birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока Виды приема гостей


Цель:

-обеспечить овладение учащимися понятия о некоторых существующих видах приема гостей: фуршете, коктейле, чайном столе, шведском столе, барбекю, молодежной вечеринке; научить составлять меню и алгоритм приема гостей;

-способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы, создать условия по развитию эстетического вкуса в процессе сервировки стола при выполнении практической работы;

-создать условия для воспитания аккуратности, инициативности при выполнении заданий, расширить профессионально-ориентированный кругозор.

Материальное обеспечение урока.


  • Медиапроектор, компьютер.

  • Посуда для коктейля (высокие стаканы, фужеры, бокалы, тарелки, шпажки, соломка для коктейля, ведро для льда, щипцы); для чая (чайный сервиз, самовар, тарелки, конфетницы, розетки для варенья, кувшин для сливок), столовое бельё.

Наглядные средства обучения: схема «Виды приема гостей», алгоритм «Приём гостей», буклет «Основы приема гостей», фрагменты видеофильмов с видами приема гостей («Красотка», «Элен и компания», «Как стать принцессой»), карточка самооценки учебной деятельности.

Особенности использования цифровых образовательных ресурсов: во время изучения данной темы использованы иллюстративные и справочные материалы, содержащие информацию по видам приема гостей, особенностям сервировки стола в зависимости от вида приема гостей, особенностям подбора мебели, характер меню (готовятся учителем либо учащимися по предварительному заданию учителя); во время выполнения практической работы звучит музыка; компьютерные программные средства -Microsoft PowerPoint (2003-2007).

Организационные формы учебной деятельности: беседа, практическая работа, представление проекта командами.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
  1. Анализ учебной информации о видах приема.


  2. Создание ситуации успеха: использование алгоритмов предстоящего ответа, использование буклета (принцип «памятки»), схем, иллюстраций по теме урока.

4. Создание ситуации актуальности, практической значимости изучаемого материала для учащихся.

  1. Приём импровизации.

Предварительные записи на доске.

• Тема урока (Виды приема гостей).

  • Кластер «Виды приема гостей» (левая сторона доски).

  • Алгоритм приема гостей (правая сторона доски).

  • Центр доски иллюстрации с вариантами сервировки стола, по центру - пример меню.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения урока: урок-соревнование

Ход урока.

1. Организационный момент -1 минута.

(Проверка рабочих мест, отмечаются отсутствующие учащиеся, дежурные записывают их фамилии на листе бумаги) Я приветствую вас! И желаю всем, всем доброго утра! А утро у нас будет действительно добрым и праздничным!

2. Настрой учащихся на работу – 2 минуты.

Урок мы начнем сегодня с просмотра видеоколлажа (просмотр видео). Что объединяет все эти фрагменты? (предполагаемые ответы: праздник, гости, торжество, застолье).

- Вы правы. Их, действительно, объединяет приём гостей. Праздник удается тогда, когда на нем есть желанные гости (слайд 1). Гости и хозяева - настоящее крепкое звено. Предлагаю вам сегодня окунуться в мир разнообразия видов по приёму гостей. И так, тема нашего урока (озвучивают учащиеся «ВИДЫ ПРИЕМА ГОСТЕЙ»).

3. Совместная постановка цели урока, определение формы проведения урока -3 минуты.

Давайте вместе определим, что нового вы хотите и можете узнать на этом уроке? (существующие виды приема гостей, блюда, которые можем предложить гостям, правила приема гостей, целесообразный подбор одежды для различных видов приема) (слайд 2).


Следовательно, на уроке мы с вами познакомимся с видами приема гостей; определим особенности каждого из видов (подбор одежды, количество приглашенных, ключевые блюда и напитки); научимся составлять меню в зависимости от вида приёма, а так же составим последовательность или алгоритм приёма гостей.

Каким образом мы её сегодня достигнем? У нас будет две команды, которые весь урок будут соревноваться. Члены каждой команды будут оценивать свои индивидуальные результаты на карточках самооценки, которые имеются у вас на столе.

Пришла пора окунуться в мир праздника.

4. Формирование у учащихся новых знаний по теме - 6 минут

4.1. Теоретическое знакомство с видами приема гостей - 4 минуты

Может быть, вы сами назовёте известные вам виды приема гостей? (ответ учащихся)

(Слайд 3, 4)

1. Фуршет.

Название фуршет происходит от французского "а-ля фуршет", что означает "на вилку». Основным столовым прибором во время еды является вилка закусочная. Фуршет организуют обычно в случаях, когда необходимо принять большое количество гостей (это может быть официальный прием, юбилей, семейное торжество или другое праздничное мероприятие). Гостям предоставляется свободный выбор места в зале. Гости сами выбирают блюда и напитки расставленные на столе, едят и пьют стоя за столом. Меню фуршета состоит в основном из закусок, напитков. Особое внимание следует обратить на ассортимент закусок: маленькие бутерброды самой различной формы (треугольники, квадраты, ромбы), приготовленные с различными продуктами; тарталетки, корзиночки-закусочные, яйца фаршированные. (слайд 5,6,7)


  1. Коктейль.

Этот вид приема гостей удобно использовать при деловых встречах, когда основная цель встречи — беседа. Как правило, коктейль непродолжителен по времени: 1—2 часа, организуют его, как правило, во второй половине дня. Преимущество этого вида приема в том, что для него не нужно много места. Столы накрывают скатертями, расставляют на них группами фужеры, бокалы, стаканы в зависимости от предлагаемого ассортимента напитков. Напитки в более высокой посуде размещают в центре, а в низкой — по краям. Характерно полное отсутствие столовых приборов - если только шпажки. Столы на коктейль сервируются легкими закусками, такими как: канапе, тосты, минишашлыки, фрукты. Непринужденная атмосфера коктейля хороша для встреч, совещаний, конференций.


(слайд 8)


  1. «Шведский стол» - на нем разложена разная еда: фрукты, творог, соки, и гастрономическая закуска, и горячие блюда под крышкой в специальных плошках, и расфасованная продукция в фольге (масло, паштеты, джем, мед). А на отдельном столе или на этом же - посуда и приборы. Нужно подойти к столу с посудой, взять тарелку, вилку и нож, подойти к столу с едой и положить себе в тарелку еду на ваш вкус, сесть за отдельный стол.

(Слайд 9)

4.Чайный стол.

Чай устраивают в 15-16 часов, продолжается он 1,5-2 часа. Его можно организовать по поводу семейных торжеств и праздничных дат. Традиционный классический стол для чая имеет овальную или круглую форму, но можно использовать и обычные прямоугольные столы. Чайный стол покрывают цветной скатертью мягких неярких тонов. Скатерть может быть с рисунком, вышивкой, бахромой, кружевом. В меню можно включить сладкие блюда, подать сливки, мед, варенье. Холодные закуски подавать не принято, но можно подать бутерброды, домашнюю выпечку, блины, пирожки, торты, пирожные, бисквиты, кексы, печенье и т.п.

При сервировке чайного стола для гостей ставят десертные тарелки, за ними - фруктовые приборы.

(Слайд 10)

5.Барбекю - это прием на открытом воздухе. Главное блюдо - жаренное на вертеле и решетке мясо. К нему - напитки. Форма одежды – свободная.

(Слайд 11, 12)

6. Молодежная вечеринка.

Молодежная вечеринка - любимый способ развлечения молодежи в свободное время. Хорошая компания, вкусные закуски и приятная музыка - залог хорошей вечеринки. Стол и сервировка стола оформляются в зависимости от выбора вида молодежной вечеринки: фуршет, коктейль, комбинированный. Форма одежды – свободная.

5. Закрепление знаний по теме -5 минут

5.1. Викторина «Виды приема».

Вы познакомились с новым для вас материалом. Предлагаю проверить, насколько вы были внимательными. Сейчас каждая команда в течение 1 минуты составит по 3 вопроса для другой команды по содержанию только что услышанной информации. От меня также поступит по одному вопросу для каждой команды. Вопросы повторяться не должны.


(Выполнение задания учащимися предполагаемые вопросы-ответы:

- Что такое-коктейль? Какие особенности существуют при данном приёме?

(ответ- все гости угощаются стоя, вместо вилок используются шпажки)

- Чем отличается фуршет от коктейля? Какие блюда подаются на фуршете? (На фуршете подается больше закуски, а на коктейле - больше напитков).

- В чем особенность шведского стола? (Шведский стол - это прием, при котором в центре зала стоит один стол и на нем стоит разная еда: фрукты, сок, гастрономическая закуска, салаты и т.д. Посуда и приборы стоят на отдельном столе. Каждый выбирает себе еду по вкусу).

- По случаю каких мероприятий устраивают чайный стол? (Чай организовывают по случаю семейных торжеств или праздничных дат).

Что характерно для барбекю? (Барбекю - это прием на открытом воздухе, где главное блюдо - жаренное на вертеле и решетке мясо. После ответов девочек – краткий комментарий учителя).

А сейчас проставьте отметки в своих карточках самоконтроля за выполнение этого задания.

5.2. Частично-поисковые действия учащихся (составление алгоритма приема гостей на основе имеющегося опыта и просмотренных иллюстраций, можно дать ключевые слова)

- Вы справились с вопросами викторины, можно приступить к выполнению следующих заданий.

- Первое задание (2 минуты) для команд: в течение 2-х минут составьте алгоритм приема гостей на основе имеющегося у вас опыта (учащиеся выполняют задание).

Молодцы. Посмотрите на экран и сравните составленный вами алгоритм с общепринятым, проставьте себе отметки в карточке самоконтроля

(Слайд 13)

- Второе задание (8 минут): дополнить простой алгоритм приема гостей разнообразием творческих решений (по ходу мультимедийной презентации).

(слайд 14) 1.Приглашение

- Какие вы знаете формы приглашения? (устная, письменная) Приведите пример устного и письменного приглашения (предполагаемый ответ: при встрече, по телефону, с помощью пригласительной открытки, в стихах, в прозе и т.д.)


(слайд 15) 2. Составление меню


  • Что такое меню? (Перечень блюд, которые будут поданы к столу)

  • Что нужно учитывать при составлении меню? ( Меню составляется с учетом вида приема гостей, их количества) (показ готового меню (

  • (слайд 16) З.Сервировка стола

- Давайте вспомним, в чем основное назначение сервировки стола? (удобство пользования приборами, аккуратность, эстетичность, аппетитность)

  • Как можно проявить своё творчество при сервировке стола? (Творчество можно проявить при складывании салфеток, при подборе разнообразных цветовых решений столового белья, использование вазочек, подсвечников).

(слайд 17) 4.Подбор развлечений

- Как же вы будете развлекать своих гостей? (игры, танцы, общение, караоке).

Вы успешно справились ещё с одним заданием. Проставьте баллы себе в карточку. Я приготовила информационный буклет, который будет вашим помощником при выполнении практической работы.

  1. Практическая работа (13 минут)

Наступил самый ответственный момент: подготовка к приему гостей. Ваша задача: определить вид приема гостей по ключевому блюду, которое находится в конвертах, составить меню и выполнить сервировку стола на основании этого вида приема. - Обращаю ваше внимание на мою кладовую полезных вещей (учитель показывает на стол, где находится посуда, столовые приборы, продукты, столовое белье и т.д.) - из предложенного вам следует выбрать то, что необходимо для выполнения задания.

Каждая команда получает задание (командам отдаются конверты, в которых находятся карточки с описанием алгоритма представления проекта и карточки с ключевым словом для определения вида приема гостей).

Алгоритм представления проекта (не более 1 минуты):

1)Назвать вид приема;

2)Описать особенности приема (форма одежды, наличие посуды, мебели);


3)Зачитать составленное меню;

4)Указать вид развлечения, приемлемого для данного приема.

(Слайд 18) Представление проекта командами (2 минуты).

При разработке своего проекта по приему гостей вы показали себя достаточно профессионально. Может быть, вы скажете, к каким профессиям вы приблизились в процессе работы? (ответы учащихся). Экономические расчеты при составлении меню делают экономисты; проблемы организации любого мероприятия решает менеджер; рисует открытки и приглашения - художник-оформитель; накрывает на стол официант; готовит коктейли бармен; различные блюда - повар. И вот все эти профессии по окончании школы вы можете получить в нашей области - подробная информация на ваших буклетах, которые я вам дарю на память о нашей сегодняшней встрече (1 минута).

7.Рефлексия -1 минута (слайд 19) Добились ли мы поставленной цели в начале урока? Какие знания и умения для вас оказались самыми ценными?

8. Подведение итогов, озвучивание оценки и отметки учащихся -1 минута.

Подсчитайте количество баллов, полученные каждым из вас на уроке, определите средний балл, назовите мне его вслух (учитель комментирует, озвучивает свою оценку действиям команды и отдельным её участникам, выставляет отметки).

Я желаю вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше праздников (семейных, вечеринок с друзьями), причём эти праздники вы смогли бы организовать сами. Спасибо за урок.


Автор: Жирун Людмила Дмитриевна