birmaga.ru
добавить свой файл

1
Графические схемы как инструмент работы с информацией.

Одной из целей изучения информатики и информационных технологий в основной школе является овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.

(Из Стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.)

По некоторым оценкам, объем информации в мире увеличивается вдвое каждые десять лет, по другим - каждые четыре года. Перегруженность информацией приводит к снижению когнитивных (познавательных) функций мозга. Возникает также информационно-коммуникативная зависимость.

Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих:


Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ.
Кластер.

Приём заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определённом порядке в виде «грозди». В центральном овале располагают ключевое понятие; в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого; в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне.

Например при изучении темы «Человек и информация», учебник Информатика 6, автор Л. Босова, § 2.2., можно предложить учащимся составить следующий кластер.


Чувственное познание окружающего мира

Ощущения – отдельные свойства объектов

Восприятие – целостное отражение объекта

Представление – чувственный образ объекта

Пример1.

Таким образом, информационно насыщенный текст, становиться доступным для восприятия и понимания.

Пример 2.

Формы познания окружающей действительности

Познание чувственное

Познание логическое

Ощущения

Восприятие

Представление

Суждение

Понятие

Умозаключение

Структура понятия

Содержание

Объём

Образование понятий

Анализ

Синтез

Сравнение

Абстрагирование

Обобщение

Про

с

тые

Сложные

Д

е

д

у

к

т

и

в

н

ы

е

И

н

д

у

к

т

и

в

н

ы

е

По
а

н

а

л

о

г

и

и


Такой кластер можно составлять на этапе повторения и систематизации материала, охватив всю тему, § 2.2. – 2.5. Хороший пример обработки информации, перевод из вербальной формы в визуальную.

между двумя объектами

между объектом и множеством объектов

между двумя множествами объектов

входит в состав

является условием (причиной)

является разновидностью

является элементом множества


отношения объектов
Пример 3. Задание для семиклассников. По § 1.3. учебника Информатика 7, автор Л. Босова, составить кластер.

Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых.


Графические, визуальные методы помогают систематизировать материал, структурировать его до, во время и после изучения новой информации, эти приёмы делают зримым процесс мышления, наглядно демонстрируют, как изменилось, обогатилось наше знание об изучаемом предмете.

Литература.

1. Информатика: Учебник для 6 класса/ Л.Л.Босова. – 3-изд., - М: БИНОМ, 2005.

2. Информатика: Учебник для 7 класса/ Л.Л.Босова. – М: БИНОМ, 2006.

3. Преподавание информатики в 5 – 7 класса/ Л.Л.Босова. – М: БИНОМ, 2009.

4. И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебю-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.