыскать прародину этрусков. Но анализируя сведения о религии и искусстве этрусков, а так же их язык, он выявил черты, чуждые латинам и другим народам Италии. Дукати сделал вывод в пользу господствовавшего в древности мнения о переселении предков этрусков с Восточного средиземноморья.11

В 20-х гг. ХХ века западноевропейская наука ознакомилась с памятниками культуры Урарту и отметила сходство культурных достижений урартийцев и этрусков. Г. Мюнштейн у обоих народов выявил сходство художественных кованых изделий. Он также рассматривал этрусков как продукт смешения различных народов – тирренов и расемо. Первые являлись потомками атлантическо-средиземноморской расы, еще более древней, чем индоевропейская, а вторые, обитали в Малой Азии и прибывали в Италию через Адриатическое море.


Народом эгейско-анатолийского региона считал этрусков и Ф. Шахермайер. Их переселение в Италию, по его мнению, произошло двумя волнами, отделенными двумя веками. Первую волну он датировал 1100 годом до н.э.; вторую IX веком до н.э. Он полагает, что этруски оставили на своей прародине – Фригии, Ликии и Карии – археологические памятники, а в лингвистике – индоевропеский слой греческого языка, лидийский и ликийский языки, а уже в Малой Азии этруски представляли собой языковой монолит.12

В советской науке, проблемой происхождения этрусков, а в особенности их языком, занимался знаток кавказской археологии и лингвист Н. Марр. В работах начала 20-х годов он свидетельствовал об образовании этрусского этноса с переселением двух групп «яфетидов» с Кавказа на запад. Но в своих поздних работах, Марр стал рассматривать этрусскую яфетическую стадию в Италии, как промежуточную фазу этногенеза между лигуро-сикулийской и италийской фазами.

Ученики Марра разрабатывали яфетическую теорию, сложившуюся в поздних работах Марра, в своих работах они опирались в основном на археологический материал Эгеиды и Италии. И. Немировский дал серьезную разработку проблемы связей языков Кавказа и Средиземноморья.

Большинство французских ученых были сторонниками восточного происхождения этрусков. Крупным этрусологом первой половины ХХ века является А. Пиганьола. Помимо специальных работ, ему принадлежит статья, в которой хронологию древнейших этрусских гробниц датирует 675 г. до н.э. Местом «исхода», ученый считает северо-восточную часть Черного моря, страну халибов. В средиземноморье они обосновались в районе, богатом рудой, будущей Тоскане. Отождествлял халибов с вполне реальными урартийцами. А. Пиганьоло видел в Урарту прототипы этрусских памятников. Археологические следы этрусков в Италии, предшествующие 675 г. до н.э., также были ранние рассказы греков, исследователь объясняет пиратскими набегами, наподобие нормандских. Но, Пианьоль не смог согласовать свою гипотезу с тем обстоятельством, что переселение, если бы оно имело место в VII в до н.э., не могло бы остаться незамеченным греческими колонистами, обосновавшимися в Южной Италии и в Сицилии уже в VIII веке до н.э.


В середине 50-х годов ХХ века появилось капитальное исследование М. Поллиотино в котором были рассмотрены все теории происхождения этрусков и предложено новое рассмотрение этрусской проблемы Убедительно показав, что переселение целого народа в Италию не могло быть одновременно финикийской и греческой колонизацией, он отрицает возможность такого переселения и в более раннюю эпоху независимо от направления, в котором оно происходило. По его мнению, этруски оформились в Италии из смешения элементов различного этнического происхождения, главным образом местным. Этрусский язык в том виде, в котором он представлен надписями, ученый считал продуктом италийского лингвистического развития. Этот же тезис независимо от Паллатино выдвинул и Ф. Альтейм. С его точки зрения этруски – чисто италийское явление. Как народ они сформировались в Италии и добились преобладания во всех сферах культурной и религиозной жизни. Теория формирования этрусков в Италии придерживался и Пфифиг. Он излагал ее следующим образом: « этруски ниоткуда не приходили. Но это не значит, что они являются автохтонным населением и древнейшими обитателями Тосканы. Это так же верно, как и то, что, к примеру, ниоткуда не пришли французы и что они не являются автохтонным населением». Его исследования подразумевают, что проблема формирования должна в качестве предварительной части включать рассмотрение этнических компонентов, из которых складывается народ, но сам ученый, к сожалению, этого не делает, хотя и допускает, что среди предков этрусков были выходцы из Эгеиды.13
1.3 Археологические сведения об этрусках

Наиболее полный и достоверный материал по истории развития Этрурии предоставляет археология. Этрусская культура – это культура городов. Многие из них продолжали существовать в римскую эпоху, а затем в Средневековье и Новое время это привело к уничтожению этрусских культурных слоев, к их стиранию. А если рассматривать города, разрушенные римлянами или оставленные этрусками, то их местоположение в XVIII и XIX веках вызывало споры.


Первый этрусский город, ставший известным науке, находился не на территории Этрурии, а на территории Северной Италии, в долине реки Рено, к югу от Болоньи. По современному поселению он получил название Марцаботто. Его руины известны с 1550 года, но раскопки начались лишь в 60-х годах XIX века. По данным керамики, город возник в середине V века до н.э. Раскопками Мацаботто руководил итальянский ученый Е. Брицио. Между 1873 и 1892 гг. были раскопаны самые интересные для изучения этрусского искусства гробницы Тарквинии, в том числе гробница «Охоты и рыбной ловли» и «Гробница львиц».

Успехам этрускологии способствовал изданный в 1872 году закон об охране археологических памятников, запрещавший хищнические раскопки. Археология была национализирована. Вывоз находок за пределы Италии запрещался. Конечно, незаконным путем некоторые этрусские шедевры продолжали поступать в частные коллекции Европы.

В начале ХХ века продолжаются раскопки могильников типа Вилланова на территории собственно Этрурии и в районах этрусской колонизации на севере Италии. В 1907 году тщательные раскопки у Тарквинии провел Пернье. Раскопки субсидировались итальянским правительством и велись более тщательно, чем ранее. В 1913 году в районе Болоньи были раскопаны новые могильники, давшие картину менее развитой культуры, чем та, которая обозначена как Беначчи.

Не менее важными с точки зрения научных результатов были раскопки в Вейях. Город, разрушенный римлянами в начале IV века до н.э., должен был лучше, чем другие этрусские центры, сохранить памятники этрусской культуры. Ожидания археологов оправдались лишь частично. Оказалось, что Вейи не были полностью уничтожены. Там продолжали жить в республиканскую и императорскую эпохи. Все же на небольшом острове между рукавами речки Кремера сохранился акрополь с остатками крепостных стен и домов. За стеной, на террасе был обнаружен фундамент этрусского храма с тремя целлами. Рядом с ним бассейн, наполнявшийся водой из подземных источников. В 1916 году на участке храма были обнаружены терракотовые фигуры Апполона и Гермеса. Эти находки сделали возможным изучение этрусской пластики.14


Значительным событием в этрусскологии была организация экспедиции в 1927 году во Флоренцию специального археологического института этрусских и италийских изысканий. В его задачу входило изучение материальных условий жизни этрусков, древней флоры, фауны, почв, гидрографии Этрурии.

Были изучены древние русла Тибра, Арно, По и других рек, которые связывали этрусков с морем. Очень интересные данные были получены при физико-историческом изучении побережья Тосканы.

Исследование изображений растений в росписях гробниц, на гравированных зеркалах, рельефах было дополнено изучением зерен, древесных остатков из материалов раскопок. Это дало возможность выделить местные растения древней Тосканы из растений восточного происхождения.

Особенно интересным и ценным для науки было исследование добычи этрусками руд и этрусской металлургии. Она позволяет объяснить рост городов и направление торговли. Изучение полезных ископаемых Этрурии привело к созданию карты, показывающей распространение древних этрусских рудников. В последние десятилетия новые важные находки сделаны в Вейях. Доисследован храм и окончательно выяснено, что культ трех богов в нем был связан с почитанием священных вод.

В 1956 в ходе раскопок был выявлен типичный этрусский храм с окруженным колоннадой пронаосом и тремя целлами. Верхняя часть его, как это характерно для всех этрусских храмов была деревянной с глиняной обмазкой. Крыша обложена терракотовыми плитами. Параллельно этому трехцелловому храму было расположено святилище несколько меньшей величины с удлиненной целлой. Трехцелловый храм датируется на основании терракот 480-470 гг до н.э., а одноцелловый храм – 500 г. до н.э. во время раскопок обоих храмов были обнаружены весьма интересные терракоты, изображающие битву Афины с гигантами. Среди керамики – два сосуда с посвящениями на этрусском языке богине Уни.15

Но самое замечательное открытие было сделано 8 июля 1964г. При расчистке возвышения из камней и терракот, расположенного в пространстве между двумя храмами, были найдены три свернутые золотые пластины. Одна из пластин содержит финикийскую надпись, а две другие – этрусские надписи, пространную и короткую.


В последние годы произошло новое усовершенствование методов археологических изысканий. Для выявления остатков поселений и погребений используется аэрофотосъемка. Археология вооружена сложным научным оборудованием позволяющим обнаружить памятник и наметить его контуры не углубляясь в землю. Используя свойства различной электропроводимости материалов, ученые пропускают между двумя или несколькими точками ток и в зависимости от кривой колебаний решают, имеется ли в земле памятник, или нет. Использование и усовершенствование этого метода археологических разведок принадлежит итальянскому инженеру К. Леричи. Ему удалось сделать ряд выдающихся открытий. В районе Тарквинии он обнаружил 2600 этрусских границ и вскрыл некоторые из них. Так развивается археологическое исследование Этрурии. С его помощью был значительно расширен горизонт этрусскологии. Этрусская проблема, долгое время отождествлявшаяся с проблемой происхождения этрусков, включила в себя множество вопросов социальной, экономической и политической истории населения Средней и Северной Италии. Стало возможным изучать религию этрусков, их быт и искусство.

Все богатство и великолепие этрусского мира накоплено в результате археологических раскопок. Интерес к этрускам пробудился в эпоху Возрождения вместе со страстью ко всему античному. Уже в XV в. обитателей Тосканы привлекает все этрусское. Например, сохранилось сообщение о том, что современники папы Александра Борджиа в окрестностях Витербо извлекли из могил мраморные колонны и раскрашенные сурином статуи. Уже в XV веке были известны памятники Корнето, где как полагали, находился дворец легендарного царя Коринфа. Более определенные сведения о находках на почве в Этрурии относятся к XVI веку. В 1534 г. в Арсцею была найдена бронзовая статуя Минервы, а позднее, там же была обнаружена знаменитая статуя Химеры.16

Особенно разультативными были раскопки некрополя Вольтерры в северной части Тосканы. Они дали множество расписных сосудов IV – III вв. до н.э., а позже погребальные урны из алабастра с барельефом.


XIX век называют эпохой великих археологических открытий. Резко увеличилось количество найденных и осмысленных этрусских памятников. В 1822 году близ Перуджи была найдена пространная этрусская надпись, состоявшая из 46 строк. К 1823 году относится находка первой этрусской нетронутой гробницы в Корнето. В 1830 году в том же Корнето была раскопана и большая гробница «Трасклиния».

Во второй половине XIX века было открыто значительно меньше памятников этрусской культуры, чем в первой половине века.. внимание археологов было обращено к культурам раннего бронзового и железного века на той территории. Которая впоследствии принадлежала этрускам.

С 50-х гг. XIX века осуществляются раскопки в Витербо и Нарчи. Там обнаружены великолепные этрусские саркофаги и ряд архаических надписей, в то века осуществляются раскопки в Витербо и Нарчи. Там обнаружены великолепные этрусские саркофаги и ряд архаических надписей, в то же время раскапываются погребения в Орвьето, где особенно прославилась могила «Голини», фресками, изображающими этрусское подземное царство.



следующая страница >>