birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 6 7

http://text.tr200.biz - скачать рефераты, курсовые, дипломные работы


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Избирательное право России

Реферат



по теме: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Подготовил:

Слушатель 444 группы

Карпович А.А.
Белгород - 2008 г.

План




1. Понятие, признаки, принципы и стадии избирательного процесса.


2. Порядок назначения выборов.

3. Образование избирательных округов, избирательных участков.

4. Составление списков избирателей. Регистрация (учет) избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов).

6. Предвыборная агитация.

7. Порядок проведения голосования и определения результатов выборов.

1. Понятие, признаки, принципы и стадии избирательного процесса



Избирательный процесс – это направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Данное определение содержит такие признаки избирательного процесса:

1) избирательный процесс – это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

2) избирательный процесс – деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е: лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;


3) избирательный процесс – это деятельность, направленная на избрание выборных лиц;

4) избирательный процесс – это деятельность, урегулированная процессуальными нормами. Это означает то, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом, осуществляется в определенной правовыми нормами процессуальной форме;

5) избирательный процесс – это осуществление избирательных действий с соблюдением определенных стадий. Поступательное движение избирательного процесса – его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Федеральное законодательство не содержит легального определения избирательного процесса, однако, оно встречается в региональном законодательстве. Так, Избирательный кодекс Тюменской области определяет избирательный процесс как совокупность действий граждан, избирательных комиссий, других заинтересованных органов и должностных лиц по подготовке и проведению выборов в соответствии со стадиями избирательных действий, установленных федеральным законодательством и данным кодексом. Согласно Избирательному кодексу Свердловской области избирательный процесс – это регламентированная законодательством Российской Федерации и данным кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов.

Принципы избирательного процесса. Процессуально-правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса.

Основными принципами избирательного процесса являются:

1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами избирательными комиссиями.


Для проведения выборов создаются специальные органы избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, – единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2) непрерывность и поступательность избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов (это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными). Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.

Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом (например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата);

3) законность. Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.

4) гласность (открытость). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав.


5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения – у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов.

Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;

6) документальность. Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требования к их форме и содержанию.

Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах голосования.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов;

3) образование избирательных участков;

4) составление списков избирателей;

5) формирование избирательных комиссий;

6) выдвижение и регистрация кандидатов;

7) предвыборная агитация;

8) голосование;

9) подсчет голосов, установление итогов голосования;

10) определение результатов выборов и их опубликование.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

2. Порядок назначения выборов
Стадии избирательного процесса – это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание – соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного лица) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов.

Основанием назначения очередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа.

Основанием назначения внеочередных (досрочных) выборов является досрочное прекращение полномочий выборного органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий, как правило, не имеют значения для избирательного права. В соответствии с п. 2 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области досрочные выборы депутатов областной Думы назначаются Губернатором Белгородской области.


Еще одним основанием назначения досрочных выборов является в соответствии с ч. 12 ст. 71 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» одновременное выбытие нескольких депутатов в период, когда проведение дополнительных выборов не предусмотрено, а законодательный (представительный) орган государственной власти или местного самоуправления, остались в неправомочном составе.

Основанием назначения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Так, согласно п. 4 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом местного самоуправления. Дополнительные выборы, если это предусмотрено федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, могут не назначаться, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года. Такие нормы предусмотрены Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», рядом региональных законов.

Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (все кандидаты по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

4) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов – государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица).


Субъектами такого права в Российской Федерации являются:

1) Президент Российской Федерации – назначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

2) Совет Федерации – назначает выборы Президента Российской Федерации;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации – назначают выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а в большинстве субъектов Российской Федерации также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) – назначают выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) представительные органы местного самоуправления – назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы местного самоуправления – назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7) избирательные комиссии – в случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

8) суды.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии.


В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (ст. 9) закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае, когда решение о проведении выборов принимает избирательная комиссия, это решение должно быть опубликовано не позднее, чем через 7 дней со дня истечения пятидневного срока опубликования решения о назначении выборов, которое не было принято уполномоченным на то органом (должностным лицом). Пятидневный срок в данном случае отсчитывается с последнего дня срока, в течение которого уполномоченный орган (должностное лицо) должен был издать акт о назначении выборов.

Досрочные выборы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица. Сроки опубликования решения о назначении выборов аналогичны срокам опубликования решения о назначении очередных выборов.


Срок проведения выборов (голосования). От срока назначения выборов следует отличать срок проведения выборов (голосования), т.е. определение даты голосования на выборах – основное содержание акта о назначении выборов.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве сложились различные варианты закрепления требований к определению даты голосования на очередных выборах:

1) ч. 5 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области устанавливает, что днем голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы нового созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана областная Дума. При такой законодательной регламентации дата голосования всегда известна заранее, однако, акт о назначении выборов все равно издается, так как он, как было показано выше, имеет значение не только для установления даты голосования;

2) установление даты голосования относительно даты голосования на предыдущих выборах данного органа (должностного лица). Так, Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.


Что касается повторных выборов, то Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, которые предусмотрены законом. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее, чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.


  1. Образование избирательных округов, избирательных

участков
Избирательный округ – это территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица) (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Закон закрепляет пять признаков избирательного округа:

1) территориальный принцип образования. Он означает, что избирательным округом может быть только территория и никакие другие единицы;


2) выборные лица в избирательном округе избираются гражданами. Это означает, что недопустимо образование избирательных округов из ненаселенных территорий. Избирательным округом является только территория, на которой проживают граждане Российской Федерации;

3) в избирательном округе выборные лица избираются гражданами непосредственно. Это является выражением принципа прямого избирательного права;

4) от избирательного округа избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). Этот признак определяет состав избираемых населением от избирательных округов субъектов;

5) избирательные округа образуются в соответствии с федеральным и региональным избирательным законодательством, никакие иные акты не могут регулировать порядок образования избирательных округов, устанавливать требования, предъявляемые к их образованию.

Классификация избирательных округов. Избирательные округа можно разделить по количеству избираемых лиц на одномандатные и многомандатные, по принципу, лежащему в основе их образования, на территориальные и административно-территориальные. В качестве дополнительной классификации используется деление избирательных округов по виду избирательной системы, используемой на выборах депутатов в округе, – на мажоритарные и округа, в которых используется пропорциональная избирательная система.

Одномандатный избирательный округ – это округ, в котором избирается один депутат. Одномандатные округа образуются при использовании мажоритарной избирательной системы. Всегда одномандатным является избирательный округ, в котором избирается Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, глава или иное выборное должностное лицо муниципального образования.

Многомандатный избирательный округ определяется в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях…» как избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. Это означает, что в избирательном бюллетене напротив каждого кандидата помещается квадрат, в котором избиратель проставляет знак, свидетельствующий о том, что он голосует за данного кандидата. Выборы в многомандатном округе также проводятся по мажоритарной избирательной системе, но в отличие от одномандатного округа, избиратель обладает количеством голосов, равным числу депутатов, подлежащих избранию в многомандатном округе.


Отдельную проблему составляет сочетание использования одномандатных и многомандатных избирательных округов на одних и тех же выборах и соблюдение при этом принципа равного избирательного права. Данный вопрос рассматривался Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области». Конституционный суд отметил, что использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также – при соблюдении пропорциональности представительства – наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов.

По принципу, лежащему в основе образования избирательных округов, выделяется два вида округов. Территориальные избирательные округа образуются на основе средней нормы представительства избирателей, т.е. равенства по числу избирателей. Предъявление данного требования к избирательным округам исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного представительства; равенство избирательных округов выступает, таким образом, с одной стороны, реализацией, а с другой стороны, гарантией принципа равного избирательного права.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предъявляет к территориальным избирательным округам следующие требования. Во-первых, это примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей, а при образовании многомандатных избирательных округов – примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей (для одномандатных округов) или от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в избирательном округе (для многомандатных округов), не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает два исключения из данного правила:


- при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы федеральным законом может быть установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта федерации. Именно таким образом регулирует вопрос образования избирательных округов Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

- при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать предел в 10 (15) процентов, но не должно быть более 30 процентов. Данная норма призвана гарантировать представительство этих народов в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Это правило, с одной стороны, нарушает принцип равного избирательного права, но с другой стороны, является своеобразной реализацией гарантии прав коренных малочисленных народов, содержащейся в ст. 69 Конституции Российской Федерации.

Вторым требованием к территориальным избирательным округам является единство территории – не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Исключения из этого правила могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такими исключениями в соответствии с региональным избирательным законодательством являются случаи образования избирательных округов в труднодоступных и отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов, присоединение к округу закрытых административно-территориальных образований, территорий воинских частей, расположенных вне пределов населенных пунктов, сообщение с которыми осуществляется через территорию другого округа.

Наконец, согласно Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…», при соблюдении вышеуказанных требований, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.


В основе образования административно-территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное устройство (деление) субъектов Российской Федерации.

Порядок образования избирательных округов. В случае, если территория, на которой проводятся выборы, делится на несколько избирательных округов, к порядку их образования федеральным и региональным законодательством предъявляются определенные требования.

Не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (соответственно уровню выборов), а также командиры воинских частей представляют соответствующей избирательной комиссии данные о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов. Схема включает в себя обозначение границ избирательных округов, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (а в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, – также обозначаются границы данной части территории), номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Схема избирательных округов определяется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию избирательных округов федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Образование избирательных участков. Избирательные участки – это территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования. В пределах избирательного участка образуется участковая избирательная комиссия, которая организует голосование избирателей на выборах, осуществляет подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на избирательном участке.


По общему правилу, избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах. При этом границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Таким образом, общим принципом, лежащим в основе образования избирательных участков, является территориальный принцип.

Исключения из общего правила касаются избирательных участков, образуемых за пределами территории Российской Федерации, в местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, в воинских частях.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, образуются в случае проведения выборов в федеральные органы государственной власти руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. При этом требование о предельном числе избирателей на избирательном участке может не применяться.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях избирательные участки образуются в срок не позднее, чем за 30 дней, в исключительных случаях – не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.
4. Составление списков избирателей. Регистрация (учет) избирателей
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. утверждено Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.


Государственная система регистрации (учета) избирателей создается с целью обеспечения гарантий избирательных прав при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков, проведении иных избирательных действий.

Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данный факт устанавливается на основе регистрации, однако ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (ч.2 ст.3 Закона). Следовательно, отсутствие регистрации не должно служить препятствием для реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.



следующая страница >>