birmaga.ru
добавить свой файл

1
Глоссарий по философии


Абсолют – понятие идеалистич. философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
“Вещь в себе” - филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (“в себе”), в отл. от того какими они являются “для нас” – в нашем познании.
Агностицизм – филос. учение, согласно которому не может быть решен окончательно вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Гексли 1869
Апперцепция – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психич. деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений.
Апостериори –знание, получаемое из опыта.
Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Архетип – в позднеантичной философии: прообраз, идея. В психологии Юнга: врожденные психические структуры в коллективном бессознательном и априорно формирующие активность воображения.
Атеизм – система филос. и науч. взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, к.-л. сверхъестественных сил, существ, религию вообще.
Атман – в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях – всепроникающее субъективное духовное начало, “Я”, душа. Противопост-ся брахману как высшей объективной реал-сти и совпадает с ним, т.к. Б. осознает себя и становится А.
Атомизм – учение о дискретном (прерывистом) строении материи. В шир. смысле дискретность объекта, процесса, свойства.
Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.
Брахман – в др.-инд. религ. умозрении – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из кот-го возникает мир со всем, что в нем находится. Все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.
Буддизм – религ-филос. учение, возникшее в Др.Индии 6-5в.до н.э. Одна из 3-х мир.религий.

Бытие – филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Волюнтаризм – идеалистич. направление в философии, рассматр. волю в качестве высшего принципа бытия. (в отл. от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект). Введен: Тённис 1883
Всеединство – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.
Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов. В др-греч. филос-и – искусство понимания, толкования (иносказаний, многозначных символов).
Гилозоизм – введен: Кедворт 1678 для обозначения натурфилософских концепций, отрицающих границу между “живым” и “неживым” и полагающим жизнь имманентным[внутренне присущим] свойством праматерии.
Гносеология = теория познания = эпистемология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Осн. направления: материализм и идеализм.
Гуманизм – в шир. смысле исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – культ. движение эпохи Возрождения.
Даосизм – наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2й пол. 1го тыс-я до н.э.
Деизм – религ-философское воззрение, получившее распростр-е в эпоху Просвещения, согласно к-му Бог, сотворив мир, не принимает в нем к.-л. участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противопостоит теизму и атеизму.

Демиург – термин др.греч. философии для обозначения “творца” (“мастера”). Д. творит космос из со-вечной ему материи, наделенной вечным беспорядочным движением, взирая на вечный прообраз-парадигму – эйдос.

Детерминизм – филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Ядро Д. – положение о существовании причинности (связи явлений, когда одно с необх-ю порождает другое).
Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Осн. принципы Д. – всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.
Дуализм – филос. учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму.
Евразийство
Западничество – направление рус. антифеод. обществ. мысли 1840х гг., противостоявшее славянофилам. Путь России - идти вслед за Зап. Европой.
Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
Имманентное – 1) понятие, означающее внутреннее присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). В истории фил-и противополагается трансцендентному. 2) филос. критика, которая рассматривает то или иное учение с точки зрения последовательного проведения его собственных предпосылок.
Индетерминизм – филос. учение и методологич. позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологич. И.), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). Противопост-ся детерминизму.
Интуитивизм – идеалистич. течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания.(разновидность иррационализма)

Иррационализм – обозначение идеалистич. течений в фил-и, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный хар-р бытия.

Истина – адекватное отображение объекта познающим субъектом, каким он (объект) существует сам по себе, вне человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирич. опыта, понятий, идей, суждений, теорий и целостной картины мира в диалектике ее развития.
Категории – в философии предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.
Категорический императив – основной закон этики Канта: “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”(формальное понимание этики); “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели никогда не относился бы к нему только как к средству”(ограничение формального понимания этики)
Конфуцианство – др.-кит. филос. школа, “ученые книжники”; Конфуций: этико-политич. учение, где рассматр-ся вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления гос-вом.
Космизм
Креационизм – религ. учение о сотворении мира Богом из ничего. Характерен для теистич. рел: иудаизма, христианства, ислама.
Майевтика – метод философствования Сократа. Беседуя, ставя все новыен и новые вопросы, побуждать других находить истину.
Материализм – одно из двух главных филос. направлений, которое решает осн. вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.
Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Мистицизм (мистика) – религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредств. “единения” с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.
Модус – 1) термин домарксистской философии, обозн. св-во предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монадология – филос. система объективного идеализма Лейбница. Учение о монадах (бестелесных “простых субстанциях”, “истинных атомах природы”, “элементах вещей”) для обоснования непрерывности психической жизни и всеобщей взаимосвязи происходящих в мире процессов.

Монизм – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения (в отл. от дуализма и плюрализма).
Народничество – идеология и движение интеллигенции, объективно отражавшие антифеод. интересы крестьянства. Соединение радикальной бурж-дем. программы с идеями утопич. социализма.
Номинализм – филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий(общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
Ноумен – понятие идеалистич. философии, обозначающее умопостигаемую сущность, предмет интеллектуального созерцания (в отл. от феномена как объекта чувств. созерцания).
Объект – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Часть объективной реальности, которая нах-ся во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практич. и познават. деятельности, отраж. св-ва объективной реальности.
Объективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма, в отл. от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
Онтология – учение о бытии как таковом; раздел филос-и, изуч. фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Основополагающая часть метафизики. Термин введен: Гоклениус 1613; закреплен в фил. системе Вольфа.
Отчуждение – социальный процесс, присущий классово-антагонистич. обществу и характеризующийся превращением деятельности человека в и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

Панлогизм – филос. принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, “сам себя познающий разум”(Гегель); разновидность идеалистического рационализма.

Пантеизм – филос. учение, отождествляющее Бога и мир. Термин “пантеист” введен: Толанд 1705; “П.” - Фай 1709
Парадигма – 1) понятие, используемое в антич. и ср.-век. философии для характеристики взаимоотношения духовного и реального мира; 2) теория (модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исслед. задач.
Патристика – термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв.(отцов церкви).
Персонализм – направление совр. философии, признающее личность первичной творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а вест мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога.
Позитивизм – филос. направление, основанное на принципе, что все подлинное, “положит.” (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных спец. наук и их синтетич. объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Термин введен: Конт 1830е.
Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение. Философия – не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в разл. жизн. ситуациях, в процессе их практич. деят-сти, протекающей в непрерывно меняющемся мире.
Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психич. процессы и мотивации. Вытеснение аффективных переживаний в бессознательное.
Рационализм - филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Реализм - филос. направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта.

Релятивизм - методологич. принцип, состоящий в метафизич. абсолютизации относительности и условности содержания познания. Отказ от преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания.
Славянофильство - одно из направлений рус. обществ. и филос. мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути историч. развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
Софиология
Софистика – 1)философское течение в Др.Греции, созданное софистами. 2)Рассуждение (вывод, док-во), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употребление ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.
Сублимация - в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900 г. в разработанной им концепции психоанализа.
Субстанция - объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, материя в аспекте единства всех форм ее движения; предельное основание , позволяющее сводить чувств, многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
Субъект - носитель предметно-практич. деятельности и познания; источник активности, направленной на объект.
Субъективный идеализм - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Схоластика - тип религ. философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к формальнологич. проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в Ср. века.

Сциентизм - мировозренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Теизм - религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс. бытия как бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в дальнейшем распоряжающейся им.
Теодицея - “оправдание бога”, общее обозначение религ.-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею “благого” и “разумного” божеств. управления миром с наличием мирового зла, “оправдать” это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введен Лейбницем в одноим. трактате (1710).
Томизм - направление в схоластич. философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление соединить строго ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчеркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.
Трансцендентальный - термин, возникший в схоластич. философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования, конечного, эмпирич. мира.
Трансцендентный - термин, возникший в схоластич. философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирич. познания мира; предмет религ. и метафизического познания.
Триада - метод филос. конструирования, в античности широко применявшийся в платонизме и неоплатонизме.
Универсалии - общие понятия. В филос. проблеме онтологич. и гносеологич. статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное.
Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Феномен - филос. понятие, означающее: 1)явление, постигаемое в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).

Феноменология - вначале, одна из филос. дисциплин, позднее - идеалистич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные хар-ки, изначальные основы познания, человеч. существования и культуры.

Философия - форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально- политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру.
Фрейдизм - общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда[психоанализ] для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом.
Экзистенциализм - или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-ой мировой войны в России(Шестов, Бердяев).
Эклектика, эклектизм, эклектицизм - соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий.
Эманация - филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной онтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням.
Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Эсхатология - религ. учение о конечных судьбах мира и человека.