birmaga.ru
добавить свой файл

1


А.Г. ГРАНБЕРГ

(Совет по изучению производительных сил

Минэкономразвития России и РАН)

И. С. КОРОЛЁВ,

Н.А. КОСОЛАПОВ


(Институт мировой экономики и

международных отношений РАН)

г. Москва
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ

В ГЛОБАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
(Конспект доклада на Российском экономическом конгрессе)
1. Российская академия наук силами многих ее институтов с 2009 г. осуществляет многолетнюю Программу фундаментальных исследований Президиума РАН №24 «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез». Данный доклад – изложение концептуального подхода к подпрограмме «Россия в мировом пространстве. Внешнеполитические и внешнеэкономические факторы пространственного развития».

2. В условиях глобализации внешние факторы – состояние и динамика мировой экономики, место и характер связей страны с ней, отношения с наиболее значимыми для страны партнерами и конкурентами, элементы случайности во всем перечисленном – начинают играть определяющую роль в развитии национально-страновых хозяйственных комплексов. При этом глобализация и внешние факторы влияют на экономику и развитие страны не только через государство, его политику и внешние связи, но и через отношения на негосударственных уровнях – отраслевых, межфирменных, межрегиональных. В такой системе отношений конкурентоспособность и эффективность национальной экономики решающим образом зависят от ее пространственной архитектуры внутри страны и от включенности страны в глобальные политические и экономические пространства.

3. Мировое развитие последних трехсот с лишним лет шло в направлении все более плотного пространственного насыщения геотории (территория + акватории). Это насыщение происходило прежде всего в наиболее развитой части мира и проецировалось оттуда в другие регионы. Глобализация означает не просто появление пространств, организующих по единым нормам и принципам территории жизни и деятельности человека в масштабах земного шара, но начало интеграции таких пространств (возникающих в разное время как ответ на разные потребности) в целостный комплекс.


4. Место России в этом процессе определено динамикой и совокупными результатами развития страны на протяжении ХХ в. и начала 2000-х гг. Одним из следствий социализма стало то, что бывший СССР (и Россия как его правопреемница) в значительной мере выпали из складывавшихся в остальной части мира пространств и процессов их создания. Автаркизм экономики СССР по практическим и идеологическим причинам долгое время поддерживался как с Запада, так и с Востока. Его последствия наиболее сильно сказались и продолжают сказываться на России.

5. Россия не присутствует (или присутствует весьма ограниченно) в основных политико-экономических пространствах мира, прежде всего в ВТО. Войти туда коллективно, в том числе в рамках Таможенного союза, невозможно – такой практики в ВТО нет. Тем более, что нет ясности, когда такой Таможенный союз начнёт реально функционировать. Социальные и производственные инфраструктуры России слабо связаны с пространствами большинства сопредельных стран. В рамках СНГ такие связи пока слабеют. С прочими странами их предстоит устанавливать и развивать. Произошло обвальное открытие страны внешнему миру в условиях низкой конкурентоспособности экономики и инфраструктур – социальной и производственных. В условиях такой открытости Россия различными ее хозяйственно-географическими зонами объективно тяготеет к различным странам, международным регионам и пространствам внешнего мира.

6. Масштаб России и неоднородность российского пространства делают объективно неизбежной ситуацию, когда различные регионы страны взаимодействуют с разными частями мирового пространства и с разной интенсивностью. Примеры – тяготение разных регионов России в зоны включения в международные пространства ЕС, СНГ, АТР и др. Поэтому главная стратегическая задача пространственного развития России – укрепление политико-экономической целостности страны посредством ее развития и вхождения в мировые и глобальные пространства в качестве единого целого. Такая задача не противоречит интенсификации приграничного взаимодействия.


7. В бывшем СССР на протяжении 70 лет также происходило насыщение геотории пространствами, но его собственными. Таковыми были централизованная плановая экономика, отвечавшее потребностям СССР размещение производительных сил, характер и типы инфраструктур. Как бы ни относиться сейчас к этим явлениям, надо признать, что они обладали всеми признаками пространств, притом устойчивых. Это доказывает продолжающийся процесс дезинтеграции: «постсоветское пространство» с его специфическими проблемами – не просто территория былого Союза, но не преодоленные до конца рудименты прежних пространственных отношений между разными его частями.

8. Поэтому решение главной стратегической задачи пространственного развития России включает несколько равнозначимых направлений работы:

--- вхождение в ту часть мировых и глобальных пространств, которые необходимы для модернизации и развития, безопасности и повышения веса России в мире;

--- обустройство, сообразно с выдвигаемыми целями и задачами, пространств в отношениях РФ с наиболее важными для нее партнерами (ЕС, СНГ, АТР) и на основных хозяйственных направлениях (Арктика; морской и трубопроводный транспорт);

--- переустройство и отладка практической работы внутренних пространств России таким образом, чтобы их конечным эффектом было повышение конкурентоспособности и веса страны в мире, ее надежности как партнера.

9. Особое направление – развитие внешнеторговой транспортной инфраструктуры (железнодорожные, автомобильные, авиа, морские узлы). Компенсировать потери в этой области в связи с развалом СССР Россия в принципе не сможет. Необходимо создание принципиально новых международных транспортных коридоров (Север-Юг, Восток-Запад, СМП, в перспективе – полимагистраль Европа-Америка с тоннелем через Берингов пролив; а также оптимизировать сочетание трубопроводного и морского транспорта в экспортных перевозках.

10. Интеграция России в глобальную экономику не самоцель, но одно из средств обеспечения модернизации и развития страны. Развитие – социоэкономическое и культурное освоение территории, приводящее к росту на ней численности населения, в том числе за счёт целенаправленной иммиграционной политики, качества жизни, плотности антропогенных коммуникаций и инфраструктур (пространств). Оно предполагает переход к «зелёной экономике», появление новых отношений, институтов и их интеграцию в ранее созданные системы. Это требует нахождения оптимального для России и ее населения баланса динамики российских и глобальных пространств.


11. Явления и понятия «территориального развития», «пространства» и «территории развития» взаимосвязаны, но не синонимичны. «Пространство развития» может пониматься в двух смыслах: как пространства тех территорий, развитие в которых имеет место, приоритетно, характеризуется определенной направленностью и т.п. (тогда это понятие близко к категории «территориального развития»); и как те пространства, наличие и качество которых абсолютно необходимы, чтобы развитие («вообще» и/или данного типа) могло начаться, происходить и быть стабильным. Физико-географическое место приложения «пространств развития» можно обозначить как «территорию развития». В рамках последних можно выделять особые «точки роста» и/или «точки развития» (с оговоркой, что это качественно разные точки). Сегодня таких точек роста (примеры – Владивосток, Сочи), связывающих Россию с глобальной экономикой, крайне недостаточно.

12. Регионы добычи основных экспортных ресурсов – территории хозяйствования и точки роста, но не обязательно территории развития. Последние могут создаваться и/или получать новое развитие в глубине страны для обслуживания наиболее значимых и/или долговременных точек развития. Такой подход был бы, по-видимому, оптимальным (а в ряде случаев единственно возможным) для точек развития, расположенных в районах континентального шельфа, особенно в Арктике; а также для экономических эксклавов РФ.

13. Россия все более полно и повседневно включается в пространства мира, как присоединяясь к уже существующим, так и влияя на их использование и развитие, а также участвуя в создании новых пространств (в отношениях с СНГ, ЕС, ШОС; а также в схемах регионального сотрудничества в бассейнах Баренцева, Балтийского и Черного морей). В этих условиях главной для РФ внутри страны оказывается проблема поиска оптимального баланса в рамках триединства «территориальное развитие - пространство развития - территория развития». В обозримом будущем Россия по-прежнему останется вынуждена сочетать освоение новых районов с модернизацией старых, территориальное развитие с пространственным – вписывая все перечисленное в реалии глобализации.


14. Особенно остро эти проблемы встают в связи с освоением Арктики и развитием морской деятельности страны. В Арктической зоне положительные и негативные для России последствия глобализации скажутся контрастнее, рельефнее, чувствительнее и быстрее всего. Среди принципиальных особенностей российской Арктики выделяется тот факт, что устойчивый рост региона может иметь место лишь при условии качественной интенсификации морской деятельности РФ, перевода ее на инновационную траекторию. Глобализация стала технически возможной прежде всего в результате развития видов и средств морской деятельности. Страна, слабо представленная в морской деятельности или вовсе в ней не участвующая, объективно не может быть полноценным бенефициантом глобальных хозяйственных процессов. Новый смысл участия российского государства в морской деятельности должен состоять в: (i) осознании связей морской деятельности с положением и возможностями России в глобальных экономике и политике; (ii) выделении морской деятельности как целостного и одного из важнейших направлений политики и ответственности государства; (iii) в разработке и проведении в жизнь «правил игры», обеспечивающих симбиоз интересов Центра и регионов в связи с этой деятельностью.

15. Взаимодействие пространственного развития России с международными и глобальными пространствами должно укреплять суверенитет и безопасность РФ, эффективность ее контроля над национальной геоторией, повышать хозяйственную и социальную отдачу в интересах населения страны. Решение перечисленных задач требует интенсивного и эффективного включения России в международно-правовые и технологические пространства современного мира, что способствовало бы, в конечном счете, выходу России на более благоприятные для ее развития условия международного разделения труда.