birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
ВЕРНЕМСЯ ЛИ МЫ К БОГУ?



ВСТУПЛЕНИЕ

      В
наше время, когда распространился термин "духовное возрождение", существуют, увы, самые различные толкования его смысла, не имеющие подчас ничего общего с христианством. "Мир, который во зле лежит", мир греха и грязи делает все возможное, чтобы извратить и свести на нет сложный и болезненный процесс едва начавшегося в стране процесса духовного пробуждения. Отсюда и нарочито различные его понимания, внедряемые повсеместно: одни утверждают, что возрождение - это плюрализм мнений, и говорят об относительности истины; другие провозглашают нигилизм, греховную вседозволенность и духовный хаос главным смыслом жизни, а третьи упорно тянут в компрошлое, с его безжалостной нивелировкой человеческой личности и практикой разнузданной христофобии.
      Но не будем искушаться лукавыми сынами века сего, которые, как и их бесчисленные предшественники, предпочитают "сидеть во тьме и сени смертной", творя многоразличное зло и на дух не вынося света праведности.
      Возрождение для нас, христиан, произойдет только тогда, когда во главу угла общество поставит, наконец, великие заповеди Божии и возлюбит Святую Церковь как единственный благодатный Путь, ведущий человека к освобождению от греха, спасению и бессмертию в Боге.
      Господь пришел в мир, чтобы через Свои страдания и муки спасти всех. Но как реагирует современный мир на благовестие Христово? Спешит ли откликнуться на призыв Спасителя?
      Во что оценивает мир Его Голгофскую жертву и любовь к людям - ту любовь, которая привела Бога к крестной смерти за Свое согрешившее творение?
      Каковы причины отхода людей от Бога сегодня?

      Об этом - сборник, куда вошли телевизионные беседы, транслировавшиеся в эфир с 1995 по 1996 год по II российскому каналу (ВГТРК "Россия") в рамках программы "Месяцеслов" производства независимой телекомпании "Православный мир", осуществлявшей выпуск передачи по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В сборник помещены также отдельные приходские проповеди, ранее публиковавшиеся статьи и иные произведения.


СВЯЩЕННИК МИХАИЛ ХОДАНОВ,
Московский Патриархат,
храм Покрова Пресвятой Богородицы
на Лыщиковой горе г. Москвы.



О ЧЕРСТВОСТИ И РАВНОДУШИИ
В день Собора Пресвятой Богородицы
      Россия девяностых годов. Грубое и утонченное идолопоклонство в самых различных формах, от преклонения перед рок-звездами до самообожания.
      Магия материалистического мира с культом "лендроверов" и "понтиаков".
      Набирающее силу поколение "Пепси" и "рэпа", признаки которого - жажда наживы какой угодно ценой, стремление к порочным удовольствиям, нервозность и агрессивность.
      Нищий старик тщетно просит милостыню на улице. Его толкают, от него отворачиваются, на него бросают презрительные взгляды.
      Беспризорные дети заглядывают в лица взрослых и видят там жестокость и отчуждение.
      По электричке идет беженка с младенцем на руках и с трудом сдерживается от горьких слез, прося на жизнь.
      Страна тысячелетней христианской культуры - что с тобой стало? Где тепло человеческой души, прямота и открытый взгляд, где желание стоять за истину и помогать тем, кто в скорби? Где тот многозвучный колокольный звон, возвещавший когда-то радость встречи с Богом для всех православных россиян?
      Зазывные огни казино и ночных клубов, неправедное обогащение, полное равнодушие только к ближним, но уже, кажется, и к самому себе. Неужели это мы?
      Послушайте, о чем все говорят: о долларах, о сексе, о темном бизнесе. И - бесконечное взаимное осуждение, от которого помрачается ум и сердце исполняется едкой горечью, не оставляющей места ни состраданию, ни соучастию к тем, кто находится в беде и нужде.
      Беженка с ребенком уходит в другой вагон, и пассажиры облегченно вздыхают - чужих страданий больше не видно, женщина куда-то исчезла. С глаз долой, из сердца вон.

      Когда-то Преблагословенная Дева Мария, взяв Богомладенца Христа, в сопровождении праведного Иосифа направилась в Египет. Для тех, кто встречал Их по дороге. Они были простыми беженцами - и как таковые подвергались многим опасностям. Но Господь хранил жизнь Святого Семейства, и недобрые люди либо обходили их стороной, либо, в конечном счете, умилялись и не причиняли Странникам никакого зла. Предание говорит, что некий разбойник, окружив Семейство со своими товарищами, увидел Божию Матерь с Ребенком на руках, вложил меч в ножны и сказал: "Если бы Бог принял на Себя тело человеческое, Он не мог бы быть прекраснее этого Младенца". Предание добавляет, что это был тот самый благоразумный, покаявшийся в своих грехах разбойник, которого распяли на кресте на Голгофе, с правой стороны от Господа. Именно ему сказал Спаситель: "Ныне со Мной будешь в раю". Разбойник оказался настоящим человеком.

      Беженка просит помощи в соседнем вагоне. Не от хорошей жизни она делает это. Беда и смерть идут за ней по пятам. Она покормит ребенка в подъезде чужого дома под косые взгляды жильцов, а ночью ее кровом станет привокзальная площадь с ее бездомными и опустившимися обитателями.
      Найдет ли она добрых людей, вернется ли когда-либо на родину, где вдруг стала никому не нужной? Она пришла за помощью в Россию, а Россия для нее - как чуждый Египет, где идет какая-то своя жизнь, устремляются неведомо куда толпы людей, ища денег и развлечений.
      Да, нынешние россияне не спешат умиляться сердцем и жалеть обездоленных из горячих точек. "А чего этой беженке подавать? Кто знает, откуда она? Может, тунеядка какая. Много таких понаехало, житья никакого нет!"
      На улицах города, в его общественных местах давно уже живут по законам звериного царства. К христианству здесь, судя по всему, выработан надежный иммунитет.
      Слева от Христа был распят разбойник, который хулил Господа даже в момент собственных невыносимых мучений.
      Отличаемся ли мы чем-нибудь от него, мучаясь в своем собственном ожесточении?
     

ЕСТЬ ЛИ СПАСЕНИЕ ВНЕ ХРИСТА?
В день памяти свт. Амвросия Медиоланского

      Святитель Амвросий Медиоланский широко известен в христианском мире как ревнитель чистоты православной веры. Нам, живущим в обстановке разномненья, релятивизма и равнодушия к высшей истине, кажется непонятной такая ревность святителя: ну правда, зачем все время бороться, что-то там отстаивать? Ведь мы знаем, точнее, нас научили тому, что истина относительна, что все религии, и даже каждый человек в отдельности разными путями идут к одному и тому же, что в истории человечества были такие же учителя и пророки, как Иисус Христос: Гаутама Будда, например, или китайский мудрец Конфуций. И вообще, неужели нет спасения вне Христа? А как быть с теми, кто никогда и не слышал о христианстве? Какие-нибудь племена Австралии или жители дикой Амазонки? Они, значит, в ад пойдут? Негуманно все это для религии, у которой Бог - Любовь.

      На эти и подобные вопросы православные христиане отвечают так: для нас, христиан, нет спасения вне Христа. В Нем заключена познаваемая опытным путем веры полнота Божественного Откровения и Божией любви, обращеных ко всем людям. Сам Бог воплотился и пришел в мир, чтобы спасти всех от греха, проклятия и смерти, даровать человечеству желанное бессмертие.
      Да, и прежде Христа, и после Него были учителя и пророки. Однако все они, в отличие от Богочеловека, просто сообщали людям то или иное учение, обличали грехи и ошибки и призывали к совершенству. Но никто из них не давал своим последователям ни силы, ни благодатных средств к осуществлению этих благих призывов. Человечество к приходу Христа стало настолько греховным, что ни самостоятельно, ни с помощью своих учителей уже не могло спастись через простое самосовершенствование - не было сил. Каждый знает это страшное состояние на примерах собственной жизни: хочешь жить и не грешить, но не получается, грех постоянно возобладает. Поэтому и потребовалась в свое время помощь свыше как великое свидетельство Божией любви к людям.
      Только Христос, как Истинный Бог и Истинный Человек, указал на подлинную цель нашей жизни - уподобление Богу - и пострадал за всех, чтобы ценою Голгофской жертвы преодолеть смерть и дать всем уверовавшим в Него благодатную силу на борьбу с грехом. Эта сила содержится ныне в созданной Им Церкви, ее Таинствах, преображающих человека и ведущих в бессмертие.
      Что касается других религий, то конечные судьбы человечества с предельной ясностью покажут, чего стоит каждая из них.
      И еще: мы не знаем, спасутся ли те редкие люди, которые вообще ничего и никогда не слышали о Христе. Знаем только, что таковые на Страшном Суде будут судимы по вложенной Богом в их сердца совести, законы которой, по существу, одинаковы для всех людей.

 

О ПОЛЬЗЕ САМОУКОРЕНИЯ

      Бич нашего времени - осуждение. Осуждают всех подряд - ближних, соседей, знакомых, бомжей, новых русских, власть предержащих.

      Волна осуждения выливается во взаимную ненависть, раздоры, разрастается от частных "разборок" до всеобщей смуты.
      Православие учит человека спасительному самоосуждению. Святой Пимен Великий говорил: "Если всегда и во всем будем обвинять себя, то везде найдем покой..."
      И Священное Писание подтверждает правильность слов подвижника: "Жертва Богу - дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".
      Кто осуждает всех и вся вместо того, чтобы каяться в своем собственном непотребстве, тот не христианин. Осуждение других и отсутствие самоукорения - вернейший признак того, что человек пребывает в состоянии духовного ослепления и пагубной гордыни.
      Все беды начинаются с того, что мы всячески не хотим видеть свой грех, но зато чужие проступки видны как на ладони. Но какая нам с того польза? Ведь общество складывается из таких же людей, как и мы сами. Что ж - так и будем показывать друг на друга пальцем? Увы, такое духовное состояние ни к чему путному не приведет.
      Тебе ничего не нравится и ты хочешь все изменить? - так начни борьбу с себя, со своими бесчисленными грехами.
      Тебя ужасает всеобщая ложь и безнравственность? - Живи сам не по лжи и блюди личную чистоту и целомудрие.
      Ты осуждаешь всех подряд за то, что происходит распад великой страны и никто этому не противодействует? - Свято храни заповеди Божии и создавай на скале своей веры крепкие отношения в семье и с ближними.
      "Стяжи дух мирен, - говорил преподобный Серафим, Саровский чудотворец, - и тысячи вокруг тебя спасутся".
      Господь же - не будем этого забывать - всегда подает руку помощи всем, кто с сокрушенным и смиренным сердцем призывает Его на помощь.

 

О СМИРЕНИИ ПО-ХРИСТИАНСКИ

      Что такое смирение для современного человека? Наверное, что-то в высшей степени непонятное. Кто-нибудь усмехнется и скажет: "Да о чем это вы? С какой луны вы свалились? Посмотрите вокруг - миром правит жестокая сила. Побеждают самые безжалостные. Будешь смиряться - по тебе пройдут ногами".

      Есть и более циничные заявления на этот счет.
      Конечно, человек, воспитанный в духе торгашества, беспринципности и хамства, признающий лишь грубую силу в качестве жизненного ориентира, никогда не поймет цену и смысл смирения. Для него оно всегда будет синонимом бессилия и жизненной неудачи.
      С другой стороны, немалую смуту внесли и последователи Л.Н.Толстого, следуя своему духовному учителю, который неверно трактовал евангельскую заповедь: "Если же ударили тебя по правой щеке, подставь и левую также". Граф Толстой призывал не противиться злу насилием и понимал этот запрет абсолютно и буквально, на радость всем своим современникам-революционерам. Ведь его учение, доведенное до логического конца, означало: не прикасайся к насильнику, не воюй, когда на страну наступает враг, чтобы надругаться над святынями, женщинами и детьми, обличай какую бы то ни было деятельность суда и прокуратуры, борись за амнистию уголовников.
      Ясно, что здесь мы имеем дело не со смирением, а с прямым потворством злу. Каков же смысл смирения в христианстве? Смириться - значит поставить себя в правильные взаимоотношения с Богом, понять, что ты, не имея источника жизни в себе, полностью зависишь от Всевышнего. Ощутить нищету духовную и осознать, что во всем, и большом и малом, нужно уповать только на Бога, а не на диктат своих страстей - это тоже смирение.
      Оно, тем не менее, не имеет никакого отношения к забитости и безволию. Смиренный человек боится лишь одного - прогневать Бога своим произволом и грехом. Поэтому он строят свою жизнь так, чтобы на деле выполнять евангельские заповеди и, не участвуя во зле и лжи, возрастать в любви к Богу и ближним.
      Смирение формирует в нас совершенного человека, образ и подобие Божие. Это тот идеал, к которому люди всегда должны стремиться, ибо по его достижении в мире не останется зла.
      Каким же образом все это осуществляется на практике?

      В личной жизни христианин всегда должен - ибо так заповедал Господь - "подставлять щеку" и прощать своих частных обидчиков: только так, через собственное терпение, возможно не умножать зло. Поступая так, христианин расплачивается либо за свои грехи, прошлые и нынешние, которым у каждого человека несть числа, либо долго терпит во славу Божию и по образу страданий Самого Спасителя.

      Однако в жизни общественной, во время народной беды, войн и смут, он обязан сдержать наступающее агрессивное зло как с помощью молитвы, так, если понадобится, и с применением жесткой силы, и, если он воин - то ни в коем случае не бросать оружие на землю, если он рабочий - то продолжать делать в тылу снаряды, а если священник - то без колебания благословлять воинство на брань примеру преподобного отца нашего Сергия Радонежского.
      Этим самым мы предотвратим дальнейшее разрастание зла в нашем столь несовершенном и таком далеком от эдемского идеала мире. Иначе, когда враг будет убивать твоих соотечественников прямо у тебя на глазах, а ты будешь трусливо отсиживаться в углу и "мудро" молчать - как сумеешь ты впоследствии оправдаться перед Богом?
      В Евангелии сказано: "Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Только так в наше несовершенное и душепагубное время можно и должно противостоять организованному беззаконию на общественном уровне. Смирение не есть соучастие во зле.
      Да, есть заповедь - "Не убий". Ее никто никогда не отменял и не отменит. Но согласитесь: все же совсем разная степень вины у солдата, вернувшегося с фронта Великой Отечественной войны, и у бандита из какой-нибудь горячей точки, хладнокровно вырезавшего беззащитную семью с детьми.

 

О СМИРЕНИИ ПО-ХРИСТИАНСКИ

      Что такое смирение для современного человека? Наверное, что-то в высшей степени непонятное. Кто-нибудь усмехнется и скажет: "Да о чем это вы? С какой луны вы свалились? Посмотрите вокруг - миром правит жестокая сила. Побеждают самые безжалостные. Будешь смиряться - по тебе пройдут ногами".
      Есть и более циничные заявления на этот счет.

      Конечно, человек, воспитанный в духе торгашества, беспринципности и хамства, признающий лишь грубую силу в качестве жизненного ориентира, никогда не поймет цену и смысл смирения. Для него оно всегда будет синонимом бессилия и жизненной неудачи.

      С другой стороны, немалую смуту внесли и последователи Л.Н.Толстого, следуя своему духовному учителю, который неверно трактовал евангельскую заповедь: "Если же ударили тебя по правой щеке, подставь и левую также". Граф Толстой призывал не противиться злу насилием и понимал этот запрет абсолютно и буквально, на радость всем своим современникам-революционерам. Ведь его учение, доведенное до логического конца, означало: не прикасайся к насильнику, не воюй, когда на страну наступает враг, чтобы надругаться над святынями, женщинами и детьми, обличай какую бы то ни было деятельность суда и прокуратуры, борись за амнистию уголовников.
      Ясно, что здесь мы имеем дело не со смирением, а с прямым потворством злу. Каков же смысл смирения в христианстве? Смириться - значит поставить себя в правильные взаимоотношения с Богом, понять, что ты, не имея источника жизни в себе, полностью зависишь от Всевышнего. Ощутить нищету духовную и осознать, что во всем, и большом и малом, нужно уповать только на Бога, а не на диктат своих страстей - это тоже смирение.
      Оно, тем не менее, не имеет никакого отношения к забитости и безволию. Смиренный человек боится лишь одного - прогневать Бога своим произволом и грехом. Поэтому он строят свою жизнь так, чтобы на деле выполнять евангельские заповеди и, не участвуя во зле и лжи, возрастать в любви к Богу и ближним.
      Смирение формирует в нас совершенного человека, образ и подобие Божие. Это тот идеал, к которому люди всегда должны стремиться, ибо по его достижении в мире не останется зла.
      Каким же образом все это осуществляется на практике?

      В личной жизни христианин всегда должен - ибо так заповедал Господь - "подставлять щеку" и прощать своих частных обидчиков: только так, через собственное терпение, возможно не умножать зло. Поступая так, христианин расплачивается либо за свои грехи, прошлые и нынешние, которым у каждого человека несть числа, либо долго терпит во славу Божию и по образу страданий Самого Спасителя.

      Однако в жизни общественной, во время народной беды, войн и смут, он обязан сдержать наступающее агрессивное зло как с помощью молитвы, так, если понадобится, и с применением жесткой силы, и, если он воин - то ни в коем случае не бросать оружие на землю, если он рабочий - то продолжать делать в тылу снаряды, а если священник - то без колебания благословлять воинство на брань примеру преподобного отца нашего Сергия Радонежского.
      Этим самым мы предотвратим дальнейшее разрастание зла в нашем столь несовершенном и таком далеком от эдемского идеала мире. Иначе, когда враг будет убивать твоих соотечественников прямо у тебя на глазах, а ты будешь трусливо отсиживаться в углу и "мудро" молчать - как сумеешь ты впоследствии оправдаться перед Богом?
      В Евангелии сказано: "Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Только так в наше несовершенное и душепагубное время можно и должно противостоять организованному беззаконию на общественном уровне. Смирение не есть соучастие во зле.
      Да, есть заповедь - "Не убий". Ее никто никогда не отменял и не отменит. Но согласитесь: все же совсем разная степень вины у солдата, вернувшегося с фронта Великой Отечественной войны, и у бандита из какой-нибудь горячей точки, хладнокровно вырезавшего беззащитную семью с детьми.



следующая страница >>