birmaga.ru
добавить свой файл

1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФБГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Кафедра русского языка и литературы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Речевая коммуникация»

Вариант 6

Выполнил студент гр. БСОз-11-01 М.А. Иванов

Проверил профессор,доцент,ст.преп.,преп. М.И. Петрова

Уфа 2013

Вариант 6
Задание 1.
Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста, и подтвердите их наличие примерами из текста.
1. И вот подошла к нам беда: стали кулаками звать. Все у нас забрали: хлеб выгребли, скот угнали, сани, телеги... Даже корыта. Кадки, что солили грузди, – все по себе эти воры растащили. Даже одежду – и ту всю на торгах продали. И оставили нас с бабушкой 96 лет.

Разговорный. Разгово́рная речь — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

2. Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве этих программ даже не было слова «культура». Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука.

Газетно-публицистический. В этом стиле реализуется языковая функция воздействия (агитации и пропаганды), с которой совмещается чисто информативная функция (сообщение новостей). В публицистических произведениях затрагиваются вопросы весьма широкой тематики – актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта. Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати (газетах, журналах), политических выступлениях, речах и собраниях.

Задание 2. Обоснуйте гибридность данного текста. Как называется такое явление?
Илья Сергеич Пеплов и жена его Клеопатра Петровна стояли у двери и жадно подслушивали. За дверью, по-видимому, происходило объяснение в любви.

– Клюет! – шептал Пеплов. – Смотри же Петровна, как только заговорят о чувствах, тотчас снимай со стены образ и идем благословлять... Не отвертится тогда, пусть хоть в суд подает.

– Вовсе я не писал вам писем! – говорил учитель чистописания Щуплов.

– Ну да! Будто я не знаю вашего почерка! – хохотала девица, манерно взвизгивая. – Я сразу узнала! И какие вы странные! Учитель чистописания, а почерк как у курицы!
Задание 3. Разграничьте в следующих примерах гиперболу, олицетворение, перифразу, сравнение.
1. Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик.

Перифраза - троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова.

2. Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. Сравнение – троп, близких к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.

3. И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени.

Гипербола - образное словоупотребление, основанное на преувеличении; олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы.

4. Солнце русской поэзии закатилось.

Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова.

5. Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин.

Гипербола - образное словоупотребление, основанное на преувеличении.
Задание 4. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах (оксюморон, антитеза, парцелляция)?
1. Недоверчивость – мудрость дурака.

Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.


2. Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги. Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей.

3. Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег.

Парцелляция – это особе членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности.

Задание 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент речи. Определите, какие приемы привлечения внимания использованы в начале (конце) речи.
Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом.

Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех – и белых, и красных. Ведь все мы – россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.

Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!
Задание 6. Определите тип связи в тексте.

Молекулярные цеолитовые сита. Катионы довольно подвижны и обычно могут в той или иной степени обмениваться на другие катионы. Цеолиты являются кристаллическими водными алюмосиликатами, они относятся к группе каркасных алюмосиликатов. Каркасы цеолитов содержат каналы и сообщающиеся между собой полости, в которых находятся катионы и молекулы воды.

Задание 7. Определите способ изложения материала в тексте (индуктивный, дедуктивный, концентрический, исторический, ступенчатый).

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Индуктивный способ (от лат. inductio – наведение) – изложение материала от частного к общему, от фактов к некоторой гипотезе.
Задание 8. Определите, какая максима соответствует данному примеру (скромность, вежливость, такт, одобрение, полнота информации).
А вот если из вашей зарплаты или пенсии будут брать деньги на эту помощь, вы и тогда будете «за»?
Задание 9. Определите, к какому виду служебно-делового общения относится следующий фрагмент текста (деловые переговоры, интервью, презентация).

Добрый день, дорогие друзья! Давайте познакомимся: меня зовут..., я работаю в компании Тяньши... и достиг (или надеюсь достичь) здесь... Вы, наверное, сегодня первый раз слушаете информацию о Тяньши? – Я вам по-хорошему завидую: на вашем месте я тоже был ... и этот день очень круто изменил мою жизнь к лучшему. Надеюсь, что сегодняшний день многие из вас также запомнят, он станет важной вехой в вашей жизни. Нам предстоит непродолжительная, но напряженная работа. Будьте внимательны! Вопросы оставьте на потом.


Презента́ция (от лат. praesentatio) — Общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации.
Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации.
Отличительной особенностью презентации является ее интерактивность, то есть создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с изображением.
Презентация — это обычно рекламный или информационный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через меню управления.
Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле.
Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видеовставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки.
Задание 10. Прочитайте рекламные слоганы. Определите, какие языковые средства выразительности в них использованы.


  • «Пора брать кассу!» (реклама кассовых аппаратов)

  • «Сядь за руль и обгони ветер!» (реклама автомобилей)

  • «Бастион» покоряется только хозяину» (реклама дверных замков)

  • Супербатончик «Финт» – только для тех, кто вправду крут!

  • «Хрустящее счастье в шоколаде «Кэдбери».


Задание 11. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.
1. Развитие малого бизнеса играет большую роль в экономике. 2. Малый бизнес благотворно отразится на нашей экономике. 3. Мы перестанем боязливо смотреть в будущее. 4. Бракованный товар навсегда уйдет с наших прилавков. 5. Мы хотим верить в достойное будущее.

Задание 12. В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова вычеркните. Как называется данное явление?

Главный приоритет, первый лидер, тоска по ностальгии.
Задание 13. Найдите ошибки, исправьте их и объясните их причину.
1. Мой дядя – самый лучший и самый добрый человек на свете. 2. Этот костюм не так велик, как тот. 3. Алена гораздо красивее Татьяны. 4. Мой сын так хочет повзрослеть, что тайком от нас бреется. 5. Выйдет, бывало, бабушка на крыльцо и кликнет нас, ребятишек.
Задание 14. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их и запишите ваш вариант предложений.
1. Хозяйка, одевшая на обнаженную шею дорогое ожерелье, привлекала восхищенные взгляды гостей. 2. Ведущий заявил, что, если бы директор сдал финансиста, это было бы подарком всей фирме. 3. Золотой век подарил нам плеяду выдающихся писателей. 4. Ни для кого не секрет, на чем зиждется мафия, но борьба с ней пока не дает видимых успехов. 5. Оконные рамы нашей фирмы обладают в неукоснительным качеством.
Задание 15. В каком словаре может быть помещена следующая словарная статья?
Будний // будничный

Общий корень – будн-; различаются наличием суффикса –ичн- во втором слове.

Будний (разг.) – не праздничный (о времени).

Будничный – постоянно окружающий человека; предназначенный для будней, повседневный, обыденный; прозаический, однообразный.

Будний (-яя, -ее, -ие) день, пора, время.

Будничный (-ая, -ое, -ые) труд, работа, дело, занятие, заботы; одежда, обувь, обстановка, темы.

Словарь паронимов адресован тем людям, для которых русский язык не является родным, а также и всем тем, кто заинтересован в повышении культуры своей речи.
Задание 16. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.
Орхидея - (греч., ср.-лат. orchideae из греч. orchis — "ядро, яйцо") — цветок растения семейства эпифитов (от греч. eri — "на, над" и phyton — "растение"), т. е. поселяющихся на других растениях;

палисадник - (фр. palissade — изгородь, частокол) — участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом);


паникер - человек, который легко поддается панике, распространяет ее;

параллель. В математике: прямая, не пересекающая другой прямой, лежащей с ней в одной плоскости;

пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — идеология сопротивления насилию ради его исчезновения;

периферия (от греч. periphéreia — окружность), местности, отдалённые от центра, окраина;

пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь;

плагиат (происходит от лат. plagiatus, от лат. plagio «похищаю») умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, технических решений или изобретений.,

полемика (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической, философской, литературной или художественной сферах. Наряду с этим понятием используются: прения и дискуссия;

провинция (слово происходит от латинского «provincia». В Древнем Риме так назывались подвластные Риму территории, находящиеся вне Апеннинского полуострова и управлявшиеся римскими наместниками, то есть иностранные территории).территориальная, часто административная, единица в пределах страны (государства)..
Задание 17. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными приведите как можно больше производных слов и запишите их.
Террор, терроризм, террорист, террористический акт;

Трасса, трассный, трассовый, теплотрасса, автотрасса, нефтетрасса, авиатрасса;

целлофан, целлофановый, целлюлоза, целлофанирование, целлофанировать;

агрессия- агрессивный, агрессор;

аккумулятор, аккумуляторный, аккумуляционный;

аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать;

аллея, аллейный;

аннотация, аннотационный, аннотировать;

аннулировать, аннулированный, аннулироваться, аннулирование, аннуляция;

апелляция, апеллировать, апелляционная комиссия, апеллирование;


артиллерия, артиллерийский, артиллерист;

масон.
Задание 18. Расставьте ударения в данных словах. Если возможны варианты, укажите их.
Ветерин`ария, зн`ачимость, возбужд`енный, звон`ишь, маркиров`ать, воспроизв`еденный, избал`ованный, медикам`ент, втр`идорога, испов`едание, м`енеджмент, гастрон`омия, `исподволь, м`из`ерный, г`енезис.
Задание 19. В каких словах перед е произносится мягкий согласный?
Эффект, интервью, картотека, пионер, синтетика, стенд, температура, фонетика, теннис, тент.
Задание 20. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени, например: ТАСС заявил.
СТО - не прошла аккредитацию, ТЮЗ - принял в эту субботу более ста маленьких посетителей, сотрудник УВД был уволен за то, что не исполнял своих должностных инструкций. ЖЭУ - предупредил жителей домов об окончании отопительного сезона, ЧП - сдал в налоговую декларацию о доходах за прошлый месяц.
Задание 21. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях, фразеологизмах и исправьте их.
Сложить руки - сложа руки, сложить ноги - ставить ноги, сложить голову – повесить голову, выйти в тираж, попасть в тираж, списать в тираж, искать ветра в поле, ждать ветра в поле.
Задание 22. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их.
1. Я не верю ни единому твоему слову, и нечего втирать мне очки! 2. Все, что сделано нашими дедами и отцами, не должно кануть в лето. 3. Дамоклов узел приближающейся ревизии с неотвратимостью навис над ним, заставляя метаться в поисках выхода. 4. Если ты достиг успеха, то не следует все же долго почивать на лаврах. 5. Музыка была для него книгой за семью печатями, и он никак не мог понять, почему другие восхищаются, слушая оперные арии или симфонические произведения.

Задание 23. Образуйте от следующих существительных форму именительного падежа множественного числа.

Катер, лекарь, веер, ворох, доктор, желоб, договор, клапан, архитектор, корпус, корректор, лацкан, лектор, прожектор, ордер.
Задание 24. Определите род данных существительных. Составьте словосочетания (с прилагательным или глаголом в форме прош. времени).
Штаб-квартира, пресс-атташе, кафе-столовая, театр-студия, платье-костюм, царь-пушка, плащ-палатка.
Задание 25. Образуйте с несклоняемыми существительными словосочетания "прилагательное + существительное".
Атташе, денди, какаду, эмансипе, сопрано, кольраби, мацони, евро, сирокко, хинди, экю, радио, метро, Дюма, мадам.
Задание 26. Раскройте скобки, употребив нужную форму фамилии. Свой ответ мотивируйте.
1. Мексиканские песни в исполнении Роситы Кинтаны. 2. Мы купили сказки братьев Гримм. 3. Нас заинтересовала скульптура Демут-Малиновского. 4. На приеме присутствовали лорд и леди Гамильтон. 5. Наталья не любила произведения Эрих-Марии Ремарк.
Задание 27. Запишите словами приведенные в предложениях имена числительные.
1. Царь Леонид с тремястами спартанцами в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск. 2. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят целых три десятых процента подведомственной территории к январю две тысячи первого года. 3. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцатью и двадцатью четырьмя часами я находилась дома, что может быть подтверждено тремя соседками. 4. На площади собралось около четырехсот человек. 5. Было решено закончить экспедицию через двадцать трое суток.
Задание 28. Раскройте скобки. Объясните слитное / раздельное написание.

1. Отец удалён из дому за провинность, за то, что как-то на даче летним вечером сделал нечто такое с роялем, от чего тот издал совершенно потрясающий звук. 2. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришёл. 3. Больше Кучум уже ни разу не говорил со мной, потому что не произносил слов без нужды. 4. Он пошёл спрятаться в самое отдалённое место в бурьяне; причем не позабыл утащить старую подошву от сапога. 5. Некрасив, безобразен, так тому и быть, но зачем всенародно мою физиономию на вид выставлять?

Задание 29. Раскройте скобки. Дайте правильное написание, используя в качестве проверочных слов синонимы.
1. Потому ли, что Жиган отрицал обвинение с необыкновенной горячностью, только Димка решил, что в виде исключения на этот раз он не врёт. 2. Насчет таковой постройки города учреждена особенная комиссия. 3. Была она модницей, щеголихой, но тут ввиду скорой смерти всё бросила и стала ходить неряхой. 4. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры. 5. У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.
Задание 30. Отредактируйте предложения, устранив ошибки.
1. Прочитав повесть Быкова, я поразился в первую очередь самим сюжетом. 2. Провожая сына на войну, он вытирал слезу, медленно катящуюся по его щеке. 3. Будучи совсем молоденькой девушкой, Татьяна почувствовала пору любви. 4. Читая пьесу, я выделял из всех героев Ларису. 5. Читая поэму, я осознаю простую истину, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, к которым мы стремились, достигая цели.
Задание 31. Перепишите, выберите нужную форму глагола-сказуемого. Объясните свой выбор.
1. Для них несколько столичных фабрик шьет костюмы. 2. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе – автор этих строк, всегда писала о победе над Германией. 3. Пресса вспоминала героев войны. 4. В течение года пять учеников школы участвовало в олимпиадах единой командой. 5. В районе строится шесть новых домов.
Задание 32. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем Н, в других – НН.
1. И мыслит он, что жизни новой пришла желанная пора. 2. От камня, брошенного в воду, далеко ширятся круги. 3. Униженная до конца, страна веселием объята. 4. Люто замороженный Петербург горел и бредил. 5. Там – оштукатуренное небо.
Задание 33. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.

1. Не гнетёт немая млечность, не тревожит звёздный страх. (не с глаг. отдельно) 2. Однако и бумажки принесли некоторую пользу. 3. Сначала показался некто рослый, самоуверенный. 4. Несмотря на обилие багажа создаётся впечатление, что все эти люди уезжают налегке. 5. Лицо твоё не огрубело от ветра. (не с глаг. отдельно) 6. Я начинаю думать, что до сих пор он был просто не понят.

Задание 34. Перепишите. Раскройте скобки.
Полусапожки, пол-яблока, пол-Америки, пол-листа, полтарелки, полбеды, полжизни, пол-оборота, пол-ящика, пол-Киева.
Задание 35. Перепишите. Раскройте скобки.
Электролампа, южноуральский, позднеспелый, северо-западный, древнерусский, горнолыжный, ветхозаветный, дом-музей, держиморда, сине-голубой.
Задание 36. Объясните слитное или раздельное написание наречий.
(Во)обще, (в, во)общем, (в)открытую обманывать, (в)силу привычки, (в)тихомолку, (в)семеро больше, (в)семером, бояться (до)смерти, (крепко)накрепко, (в)конец устал.
Задание 37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните условия выбора О / Ё.
Печ…т, ж...лоб, сош…л, моч...ный, оглуш...нный, ш…птать, щ…лочь, ж...рдочка, ч...ртовщина, саж...нки, заглуш...н, протяж…нность.
Задание 38. Перепишите, подчеркните чередующиеся гласные в корнях.
Пром...кнул, прекл...нить, к...саясь, ср...внения, разг...релись, р...сла, проск...чит, ск…чу, покл...нившись, г...рящий, тв...рить чудеса, расст...лается, пол...жила, вск...чил, предл…жил, накл...нился, пор...внялась, притв...ряешься.
Задание 39. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.
И...сякнуть, и...царапанный, и...жаренный, пр...ходящая популярность, (дез-, диз-/дис-)функция, р...спустить косы, глубокое р...здумье, пр...стыдить шалунов, толстый-пр...толстый мужчина, пр...ходящие с опозданием гости, пан…сламизм, пред…юньский, не...нтересный, пед...нститут.
Задание 40. Вставьте, где нужно, Ь. Обоснуйте свой выбор.
Повеселеешь (2л., ед. ч.), рожь (и.сущ. 3 скл. – ж.р.), что ищешь (2л., ед. ч.), молодёжь (и.сущ. 3 скл. – ж.р.), приходишь (2л., ед. ч.), разберешь (2л., ед. ч.), догадаешься (2л., ед. ч.), лишь, потревожь (2л., ед. ч.), ложь (и.сущ. 3 скл. – ж.р.), зловещ (кр.ф. прил. муж. р.), несколько крыш, стоишь (2л., ед. ч.).

Задание 41. Объясните смысл русской поговорки «Бранить – себя тешить». Какой коммуникативный закон она иллюстрирует? Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 42. Прочитайте фразу. Определите тактику речевого поведения, которую использует говорящий.

Наша компания помогает детским домам: ежегодно перечисляет большую сумму денег, устраивает праздники, приобретает подарки именинникам…
Задание 43. Составьте визитную карточку для знакомства с деловым партнером.
Задание 44. Соблюдая все правила оформления реквизитов документа, напишите от своего имени заявление, расписку, доверенность, служебную записку, объяснительную записку, резюме.

Задание 45. Составьте и напишите деловому партнеру письмо-рекламацию (претензия), используя все реквизиты делового письма.