birmaga.ru
добавить свой файл

1
10.01.2010

Пункт 4.
В новой редакции положения вместо термина «графики работы (сменности)» появляется термин «графики работы». Такого термина не содержит ТК РФ. В статье 301 (ч.1) содержится понятие термина «график работы на вахте», применяемое при организации работы вахтовым методом.
Такое нововведение вызывает множество вопросов:

- чем, по сути, понятие «графики работы» отличается от понятия «графики сменности»?

- составляются ли графики работы для определенных групп (смен) работников, тогда в чем их отличие от графиков сменности, или эти графики составляются индивидуально для каждого отдельного работника (лоцмана)?

- отличается ли порядок составления «графиков работы» от порядка составления «графиков сменности», определённого статьей 103 ТК РФ? Являются ли графики работы, как правило, приложением к коллективному договору? Одно отличие, весьма существенное, уже замечено (см. пункт 10 ч.2).

- или название графиков изменено намеренно для того, чтобы можно было их изменять и доводить до сведения работников (лоцманов) за три дня до вступления изменения в силу, то есть практически на каждой суточной смене, чего ТК РФ не допускает по отношению к графикам сменности?
- означает ли это, что содержание ст.103 ТК РФ на лоцманов распространяться не будет, то есть, что работа лоцманов не будет являться сменной? Очевидно, не означает (см. пункт 10).

-

-
Пункт 6 д)
Мы полагали, что после окончания рабочей смены некоторые лоцманы, готовые поработать в свой выходной день, могут быть зачислены в резерв по соглашению с работодателем и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 113 ТК РФ). При этом в случае необходимости они могли бы выполнять некоторое количество лоцманских операций в период повышения интенсивности судоходства, компенсируя недостаток лоцманских кадров, сокращая простои судов и повышая грузооборот российских потов.

Однако, из содержания пункта 6 д) становится ясно, что резерв – это специфический вид трудовой деятельности в течение рабочего времени.


Из содержания пункта 6 д) следует, что резерв – это то ли время нахождения, то ли само нахождение в специально отведенном помещении на базовой или промежуточной лоцманской станции или в месте жительства (пребывания) при постоянной готовности к выполнению лоцманской проводки судна.

Такое определение понятие «резерв» не дает ответа на многие другие вопросы. Например: каким образом определяется место нахождения лоцмана – или в специально отведенном помещении на лоцманской станции, или в месте жительства (пребывания)? Определяется это графиком работы, или дополнительным соглашением с работодателем, или с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, или как-нибудь иначе? Каким образом определяется размер процента, в котором резерв засчитывается в рабочее время, если положение устанавливает – не менее 25 процентов?
Не ясно, чем пребывание в резерве на лоцманской станции отличается от обыкновенного времени ожидания лоцманской проводки судна? Исходя из текста документа – только тем, чем отличается «специально отведенное помещение» от «помещения для работы и отдыха».

Следует ли это понимать так, что для организации пребывания лоцманов в резерве, на всех лоцманских станциях должны быть оборудованы специальные помещения (резервации)? Каким требованиям должны отвечать такие помещения?

В пору подумать о дополнении раздела «1. Общие положение» дополнительным пунктом, который содержал бы определения понятий и терминов, для того, чтобы определить значение словосочетаний:

- время проводки - (когда начинается и заканчивается)

- время швартовки - (когда начинается и заканчивается)

- время нахождения в резерве - (когда начинается и заканчивается)

- базовый порт - порт, в котором лоцманская организация осуществляет лоцманскую проводку судов (в котором находится место работы лоцмана?)

- внебазовый порт – порт, находящийся по маршруту лоцманской проводки, (в котором лоцманская организация не осуществляет лоцманскую проводку судов?)


- базовая лоцманская станция - помещение для работы и отдыха в базовом порту

- промежуточная лоцманская станция - помещение для работы и отдыха во внебазовом порту

- помещение для работы и отдыха -

- специально отведенное помещение –

- резерв - время нахождения в специально отведенном помещении на базовой или промежуточной лоцманской станции или в месте жительства (пребывания) при постоянной готовности к выполнению лоцманской проводки судна

- место работы лоцмана - (обязательное условие трудового договора ст.57 ТК РФ)

- стажировка -

- техническая учеба -

- нормальная продолжительность ежедневной работы –

- ежедневная продолжительность рабочего времени лоцмана –

- еженедельная продолжительность рабочего времени лоцмана –

- смена – (время начала и окончания ежедневной работы лоцмана) (промежуток времени, по истечении которого одна группа работающих на предприятии замещает другую)( группа сотрудников, работающая действующая в течение такого промежутка.)

- время следования лоцмана на судно и обратно - (когда начинается и заканчивается)
Пункт 7
В прошлый раз мы уже писали:

Содержание второго абзаца вводит новое, не существующее в ТК РФ, понятие – «нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)».

Означает ли это, что с утверждением настоящего Положения лоцманы в России будут переводиться на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями (см. ст.100 ТК РФ). Если – не означает, то этот абзац можно исключить.

Для какой цели вписан это абзац?

В каких портах лоцманы работают в таком режиме?

Если Минтранс считает, что именно такой режим является нормальным, то полагаю, что большинство лоцманов его поддержат. В целях обеспечения безопасности мореплавания работа по пятидневной рабочей неделе является предпочтительной. Во многих портах развитых европейских стран работа в ночное время сведена к минимуму.


Не ясно, как отреагируют другие участники транспортного процесса (порты, судоходные компании и др.) на такой режим работы лоцманов.
Пункт 8
В прошлый раз мы уже писали:

Обоснование введения суммированного учета рабочего времени не вполне соответствует ст.104 ТК РФ и представляется излишним.

Предложение: первый абзац п.8 изложить в следующей редакции:

8. В связи с тем, что движение судов в морских портах РФ осуществляется круглосуточно, для работников вводится в соответствии со ст. 103 ТК РФ сменная работа. При этом допускается введение суммированного учета рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного года.
Видимо, необходимо обосновать позицию более обстоятельно.

«8. В случаях, когда по условиям работы…» - из содержания этого пункта невозможно сделать вывод о чьих (или о каких) именно условиях работы идет речь. То ли это условия работы портов, то ли это условия работы судоходных компаний, то ли это условия работы лоцманских организаций. И это очень важно! Не следует путать условия работы судового экипажа и лоцманов.

Приведите, пожалуйста, примеры (случаи), «когда… не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени».

Мы понимаем, – это, во-первых, те случаи, когда лоцман в связи с какими-то непредвиденными обстоятельствами задерживается и не может своевременно, в соответствии с графиком, окончить рабочую смену. Такая работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени на смене должна учитываться и оплачиваться в соответствии со статьей 152 ТК РФ.

И, во-вторых, как правило, при круглосуточной сменной работе, суммарное рабочее время по графику, независимо от продолжительности смен, несколько превышает нормальную продолжительность рабочего времени, и может составлять более 40 часов в неделю.

Причем здесь «повышенная интенсивность судоходства в отдельные периоды»? «Повышенная интенсивность судоходства», в соответствии со ст.113 ТК РФ не может, и не должна быть причиной работы лоцманов в выходные и нерабочие праздничные дни, как и не должна в соответствии со ст.104 ТК РФ быть причиной введения суммированного учета рабочего времени.


Последний абзац желательно изложить в редакции ст.104 ТК РФ:

«Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка» организации.
Пункт 9.
Данный пункт устанавливает единственное ограничение, препятствующее возможному развитию чрезмерной усталости лоцмана, и, как следствие, созданию повышенного риска навигационной аварии. Все понимают, что осуществление лоцманской проводки продолжительностью более 12 часов без отдыха недопустимо. А осуществление двух лоцманских проводок подряд продолжительностью по 10 часов каждая с перерывом продолжительностью около одного часа допустимо? А осуществление четырех лоцманских проводок продолжительностью по 4 часа каждая с перерывами между проводками продолжительностью не более 1 часа допустимо?

Очевидно, что одного такого ограничения недостаточно. В связи с тем, что законодательно в Кодексе торгового мореплавания до сих пор не урегулирована деятельность коммерческих государственных и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, число которых продолжает увеличиваться, а также в связи с тем, что ТК РФ не ограничивает продолжительность рабочей смены, существует необходимость введения других дополнительных ограничений, препятствующих возможному развитию чрезмерной усталости лоцмана, по продолжительности непрерывной работы лоцманов, а также по продолжительности перерывов между лоцманскими проводками.
Пункт 10
В прошлый раз мы уже писали:

Замечания: содержание пункта 10 во многом не соответствует ст. 103 ТК РФ. В первом абзаце следует исключить «распределение работников по рабочим сменам». В противном случае становится невозможным соблюдение ч.3 ст.103 ТК РФ: «Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору». В статье 103 ТК РФ нет термина «графики работы», а только «графики сменности», поэтому здесь и в других пунктах следует заменить. Второй абзац также не соответствует ст.103 ТК РФ. Особенно второе предложение об изменении графиков сменности и доведении до сведения работников «не позднее, чем за три дня». См. ч.3 ст.103 ТК РФ: «Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору». Если в данном случае имеется ввиду перевод работника из одной смены в другую, то так и нужно формулировать. В третьем абзаце вообще нет никакой нужды, учитывая, что «Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору». Содержание четвертого абзаца невозможно понять без дополнительных разъяснений. Составленный график сменности, который является приложением к коллективному договору, может быть невозможно соблюсти в случае катастрофы или стихийного бедствия. Причем здесь «неравномерность подхода судов»? Суда всегда подходят неравномерно. Но количество одновременно выполняемых лоцманских операций в любом порту не должно превышать количества лоцманов, заступивших в соответствии с графиком на смену. И что означает термин: «в порядке очередности их работы»? И что это за путь – «привлечения работников из других смен»? Это путь «невозможности соблюдения графиков сменности»? Или это путь привлечения работников к работе в выходные дни (ст.113 ТК РФ)?


Предложение: пункт 10 изложить в следующей редакции:

10. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) работников, чередование рабочих и нерабочих дней определяется графиками сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В организациях, в которых заключается коллективный договор, графики сменности работников являются приложением к коллективному договору.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником.
Новая редакция пункта опять нуждается в существенной доработке.

Предлагается из первого предложения «(далее – смена)» исключить.

В новой редакции делается попытка определить понятие смены: «(далее – смена)». ТК РФ отдельно понятие «смена» не определяет. Толковые же словари приводят несколько значений этого слова. Применительно к трудовому праву, во-первых, – это промежуток времени, по истечении которого одна группа работающих на предприятии замещает другую и, во-вторых, – это группа сотрудников, работающая, действующая в течение такого промежутка.

Из первого предложения пункта 10 можно сделать вывод, что «смена» означает только «время начала и окончания ежедневной работы работа лоцмана», то есть «промежуток времени». Хотя в том же предложении сразу после запятой написано «распределение лоцманов по рабочим сменам», где слово смена явно имеет значение «группа сотрудников».

Из содержания пункта 10, как и из содержания других пунктов, например:

Время задержки лоцманской проводки судна сверх установленной продолжительности рабочей смены (п.6. ж)


Продолжительность рабочей смены в ночное время не сокращается (п.9).

Временем начала рабочей смены…(п.11). и т.д.

нельзя не сделать вывод о том, что работа лоцманов – это сменная работа, которая должна быть организована в соответствии с нормами статьи 103 ТК РФ.

Статья 103 ТК РФ содержит только одно требование к содержанию графиков сменности: «При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности». То есть, графики сменности должны устанавливать только продолжительность рабочего времени, в течение которой каждая группа работников (смена) должна производить работу, а еще конкретней: начало, окончание и чередование смен. Графики такого содержания, без особого труда, можно составить на несколько лет вперед. На практике иногда делаются попытки дополнительно вносить в графики сменности поименно изменяющийся состав групп работников (смен), отражать в графиках сменности содержание графиков отпусков и т.д. Такой подход не дает возможности сделать графики сменности приложением к коллективному договору, что в соответствии со ст. 103 ТК РФ должно, как правило, делаться.

Мы уже не один год безрезультатно пытаемся добиться того, чтобы в Санкт-Петербургском филиале ФГУП «Росморпорт» графики сменности лоцманов в соответствии со статьей 103 ТК РФ являлись бы приложением к коллективному договору.

В новой редакции предпринимается попытка заменить «графики сменности», «графиками работы». Необходимое содержание графиков сменности (установленная продолжительность рабочего времени для каждой смены и чередование смен) предлагается дополнить «распределением лоцманов по рабочим сменам» и графиком «привлечения лоцманов в пределах установленной продолжительности рабочего времени за учетный период в резерв». И вот уже «графики сменности» становятся «графиками работы». И эти графики работы уже не должны и не могут являться, как правило, приложением к коллективному договору, и порядок составления, определенный статьей 103 ТК РФ для «графиков сменности» на «графики работы» уже не распространяется. И вот уже графики выхода не работу можно изменять всего лишь за три дня до введения этих изменений в действие. Мы считаем такой подход неправильным и не соответствующим действующему трудовому законодательству.


Если мы не сможем добиться того, чтобы сменная работа осуществлялась в соответствии с графиками сменности, то есть ли смысл дискутировать по содержанию второго абзаца пункта 10? Например: «Графики работы составляются работодателем с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, а при его отсутствии с иным представительным органом лоцманов…». Какого «соответствующего выборного профсоюзного органа»? Чему соответствующего выборного профсоюзного органа? О каком «ином представительном органе лоцманов» идет речь? Какое отношение к изданию локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права может иметь «иной представительный орган лоцманов»?

Пункт 11
В предлагаемой редакции первого абзаца не вполне ясно относится ли содержание третьего предложения только ко второму предложению или и к первому, и ко второму предложению абзаца. Считаем целесообразно переставить местами предложения первых двух абзацев, не меняя содержания, в следующем порядке:

11. Временем начала рабочей смены лоцмана считается момент явки на базовую или промежуточную лоцманскую станцию в соответствии с графиком работы. Окончанием рабочей смены лоцмана считается момент завершения рабочей смены по графику работы при нахождении на базовой или промежуточной лоцманской станции или время прибытия на базовую или промежуточную лоцманскую станцию после завершения проводки.

При вызове лоцмана на работу в выходной день – время его выхода к транспортному средству в месте жительства (пребывания). В случае невозможности подачи транспортного средства к месту жительства (пребывания) лоцмана, началом рабочей смены считается время вызова лоцмана.

При вызове лоцмана на работу в выходной день окончанием рабочей смены лоцмана считается время возвращения на транспортном средстве к месту жительства (пребывания), а при отсутствии возможности предоставления транспортного средства – расчетное время прибытия к месту жительства (пребывания).

Что касается содержания третьего абзаца, то в очередной раз обращаем внимание на содержание ст.57 ТК РФ Содержание трудового договора:


Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

Предлагаемая редакция предполагает предоставление работодателю возможности в одностороннем порядке изменять одно из обязательных условий трудового договора – место работы. Считаем, что такая редакция третьего абзаца пункта 11 не соответствует ТК РФ.

Кроме того слово «внебазовой» в третьем абзаце, на наш взгляд следует разделить: «вне базовой»
Ранее мы уже предлагали приемлемую редакцию третьего абзаца:

Для более рационального использования рабочего времени начало и окончание рабочей смены по соглашению сторон может назначаться вне базовой лоцманской станции.
Пункт 12

В прошлый раз мы уже писали:

Трудовой кодекс РФ не дает никаких оснований для того, чтобы учитывать рабочее время в процентах.

Предлагаемая редакции пункта 12, предполагающая возможность учитывать некоторые части рабочего времени в процентах, не соответствует Трудовому кодексу РФ и в таком виде не может быть принята.


В связи с тем, что пребывание в резерве является частью рабочего времени, мы согласны с частью 2 пункта 12: «Время пребывания в резерве в специально отведенном помещении на базовой или промежуточной лоцманской станции засчитывается в рабочее время полностью».

Однако, мы считаем недопустимым, когда: «Время пребывания в резерве… засчитывается в рабочее время… в размере не менее 25 процентов».

Намерение учитывать некоторую часть рабочего времени в процентах при применении суммированного учета рабочего времени – это попытка увеличить реальную продолжительность рабочего времени за пределы, определенные ст.91 (ч.2) ТК РФ (не более 40 часов в неделю). Например: если 20 часов из фактически отработанных 50 часов учитывать в размере 25%, то вместо 50 часов в табеле будет указано только 35 часов. Таким образом можно увеличить продолжительность рабочего времени до 100 часов в неделю ((20 часов х 100%) + (80 часов х 25%)) и даже больше.

Пункт 15
На предыдущем совещании, почему-то представители Минтранса никак не отреагировали на наши замечания по содержанию пункта 15.

Порядок предоставления работникам перерывов для отдыха и питания исчерпывающе изложен в статье 108 ТК РФ.

Поэтому следует либо привести содержание пункта 15 в соответствие с содержанием статьи 108 ТК РФ, либо исключить этот пункт.

Все прекрасно понимают, что установление правилами внутреннего трудового распорядка конкретного времени предоставления лоцманам перерыва для отдыха и питания и его конкретной продолжительности (например: с 13 до 14 часов) может привести к перебоям в работе портов. При этом в очередной раз предпринимается попытка в обход норм статьи 108 ТК РФ предоставить работодателям возможность исключать из рабочего времени лоцманов время продолжительности перерыва для отдыха и питания.

Следует также заметить, что статья 108 ТК РФ (ч.3) обязывает работодателя «обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время» «на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно», например, на ходовом мостике во время движения судна.


В связи с тем, что работодатели не предпринимают никаких действий с целью обеспечения возможности приема пищи лоцманами во время осуществления лоцманской проводки, капитаны некоторых судов оставляют лоцманов без обеда.

В некоторых странах, например, существует практика, когда запись о предоставлении питания во время лоцманской проводки вносится в лоцманскую квитанцию отдельной строкой. Желательно аналогичную практику внедрить и в нашей стране, внеся необходимые изменения в бланк лоцманской квитанции.
Пункт 16
Новая редакция пункта 16 без ссылки на какой-либо нормативный документ вызывает сомнение в её правильности. «Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов». Почему не менее 12 часов? Если с такой продолжительностью времени отдыха после дневной смены еще можно как-то согласиться, то после продолжительной работы в ночной смене 12 часовой отдых явно недостаточен. По имеющейся информации, проводившиеся медицинские исследования показали, например, что уровень адреналина в крови после продолжительной работы ночью приходит в норму только через двое суток.
Пункт 18
В прошлый раз мы уже писали:

Замечание: сезонность и повышенная интенсивность судоходства – не могут быть причиной нарушения ТК РФ. Количество работников должно соответствовать интенсивности судоходства. Если работников не хватает, то можно в соответствии со ст. 113 ТК РФ предлагать работникам выходить на работу в выходные дни с соответствующей оплатой. Из первого абзаца не вполне ясно, что именно делается «только с письменного согласия работника» и что происходит, если такого согласия нет. Первый абзац в представленной формулировке неприемлем и требует доработки. Второй абзац также не дает ответа на вопросы: при каких условиях отгулы могут быть присоединены, а при каких условиях отгулы могут быть не присоединены к ежегодному отпуску.

Предложение: второй абзац пункта 18 изложить в следующей редакции:


18…

Суммированные дополнительные дни отдыха (отгулы) по заявлению работника присоединяются к ежегодному отпуску.
К сожалению не обнаружили замечаний по пункту 18.

В большинстве российских портов в летнее время интенсивность судоходства повышается. Из формулировки этого пункта, представленной в Положении, можно сделать вывод, что работодатель в летнее время может не предоставлять лоцманам еженедельные выходные дни (по графику сменности). Или речь идет о каких-то других выходных днях? Невозможности предоставления выходных дней ТК РФ не предусматривает. Если количество лоцманов недостаточно, то возможны случаи простоев судов в ожидании лоцмана, что уже случалось неоднократно в летнее время в Санкт-Петербурге и не только. Но это не повод для того, чтобы заявлять о невозможности предоставления выходных дней. В Санкт-Петербурге мы уже имеем факт отказа предоставлять лоцманам отпуска в летнее время в 2010 году (пока только 1 квалификационной категории). Вообще не понятно о чем идет речь в этом пункте. О том, что лоцманов можно заставить все лето работать без выходных дней, которые потом могут присоединить к зимнему отпуску, а могут даже и не присоединить, если не захотят?


ТК РФ в статье 301. Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом
Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.

Время начала и окончания ежедневной работы лоцмана (далее – смена), распределение лоцманов по рабочим сменам, чередование рабочих и нерабочих смен

Работа в течение двух смен подряд запрещается. (п.10).


Хочу заметить, что у нас в профсоюзе принята аббревиатура МПСЛ (от полного: межрегиональный профессиональный союз лоцманов), а не МПЛ.
По пункту 9.

Лично меня Ваша формулировка замечания вполне устраивает. Но некоторые лоцманы считают, что следовало бы акцентировать внимание на недопустимости формулировки первого предложения пункта Положения ввиду нерациональности (или даже невозможности) применения во многих портах.
В замечании по пункту 11, похоже, допущена неточность:

6. По п. 11.

В соответствии с действующим законодательством о труде Российской Федерации работа в выходные дни без согласия работника допускается в строго оговоренных законом случаях (ст. 113 ТК РФ). С учетом того, что работа лоцмана не подпадает под указанные основания, привлечение к работе в выходной день осуществляется с его письменного согласия и с учетом мнения представительного органа работников. В этой связи, наиболее предпочтительным является определение времени начала и окончания рабочей смены при привлечении к работе в выходной день в вышеуказанном порядке.

Для сравнения в ТК РФ:

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В примечаниях к пункту 11 отсутствует возражение по содержанию третьего абзаца. Второе предложение этого абзаца совершенно неприемлемо. До абсурда может ведь дойти. У нас была дискуссия по аналогичному пункту в ФГУП «Росморпорт». Согласованная редакция:

«Начало и окончание работы с согласия лоцмана может назначаться вне базовой лоцманской станции в случаях, когда это позволяет более рационально использовать рабочее время».

По пункту 17:

Нам также не ясен смысл первого предложения второго абзаца пункта.
К сожалению не обнаружили замечаний по пункту 18.

В большинстве российских портов в летнее время интенсивность судоходства повышается. Из формулировки этого пункта, представленной в Положении, можно сделать вывод, что работодатель в летнее время может не предоставлять лоцманам еженедельные выходные дни (по графику сменности). Или речь идет о каких-то других выходных днях? Невозможности предоставления выходных дней ТК РФ не предусматривает. Если количество лоцманов недостаточно, то возможны случаи простоев судов в ожидании лоцмана, что уже случалось неоднократно в летнее время в Санкт-Петербурге и не только. Но это не повод для того, чтобы заявлять о невозможности предоставления выходных дней. В Санкт-Петербурге мы уже имеем факт отказа предоставлять лоцманам отпуска в летнее время в 2010 году (пока только 1 квалификационной категории). Вообще не понятно о чем идет речь в этом пункте. О том, что лоцманов можно заставить все лето работать без выходных дней, которые потом могут присоединить к зимнему отпуску, а могут даже и не присоединить, если не захотят?


Для более рационального использования рабочего времени, начало и окончание рабочей смены лоцмана может назначаться в одном и том же месте вне базовой лоцманской станции, но расположенном в той же местности, о чем лоцману должно быть сообщено не позднее окончания предыдущей рабочей смены. В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем.