birmaga.ru
добавить свой файл

1
Консультация для родителей:


«Стимулируйте развитие детского творчества!»
«Порыв к творчеству может так же легко

угаснуть, как и возник, если оставить

его без пищи».

( К.Г. Паустовский)
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его решении, в умении показать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Поэтому мы, родители и воспитатели, должны сделать все возможное для того, чтобы наши дети имели возможность творить и фантазировать, имели доступ к материалам для работы и самое главное - чувствовали одобрение со стороны взрослых.

Выделите дошкольнику определенное место, где бы он мог в любое свободное время помастерить. Приобретите клей, кисточки, ножницы с тупыми концами, линейку, ластик, бумажные салфетки. Приспособьте какую-нибудь коробку и наполните ее разными бросовыми материалами (кусочками ткани, тесьмы, фантиками, коробочками и др.) Осенью всей семьей соберите природный материал (шишки, веточки, листочки и пр.) Для работы детям понадобится цветная альбомная бумага, оберточная, тонкий картон. По чаще мастерите с ребенком поздравительные открытки и сувениры для родственников, подарки для малышей и друзей, елочные украшения, приобщите их к оформлению семейных праздников.

Предлагайте ребенку коробки разного размера и формы, пусть превращает их во что хочет (животные, машины, терема и пр., приклеивая вырезанные детали.

Сложенный пополам бумажный квадратик как по волшебству превратиться во что угодно. Приклеишь окошки - получится домик, добавишь колеса - будет автобус. А если к половине квадратика приклеить с одной стороны головку, а с другой хвостик, получится любая зверушка или птичка. Аналогично можно использовать разные по длине и ширине полоски.

Покажите, как куску поролона придать округлую форму. Приклеив к ней детали из синтепона, ткани, перетянув тесьмой, дошкольник может смастерить любую игрушку.


Соберите побольше пластмассовых бутылок, картонных коробок, разных упаковок. Посоветуйте ребенку построить из них древний город, Луна - парк или все, что подскажет воображение.

Из всевозможного мелкого, бросового материала (пластмассовые пробки, металлические гайки, деревянные палочки от эскимо и пр.) можно создавать необычные коллажи, сюжетные картины.

Из скошенной травы можно плести венки, пояса, браслеты, делать фигурки человечков, животных.

Очень важно регулярно просматривать с детьми все то, что им удалось сделать. При этом нужно демонстрировать искреннюю заинтересованность, положительно оценивать творческую инициативу ребенка независимо от полученного результата.
Развитие детского творчества

в союзе с родителями.

« Истоки способностей и дарований детей

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский
Главным фактором, определяющим развитие творческих способностей ребенка, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослым, позиция, занимаемая по отношению к ребенку.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков.

Одно из важных условий развития творческих способностей у детей – создание атмосферы благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Первый шаг на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Родителям необходимо помнить, что критические высказывания в адрес детей и создания у них ощущения, что их предложения неприемлемы или даже глупы – самое вредное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, необходимо относиться с уважением. Более того, следует поощрять, детей в их попытках бороться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию, настойчивость, стремление доводить дело до конца.


На занятиях по развитию творческих способностей необходимо задавать детям как можно больше вопросов открытого типа, обращать внимание на взаимоотношение с детьми (если в семье есть еще другие дети), ему необходимо обладать соответствующими навыками общения и сотрудничества. Поэтому для родителей важно развивать способности взаимодействовать с окружением.

Занятия художественным трудом предоставляют детям широкие возможности для знакомства с различными материалами (карандаш, краски, глина). Это разнообразие материала побуждает детский интерес к восприятию отдельных предметов, желание выразить, продемонстрировать их опосредованно, с помощью изобразительных средств. Различные материалы, с которыми ребенок соприкасается случайно или с чьей либо помощью, вызывает у него стремление потрогать, изучить и исследовать их на практике. Эффект, возникающий в результате такого исследования, доставляет ребенку большую радость, стимулирует его желание к дальнейшему обогащения и расширения своего опыта.

Самое ближайшее социальное окружение, которое являются для маленького ребенка семья, детский сад и школа, оказывает решающее воздействие на целенаправленное формирование гармонической личности. В семье и дошкольном коллективе ребенок впервые познает самого себя и мир вокруг.

Важным моментом творческого развития детей являются условия, при котором задается общее направление, согласованность в действиях учителя и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребенка, как бы они просты ни были. В семье, как нигде, осуществим индивидуальный подход к ребенку, который стремиться утвердится в художественной практике; поэтому важно сотворчество родителей и ребенка.

Родители должны помочь маленькому человеку увидеть все, чем богата природа, например: собирать различные листья, травинки, цветы. И делать это обязательно вместе, можно предложить ему вырезать из белой бумаги прямоугольные карточки и приклеить к ним свои находки. Из таких карточек со временем составится своеобразное лото. Играя в него, ребенок хорошо запомнит, с какого дерева или кустарника взят тот или иной листочек.


А вот и коврик из разноцветных полосок для куклы или медвежонка он сможет и самостоятельно. Очень просто сделать и другой коврик: на кусочек бумаги одного цвета наклеить узкие и широкие бумажные полосы других цветов.

Хороший союз родителей и детей можно наблюдать при оформлении семейных торжеств. Надо в игровой, занимательной форме заинтересовать малыша в подготовке праздничного события и помочь выполнить задуманное. Нередко случается, что и сами дети « зажигают» взрослых своей активностью и выдумкой. В любом случае сотворчество очень полезно. Детям надо предлагать задания по конкретной тематике, но с возможностью творческих доработок праздничных композиции ( типа: « раскрась, дорисуй, вырежи сам, оклей, подбери так, чтобы было красиво, придумай».)

Дети очень любят лепить, преобразовывая одну форму в другую, превращая бесформенный кусок пластилина в зверька, лодочку, корзинку. Они получают большое удовольствие, когда с ними занимается кто- то из старших – родители, воспитатель. Лепка не только развивает художественные способности детей; она воспитывает усидчивость, умение сосредоточенно и увлеченно заниматься каким – то делом, учит мелким, точным движениям пальцев, тренирует глазомер.

Во многих семьях традицией стало к праздникам и торжествам дарить взрослым подарки – сувениры. Дети вместе со взрослыми придумывают много интересных и оригинальных поделок. Многое можно сделать дома, в кругу семьи, привлекая к интересной работе всех членов – и детей, и взрослых. Любое изделие, выполненное ребенком,- это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и главное, желания сделать хорошо и красиво, чтобы подарок понравился.

Необходимо также заметить, что, прежде всего, родителям и педагогам, очень важно развивать, верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое создадут взрослые, ребенок сможет взять все то, что ему необходимо.

Семья и школа – та основная внешняя среда, которая должна по содержанию оказывать одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение, например, мастерить, не угасало, а переросло в навык, в привычку. Только творческий союз школы и родителей, различные формы тесного совместного сотрудничества, творческого общения, постоянной связи на началах взаимного доверия и взаимного уважения могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.


Творчество – самый мощный импульс в развитии не слышащих детей. Творчество требует от детей компетентности в той области, в которой она хочет творить, необходимо для дальнейшего развития и социализации этих детей.

Ещё одной из основных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся с нарушением слуха предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию познавательных задач , под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования деятельности, к использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности.

Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребенка.

Важным моментом художественного развития детей являются условия, при которых задается общее направления, согласованность в действиях родителей и школы. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и группе, уважительное отношение к художественным проявлениям ребенка как бы просты и наивны они не были. В семье, как нигде, осуществим индивидуальный подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике; поэтому особенно важно сотворчество родителей и ребенка, помочь взрослых в его изобразительной деятельности. В современной семье есть реальные возможности для приобщения ребенка к выполнению различных художественных украшений, предложить ребенку участвовать в творческой тематической выставке. И дома и в детском коллективе ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд – это частица большого интересного дела, которая приносит радость всем.


И наконец, стремясь развивать познавательные способности в ребенке, взрослому, можно воспользоваться полезными советами американского психолога в этой области Д. Треффингера:

- не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо.

- не делайте скоропалительных допущений; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

- не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

- научитесь не торопиться с вынесением суждений.

- приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

Дети, с которыми родители ежедневно занимаются, развиваются быстрее своих сверстников, чьи родители думают, что придет время и ребенок научится всему сам.

Очень важны занятия с детскими ручками, которые способствуют развитию интеллекта, художественного вкуса и подготовки руки к овладению в будущем письму.

Постепенно знакомьте малыша со всеми видами творческой и игровой деятельности, а затем чередуйте их, отдавая предпочтение тому, что больше всего нравится вашему ребенку.

Какие условия нужно приготовить ребенку

дома для творчества?
• Это место, где ребенок творит. Помните, что свет должен падать с левой стороны и место должно быть хорошо освещено. Следует следить за осанкой. Проверьте, соответствует ли стол и стул росту ребенка.

• Для аппликации детям нужно давать ножницы, клей, кисть из жесткой щетины или клей-карандаш, мягкая тряпочка и небольшая клеенка.

• Для занятий лепкой должна быть доска. Хорошо для этого использовать дощечку из пластика, которую можно легко протереть. Приучайте ребенка не разбрасывать комочки пластилина по полу, а лепить только на доске.

• Для рисования приготовьте акварель или гуашь, кисти разных размеров, фломастеры, карандаши, восковые мелки.

• Соберите с детьми природный материал: листья, шишки, каштаны, веточки, кусочки коры, мох, семена и опилки.


• Из них сделайте оригинальную композицию.
Чтобы детское творчество было и развивающим – давайте им обучающие задания для развития памяти, внимания. Дети любят рисовать - почему бы не воспользоваться этим? Сначала запоминается рисунок (образное изображение предмета, явления, буквы, текста), а потом, по ассоциации с ним, не трудно будет вспомнить соответствующую ему информацию. Происходит это потому, что к работе автоматически подключается воображение, внимание, мелкая моторика. При этом хорошо рисовать совершенно не обязательно – изображение может быть очень схематичным. Занимаясь по этой методике, даже самый неуверенный в себе ребенок преодолевает «рисовальный барьер», свободно выражает в рисунке свои мысли, чувства. Для внимательных и чутких родителей это прекрасная возможность понять внутренний мир малыша.
Вот некоторые задания для развития памяти, образного мышления, воображения:
• «Оживи фигурку»

Предложите детям дорисовать простую или сложную форму (овал, кружок на палочке, кляксу) до определенного образа.

• «Волшебные предметы»

Предложите оживить изображение обычных предметов (стула, кастрюли, холодильника) путем дорисовывания деталями, глазками, мордочкой, ножками.

• «Живые буквы»

Предложите нарисовать вместе с вами свои «трудные» буквы и попытайтесь их «оживить».

• «Дорисуй фигурку»

Взрослый рисует любую линию, а ребенок дорисовывает, чтобы получился законченный рисунок.