birmaga.ru
добавить свой файл

1
Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки»


Русский язык

I. Выполните следующие задания.
1.
В каких словах ударение падает на последний слог?

Бармен, дремота, изыск, столяр, туфля, газопровод, ворожея

2. В детской пьесе-сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал» девочка Оля попадает в Зазеркалье,

где все происходит наоборот, а имена героев читаются справа налево: девочка Яло, король Йагупоп, мальчик Гурд. Сделайте точную транскрипцию исходных слов в зеркальном отражении и установите их точный буквенный состав.

3. Какие особенности звуковой организации слова феодал свидетельствуют о его иноязычном происхождении?

4. Какие лингвистические термины имеют следующие определения?

А. Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Б. Раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

В. Смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.

Г. Форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.

5. Какое значение имеет слово невежда в следующем отрывке из романа «Евгений Онегин»?

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной,

Быть может (лестная надежда),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт!

6. Определите, какие слова связывают приведенные лексические единицы.

метла ______________машина

сыр ______________компьютер

жемчуг _____________ванная

мобильник __________гимнастика

волчок______________ токарь

7. Проведите словообразовательный анализ следующих слов. Классифицируйте эти слова в соответствии с особенностями процесса словообразования.


Клеточка, кисточка, корзиночка, лодочка, косточка, вилочка, полочка

8. Определите, являются ли однокоренными следующие лексические единицы.

Провести (дворами), извести (упреками), перевести (с другого языка)

9. В древнерусском языке творительный падеж имени существительного мог иметь пространственное значение: Подаваше ему оконцем; Входят в город одиними вороты. Как выражается это значение в современном русском языке? Приведите примеры конструкций, в которых сохранилось употребление творительного падежа в пространственном значении.

10. Установите особенности «поведения» имен прилагательных в предложении Брат стал взрослым, но душа его осталась совсем детской.

11. Укажите, в каких примерах из телевизионных передач нарушены нормы. Исправьте допущенные ошибки.

1. Я хочу доказать о том, что моя команда может победить. 2. Я абсолютно уверен в том, что этот человек невиновен. 3. Новый закон должен формировать стимул на то, чтобы молодые мамы раньше выходили на работу. 4. Меня удивила рецензия о новой книге этого талантливого автора. 5. Ему характерны нетривиальные взгляды на многие проблемы.

12. Расставьте знаки препинания и сделайте полный синтаксический разбор следующего предложения:

Аня нажав на гашетку почувствовала что стрелять дальше нельзя потому что в диске нет патронов так как она расстреляла их первыми же очередями она нагнулась и стала смотреть не лежит ли в окопе другой диск.
II. Выполните задания к тексту.

Опять они, голубчики, сейчас буду ловить большим сачком: чувствую – косяком пойдут. Редкий гость у телевизора, я тем не менее набираю их в изобилии. Они – это новые русские выражения. Дивный способ изъясняться расцвел у нас за последние годы. Включите любую передачу, где люди говорят о частной жизни, хотят пристойно побеседовать и показать себя с лучшей стороны, и вы тоже наловите этих перлов.


Вот солнце русского рэпа, молодое, симпатичное и крепко держащее птицу счастья за хвост, отвечает в одной из передач московского телеканала на вопросы собравшихся в студии подростков. Отзывается о себе так:

- Я стал положительным примером для всех, кто на меня смотрит.

На следующий вопрос гость отвечает:

- Огромную роль в моем становлении личности сыграло правильное воспитание. Отец сказал мне: «Я не буду помогать тебе, чтобы ты смог правильно, органично развиваться»

А так наш герой говорит о своей девушке:

- Когда я посмотрел в перспективе развитие наших отношений…

И наконец:

- Правда моего бытия состоит в том, что меня окружают красивые женщины, дорогие машины, вещи в стиле luxury.

Детишки, собравшиеся в студии, после программы высказали-таки ему, что он был с ними не совсем искренен. А один парень удивился: «Он как будто не рэпер. Какой-то правильный, на ботаника смахивает». Молодцы, все верно поняли, но долго ли они продержатся сами? Потому что речь идет о болезни, которая уже пошла в массы. Вот передача о сватовстве. Перед нами эстрадный танцовщик, волосики замысловато уложены, приехал из глубинки в столицу и теперь мечтает сплясать в шоу Мадонны. Рассказывает, что дружил с одной танцовщицей, сначала она преуспела в танцах, а он отставал, потом диспозиция поменялась.

- Я почувствовал в себе резервные силы, - говорит танцор.

- А она? – спрашивает ведущая о бывшей даме его сердца.

- Она себя исчерпала.

И невдомек человеку, что если бы он сказал это лет двадцать назад, все полегли бы от хохота, в том числе и его «кандидатуры». Потому что эти фразы, как и мелькающая теперь постоянно в самых непринужденных беседах: «Мне есть еще куда расти, поэтому я работаю над собой», произносились только с юмором. Но юноша наловил этих перлов из другого воздуха.

То есть там, где требуется осанка и серьезный разговор, особенно при зрителях, начинаются «кризис в материальном плане» и «перспективы развития», даже если речь идет о деньжатах на бутылку. В телевизоре это лучше заметно, поскольку туда большинство приглашенных приходит, как в известной сказке Бориса Шергина, «рожу продавать», но и частная жизнь догоняет.


О, этот дикий язык, подобным которому раньше разговаривали лишь отъявленные пижоны! Над ними смеялись, и девушки знали, что за пижонов выходить замуж нельзя, потому что пижон считает себя венцом творения и, значит, не изменится никогда. И вот этот язык всплыл и стал активно вербовать себе сторонников, пока в больших городах, но и провинциалы, которые не хотят ударить в грязь лицом или имеют виды на столицу, подтягиваются.

Но откуда это взялось?


  1. Выпишите из текста фразеологизмы и определите их значение. Если фразеологический оборот частично изменен, восстановите его языковую форму.

  2. Приведите примеры единиц разных уровней языка, которые создают особую речевую организацию текста.

  3. Определите стиль и тип(ы) речи текста. Аргументируйте свой ответ, учитывая результаты проведенного анализа.


III. Как бы ответили на последний вопрос текста?

Ответы на задания очного тура олимпиады «Будущие исследователи – будущее науки»


  1. изыск, столяр, газопровод, ворожея

  2. [ал’о] Алё; [йагупап] Ягупап; [курт] Курд (Курт)

  3. стечение гласных; звук [ф]

  4. анафора; лексикография; обособление; монолог

  5. «Наивный, не искушенный жизнью юнец»

  6. дворники; мышь; раковина; зарядка; завод

  7. клеточ-к-а; кист-очк-а; корзин-оч-к-а; лодоч-к-а; кост-очк-а; вилоч-к-а; полоч-к-а

  8. про-вес-ти; извес-ти; перевес-ти → слова имеют разный корень

  9. В современном русском языке это значение выражается винительным падежом с предлогами через или в. Творительный падеж сохранился в отдельных оборотах (бежать проходными дворами; идти пустынным берегом; шли дремучим лесом и т.д.)
  10. Полная форма имени прилагательного в функции именной части составного сказуемого согласуется с именем существительным в роде и числе, но падеж управляется глаголом.


  11. доказать то; уверен в том; стимул к тому (для того); рецензия на книгу; для него характерны.

  12. Аня, нажав на гашетку, почувствовала, что стрелять дальше нельзя, потому что в диске нет патронов, так как она расстреляла их первыми же очередями – она нагнулась и стала смотреть, не лежит ли в окопе другой диск.


СП с разными видами связи (бессоюзной и подчинительной),состоящее из 6 ПП.

1. пов., двусостав., неполное (без доп.), распр., осложнено обособл.

обстоят., выраженным деепричастным оборотом

2. пов., односостав, безличное (стрелять нельзя – сказуемое), непол- ное (без доп.), распр., неосложн.

Вариант: двусостав, неполн., распр., неосложн. (стрелять

подлежащее, нельзя – сказуемое).

3. пов., односостав.,безличное, полное, распр., неосложн.

4. пов., двусостав., полное, распр., неосложн.

5. пов., двусостав., неполное (без дополнения/обстоят.), нераспр.,

осложнено однород. сказумыми.

6. пов., двусост., полное., распр., неосложн.
союз союз союз союз-частица

[гл.], ∩ [(что)], ∩ [(потому что)], ∩ (так как) - [гл.], ∩ (ли)

изъясн. причины причины изъясн.


II.

1. Фразеологизмы:
показать себя с лучшей стороны; держать птицу счастья за хвост (языковые фразеологизмы: поймать синицу за хвост + держать в руках удачу); играть роль; иметь значение; полечь от хохота (покатиться от хохота); ударить лицом в грязь; иметь виды; солнце русского рэпа (солнце русской поэзии); венец творения; ловить перлы (ловить каждое слово); добиться успеха; дама сердца; выходить замуж; вербовать сторонников; работать над собой

Допускается: идти косяком; правда бытия (правда жизни); продавать рожу (торговать лицом); пойти в массы (пойти в народ); резервные силы


2. В тексте употребляются единицы разных уровней языка, реализующие экспрессивную функцию: стилистически окрашенная лексика, разностилевая лексика, просторечия и жаргонизмы, слова, включающие морфемы с оценочным значением, клише и штампы, фразеологизмы, в том числе и обновленные, разновременные формы глаголов, глаголы настоящего времени в значении ближайшего прошедшего, местоимения 3-го лица с обобщенным значением, указательные частицы, междометия, сложные предложения с однородными сказуемыми, побудительные и восклицательные предложения, вопросительные предложения, выражающие проблемные вопросы, номинативные предложения, сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Для создания экспрессии используются также изобразительно-выразительные средства: метафоры, олицетворения, стандартные перифразы, парцелляция. Большую роль в тексте играет сочетание слов, относящихся к разным стилям и пластам лексики, что создает комический эффект.

3. Публицистический стиль; повествование и рассуждение