birmaga.ru
добавить свой файл

1


ФАРИСЕЙ И МЫТАРЬ
«
Два человека вошли в храм помолиться,

один фарисей, а другой мытарь».

(Ев. от Луки 18:10)
Вы, наверное, спросите, что удивительного в том, что два человека – один фарисей, а другой мытарь, вошли в храм. Действительно, в этом нет ничего удивительного для тех, кто все понимает, но для тех, кто не понимает, - все удивительно. Для тех, кто понимает, все имеет смысл, а для тех же, кто не понимает, все – бессмыслица.

Я возьму этих двоих – фарисея и мытаря, как предмет моей сегодняшней беседы. Эти два лица – видные представители очень старой культуры. Давайте параллельно сопоставим их отличительные черты, чтобы осветить их быт и духовный характер.

Слово фарисей произошло от еврейского слова параш, что значит разделять. Есть и арабское слово фарси, которое произошло от того же корня и означает что-то совершенное по форме: знать какой-нибудь язык фарси, значит - знать его очень хорошо. Христос представляет нам в этой главе два различных типа. Талантливый художник, знакомый с наукой о человеке, нарисовал бы эти два типа со всеми их отличительными чертами, и эта прекрасная картина заслуживала бы того, чтобы находиться в каждом доме, как образец. Каковы очевидные черты фарисея, и каковы - мытаря? Не достаточно сказать «он фарисей» или «он мытарь», нужно знать внешние черты их лиц, их рук, их телосложение, устройство их головы. После этого нужно коснуться особенностей их душевной организации. Только так мы сможем понять вложенную для нас в тексте идею и воспользоваться ею. Христос был великим художником, он дал две отличительные черты этих двух характеров и по ним я опишу фарисея и мытаря. Но вы скажете: «Как вы можете описать человека только по нескольким словам, сказанным о нем?» Это наука. Описать можно. Есть ученые люди, которые долгое время занимались сравнительной анатомией и так хорошо изучили устройство животных, что, если им дать мельчайшую часть какого-нибудь допотопного животного, они смогут вам описать его рост, сопоставить все его кости, прибавить мышцы и жилы и таким образом восстановить исчезнувшую форму. Если опытному ботанику дать лишь один лист какого-нибудь растения, он сможет описать вам все дерево. На основании этого же закона, так или иначе, я постараюсь вам описать фарисея и мытаря, показать какие они.


Но вы мне скажете: «Что общего между этими двоими, жившими две тысячи лет назад?» В мире живет два вида людей – мытари и фарисеи; от них произошло много других, но они остаются основными. Вы можете относиться к одному или второму типу, независимо от того священник вы или нет, благородного вы происхождения или нет, ученый вы или нет, философ ли вы, мужчина или женщина. Эти два характера переплетаются и выступают в жизни всех. Они навсегда останутся отличительными типами в человеческой истории. Искусство Христа состоит именно в том, что Он немногими словами сумел выразить и представить их так наглядно.

Внешний образ фарисея выглядит очень прилично. Он человек благообразный, статный, стройный, высокого роста – 170-180 сантиметров – выше обычного. Руки и пальцы длинные, большой палец длинный, симметричный – признак устоявшихся взглядов, присутствия воли и интеллигентности. Указательный равен безымянному – это показывает, что если в нем зародится идея, он воплощает ее до крайних пределов. Пищеварительная система у него в исправности, в еде и питье он умерен, у него нет слабостей чревоугодника и пьяницы, у него утонченный вкус. Талия тонкая. Он прошел четыре возрастных периода и вошел в пятый, то есть ему исполнилось 45 лет. Плечи несколько округлы, лицо немного продолговатое и грушевидное, развитая нервная система. Нижняя челюсть правильно сформирована, подбородок продолговатый и заостренный – признак человека с подвижным и понятливым умом; рот средней величины, губы не слишком толстые и не слишком тонкие; краешки рта чуть приподняты, с несколько презрительной усмешкой, будто бы говорящей: «Люди – это толпа», но свое внутреннее презрения он никогда не показывает. Глаза пепельно-серые, брови дугообразные, несколько опущенные, как ветви старого дерева – человек, который живет уже долгое время и имеет жизненный опыт. Лоб красивый, высокий, в основании над носом выпуклый – признак человека с сильной индивидуальностью, с наблюдательным и практичным умом. Височные области развиты средне, уши правильные и близко прилегающие к голове – признак материального порядка. Волосы на бороде редковатые и рыжеватые – признак импульсивности и упорства. Голова круглая, общий размер вокруг над ушами – 56-60 сантиметров с сильно развитой и приподнятой теменной областью – признак человека с большим самообладанием, самоуважением, гордостью, требовательностью и тщеславием. Обладает религиозным чувством, но развитым односторонне: милосердие проявляет только по отношению к себе и своим близким. Лицо бледно-белое с носом греко-римского типа. Это человек с эстетическим вкусом, но без поэзии и любви к природе, к возвышенному и идеальному. Человек с сильной верой, но верой только в свой ум; с большой надеждой, но надеждой только на свою силу. У него есть религия, но в этой религии он почитает и обожает только самого себя. Если мы войдем в его храм, мы найдем там, на первом месте не образ Иисуса Христа, а его собственный портрет, и на месте Богородицы, Иоанна Крестителя и других святых – ряд его дедов и прадедов, которым он курит ладан и возносит молитву: «Славен, велик наш род». Он - человек интеллигентный, собирающий знания в жизни, хорошо знакомый с еврейской Каббалой и принципами тогдашней цивилизации. Если бы он жил в наше время, он считался бы видным писателем, философом, художником, государственным деятелем и духовным главой.

Почему Христос выделяет этот тип? Что плохого в его молитве? У фарисея заметна философия, отжившая свой век – человек, который живет только прошлым и упускает настоящее и будущее; человек, влюбленный, как юноша или девушка в свой портрет, и куда бы он ни пошел, он везде его видит. Удивительно, когда человек влюбляется в свой образ! Однажды я наблюдал одного болгарского писателя; тот сел на видное место, рядом с ним было зеркало, он закурил сигарету, повернулся и посмотрел в зеркало, как бы со словами: «Ну и красив же я, произвожу впечатление на людей». Потом он опять пускает дым и позирует перед зеркалом. Если однажды это зеркало разрушится, разрушится и его счастье. Фарисей похож на этот тип, влюбленный в себя. И посмотрите, как интересны его слова, когда он обращается к Господу: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди, я - нечто большее». Но ошибка его философии именно в этом, потому что Бог создал всех людей. «Я не такой, как другие люди», так какой же ты? Ангел – не ангел, сделан из той же каши, в твоих жилах течет та же кровь. Он хочет обмануть и себя, и Господа. Вот первая ложь, к которой он прибегает. И Господь ему отвечает: «Ты не говоришь истину». Утверждение фарисея отрицательно: он сравнивает себя не с более возвышенными, чем он сам, не с ангелами, а с более низкими типами, с преступниками – что он не такой, как они. Допустим, я сравниваю себя с животными и говорю: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как эти волы, ослы, собаки, ящерицы, змеи». Как можно сравнивать себя с ними? Это слабая черта, которая встречается у всех людей. Несколько лет назад в Болгарии существовало известное течение гимназистов и студентов; они, изучали жизнь великих писателей, например, Шекспира, чтобы усвоить его недостатки, поскольку не имели его положительных сторон: «Подожди, а нет ли этого и у меня». И, найдя их в себе, говорили: «И я гениален, как Шекспир». Изучают характер Шиллера и ищут какую-нибудь эксцентричную черту, и когда находят ее в себе, говорят: «И я как Шиллер». Изучив так ряд писателей, говорят: Мы великие люди». Да, великие, но в отрицательном смысле, у которых минус один грош. Я предпочитаю человека, у которого ноль грошей, потому что ему ни брать, ни давать не нужно. А фарисей сравнивает и говорит: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как другие, не грабитель». А Господь ему говорит: «Если бы я тебя поставил на его место, кем бы ты был?» Однажды один ангел, глядя с неба, как какой-то человек грешит, обернулся к Господу и сказал Ему: «Как ты терпишь эту низкую тварь? Если бы я был на Твоем месте, я бы очистил Землю от нее». Господь отправил ангела, чтобы он воплотился на Землю, и поставил его в то же положение, и ангел наделал в два раза больше грехов, чем тот человек, которого он осуждал. Так что не следует человеку осуждать людей за их деяния с того места, на которое он поставлен, потому что на их месте и он сделал бы то же самое.


Многие приходили ко мне и начинали так: «Мы не такие уж плохие люди, мы воспитанные, потому что из знатного рода». Я не сомневаюсь в ваших словах; в своей душе я глубоко верю в то, что вы мне говорите; все мы из знатного рода, я это подтверждаю, но ваши и мои деды, и прадеды не были так благородны, как вы и я думаем; многие из них были большими негодяями, преступниками, вредителями и последними жуликами. Мы носим не себе свидетельство, которое Господь написал о них. Внешне вещи могут быть вполне благовидными, но изнутри у нет соответствующего содержания. О том, что наши деды и прадеды не были такими чистыми, как мы предполагаем, говорят те плохие черты, которые мы унаследовали от них, и которые мы проявляем, по меньшей мере, два раза в день. Если бы твои дед и бабка, твои мать и отец были чистыми и добрыми, как ангелы, откуда бы взялись эти черты и плохие проявления в твоей жизни? Если вы в какую-нибудь жидкость добавите немного горечи или яду, это будет заметно, оно проявится; вы узнаете, что в добро примешано нечто плохое.

Так людей с философией фарисея мы можем назвать консервативной партией, людьми, имеющими о себе высокое мнение. Для человека не плохо иметь о себе высокое мнение, только бы оно было правильное и не имело бы никакого привкуса горечи. Самый большой консерватор и регулятор в природе – азот, он останавливает любое горение, душит всякую жизнь. Азот – самый старый, самый уравновешенный элемент в природе. Но если бы в природе остался только он, все бы омертвело. Но при всем этом органический мир многим ему обязан.

Фарисей обращается к Богу не для того, чтобы Он ему помог сгладить некоторые шероховатости его характера – ничуть; он лишь благодарит, что не такой, как другие люди: не хулитель, не грабитель, не убийца, не прелюбодей. Будучи книжником и философом, он должен был бы остановиться на причинах, которые порождают хулу, грабеж, убийство, прелюбодеяние. Когда мы встретим людей, которые, допустим, стоят ниже нас по Христову учению, нужно не осуждать их в своей душе, а извлечь урок, найти причины, которые довели их до такого низкого положения, а если и в нас есть нечто подобное – искоренить это. Потому что тот, кто установил великие законы в жизни, говорит: «Не судите, да не судимы будете». В этих словах есть глубокий смысл, и кто их понял, тот добрался до великого закона человеческого блага.


Современные зоологи изучают животных, они сделали для мира много ценного, но еще никто не изучил глубокий смысл причин, которые их создают: почему, например, у одних животных есть рога, а у других нет; почему одни ползают, а другие ходят на четырех ногах; почему одни едят мясо, а другие – траву; почему они лишены человеческой интеллигентности? А для этого есть глубокие и основательные причины, это не так произвольно, как кто-то может подумать. Когда люди поймут эти глубокие причины, они дойдут до той разумной философии, на котором будет основан будущий строй – заря новой цивилизации.

Вся современная цивилизация основана на взглядах фарисея – это фарисейская цивилизация. Это цивилизация, где люди отличаются по форме, по внешности, по этикету. Она родилась в далеком прошлом Египта, Индии, Вавилона, Китая, Персии, Иудеи, Греции, Рима. Есть она сегодня и в Европе, одетая в красивую христианскую мантию. Я не говорю, что она плоха в своей основе, но говорю, что форма всегда должна иметь в себе определенное содержание. Без этого форма остается простой скорлупой, в которой могут жить только паразиты. Говорят: «У него чудные глаза» И что с этого? – «Они красивые». В чем состоит их красота? – «Они блестящие, приятные». Чем именно приятные? У кого-то красивый нос. В чем его красота? Рот красивый, правильный. В каком отношении? У людей есть понятия об определенных вещах, которые невозможно высказать; например, в черных глазах или в синих, или в пепельно-серых, или в зеленоватых, или в карих есть определенны скрытые силы. Если посмотрит человек с черными глазами, он произведет определенную мысль; если посмотрит с коричневыми – определенное настроение и т.д. Люди с синими глазами холодны. Они как небо – чистое, но холодное, студеное. Эти люди не для Земли, в них есть вера, они родились преждевременно. Может быть это люди, которые только начинают приходить. Я говорю про те синие глаза, которые как образ неба. Придание гласит, что у Христа были такие глаза. О ком-то говорят: «Уста его красивы, как роза». Что такое уста? Они – выразители человеческого сердца, мягкое оно или грубое; они показывают, насколько человек энергичен и откровенен. Вы можете заметить, что у тех, кто имеет хороший аппетит, губы полноватые и красные. Это физиологический закон. Приходит больше крови, поэтому они полноватые и красные. Вкусив пищи, они говорят: «Ха, это приятно», и на их лице блеснет деликатная, едва уловимая улыбка. Она оповещает, что в их душе есть расположение. Если взять человека с красивым носом, он – образ человеческой интеллигентности и ума; прямой нос или изогнутый, римский или греческий – в этом есть глубокий смысл. Внешний облик лица тоже не лишен значения, при этом лицо является выразителем также и внешней жизни человека. Если, всмотревшись в человеческое лицо, мы видим, что в нем нет смирения, что одна его бровь не такая, как другая, одна более развита, другая более выпукла, если есть определенная асимметрия, это говорит о том, что в нем есть что-то неуравновешенное. Проведите прямую линию, чтобы убедиться, на месте ли ваш нос. Нос – это барометр, термометр, показывающий, в каком состоянии ваш ум. Когда машинист управляет паровозом, есть прибор, который показывает атмосферное давление в котле, и в соответствии с его показаниями прибавляют угля для увеличения давления пара или, если оно лишнее, его спускают. Берете ли вы, иной раз, на себя труд, как машинист, посмотреть, в каком состоянии ваш пар – ваше сердце? Господь поставил вам для этого нос. Пойдите к зеркалу, спросите ваш ум, и он вам расскажет, в каком состоянии ваше сердце. Посмотрев в глаза, вы увидите, каково состояние вашей души. Кто никогда не лжет и не может лицемерить, так это, естественно, глаза. Поэтому, когда, иной раз, человек хочет солгать, он жмурится или закрывает глаза руками. Ребенок сознает, что мать, посмотрев на него, узнает, что он лжет и поэтому закрывает глаза.


Когда фарисей молился, Христос посмотрел на него и сказал: «Твоя душа расстроена. Твои предки жили не такой чистой жизнью, как ты себе воображаешь. Ты думаешь, что ты не такой, как другие люди, но в прошлом ты был, как они, да и сегодня ты не далеко ушел от их уровня». Как бы мы ни толковали этот факт, будь то по учению индусских философов о перевоплощении или по учению египетских мудрецов о трансмиграции, или по учению каббалистов и оккультистов об эманации (истечении) и усовершенствовании Духа, или по современному философскому учению о наследственности – безразлично. Эти учения и теории для нас лишь пособия, чтобы мы лучше уяснили себе некоторые вещи, чтобы явления человеческой жизни стали яснее и понятнее. Однако основной принцип, лежащий в основе сего, остается всегда одним и тем же, каким бы образом мы ни толковали его проявления. Великий закон причин и следствий, деяний и возмездий никогда не лжет, он всегда говорит абсолютную истину. Если ты хорош, он пишет в книге жизни, что ты хорош; если плох, пишет, что плох. Если говоришь истину, пишет в книге жизни, что ты говорил истину; если лжешь, пишет, что ты лгал. Если ты помогаешь своим ближним, жертвуешь собой за свой народ, работаешь на благо человечества, служишь Богу из любви, он пишет это в книге жизни; если ты насилуешь своих ближних, предаешь свой народ, задерживаешь развитие человечества, изменяешь Богу – это также пишется в этой книге. Он беспощадно пишет свои показания о человеческих поступках: на теле, на носу, на губах, на лице, на голове, на руках, на пальцах и на всех остальных частях человеческого тела – каждая кость свидетельствует за или против нас.

И эту историю человеческой жизни мы читаем каждый день. На ее старых страницах отмечена жизнь всех наших праотцев: о некоторых из них написано, что они были ужасными преступниками, ворами и разбойниками. Когда мы разворачиваем страницы и прослеживаем линии, по которым прошли Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Соломон и многие другие, мы находим, что их поступки полностью отпечатаны там. Об Аврааме мы находим, что он был человеком правдивым, очень умным, человеком с широким сердцем, с большой верой, с возвышенным духом, был знаком с глубокой мудростью Божественных предначертаний о великом будущем человечества. Об Иакове находим, что сначала он был человеком двуличным, хитрым, эгоистом, что он ложью и обманом сумел отнять первородство своего брата, и лишь к тридцать третьему году жизни в нем произошел переворот, после которого он служил четырнадцать лет своему дяде Ливану за двух его дочерей; именно тогда в нем произошла перемена к добру. О Давиде мы знаем, что он был человеком смелым, решительным, с прекрасным природным и поэтическим умом, но у него была особая слабость к красивым женщинам. Он обманом взял жену Урии, и с этого для начались его испытания. И смелый пророк Натан не поколебался, чтобы изобличить его прямо в лицо и показать ему плохие последствия, которые этот закон напишет о нем в своей книге для будущего потомства. О Соломоне сказано, что у него был отличный философский ум, доброе, но испорченное сердце, чрезмерно сильные чувства и страсти, большое тщеславие и слабая воля; он был первоклассным эпикурейцем в еде, питье и в удовольствии с женщинами. Христос знает это. Знает, как жил его род, и когда люди Ему говорят: «Учитель благий», Он возражает им: «Зачем называете меня благим? Благ только Бог». Этим Он хочет сказать: «Фамилия, от которой я рожден, не так благородна, как вы думаете. Потому что у Бога другое мерило, которое вам недоступно. Он требует полной чистоты во всех отношениях. Многие из этой фамилии не жили так, как было угодно истинному Богу, чью волю я исполняю». И поэтому я обращаюсь к фарисею и говорю ему: «Ты и себе лжешь, и людям, и Богу; многие из твоих праотцев совершали преступления, и поэтому ты не имеешь права говорить: «Я не такой, как они». И поскольку в твоей душе нет смирения, твоя молитва не может быть принята, и ты не можешь быть оправдан. Вы, фарисеи, исказили Божий закон, окутав его покрывалом лицемерия. Перестаньте представляться такими, какими вы не являетесь, поскольку Бог – не человек, которого можно обмануть вашим внешним видом, Он смотрит в ваше сердце и по нему вас оценивает».

Теперь обратимся к другому типу – к мытарю. Мы имеем человека среднего роста, толстоватого, ноги несколько коротковаты, руки толстые, пальцы тоже толстоватые и заостренные, лицо округлое, пищеварительная система прекрасно развита – любит побольше поесть и выпить. «Мне предстоит длинный путь, нужно поесть», - так он философствует и поэтому становится сборщиком налогов: тут попросит, там возьмет и украдет, наполнит мешок. «Ты делаешь как и я; ты уж меня извини, можешь счесть это за кражу, но мне нужно. Если не хочешь отдать, я возьму силой или украду». Я сказал: у мытаря лицо круглое, брови – толстые, подбородок снизу широкий: что бы он ни предпринял - закончит с успехом. По возрасту ему 40-45 лет. Борода – с черными, лохматыми волосами, усы такие же – черта горячего человека, нос развитый, короткий, толстый, с широкими крыльями – признак хорошей дыхательной системы. Это человек чувств, импульсивный, как ребенок, он всегда может высказать свою радость. Выпив пол литра винца, может прыгать и радоваться; протрезвев, начинает плакать, что у него больная жена. Височные области сильно развиты, уши большие, почти как у Толстого – как у человека, который крадет, берет, но дает: «Отец и мать крали, а ну-ка я теперь дам, облагодетельствую, может Господь простит нам грехи». Глаза у него карие или темно-красные – черта естественной мягкости и добродушия, которые лишь ждут своего времени, чтобы проявиться. Голова правильно развитая, как голова Сократа. У него отлично развиты домашние и общественные чувства, сильное религиозное чувство, отзывчивое чувство милосердия, правильное понимание жизни, отличный ум, лишенный софистики, сильно развитая совесть, которая показывает ему ошибки, и он не стесняется исповедовать их перед Богом, людьми и собой. У него нет предвзятых представлений о своем благородстве. Есть религия, но в ней он поставил в центр образ доброго Бога, а не свой. Он всегда верит, что этот добрый Господь выведет его к свету, у него больше веры в Него, чем в себя. У него правильная философия: он не сравнивает себя со стоящими ниже него ворами и разбойниками, а говорит: «Господи, когда я смотрю на Тебя, на ангелов, на святых – кто я есть? Нужно возвыситься, нужно быть, как Ты. Грешник я; деды, прадеды и я сам людьми не стали; я ем, пью, стал, как свинья; прости меня, что не могу использовать блага, которые Ты мне дал».


И что говорит Христос? «Этот человек, который сознает свои ошибки и имеет возвышенный идеал однажды опередит фарисея». Как это может быть? Богатые люди уповают только на свои ренты или доходы; они не работают, ничего не делают, лишь разглагольствуют о политике, об общественной жизни. Другие встают рано утром, работают по десять чесов в день, переживают в жизни неудачу за неудачей, но проявляют постоянство и через несколько лет приобретают знания и становятся видными людьми.

Среди вас, извините, есть люди обоих типов. Но поскольку Христос дает два противоположных полюса, я вам говорю: возьмите хорошее и от того, и от другого и создайте благородный характер, одновременно фарисейский и мытарский, создайте третий тип христианина, нового человека. Это моя мысль. Вы говорите: «Разве я настолько грешен в своей жизни, как я могу быть фарисеем, ты меня обижаешь?» Скажу вам истину. Когда придет несчастье в жизни, вы говорите: «За что, Господи, это несчастье? Есть другие, большие грешники, чем я». Тогда не оказываетесь ли вы на месте фарисея – человека, который спорит с Господом? Господь вам скажет: «Ты очень праведный, но знаешь, сколько безобразий совершили твои деды, с которыми ты одно время дружил? Вот вексель, подписанный много лет назад, ты должен заплатить». – «Но я не помню». – «Это ничего не значит. В моей книге отмечено, она не лжет». Если с вами случится несчастье – благодарите: «Оно невелико»; тогда вы на месте мытаря. И Христос вам скажет: «Вы пойдете в дом Отца моего». Вы иной раз осуждаете фарисеев: «Они неискренние люди», но знаете ли, что вы, осуждающие фарисеев, и есть современные фарисеи? Извлеките урок для себя из характера этого фарисея, чтобы у вас не было его дурных черт, или, если они у вас есть, искорените их, чтобы не идти путем негативной жизни. От того, что было у ваших дедов, бабок, отцов, матерей вам нет никакой пользы. Знаете поговорку о гусях, которых кто-то вез в город. Гуси кричали прохожему: «Что за безобразие творит наш хозяин! Везет нас как стадо, не знает, что наши прадеды освободили Рим». – «А вы что сделали?» - сказал прохожий. – «Ничего». – «Тогда вы достойны вариться в горшке». Ваш дед, ваш отец были такими высокими, благородными людьми, а вы-то каковы? Если ты не имеешь благородного характера – приобрети его. Твой дед, твой отец могли оставить тебе определенный капитал, но ты можешь его и потерять.


И в религии, если остановиться на ней, есть религиозные фарисеи. «Я из православной церкви», «Я из евангелистской церкви», «Я из католической церкви», «Я свободомыслящий»». – Я рад, что ты православный, что ты евангелист, что ты католик, что ты свободомыслящий, но имеешь ли ты благородные черты Иисуса? – «Не имею». Тогда ты не православный, не евангелист, ты – никакой. Приобрети их, чтобы быть таким. – «Но я свободомыслящий». – Имеешь ли ты благородные черты свободомыслящих людей? Под словом свободомыслящий я подразумеваю человека, который является другом Истине. Если ты не такой – ты первоклассный лжец. Часто люди говорят: «Ты прекрасный человек». Люди из современного общества собираются по три-четыре человека в одном месте и начинают хвастаться своим благородством, своими отличиями: «Мы читали твое сочинение, и мы в восторге». А когда человек уйдет, говорят: «Какой дурак!» Уйдет другой, и в его адрес говорят то же самое. Уйдет третий – и он такой, сякой. Когда останется один человек, он, разумеется, ничего не скажет о себе. Не обманывайтесь тем, что говорят люди, потому что они в ваш адрес могут сказать много неприятных вещей. Никто не говорит истину. Ваши недруги вам скажут: «Ты разбойник, лжец, негодяй», и скорее они говорят истину, чем те, кто вам льстит: «Ты благородный». Может быть ты и хорош, но не настолько; не думай, что ты прекрасен. Иной раз идешь, распрямившись, машешь руками и тростью, будто разрешил великую задачу Архимеда, думаешь, что другого такого, как ты, нет. Если ты мытарь, говоришь себе: «Я буду править миром». Христос говорит: «Слушай, раньше твои деды и прадеды управляли, и я помню, там в моих тетрадях записано, что они совершали преступления. И ты можешь пойти по этому пути, не обольщайся».

Поэтому, в каком бы положении мы ни находились, нужно иметь в качестве идеала только Господа Бога. В этом мире мы встретим много горького. Мы можем встретить друга, который нас любит и скажет некоторые правильные вещи. Я не говорю, что нужно подозревать, что все лжецы, но если сто человек вас похвалят, среди них, возможно, истину говорят лишь трое; другие скажут истину или очень грубо, или в очень льстивой форме – две крайности. Истина не в этом, она в срединном пути: возьмите хорошие черты фарисея – его прекрасный ум, понимание и порядок, а от мытаря – его милосердие, глубокую религиозность, внутреннее сознание своих ошибок и стремление исправить свою жизнь. И в семье есть эти мытарь и фарисей: муж – фарисей, жена – мытарь: муж высокого происхождения, богатый, стройный, красивый – благородный человек, как его называют, а жена – из простой семьи, ее отец и дед – люди неученые, простые. Он, посмотрев на нее, говорит: «Знаешь, из какого положения я тебя вывел?» И она тушуется. Нечего делать, стушуется и пойдет готовить. Любое движение пальца фарисея, если она что-то нехорошо приготовила, заставляет ее плакать и слушаться. «Такая необразованная, невоспитанная жена мне не нужна», - говорит он. - «Такой мытарь мне в доме не нужен». В другом месте жена - фарисей, а муж - мытарь; она родом из богатой семьи, ее отец помог подняться мужу, который прежде был при нем подмастерьем: «Разве не знаешь, с каким благоволением я тебя взяла, а ты одеться не умеешь, не знаешь, как галстук завязать, как высморкаться». Ужасные формалистами становятся эти фарисеи, когда они начинают что-то перечислять.


Сейчас они оба, как один, так и другой, нуждаются в исправлении своей жизни. Христос, говоря, что мытарь более достоин оправдания, нежели фарисей, хочет сказать, что мытарь не полностью прав, но что в его мыслях о жизни, о Божественном порядке больше понимания, чем у фарисея. Он хочет сказать, что однажды этот мытарь будет много выше фарисея. Если вы не хотите смириться, Господь вас смирит, потому что Он смиряет горделивых, а смиренных возносит. Гордость и смирение – синонимы этих двоих – фарисея и мытаря. Вы не знаете, что с вами может случиться в будущем; все ваши благородные черты и все ваши деды и прадеды не могут вас спасти.

Как-то в Англии, думаю, что в Лондоне, один из самых богатых и видных англичан вошел в свои подземелья, чтобы рассмотреть сокровища и случайно закрыл за собой дверь, оставив ключ снаружи. Обойдя все свое богатство и порадовавшись, он захотел выйти, но увидел, что заперт. Сидел день, два, три; вокруг него было золото, огромное богатство, но он не мог ни выйти, ни позвать кого-нибудь. В конце концов, он отдал Богу душу в этом месте, оставив такую записку: «Если бы кто-нибудь дал мне кусочек хлеба, я бы отдал ему половину своего богатств». Если когда-нибудь вам случится оказаться запертыми, как этот богач в подземелье ваших благородных дедов и прадедов, один кусочек хлеба может вас спасти. Поэтому Христос говорит: «Хлеб может вас спасти, а не те вещи, за которые вы боретесь». И знаете ли вы, что многие люди умирают так, запертые в самих себе? Отчаявшись, люди кончают жизнь самоубийством. А кто кончает жизнь самоубийством? Не мытари, а фарисеи. Поэты, художники, государственные деятели говорят: «Мир не может нас оценить, не может оценить наши сочинения, произведения, картины», и кончают жизнь самоубийством. Все эти фарисеи, эти благородно мыслящие, с правильными лицами и рыжими бородами, кончают самоубийством. В Болгарии у фарисеев бороды не рыжие; я говорю вам о европейских фарисеях, я описываю их; наших я описал бы иначе. Болгарские тоже похожи на них, но в чем-то отличаются. Но поскольку я говорил не о болгарских, а о европейских фарисеях, то сделайте выводы сами и ищите эти типы среди болгар. Как вы их будете искать? Примените мою беседу практически в своей жизни.


Современные люди проповедуют, что для успеха человеку нужна воля. Воля может проявляться трояко, она может быть: первое – своеволием, второе – волей, которая учитывает только наши интересы, только интересы нашего народа и третье – волей, которая учитывает интересы и нашего общества, и человека, и Бога. Последняя воля, объемлющая в себе все обязанности, которые мы имеем по отношению к этому миру, воля, не допускающая никакой силы, которая могла бы нас оттолкнуть от нашего долга – это воля добра. Воля работать за славу Божью и человечества, за свой народ, за свой дом и возвышение своего характера – это воля. Кто-то говорит: «Ты должен иметь благородный ум». Ум, который понимает свое отношение к Богу, который занят применением в жизни возвышенных мыслей – это благородный ум. Вы имеете все зародыши для этого. – «Но мой нос не такой, как я хочу». Он разовьется. Посмотрите на маленьких птенцов в гнезде, у которых еще нет перьев, как они ждут свою мать; когда она появляется; они открывают рты и говорят: «чирик» и хоп – мать сует им в рот червяка. Чем больше птенцы молятся: «чирик», тем больше червячков попадает им в ром. И тогда начинают и крылышки расти, и, в конце концов, они начинают летать. По такому же закону должны идти и вы, открывать рот – молиться. Если вы его не открываете - вы фарисеи, и Христос вам скажет: «Мир не для вас, Царство Божье не для вас, будущее не для вас».Вот, что хочет сказать Христос.

Есть люди, которые не любят открывать рот, они только молчат. Молчать – это хорошо, но когда? Когда ты разгневан, когда хочешь обидеть человека, когда завидуешь; но когда радуешься, когда нужно сказать слово утешения – открой свои рот и скажи. Открываете ли вы рты, когда воспитываете детей? Вот вопрос, который встает перед вами. Вы воспитываете детей, как фарисеи: чтобы они не трогали посуду, чтобы не испачкались, даже руки не замазали – мать вымоет; чтобы отец купил им новые туфли, часы, цепочки. Отец должен стать рабом этого фарисея. Когда отец придет вечером, на него смотрят хмуро: «Живо, хотим того, хотим сего», и он тушуется. Почему Христос сказал: «Горько вам, книжники и фарисеи»? И дома, со своими детьми, и в церкви – всюду мы проявляем черты фарисейства и удивляемся, почему Царство Божье не приходит. Еще и укоряем: «Мир никуда не годится, общество негодное, священники такие, сякие, учителя плохие, правители плохие» А сам? – Святой! И ты такой же как те, кого укоряешь. Остановись и оставь это, потому что мать твоя с тобой: если скажешь «чирик», хоп! - и получишь пищу. Эти вещи могут вам показаться смешными, но они – великие истины; это мелочи, но из этого примера нужно извлечь урок. В сравнении с Небесной жизнью, мы – голытьба, и Господь постоянно посылает к нам мать с червячками. Поприветствуй мать, потому что она несет пищу. Сколько мест она обошла, пока нашла одного червяка! Как благодарить Бога, который каждый день думает о нас и доставляет нам пищу? Каждое утро и мы должны говорить «чирик» и молиться Ему. Знаете ли, что это значит? Это имеет глубокий смысл. Что содержит это «чирик»? Если бы вы знали, вы знали бы слова, которыми говорит Небо. Очень короткое слово, но содержательное.


И сейчас вы в храме, Христос обращается к вам и спрашивает: «Как вы молитесь – как фарисей или как мытарь? Как выйдете в мир и начнете работу – как фарисей или как мытарь? И вы из той же грязи». Но Христос хочет сказать нам, чтобы мы не были фарисеями. У меня голова кругом идет от этих фарисеев. Если есть что-то в мире, что меня беспокоит, так это фарисеи. – «А у такого-то такие-то черты». Я знаю, что делать. Подожди, я очищу себя, а потом людей. Подожди, я прогоню вшей у себя, а потому у других, потому что иначе, если я пойду к тому, у кого их меньше, он нахватает их от меня. – «Но мы должны его воспитывать». - Подожди, сначала я себя воспитаю. «Но вы должны проповедовать». - Если я начну проповедовать преждевременно, люди заблудятся. – «Выйди и скажи то и се» - Что я скажу? Буду обманывать людей? Когда выходишь перед людьми, нужно сказать великую истину и словами, и своей жизнью. Это подразумевает Христос. Когда мы начнем учить, нужно одновременно работать и словами, и своей жизнью. Мне очень нравятся те современные учителя, которые, преподавая какой-то предмет, физику или химию, сразу начинают с опытов: вот так получается кислород, так происходит то-то. Войдешь в столярную мастерскую – учитель занимается и теорий, и практикой; войдешь в швейную мастерскую – тоже. Христос говорит христианам: «Войдите и возьмите ваш аршин и ножницы». Некоторые должны начать с иглы, а потому уже браться за ножницы. Что это за ножницы? Это ваш язык. Когда вы начнете кроить и шить, нет ножниц лучше вашего языка. Когда начнете резать налево и направо, не думая, ваши ножницы не на месте. – «А разве не нужно говорить?» Нужно, но к месту, потому что если вы говорите не к месту, руками и, не думая, вы испортите материал.

Я говорю вам все это не для того, чтобы вас расстроить. Не хочу сказать, что вы рождены фарисеями, но у вас есть расположение к фарисейству. Оно есть у всех. И хорошо его иметь до определенной степени. Но когда вы начнете говорить: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как другие» - в вас жив фарисей, и от него трудно освободиться. Он живет в затылке, в темени, в ушах, в голове, в носу, во внутренней стороне глаз. Где вы еще найдете этого фарисея? Во всех ваших чертах и проявлениях.

Итак, сейчас Христос нас спрашивает: «Как правильнее всего принести свою молитву Богу?» Он имеет в виду молитву в широком смысле – в пользу общественной жизни. Некоторые понимают так, что молитву можно принести только в церкви. Посмотрите, имеет ли та молитва, которую вы принесете в церкви, определенную связь с семейной жизнь, может ли она вам помочь? И эту церковь нужно найти, где она? Учитель, прежде всего, объясняет ученикам определенные элементы, а потом оставляет их самих решать задачу, найти отношения определенного закона. В одном месте в Посланиях говорится: «Вы – храм Божий». Если мы храмы Божьи, то как мы должны войти в тайную комнату пред Богом? Если войдем как фарисей, Христос скажет: «Вы не достигли своей цели». Если войдем, как мытарь, и признаем свои ошибки, пообещаем, что исправим их, мы добьемся успеха и услышим ответ Христа: «Ты оправдан, у тебя есть будущее». Учитель может найти в тетрадке много ошибок, но ученик не должен говорить: «Как он мелочен, всего три ошибки!» Учитель может испачкать тетрадку, может зачеркнуть 4-5 слов, и ученик скажет: «Он испортил мою тетрадку». Да, если хочешь быть совершенным, ты должен его благодарить, что он обратил внимание на эти ошибки, потому что из трех ошибок могут вырасти и другие». Исправь, не оставляй их! Потому что ошибка, как вошь: если ее оставишь, через неделю одна может привести тысячи. Достаточно одной ошибки, чтобы, чтобы отправить человека на позорный столб. По этому же закону достаточно одной добродетели, чтобы поднять вас на небо и поставить среди ангелов. Дайте условия и, если поступок ошибочный, он вас опустит, если добродетельный – вознесет. Следовательно, обращайте внимание, как на добродетель, так и на ошибку. Если у человека, который вел порочную жизнь, осталась только одна добродетель – это веревка, брошенная в бурное море жизни, за которую его можно вытащить на сушу, если он за нее ухватится. Следовательно, последняя ошибка, которая может остаться, достаточно опасна, она может погубить человека, как и последняя добродетель достаточно сильна, чтобы человека спасти. И та, и другая могут изменить нашу жизнь. Это закон.


Поэтому Христос говорит: «Не будьте небрежны». У фарисея были более благородные черты, чем у мытаря; он стоял во многих отношения выше, чем мытарь, но у него была последняя ошибка – гордость, которая могла отправить его в ад. Мытарь был большим грешником, но у него осталась последняя добродетель – смирение, и он сказал: «Я буду работать для своего спасения», и Бог дал ему благословение, потому что была надежда, что в будущем он исправится.

Нынешним утром я спрашиваю вас: где вы, в вашей последней ошибке или в вашей последней добродетели? Если в последней ошибке, я вам сочувствую – берегитесь, вы опасном месте жизни. Если вы в вашей последней добродетели – вы в надежном месте, и я вас уважаю: вы на надежной скале, держитесь за эту последнюю добродетель, и Христос будет идти с вами.
5 октября 1914 года, София