birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5


Министерство образования Российской Федерации



«13 » февраля 2002 г.
Регистрационный № 04-2202-Б
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по специальности
2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления

(по отраслям)

(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – техник
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.

Москва 2002

1. Общая характеристика специальности

2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления

(по отраслям)
1.1. Специальность 2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 года № 2572 “Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования”.
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям):

очная,

очно-заочная (вечерняя),

заочная,

экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев1.


Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем (полном) общем образовании;

- аттестат об основном общем образовании;

- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

- документ об образовании более высокого уровня.
1.4. Квалификация выпускника - техник
1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по разработке типовых технологических процессов автоматизированной обработ­ки информации, разработке компонентов автоматизиро­ванных информационных систем, внедрению и сопровождению автоматизиро­ванных информационных систем в качестве техника в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:

производственно-технологическая: анализ предметной области с точки зрения автоматизации обработки информации; формализация задачи по автома­тизированной обработке информации; разработка технологического процесса автоматизированной обработки информации на основе типовых решений; определение состава необходимых информационно- программных и аппаратных средств; раз­работка компонентов типового информационно- программного обеспечения автоматизированных инфор­мационных систем; адапта­ция и внедрение типовых технологических процессов автоматизированной об­работки информации; настройка типовых компонентов обеспечения автомати­зированных информационных систем; информационно-программная эксплуата­ция автоматизированных информационных систем и компьютерных сетей;

организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация работ; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; участие в оценке качества и экономической эффективности деятельности; обеспечение техники безопасности.

Выпускник должен уметь: осуществлять разработку типовых технологических процессов автоматизированной обработ­ки информации, разработку, модификацию, адаптацию и сопровождение типовых компонентов автоматизированных информационных систем; производить установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения автоматизированных информационных систем; осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств при формировании и модификации автоматизированных информационных систем; осуществлять эксплуатацию автоматизированных информационных систем; разрабатывать инструктивную документацию по сопровождению автоматизированных информационных систем; оценивать экономическую эффективность технологических процессов, применяемых в автоматизированных информационных системах.

Выпускник должен знать: структуру автоматизированных информационных систем; процессы и стадии жизненного цикла автоматизированных информационных систем; методы проектирования автоматизированных информационных систем, основные этапы технологии проектирования; типовые компоненты автоматизированных информационных сис­тем; клас­сификацию автоматизированных информационных систем; архитектуру и технические характеристики персональных компьютеров; характеристики и возможности языков и сред программирования; технологию разработки и эксплуатации баз данных; особенности использования технологии «Клиент - Сервер» в автоматизированных информационных системах; характеристики и особенности эксплуатации вычислительных сетей различных типов; принципы построения распределенных ин­формационных систем; состав программного обеспечения автоматизированных информационных систем; методы обеспечения информационной безопасности автоматизированных информационных систем; основные положения действующей нормативной документации; основы организации деятельности промышленного предприятия (организации) и управления им; основные показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятия (организации); правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.


1.6. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям), подготовлен:


  • к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования в сокращенные сроки:

  • по специальностям 075200 Компьютерная безопасность, 075300 Организация и технология защиты информации, 075400 Комплексная защита объектов информатизации, 075500 Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, 075600 Информационная безопасность телекоммуникационных систем, 351400 Прикладная информатика (по областям), 351500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;

  • по специальностям направлений подготовки 654600 Информатика и вычислительная техника, 654700 Информационные системы, 657100 Прикладная математика;

  • по другим специальностям высшего профессионального образования, являющимся родственными по отношению к данной специальности среднего профессионального образования.


2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности

2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления

(по отраслям)
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;


  • знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Выпускник должен:

в области философии:


  • иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

  • иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;


в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;


в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;


в области иностранного языка:
  • владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;


  • обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;


в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;


в области социальной психологии:2

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;


в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;


в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).


По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам

Выпускник должен:
в области математики:
  • иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;


  • знать основы линейной алгебры и аналитической геометрии;

  • знать основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления;

  • уметь выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;

  • уметь применять методы дифференциального и интегрального исчисления;

  • уметь решать дифференциальные уравнения;

  • уметь применять основные численные методы решения математических задач;


в области экологических основ природопользования:

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.


По общепрофессиональным дисциплинам

Выпускник должен:
иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • о направлениях развития аппаратного и программного обеспечения вычислительной техники;

  • о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;

  • о системах обеспечения качества продукции;

  • о ресурсо- и энергосберегающих технологиях использования вычислительной техники;


знать:

  • виды автоматизированных информационных технологий;

  • состав и принципы работы операционных систем и сред;

  • основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

  • основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;

  • основные понятия и приемы дискретной математики;


  • типы данных и базовые конструкции изучаемых языков программирования, интегрированные среды изучаемых языков программирования;

  • основы объектно-ориентированного программирования;

  • виды информации и способы представления ее в ЭВМ;

  • классификацию и типовые узлы вычислительной техники;

  • состав типовых технических средств информатизации;

  • модели баз данных, приемы манипулирования данными;

  • основные положения теории вероятностей и математической статистики;

  • основные типы сетевых топологий, приемы работы в компьютерных сетях;


уметь:

  • использовать основные виды автоматизированных информационных технологий;

  • использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники;

  • применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

  • применять документацию систем качества;

  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

  • применять законы и методы дискретной математики;

  • использовать языки программирования, строить логически правильные и эффективные программы;

  • выбирать и использовать типовые технические средства информатизации;

  • применять приемы работы с базами данных;

  • использовать основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности;

  • применять приемы работы в компьютерных сетях;


в области правового обеспечения профессиональной деятельности:

  • иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
  • знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;


  • знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

  • уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;


в области экономики отрасли:

  • иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

  • знать организацию производственного и технологического процессов;

  • знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;

  • знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

  • знать методику разработки бизнес-плана;

  • знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;


в области менеджмента:

  • иметь представление о современном менеджменте;

  • знать функции, виды и психологию менеджмента;

  • знать основы организации работы коллектива исполнителей;

  • знать принципы делового общения в коллективе;

  • знать информационные технологии в сфере управления производством;

  • знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях;

  • знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации (на предприятии);


  • уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности.


По специальным дисциплинам

Выпускник должен:
иметь представление:

  • о многообразии инструментальных и прикладных программных средств, проблемах и перспективах развития программного обеспечения;

  • о различных технологиях и методах проектирования автоматизированных информационных систем (АИС);


знать:

  • структуру АИС, процессы и стадии жизненного цикла АИС;

  • модели информационных систем;

  • методы проектирования АИС, основные этапы разработки АИС, подходы к проектированию АИС;

  • типовые компоненты АИС и средства их разработки;

  • клас­сификацию АИС;

  • принципы построения и методы работы в распределенных системах обработки информации;

  • блоки построения АИС;

  • порядок установки и сопровождения серверного и клиентского программного обеспечения в АИС;

  • основные принципы и программные средства разработки АИС; стандартные системы доступа к базам данных и особенности их использования;

  • принципы функционирования АИС, приемы рационального построения и эксплуатации АИС;

  • виды технологических процессов обработки информации в АИС, особенности их применения;

  • методы и приемы обеспечения информационной безопасности АИС;


уметь:

  • осуществлять разработку типовых технологических процессов автоматизированной обработ­ки информации;

  • производить разработку, модификацию, адаптацию и сопровождение типовых компонентов АИС;
  • использовать технологии построе­ния и эксплуатации распределенных информационных систем;


  • осуществлять выбор необходимых информационно-программных и аппаратных средств при формировании и модификации АИС;

  • осуществлять установку, адаптацию, сопровождение и эксплуатацию типового программного обеспечения АИС;

  • применять приемы и методы рациональной эксплуатации АИС;

  • использовать системы управления базами данных в процессе разработки и эксплуатации АИС;

  • обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки;

  • обеспечивать защиту информации и управление доступом к информационным ресурсам в АИС.


2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям) выпускник должен быть готов к выполнению производственно - технологической, организационно - управленческой деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной

образовательной программы по специальности

2202 Автоматизированные системы обработки информации и управления

(по отраслям)




Индекс


Наименование циклов, дисциплин,

основные дидактические единицы


Всего часов максим. учебной нагрузки студента


В т.ч. часов обязат. учебных занятий


следующая страница >>