birmaga.ru
добавить свой файл

1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «конфликтология»

Психология развития конфликта

Выполнил:

студент 2 курса

группы «ЗЗК-109п»

Мартынова

Наталья Александровна

Проверил:

д.п.н., профессор

Морозов А. В.

Москва

2012

Содержание


Содержание 3

Введение 4

4

1.Основные периоды и этапы развития конфликта 5

2. Причины и классификация конфликта 9

3.Развитие конфликта 11

Заключение 17

Список используемой литературы 18


Введение


Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

Целью данной работы является выявление основных стадий конфликта. Мною была предпринята попытка решить следующие задачи: исследовать этапность конфликта, выявить способы разрешения конфликта, рассмотреть на примере конфликта в организации его протекание.

Объект работы- конфликт как «социальный процесс».

Предметом работы являются особенности развития конфликта.

Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы - начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.



1.Основные периоды и этапы развития конфликта


Начало конфликта определяется первыми актами противодействия сторон.

Считается, что конфликт начался при условии одновременного наличия трех условий1:

первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (действия - физические движения, передача информации);

второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

оппонент начинает соответствующие действия против первого участника.

Если одна из сторон конфликта начинает агрессивные действия, а вторая выбирает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон лишь задумывает конфликтное взаимодействие, т.е. действует в своем воображении, а не на самом деле.

Окончание конфликта может иметь различные формы, но в любом случае предусматривает прекращение действий участников, направленных друг против друга.

В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы.

Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы2:

возникновение объективной проблемной ситуации;

осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;

попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;

возникновения предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречия еще не осознанны и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.

Объективные противоречивые ситуации, возникающие в процессе деятельности людей, создают возможность возникновения конфликтов, которые становятся реальностью только в сочетании с субъективными факторами. Условия перехода - осознание объективной проблемной ситуации.


Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости начать какие-то действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажением. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами).

Индивидуальность осознания зависит от уровня знаний, потребностей, особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически приводит к конфликтному противодействию сторон. Чаще они (или один из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами - убеждением, разъяснением, просьбами, информированием стороны-оппонента. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтнои ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы опасности для одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная в случае восприятия угрозы для определенных общественно важных интересов. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что существует в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

Открытый период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает3:

инцидент;


эскалацию конфликта;

сбалансированное противодействие;

завершение конфликта.

Инцидент - это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу.

Если привлеченных одной из сторон ресурсов достаточно для соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые стимулы для дальнейших действий.

Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе - борьба разжигает эмоции - эмоции увеличивают ошибки восприятия - это ведет к интенсификации борьбы т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта». Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия для достижения согласия еще не начинаются.

Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.

Латентный (послеконфликтный) период включает два этапа: частичную нормализацию отношений оппонентов и полную нормализацию их отношений4.

Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции. Происходит коррекция самооценки, уровня притязаний, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.


Полная нормализация отношений наступает в момент осознания сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.

В конфликте можно выделить период, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей линии, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.

2. Причины и классификация конфликта


Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Классификация конфликтов5:

По действию на функционирование группы:

Конструктивные

Деструктивные

По содержанию:

Реалистические

Нереалистические

По характеру участников:

Внутриличностные

Межличностные

Между личностью и группой

Межгрупповые

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

Причины конфликтов — важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.

Определяют четыре основных группы причин6.


1. Объективные причины.

2. Структурно-управленческие, или организационные.

3. Социально-психологические факторы.

4. Субъективные причины.

Внешние обстоятельства, стереотипы поведения, социальное положение индивида, образ жизни — примеры объективных факторов возникновения конфликта. Существующая в обществе договоренность или нормативно-правовая база способна стать причиной конфликтов в обществе, если она недостаточно разработана, не учитывает всего многообразия возможных ситуаций в межличностных взаимодействиях, имеет слабую регулирующую функцию.

Вторая группа причин включает структурные, функциональные, ситуативные причины конфликтов. В этом случае конфликты возникают в связи с плохо организованной деятельностью индивидов. Структура организации не соответствует предъявляемым требованиям, влияет на слабую функциональность, поэтому провоцирует конфликты внутри коллектива и между трудовыми группами. Управленческие ошибки вызывают ситуации возникновения конфликтов. Наслоение управленческих промахов усугубляет напряженность в организации и приводит к конфликтам.

Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, — социально-психологические факторы.

Например, психологическая система человека устроена таким образом, чтобы оптимальным образом регулировать всю поступающую к индивиду информацию. Поэтому в межличностных отношениях люди теряют или искажают информацию, поступающую в коммуникации. Этот естественный процесс не зависит от человека, но может спровоцировать конфликты. Несоответствие занимаемых индивидом ролей в процессе взаимодействия относится к третьей группе причин.

Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.


Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.

3.Развитие конфликта


Развитие конфликта есть процесс его перехода от неполного к полному конфликту, с последующим его завершением (разрешением и затуханием). Это включает качественные изменения субъектов и основы конфликта, усложнение форм противоборства, нарастание его интенсивности, расширение поля конфликта и масштабности борьбы. В противоположность охарактеризованному поступательному процессу развития конфликта, в общественной жизни также закономерно нисходящее развитие (затухание) конфликта. Это переход полного или неполного конфликта из явного, открытого в латентное, потенциальное состояние или же в гармонию взаимоотношений. Примером процессов подобного рода служат конфликты, которые, раз возникнув, затем консервируются и становятся либо латентными, либо уступают место согласию, гармонии.

Различаются следующие стадии конфликта: возникновение, развитие и завершение (разрешение, затухание). Поскольку содержание процесса развития конфликта связано с переходом от неполного к полному конфликту, следует остановиться на этих понятиях. Неполный, или иначе — неполномасштабный, конфликт характеризуется слабо структурированными интересами; неполностью идентичными группами конфликтующих, немассовым характером противоборства, невысокой степенью институционализации и слабой легитими-рованностью. Полномасштабный конфликт — это такой, в котором интересы сторон манифестируются, субъекты полностью выявлены, отчетливо выражен предмет конфликта и его массовый характер, в основном сложилась стратегия и тактика противостоящих сторон. В демократическом обществе полномасштабный конфликт в достаточной степени легитимирован и институционализирован, что выражается в наличии и функционирований разнообразных движений, партий, общественных объединений, групп давления, создаваемых на законном основании.

Развитие конфликта — это прежде всего качественное изменение основы взаимодействия конфликтующих субъектов. Поясним данное понятие. Оно обозначает социальную систему или подсистему, ее отдельные элементы, на базе которых разворачивается конфликт. В основу конфликта мы включаем противоречие, порождающее конфликт, — предмет противоборства. Основа конфликта есть совокупность отношений, связывающих противоположные стороны в некоторое единство и вместе с тем обусловливающих их взаимоисключение.


Для межклассовых конфликтов — это социальная структура данного общества; для межгруппового — взаимоотношения в пределах общности, составными частями которого являются группы.

Для внутригосударственного конфликта — внутригосударственные связи и отношения. Словом, конфликтное взаимодействие, как ранее отмечалось, — это борьба, развертывающаяся внутри определенного социального единства. Последнее составляет основу конфликта, разрушается основа — исчезают (гибнут) конфликтующие субъекты. Борьба феодалов и крепостного крестьянства привела к гибели обоих классов и самой феодальной системы. Но сохранилось общество как совокупность разнообразных отношений между людьми. На месте старых классов сформировались новые, и, соответственно, сложились иные отношения: сотрудничество и противоречия, перерастающие в новые конфликты7.

Развитие конфликта связано не только с изменением его субъектов и основы, но также ведет к изменению связей между конфликтующими сторонами и социальной средой, в которой происходит противоборство в большей или меньшей мере, частично или полностью. К этому стремится либо только одна сторона, либо — обе. Такая направленность конфликта особенно отчетливо проявляется в ситуациях переходного периода. Например, борьба либерально-демократической правящей элиты с соци-алистической оппозицией направлена на коренное преобразование страны, ее капитализацию. Оппозиция же стремится сохранить основу прежнего строя, а затем модернизировать с учетом достижения современного прогресса. По сравнению с периодом так называемой перестройки произошло изменение основ конфликта между демократическими реформаторами и коммунистами, что предопределяло переход его в новое качественное состояние. Первоначальный этап конфликта заключался в борьбе либерально-демократических сил против советской системы и главного ее политического носителя — КПСС. Последняя же выступала, естественно, за ее сохранение. После того, как система была разрушена, а главный ее субъект ликвидирован, возникла иная основа и иная направленность конфликта. Со стороны пришедших к власти либерально-демократических сил борьба «против» сменилась на борьбу «за». Со стороны социалистических сил (теперь они превратились в оппозицию) конфликтное действие нацелено против утверждающегося капитализма, но за сохранение еще оставшихся островков социализма (госсектора и коллективных хозяйств в экономике, бесплатной системы обучения и здравоохранения и др.). Новый этап конфликта, ознаменованный изменением его основы и соотношения противоборствующих сил (доминирование социалистических сил сменилось доминированием либерально-демократических), предшествует этапу затухания конфликта, если бы он разрешился. Возможные варианты подавления конфликта доминирующей стороной, разумеется, не ведут к его затуханию, а делают противоречие скрытым, латентным.


Описанный процесс преобразования основного российского конфликта не всеми понимается адекватно. Еще немало бывших коммунистов, ветеранов труда и войны, а также других групп населения старшего и среднего возрастов считают, что они живут в советской стране, и борьба коммунистических сил против радикалов-демократических реформаторов есть борьба за сохранение советского социалистического строя. Любопытный случай произошел при вручении ордена Жукова президентом РФ группе генералов-участников Великой Отечественной войны. Один из награжденных произнес8:

«Служу социалистической России!». Это, по-видимому, немало удивило Президента.

Непонимание нынешнего характера и направленности основного конфликта в стране наблюдается и среди либеральных демократов. Политолог А.Кива достаточно точно охарактеризовал эту ситуацию. Он, в частности, пишет: «Так ли уж случайно, что среди тех, кого относили к демократическому лагерю, царит полный разлад? Я полагаю, что здесь проявляется та же закономерность, что и в развитии либеральной демократии, рухнули опоры, на которых покоилось раннедемократическое движение. Борьба «против» (против власти коммунистов) закончилась, надо бороться «за», а «за» у разных сил либо разное, либо туманное, неопределенное. Отсюда нередко то или иное демократическое движение ради самосохранения поворачивает ... колею «против», кто бы ни был у власти».

Интересно объяснение глубинной причины изменения поведения представителей демократического движения: «на первый план все больше выдвигается, а где-то уже давно стал доминирующим интерес. Какой же? Государственный, общенациональный? Отнюдь. Будучи участником реформаторско-демократическрго движения, А.Кива с сожалением замечает: есть «объективная реальность», а «не аномалия», ее «надо принимать таковой, какая она есть, — видение национальных интересов России, по крайней мере, немалой частью правозащитников ограничивается интересами связей с Западом». Сегодня не меньшее значение, чем экономический и социальный интерес, имеет «интерес личностный, скажу огрубляя, — карьерный». Ему не уступает интерес корпоративный, клановый, общинный. Автор, по-видимому, оправдывает тех демократов, которые боролись против советской власти во имя «карьерных», «корпоративных», «клановых», «личностных» интересов. Рядовому гражданину, поверившему таким «борцам» за демократию, за права человека, приходится только, обыденным языком выражаясь, «чесать затылок».


Говоря о внутренних, субъективных факторах влияния на развитие конфликта, надо иметь ввиду, во-первых, характер мотивации противостояния, в частности, преобладание тех или иных мотивов — правовых или нравственных, экономических или социально-политических стимулов, ценностных ориентации, рациональных или эмоционально-психологических мотивов, традиционных установок или примера лидера. Различия в интенсивности конфликтных действий при доминировании каких-либо из отмеченных мотивов реальны. Жесткость противоборства, связанного с властью, с ее приобретением, удержанием или перераспределением, объясняется чаще всего не амбициями субъектов, не природным влечением властвовать над другими, хотя это и имеет значение, а тем, что здесь, как нигде, в большей степени проявляются интересы общественные, корпоративные, личные. Чем же еще, как не стремлением любыми средствами удержаться у власти и быть ее главой, объясняется обострение конфликта между законодательной и исполнительной властями России, доведенное до кровопролития (сентябрь-октябрьские события в Москве, 1993 г.).

Во-вторых, на динамику конфликтов влияют субъективное восприятие противоборства и типы поведения конфликтующих. В числе последних следует отметить поведение агрессивное, склонное к компромиссу, поведение с тенденцией к подчинению, к принятию позиции противоположной стороны, стремление к уходу от конфликта (бегству от него).

Эволюция конфликта связана с воздействием на него как исторических и культурных традиций, так и менталитета народа. Для России это особенно характерно, радикализация социальных коллизий здесь всегда была опосредована спецификой менталитета. Это отмечалось многими исследователями. Н.Бердяев, описывая особенность национального сознания россиян, отмечал их склонность к анархии и, вместе с тем, покорность власти. «Русский народ, — отмечал философ, — всегда смотрел на власть как на зло и тем не менее был покорен государству. Он либо бунтует против государства, либо покорно несет его гнет».


Политическая культура общества — один из важных факторов, влияющих на ход конфликтов. Законопослушность граждан и правящих кругов создает предпосылку для управляемого развития возникающих противоречий. Совсем другая ситуация имеет место в условиях, когда нарушение законов, в том числе Конституции, становится постоянной практикой властей и «хорошим» тоном граждан.

Развитие конфликта — не плавный процесс, а противоречивый, ибо он есть само противоречие в его острой форме. Сочетание и сменяемость конструктивного и деструктивного направлений, умеренных и острых форм противоборства, разрастания и мельчания конфликта, управляемости и стихийности процесса, доминирование рационального и иррационального моментов в борьбе противоположностей — все это характеризует сложную картину развития и завершения конфликтов. В ходе углубления конфликта усложняется взаимодействие сторон, имеет место переплетение различных конфликтов, наслоение их друг на друга, что ведет к их взаимному усилению. Характерные для нашей страны в настоящее время конфликты, связанные с приватизацией, безработицей, с конверсией ВПК, противостоянием властям работников, труд которых оплачивается из госбюджета на более низком уровне, чем стоимость жизни, тесно взаимосвязаны между собой и взаимостимулируют свое обострение.



Заключение

Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива. Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безличный характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, делают необходимым тщательно проанализировать весь ход конфликта установить его возможные причины, структурные элементы и последствия.



Список используемой литературы


1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. -М.: 2009. – 332 c.
2. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: д-ра психол. наук.- СПб.: 2005. – 432 c.

3. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. -М.: 2006. – 320 c.

4. Основы конфликтологии: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Кудрявцева. -М.: 2007. – 430 c.

5. Ламанов И.А. Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения: канд. психол. наук.- М.; 2008. – 228 c.

6. Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: 2007. – 398 c.

7. Олейник А.Н. Основы конфликтологии.- М.: 2008. – 265 c.

8. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. –М.; 2006. – 245 c.

9. Съедин С.И. Основы управления.- М.: 2006. – 229 c.

10. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.

Интернет ресурсы

11.http://psyznaiyka.net/conf-rechenie.html?id=2

12.http://progressman.ru

13. http://psyterra.spb.ru/moreinfo/conflicts/data/ic_moreinfoconflicts/2/
Реферат, по-прежнему, выполнен не в полном соответствии с рекомендациями кафедры:
в тексте не везде, где это необходимо, имеются ссылки на используемую литературу, что является откровенным плагиатом (а те, что представлены, оформлены не в соответствии с рекомендациями);
данный текст, заимствованный из интернета, встречается мне уже далеко не впервые;
после последнего раздела, заключение, как и список литературы, должны начинаться с новой страницы.

Необходимо доработать реферат, приведя его в соответствие с рекомендациями кафедры.


1Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: 2007. – 398 c.[1]

2Съедин С.И. Основы управления.- М.: 2006. – 229 c.[2]

3Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2009. С. 32.[3]

4Ламанов И.А. Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения: канд. психол. наук. М., 2008. С. 62.[4]

5Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. -М.: 2006. – 320 c.[5]

6Основы конфликтологии: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Кудрявцева. -М.: 2007. – 430 c.[6]

7Ламанов И.А. Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения: канд. психол. наук.- М.; 2008. – 228 c.[7]

8Олейник А.Н. Основы конфликтологии.- М.: 2008. – 265 c.[8]