birmaga.ru
добавить свой файл

1
Т.Н. Зайцева


Университет Хазар

Библиотечно-Информационный Центр
НА ПУТИ К СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (ОПЫТ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА УНИВЕРСИТЕТА «ХАЗАР»)
Разработка новых моделей высшего образования, ориентация на развитие инновационного образования с применением различных технологий обучения предполагает и новый высокопрофессиональный подход к методам и технологиям информационно-библиотечного обеспечения процессов образования.
Модельная библиотека- это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, нацеленные на качественное повышение уровня библиотечной и информационной обеспеченности читателей за счет развернутой инновационной деятельности. К основным задачам такой библиотеки можно отнести следующие:


- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы вузовской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Современные информационные технологии все шире внедряются в сферу науки и образования, обеспечивая принципиально новый уровень получения обобщения знаний, их распространения и использования Ясно осознавая необходимость коренного изменения традиционных методов и форм работы, Библиотечно- информационный центр (БИЦ) Университета «Хазар» с первых дней своего существования был ориентирован на внедрение современных информационных технологий.

Наша главная стратегическая задача - это реализация новой модели университетской библиотеки, которая помимо своих традиционных функций обеспечения учебного процесса литературой выполняет роль информационного и интеллектуального центра, обеспечивающего оперативный доступ, как к собственным, так и к мировым информационным ресурсам.

Именно поэтому БИЦ выступает как активный посредник между пользователями и источниками информации, использует инновационные модели для развития библиотечной автоматизации, систематически изучает потребности пользователей, предоставляет удаленный доступ к библиотечным услугам, придерживается разработки открытых систем, вырабатывает стратегию постоянно действующего консультационного центра, сотрудничает с другими библиотеками и организациями внутри республики и за ее пределами. На протяжении многих лет БИЦ активно сотрудничает с различными международными организациями, участвуя в совместных проектах, нацеленных на поддержку образовательного процесса на основе развития информационных технологий, зарубежных стажировках по изучению инновационной деятельности, международных программах и экспериментах, а также конференциях, совещаниях и т. д.

Сегодня, когда библиотеки активно формируют свои электронные ресурсы, встает вопрос о том, каким образом лучше информировать пользователей о возможностях библиотеки. БИЦ Университета «Хазар» показывает, что, начав с информирования на традиционных, бумажных носителях, библиотека постепенно переходит к электронной информации, которая становится все более полной и развернутой.
Электронные информационные услуги: дань моде или веление времени?
Современная библиотека вуза, претендующая на роль звена информационной структуры, позволяет обеспечивать следующие интерактивные сервисы: доступ к собственным традиционным и электронным ресурсам библиотечного фонда, к электронным полнотекстовым коллекциям, собственный веб-сайт, выходы на образовательные порталы, электронную доставку документов.

Созданные электронные каталоги и массивы цифровых документов вместе со средствами телекоммуникаций, в конечном счете, должны служить решению главной задачи библиотечной системы Вуза -обеспечение доступности к любым типам информационных фондов библиотек и мировым базам данных при минимальных совокупных затратах

Электронные информационные услуги позволяют осуществлять эффективное автоматизированное обслуживание читателей на основе управления библиотечным фондом и обеспечения доступа к другим информационным ресурсам: университета, страны, международной информационной сети.
Необходимость развития электронных услуг обусловлена изменениями, происходящими в современной библиотеке. К ним, в первую очередь, можно отнести следующие:


  • Традиционные и виртуальные услуги

  • Общение с потребителями происходит при помощи информационных и коммуникационных технологий, электронной почты

  • Информирование потребителей при помощи электронных средств: вебсайта и электронной почты

  • Индивидуальная помощь, презентации, семинары, курсы обучения










Электронные информационные услуги Университета «Хазар» включают следующие:



  • Электронный каталог библиотеки

  • Ресурсы Интернета (поисковые системы, электронные журналы, электронные книги, виртуальные библиотеки, базы данных)

  • Электронные ресурсы (CD-ROM, DVD-ROM)

  • Локальные базы данных

  • Коммерческие базы данных (библиографические, полнотекстовые)

.

Процессы комплектования библиотечных фондов, обслуживания пользователей встали перед необходимостью "ориентации на пользователя", что подразумевает осуществление комплексной автоматизации, ибо только комплексная автоматизация способна обеспечить решение задач формирования, использования и управления фондами, а также создание пользователям комфортных условий работы с информацией.

Библиотечно-Информационный Центр Университета «Хазар» явился инициатором пилотного исследования и внедрения автоматизированной библиотечной системы в республике.

Особенностью этой интегрированной библиотечной системы является возможность выхода на полнотекстовые документы, библиографические записи на которые имеются в электронном каталоге.

В настоящее время реализуется такая важная задача, как баркодирование всего фонда библиотеки, создание БД "читатель", переход на электронную выдачу, регистрацию и учет всей имеющейся литературы.

В БИЦ реализованы такие основные возможности АИБС, как:

  • библиографическое описание всех видов документов,

  • формирование электронного каталога фонда,

  • обслуживание пользователей (запись, книговыдача, автоматизированный заказ, бронирование),

  • идентификация документов и читательских билетов с использованием штрих-кодов,
  • информационный поиск по различным полям электронного каталога, включая информацию о местонахождении необходимого документа, распечатка библиографических списков,


  • ведение статистики по всем направлениям деятельности,

  • дистанционный информационный поиск в электронном каталоге, размещенном на веб- странице библиотеки

Одна из важных, по нашему мнению, на сегодняшний день задач современной библиотеки - обеспечить упорядоченный доступ к ресурсам Интернет через их выявление и библиографическое описание в электронном каталоге.
Мы придерживаемся концепции, что современная библиотека - это та, которая может предоставить своим читателям широкий доступ к различным материалам, а не пытается хранить все в своих собственных фондах. В соответствии с этим проводится активная работа по каталогизации онлайновых ресурсов. В настоящее время электронный каталог Университета Хазар содержит записи на такие полнотекстовые бесплатные онлайновые ресурсы, как электронные книги, электронные журналы (более 170 названий по таким областям, как математика, физика, химия, медицина, экономика и бизнес, социальные науки и т.д.) ; электронные словари, энциклопедии.

Кроме традиционных электронных услуг типичных для большинства вузовских библиотек, хотелось бы выделить также специальные услуги. Так, в Университете «Хазар» функционируют Национальные ISBN ( с 2000 г.) и (с января 2004 г.) ISMN Агентства. Сотрудничество БИЦ с этими Агентствами в плане оказания электронных информационных услуг реализуется в следующих направлениях:


  • Создание библиографической базы данных книг с присвоенными ISBN и ISMN индексами.

  • Подготовка электронных версий библиографического описания публикуемых изданий с учетом международных требований, в частности, ориентируясь на каталогизированное описание издательской продукции CIP (Cataloguing in Publication).
  • Создание базы данных издательств и издающих организаций Национального ISBN Агентства для включения в выпуски Международного справочника идентификаторов издательств.





  • Формирование машиночитаемой базы публикаций с присвоенными ISBN индексами


Базы данных: проблемы лицензирования
Важное место в работе современной библиотеки занимает организация доступа к полнотекстовым ресурсам мировой сети. Первые попытки пользоваться базами данных EBSCO были предприняты в университете еще в 1999 г.
В университете «Хазар» обеспечен доступ к таким базам данных, как Science Direct, AGORA (Access to Global Online Research in Agriculture), Ingenta , Oxford Journals Online, Oxford Reference online. Свободный доступ к электронной версии базы данных открыт с любого компьютера, входящего в сеть университета.
Доступ к базам данных EBSCO, а также подписание соглашения с ведущими мировыми издательскими онлайновыми компаниями, такими как Proquest, BiOne стало возможным благодаря участию университета «Хазар» в Информационно-Библиотечном консорциуме (в качестве одного из учредителей) в 2003 г..
Важное значение в этом плане приобретают вопросы лицензирования. Библиотеки начали преобращаться к пользованию электронными ресурсами и столкнулись с новыми и сложными для себя типами соглашений – контрактами с поставщиками информации.
В процессе лицензирования очень важное значение приобретают такие аспекты, как прогнозирование ситуации (что случится со старыми номерами журналов, если прекратится подписка, будут ли пользователи привязаны к бумажным), знание авторских прав (национальные и международные законы).
Важно подчеркнуто, что единой схемы лицензирования пока не существует, но можно выделить такие проблемные общие черты, как:


  • Недостаток практического опыта лицензирования.

  • Сложности переговоров с зарубежными партнерами, в том числе из-за языковых барьеров и разницы в законодательных традициях стран – получателей лицензии и поставщиков информации.

  • Недостаток опыта в проведении переговоров.
  • Нестабильность рынка электронных ресурсов (слияние компаний-поставщиков или смена владельцев, изменения в политике маркетинга).


  • Нехватка финансовых средств в библиотеках.


Библиотеки не в состоянии сами решать все вышеперечисленные проблемы. Можно ожидать, что все большее число юристов будет задействовано в этой области. Не меньшее значение имеет приобретение библиотекарями практического опыта в данных вопросах. Эту тему целесообразно включить в программы обучения и переподготовки библиотекарей.
Институциональный репозиторий : первые шаги


Сегодня очень важно не отстать от времени, влиться в быстро меняющуюся

информационную инфраструктуру, перейти на современный уровень обслуживания и ккакардинально изменить взгляд и подход к использованию новых информационных технологий в биббиблиотеках республики и ее роли в развитии современного информационного общества.
В этом плане весьма актуальной является проблема создания институционального

репозитория Университета «Хазар». Благодаря участию в семинаре, организованном

EIFL.net в Киеве в июне 2008.г., появилась реальная возможность для ознакомления и заимствования передового опыта, активно работающих репозиторий в Украине, Киргизии и Белоруссии, что послужило толчком для активизации работ в этом направлении.
В настоящее время в БИЦ успешно инсталлировано программное обеспечение DSpace. В качестве контента будут использованы публикации из журнала, издаваемого Университетом «Хазар» –«Azerbaijani Studies».
В соответствии с разработанными правилами БИЦ гарантирует, что автор /

грантополучатель сразу после принятия к публикации депонирует в институциональный репозиторий университета полный текст и библиографические метаданные (автор, дата, название, журнал и т. д.) окончательного авторского текста (не PDF-файл,

принадлежащий издательству. Открытие доступа к полному тексту остается привилегией автора, причем установление Open Access настоятельно рекомендуется, но не является обязательным. Это делает обязательства университета по самоархивированию абсолютно независимыми от стратегии издателей в области самоархивирования). Программное обеспечение репозитория позволяет авторам сделать выбор между открытым доступом (Open Access — OA) или ограниченным доступом (Restricted Access — RA):

Стратегии самоархивирования Университета «Хазар» позволит обеспечить открытый доступ ко всем исследованиям университета и максимизировать эффект своих научных результатов и рейтинг по показателям научного вклада.



Планы на ближайшее будущее

Сейчас мы работаем над проектом нового здания библиотеки, которое будет идеально

приспособлено для хранения большого объёма книг, и максимально комфортным для читателей. В библиотеке предусмотрены помещения для хранения и обработки литературы, удобные читальные залы на 200 мест, 2 компьютерных зала, конференц-зал, фондохранилище, современные технологии обеспечения защиты библиотечных фондов от хищений, порчи и других преступных посягательств;

Новая библиотека будет отличаться и новым содержательным наполнением. Будут усилены такие важные функции современной библиотеки как информационная, образовательная и культурная. Раскрытие информационной функции видится нами через предоставление свободного доступа к книгам и другим документам и представление информации в удобной для читателей форме. Библиотека также предлагает своим читателям и другие способы получения информации, которые, однако, требуют предварительного обучения.

Образовательная функция библиотеки раскрывает себя, во-первых, через образовательные программы, тренинги, во-вторых, через комплектование учебной и научной литературой,

в-третьих, через преодоление психологического барьера между пользователем и компьютером. Появляется необходимость овладения компьютерной грамотностью и Интернет технологиями для последующей работы с информационными и электронными ресурсами. Важное значение придается активному внедрению Интернет-технологии в в учебном процессе, повышению роли библиотеки в организации доступа к современным информационным ресурсам. Одним из путей решения данной задачи, по мнению автора, является создание и проведение обучающих программ и образовательных тренинг-семинаров, направленных на расширение круга специалистов различных областей науки и образования, использующих Интернет в научно-практической и творческой деятельности.


Как нам представляется, необходимыми элементами организации такого обучения являются следующие: создание компьютерного класса на базе библиотеки и обеспечение доступа к информационным ресурсам различного уровня; обеспечение процесса обучения техническими и программными мультимедийными средствами; включение в программу курсов разделов, связанных с принципами и организацией Интернета; формирование групп слушателей, в состав которых, наряду с научными работниками и преподавателями, включается персонал библиотеки; нацеленность курса обучения на создание собственного информационного ресурса.

Мы стремимся (и эта тенденция будет развиваться и в долгосрочной перспективе) развивать у читателей понимание культурной функции библиотеки, которое связано с осмыслением ее как культурного центра, как места общения, как культурного пространства.