birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3



Док: GA39/LC38/REP/12/r

ДОКЛАД*

выполнение соглашений между

государствами-членами чэс о борьбе

с организованной преступностью

Докладчик: Г-н Стоян ГЮЗЕЛЕВ (Болгария)

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Организованная преступность является одним из вопросов, рассматриваемых Парламентской Ассамблеей Черноморского Экономического Сотрудничества с момента её создания. В 1996 г. Ассамблея утвердила доклад и рекомендацию «О сотрудничестве между странами-членами ПАЧЭС в борьбе с организованной преступностью», в котором подчеркивалось, что организованная преступность является причиной огромного количества проблем для людей и общества, и, что существенный прогресс в борьбе с организованной преступностью можно достичь тогда, когда страны-члены более эффективно сотрудничают на национальном и региональном уровне и обеспечивают более конструктивное участие в этой деятельности. Ассамблея рекомендовала подготовить «Черноморскую конвенцию о борьбе с организованной преступностью» с учетом международной практики в этой области, направленную на консолидацию усилий государств-членов ЧЭС по предупреждению и борьбе с организованной преступностью1.

В 1998 г. в рамках ЧЭС было подписано «Соглашение между правительствами государств-участников Черноморского Экономического Сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно, в её организованных формах» (Керкура, Греция, 2 октября 1998 г.), после чего было принято два дополнительных протокола: «Дополнительный протокол к Соглашению о борьбе с преступностью, особенно, в ей организованных формах» (Киев, 15 марта 2002 г.) и «Дополнительный протокол о борьбе с терроризмом к Соглашению между правительствами государств-участников Черноморского Экономического Сотрудничества о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в её организованных формах» (Афины, 3 декабря 2004 г.).


В 2007 г. главы государств и правительств государств-членов ЧЭС подчеркнули в «Декларации Встречи на высшем уровне по случаю пятнадцатой годовщины Организации Черноморского Экономического Сотрудничества» (Стамбул, 25 июня 2007 г.) необходимость «углубления сотрудничества в приоритетных областях, представляющих общий интерес, таких как ... борьба с терроризмом и всеми формами организованной преступности, которые дадут ощутимые результаты для повышения качества жизни наших народов.» Наряду с этим, было отмечено, что «в то время, когда связь между терроризмом и организованной преступностью выступает в качестве основной угрозы национальной и региональной безопасности и стабильности, мы вновь подтверждаем свою твёрдую решимость бороться с ними ...».

Учитывая возрастающую актуальность этой проблемы, а также масштаб и возрастающие темпы роста организованной преступности, Комитет по правовым и политическим вопросам на своём Тридцать Седьмом заседании в Кишиневе в апреле 2011 г. принял решение обсудить вопрос «Выполнение соглашений между государствами-членами ЧЭС о борьбе с организованной преступностью» на 38-ом заседании в Бургасе 14-15 сентября 2011 г. с целью подготовки доклада и рекомендации для дальнейшего представления на рассмотрение Тридцать девятого пленарного заседания Генеральной Ассамблеи в Тиране в ноябре 2011 г.

Накануне двадцатилетнего юбилея Организации ЧЭС предоставляется хорошая возможность оценить прогресс в деле использования имеющихся рамок для борьбы с организованной преступностью. В связи с этим, в докладе дается широкий обзор проблемы, прослеживаются вызовы в свете нового видения глобального противодействия организованной преступности и уделяется внимание значению регионального и международного сотрудничества в этой сфере.

В докладе была использована информация, получена от национальных делегаций Азербайджана, Болгарии, Грузии, Румынии и Турции. Необходимый дополнительный справочный материал был получен Международным секретариатом ПАЧЭС из соответствующих источников системы Интернет.


II. ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ЧЭС О БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ


  1. Организованная преступность представляет собой большую угрозу для экономики и общества во всем мире. Транснациональная организованная преступность рассматривается как одна из основных угроз для безопасности человечества, сдерживающая социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества. Это многогранное явление проявляется в различных сферах деятельности и, среди прочего, в незаконной торговле наркотиками, торговле людьми, незаконной торговле оружием, незаконном ввозе мигрантов, отмывании денег и т.д. Последствия организованной преступности также многогранны. Она вызывает общую панику и страх в обществе, подрывает доверие к государственным институтам. Она обладает огромными финансовыми ресурсами, которые постоянно мобилизуют средства для террористической деятельности и серьёзных преступлений.
  2. Способность организованной преступности быстро видоизменяться и приспосабливаться к новым социально-экономическим и правовым условиям, что поддерживает существование организации, позволяет ей расширять свои трансграничные сети. С развитием процесса глобализации расширяется и диверсифицируется масштаб деятельности организованной преступности. Традиционные иерархические формы организованной преступности были заменены расплывчатыми сетями, сотрудничающими в целях использования новых рыночных возможностей. Сети организованной преступности также используют другие тенденции, связанные с глобализацией, такие как расширенная международная торговля и финансовые потоки с ослабленным государственным регулированием для расширения и диверсификации своей деятельности. Огромный капитал, находящийся в распоряжении организованной преступности позволяет криминальным элементам не только подкупать отдельных полицейских, таможенников, пограничников и официальных военных лиц, но и использовать научные достижения, получать современные технологии связи, иметь доступ к комплексным базам данных таможенных и правоохранительных органов, а также использовать информационные технологии для более точного прогнозирования и избегания привлечения к ответственности.


  3. Организованная преступность также находит себе нишу в конфликтных зонах. Слабо контролируемые или неконтролируемые со стороны государственных властей территории являются отличной средой для организации и процветания организованной преступности. Зачастую конфликты провоцируются сетями организованной преступности в целях получения прибыли от неконтролируемых рынков, где нет верховенства закона и гражданского общества. Незаконный оборот оружия зачастую поддерживается сепаратистскими и экстремистскими режимами. Современное оружие и технологии, созданные в целях самообороны, становятся доступны для незаконных криминальных групп.

  4. Новые события, связанные с глобальным участием организованных преступных группировок, призывают к более интегрированном подходу к решению этого вопроса. Этот подход простирается от предупреждения до проведения законов в жизнь и основывается, главным образом, на эффективном сотрудничестве национальных органов власти, особенно правоохранительных органов, включая обмен информацией и взаимопомощь. Борьба с организованной преступностью становится глобальной, что требует тесного сотрудничества между правительствами, международными организациями и гражданским обществом для укрепления координации противодействия распространяющемуся влиянию организованной преступности.

  5. Противодействие в борьбе с организованной преступностью на национальном, региональном и международном уровнях всё больше и больше адаптируется к сложности этого явления и направлено против незаконной торговли людьми, оружием и наркотиками, а также против экономических и финансовых преступлений, таких, как киберпреступность и экологические преступления.
  6. Страны Черноморского региона всегда заявляли о своей твёрдой позиции, касающейся участия в сложном процессе выработки соответствующих национальных стратегий для борьбы с организованной преступностью. За эти годы они успешно выступали против организованной преступности, пресекая её деятельность и преодолевая возможные последствия, благодаря серьезным действиям специализированных структур, созданию правовых инструментов для борьбы с ней, а также национальному и международному сотрудничеству.


  7. Борьба с организованной преступностью остаётся одним из важнейших приоритетов государственной деятельности в Албании. Министерство внутренних дел играет важную роль в координировании проведения в жизнь этой стратегии, а также стратегий других секторов, связанных с борьбой с различными формами организованной преступности. Министерство юстиции готовит законы в области борьбы с организованной преступностью и незаконной торговлей, а также вырабатывает политику для борьбы с организованной преступностью. Деятельность государственной информационной службы (ГИС) сосредоточена на главных задачах противодействия формам организованной преступности. ГИС усилил своё сотрудничество с другими государственными структурами по обмену конфиденциальной информацией и практическому проведению совместных операций и оперативных мероприятий. Имеется солидная законодательная база по борьбе с организованной преступностью, включая закон о государственной политике, закон о предупреждении и борьбе с организованной преступностью; закон о пресечении и борьбе с незаконной торговлей наркотиками и психотропными средствами и т.д.
  8. Армения придает огромное значение осуществлению совместных усилий по борьбе с организованной преступностью, особенно, терроризмом, отмыванием денег, незаконной миграцией, незаконной торговлей оружием и радиоактивными материалами. В рамках борьбы с организованной преступностью Армения ратифицировала Конвенцию ООН о транснациональной организованной преступности. В рамках межведомственного сотрудничества продолжается разработка национальной стратегии по борьбе с организованной преступностью. Армения продолжает направлять свои усилия на то, чтобы соответствовать стандартам борьбы с незаконной торговлей людьми. Вступило в силу законодательство, повышающее уровень минимального наказания для осужденных контрабандистов, позволяющее конфисковать их имущество и освобождать жертв торговли людьми от уголовного преследования за преступления, совершенные ими в результате этой торговли. В области борьбы с незаконной торговлей наркотиками была принята национальная программа на 2010-2012 годы по борьбе с наркоманией и незаконной торговлей наркотическими средствами.


  9. Искоренение рисков и угроз, возникающих на пути развития экономического потенциала и национальной безопасности Азербайджана контролируется министерством национальной безопасности. Оно принимает эффективные меры по борьбе с незаконным оборотом различных товаров, особенно, с незаконной торговлей стратегическим сырьем, веществами двойного назначения, материальными и культурными реликтами. Кроме того, была усилена борьба с незаконной торговлей наркотиками. Обнаружение и предупреждение преступлений, связанных с незаконной миграцией и торговлей людьми имеет особое значение в борьбе с транснациональной организованной преступностью. Есть угроза того, что жертвы вышеупомянутых преступлений попадают под влияние террористов, которые используют их в качестве орудия в своих акциях. Азербайджанская Республика принимает необходимые меры по выполнению известных Конвенций ООН в данной сфере и протоколов к ним, участником которых она является. В 2010 году была подписана и вступила в силу «Европейская Конвенция против торговли людьми. Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики во взаимодействии с другими компетентными органами, исходя из положений и норм «Национального Плана действий по борьбе против торговли людьми в Азербайджанской Республике на 2009-2013 годы», последовательно осуществляется стратегическое, тактическое и комплексное противодействие торговле людьми, ведется целенаправленная работа по выявлению и предупреждению этого вида преступлений.
  10. В Болгарии Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) является специализированной оперативно-розыскной службой министерства внутренних дел по борьбе с уголовной деятельностью местных и транснациональных криминальных структур. Самостоятельно или совместно с другими специализированными структурами УБОП осуществляет деятельность оперативного, розыскного, информационного или организационного характера по борьбе с организованной преступностью, связанной с имуществом, таможенным режимом, кредитно-денежной, финансовой, налоговой системами и с социальным страхованием; террористической деятельностью, коррупцией, торговлей людьми, незаконной торговлей растениями с содержанием наркотических веществ, наркотиками, исходными материалами и их аналогами; незаконной торговлей взрывчатыми веществами, огнестрельным оружием, химическим, биологическим или атомным оружием, ядерным топливом, ядерными устройствами и другими источниками ионизации, токсическими и химическими веществами и их исходными материалами, товарами и технологиями с возможным двойным использованием; компьютерной преступностью, интеллектуальной собственностью. УБОП осуществляет активное международное оперативное полицейское сотрудничество в соответствии с международными соглашениями. УБОП обладает значительным успешным и обширным опытом в борьбе с преступлениями, связанными с финансовым мошенничеством в таможенных и налоговых системах, а также в обнаружении механизмов получения незаконных доходов от организованной преступной деятельности. УБОП активно участвует в обнаружении и ликвидации организованных преступных группировок. Обнаружение и предотвращение киберпреступлений является новым приоритетом его оперативно-розыскной деятельности.


  11. В последние годы уровень организованной преступности в Грузии неуклонно снижается благодаря созданию профессиональной правоохранительной системы и усилению соответствующего законодательства, включая Уголовный кодекс, «Закон об организованной преступности» (2005 г.), «Закон о борьбе с торговлей людьми» (2006 г.), «Закон о борьбе с незаконной торговлей наркотиками (2007 г.). В 2007 г. правительство Грузии приняло национальную стратегию борьбы с наркотиками и увеличило наказание за преступления, связанные с наркотиками. Грузия подписала международные конвенции и в рамках своих возможностей осуществляет сотрудничество по определению потенциальных угроз. Проблема борьбы с торговлей людьми и незаконной миграцией является приоритетом для грузинских властей. Вступили в силу поправки и изменения в уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском и административном кодексах и законодательстве о регулировании иммиграции, необходимых для предупреждения и борьбы с торговлей людьми. Важно привести в соответствие законодательство с международными стандартами, принимать меры по реабилитации с помощью специальных центров, оказывающих помощь жертвам. Очень важно усилить меры по международному сотрудничеству в области борьбы с незаконной торговлей и программы предупреждения этих преступлений.
  12. Организованной преступности уделяется всё больше внимания в Греции в рамках стратегий и инициатив ЕС о правовой взаимопомощи в борьбе с организованной преступностью согласно закону об организованной преступности (2928/2001). Греческим парламентом была ратифицирована «Конвенция о транснациональной организованной преступности». Греция серьезно озабочена проблемой торговли людьми, являющейся одним из наиболее вопиющих нарушений прав человека. В настоящее время правительство и гражданское общество тесно сотрудничают в деле выполнения всеобъемлющего национального плана действий по борьбе с незаконной торговлей. Этот план предусматривает все уровни действий, направленные на борьбу с незаконной торговлей, в сотрудничестве с международными организациями, другими правительствами и НПО. Особый упор делается на законодательные реформы, более тесное сотрудничество между правоохранительными органами, прокуратурой и судебными органами, кампании по привлечению внимания общественности, широкомасштабную защиту жертв и сотрудничество со странами происхождения, транзита и назначения. Для эффективной борьбы с организованной преступностью необходимо более эффективное международное сотрудничество и координация действий, чтобы можно было создать стратегические альянсы против организованной преступности и усилить международное взаимодействие правоохранительных органов.


  13. Борьба с организованной преступностью в Молдове включает меры правоохранительных органов по предупреждению и прогнозированию в соответствии с европейскими и всеобщими стандартами. Кроме того, парламент и правительство создали надлежащие правовые механизмы и выделили ресурсы, необходимые для их осуществления, включая принятие ряда мер по решению этой проблемы; принятие новых рамок правовой взаимопомощи; эффективное взаимодействие правоохранительных органов; участие гражданского общества; укрепление международного сотрудничества по борьбе с распространением влияния организованной преступности и незаконной торговлей наркотиками. Эти меры также включают мониторинг новых тенденций и событий, сбор статистической информации, информационно-просветительные кампании и программы профессиональной подготовки соответствующих структур. В результате сотрудничества между Молдовой, Украиной и ЕС в рамках Миссии Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине улучшился пограничный контроль. Больше усилий следует направлять на улучшение расследования преступлений и привлечение к ответственности преступников. Нераскрытые преступления оказывают негативное влияние на общество в целом.



следующая страница >>