birmaga.ru
добавить свой файл

1
XIII Апрельская международная научная конференция

«Модернизация экономики и общества»

Говорун Андрей Викторович
младший научный сотрудник
Институт анализа предприятий
и рынков НИУ ВШЭ

Деятельность бизнес-ассоциаций в России: региональные различия
(результаты эмпирического анализа)

Исследователи дают различную оценку деятельности бизнес-ассоциаций. М. Олсон (Olson 1965, 1982), описывая модель бизнес-ассоциаций, характерную для развитых стран, заключает, что ассоциации склонны выражать интересы узкого круга компаний и реализовывать эти интересы за счет общества в целом. Это проявляется в частности в активной лоббистской деятельности ассоциаций, например, с целью создании барьеров для входа на соответствующие рынки. С другой стороны ряд исследователей (Doner&Schneider, 2000; Locke, 2001) обращают внимание на то, что в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где в большей степени имеет место несовершенство формальных экономических и политических институтов, часто случаются так называемые провалы государства и провалы рынка. В этом случае ассоциации могут отчасти компенсировать данные провалы, поддерживая работу рыночных механизмов и дополняя их.

Тезис о влиянии местной политической и экономической обстановки на характер деятельности ассоциаций бизнеса подтверждается в работах Д. Коутса и др. (Coates&Heckelman, 2003, Coates& Heckelman&Wilson, 2010). Результаты этих количественном межстрановых исследований свидетельствуют различном результате деятельности ассоциаций в странах ОЭСР и государствах, не входящих в ОЭСР.

Анализу деятельности бизнес-ассоциаций в России посвящен целый ряд количественных исследований (Pyle, 2006, 2007, 2009, Markus, 2009, Голикова, 2009, Яковлев и др., 2010), однако в данных работах довольно мало внимания уделяется региональным особенностям деятельности бизнес-ассоциаций. Задачей настоящего исследования является изучения влияния экономических и политических показателей региона на характер деятельности работающих в нем бизнес-ассоциаций.


Эмпирическая проверка гипотез будет проводиться при помощи регрессионного анализа баз, полученных в результате двух опросов руководителей российских предприятий. Оба опроса проводились в конце 2000-х годов, в каждом из них приняло участие около 1000 компаний.

Первый опрос состоялся в первой половине 2009 года. В нем приняло участие 957 предприятий обрабатывающей промышленности. Это были преимущественно средние и крупные компании, расположение в 48 регионах РФ. Около половины компаний было расположено в региональных столицах, включая Москву; другая половина находилась в провинциальных городах, не являющихся региональными столицами, поселках городского типа, селах.

Второй опрос был проведен в конце 2010 года в рамках проекта по изучению деятельности российских бизнес-ассоциаций. В нем приняло участие 1013 компаний примерно в 59 регионах РФ. Около половины выборки составляют предприятия обрабатывающей промышленности (средние и крупные). Вторая половина работает в секторе услуг грузовые перевозки, туризм, торговля, сфера информационных технологий; преимущественно это будут средние компании, однако имеются и крупные, и малые предприятий. В этом опросе большая часть компаний была расположена в столицах регионов, включая Москву (72%).

Тот факт, оба опроса охватили достаточно большое количество регионов, позволяет довольно детально изучить влияние региональных особенностей на характер деятельности бизнес-ассоциаций. Кроме того вариация статуса населенного пункта расположения предприятий (Москва, региональные столицы, населенные пункты, не являющиеся региональной столицей) позволит более детально изучить влияние место расположения на результаты деятельности ассоциаций1.

На данном этапе исследования в качестве характеристики места расположения предприятия использовался уровень экономического развития региона на основе рейтинга инвестиционной привлекательности регионов РА «Эксперт». Результаты опроса 2009 года использовались для изучения роли ассоциаций в отношениях обмена между региональной и местной властью и предприятиями с акцентом на учет региональных различий2. При помощи регрессионного анализа обнаружено, что в регионах с высоким уровнем экономического развития члены ассоциаций помогают региональным и местным властям на том же уровне, что предприятия, не состоящие в ассоциациях. Однако по мере снижения уровня экономического развития региона наблюдается рост различия между членами и не членами ассоциаций – члены бизнес объединений оказываются более активно вовлечены в оказание помощи властям. Этот результат является устойчивым к использованию различных спецификаций модели, в том числе при контроле на размер, показатели инновационной и инвестиционной активности предприятия. В то же время не наблюдается существенных изменений в поддержке предприятий членов и не членов со стороны региональных и местных властей в зависимости от уровня развития региона. Это может означать, что в менее развитых регионах власти используют бизнес-ассоциации для давления на предприятия.


Результаты опроса 2010 года позволяют оценить, как региональные характеристики влияют на лоббистскую деятельность компаний. На данном этапе исследования изучался выбор руководством предприятия различных способов лоббирования. Результаты анализа свидетельствуют о том, что уровень экономического развития региона влияет на этот выбор. Чем лучше экономическое положение региона, тем в большей степени предприниматели предпочитают продвигать интересы своего бизнеса через бизнес объединения, а чем уровень развития региона ниже, тем чаще они используют личные контакты с представителями власти.

Полученные результаты позволяют предположить о большей автономности бизнес ассоциаций от региональной и местной власти в более развитых регионах, и большей зависимости от власти в менее развитых регионах. Проверка данного тезиса требует дополнительного анализа, что планируется осуществить в дальнейшем. Помимо этого при дальнейшем анализе будет использован ряд региональных характеристик, в том числе описывающих не только экономическую, но и политическую ситуацию в регионе. Соответствующий массив региональных индикаторов уже сформирован в рамках другого исследовательского проекта Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ.


1 В большей степени влияние статуса населенного пункта может быть изучено на основе опроса 2009 года, однако в опросе 2010 года доля компаний, расположенных не в региональных столицах, достаточна, хотя возможности проведения такого анализа будут несколько ограничены.

2 Схожий подход ранее использовался в работе Яковлев-Говорун (2011), однако тогда изучалось влияние типа ассоциаций и не рассматривались региональные особенности.