birmaga.ru
добавить свой файл

1
Plane-spotting: охота на самолеты.


Помните, как в детстве, услышав гул в небе, мы задирали головы вверх и с восхищением смотрели на летящий высоко-высоко самолет до тех пор, пока он окончательно не скроется из вида? Те, кто уже хоть раз летал, мечтательно вспоминали в этот момент о маленьких смешных домиках внизу и подушках-облаках, пролетающих прямо перед глазами. Мы выросли. Взлетающая
или просто летящая в небе железная птица уже давно не вызывает подобных эмоций. Мы покупаем билет, проходим регистрацию и, в тот момент, когда наш самолёт, отрываясь от земли, взмывает в воздух, а мы, устроившись в кресле, листаем журнал, мы даже не подозреваем, что с земли на наш авиалайнер нацелены объективы фото- или видеокамер Что это за люди? Зачем они снимают самолеты? Может быть, это шпионы?! Открою вам маленький секрет: эти люди - плейн-споттеры.

Почти у каждого из нас есть хобби: кто-то собирает модельки автомобилей или фарфоровых кукол, кто-то рисует кошек или вышивает крестиком, есть такие, кто любит посидеть на берегу озера с удочкой или поохотиться на зайца в соседнем лесу. Плейн-споттинг (англ. - plane-spotting) - это своеобразный вид хобби: охота на самолеты.

История.

Зародилось это увлечение во время Второй мировой войны в Британии, где гражданское население обучили наблюдать и опознавать самолёты и сообщать о них в ПВО. Позднее данное хобби распространилось по всему миру и приняло более миролюбивую оболочку. Во время холодной войны на Западе споттинг был особенно популярен. Считалось огромной удачей сфотографировать советский самолёт в небе, так как в Советском Союзе съемка аэропортов и самолётов была категорически запрещена.

Бытует ошибочное мнение, что плейн-споттинг – это обычная фотосъемка взлетающих и садящихся самолетов с целью коллекционирования фотографий. На самом же деле, цель споттеров – ведение реестра, наблюдение за «жизнью» каких-либо определенных самолетов либо отслеживание всех воздушных аппаратов конкретной марки, сопровождаемое фотографированием искомых объектов. Отличный пример ведения реестра можно увидеть на сайте: http://russianplanes.net . Тут можно найти характеристики, фото и описание жизненного пути каждого отечественного самолета.


http://www.youtube.com/watch?v=AHGJLY0ZN6A

Airliners.net – индикатор мастерства.

Главное для споттера - определить, что за летательный аппарат попал под прицел его фотообъектива и зафиксировать его бортовой и серийный номера. Качество фотографий и видео должно быть настолько высоким, чтобы можно было рассмотреть каждую видимую деталь самолета и его номер.

Наиболее известным сайтом, на страницы которого мечтают попасть многие споттеры, является http://www.airliners.net/ - самый крупный сайт об авиации во всем мире, основанный в 1997 году Йоханом Лундгреном (Johan Lundgren). Портал содержит колоссальную фотогалерею, состоящую из более 1.2 млн. фотографий с разнообразной сопроводительной информацией о самолете, авиакомпании, месте съемки и авторе, а так же форумы, статьи о самолётах и истории авиации. Присылаемые на сайт снимки проходят утверждение редакторами сайта в условиях жесткого конкурса, что позволяет поддерживать высокий уровень качества публикуемого материала.

http://www.youtube.com/watch?v=hwyQu1fmK3s

Официальный статус.

Существует два вида плейн-споттинга: «подзаборный» - когда съемка ведется за территорией аэропорта вблизи от ВПП и официальный - когда руководство аэропорта организовывает мероприятие и приглашает споттеров, давая возможность снимать самолеты с более привлекательных ракурсов. Однако это не значит, что «подзаборный» способ хуже - как раз наоборот: профессиональные споттеры находят такие точки для съемки, в которые не попадешь на официальном споттинге.

Первый официальный массовый споттинг в России был организован в Московском международном аэропорту «Домодедово» в 2007 году. 22 мая 2012 г. российский споттинг отметил свое пятилетие. В настоящее время официальные споттинги проводятся во «Внуково» и «Пулково», аэропортах Иркутска и Мурманска, в самарском Курумоче, челябинском Баландино, новосибирском МА «Толмачево» и других крупных аэропортах.


http://www.youtube.com/watch?v=iBe__i3Km4E



1 июня нынешнего года руководство «Домодедово» решило весьма оригинально отметить День защиты детей и организовало Детский Официальный Споттинг. Малыши, разумеется, в сопровождении взрослых, вышли к взлетно-посадочной полосе, чтобы пофотографировать самолеты, наземную технику и даже познакомиться с местными обитателями.

Однако, не смотря на то, как аэропорты идут на встречу споттерам организовывая подобные мероприятия, в России достаточно жестко относятся к «неизвестным с камерой» вне официального споттинга. Нередко бывают случаи задержания споттеров службой охраны аэропорта.

Запад более лоялен в этом отношении, но так было не всегда. Правовые последствия данного увлечения были продемонстрированы в ноябре 2001 года, когда четырнадцать споттеров (двенадцать британцев и два голландца) были арестованы греческой полицией за фотографирование воздушной техники в день открытых дверей греческих ВВС около базы Каламата. Им были предъявлены обвинения в шпионаже. Иностранцам грозило 20-летнее тюремное заключение в случае признания их виновными. После внесения 9,000 фунтов они были освобождены под залог, обвинения свелись к незаконному сбору информации. В 2002 году восьмеро из группы были приговорены к трем годам лишения свободы, остальные – к году. Через год все были оправданы апелляционным судом.


Кто? Где? Когда?

Плейн-споттеры делятся на несколько категорий. Часть охотников осваивают какой-нибудь один аэропорт и фиксируют все прилетающие и улетающие самолеты. Остальные - их именуют «флитерами» (англ.- flitter) - концентрируют внимание на каком-то определенном авиастроителе, компании или типе самолетов. Одно из излюбленных занятий – коллекционирование фирменной расцветки. Собрать в один комплект все фотографии самолетов с одним «окрасом» – немалое достижение. 
Порой
предметом вожделения является один-единственный самолет. За свою жизнь железная птица может сменить нескольких хозяев, несколько раз менять цвет оперения и пережить целые эпохи. Вся история должна быть отслежена и запечатлена в фотографиях.

Кто-то любит снимать самолеты вблизи маленьких провинциальных аэропортов. Другие предпочитают вести съемку в крупных международных портах своей страны, где можно поймать «птичку» поинтересней. Третьи - их еще в народе называют «споттерами на всю голову» - всегда забираются в самые опасные места и никогда не упустят возможность побывать там, где «еще не ступала нога соплеменника».

Существуют самые популярные места проведения съемки плейн-споттерами. Самое захватывающее из них – пляж на острове Святого Мартина в Карибском море, под самым забором аэропорта Принцессы Джулианы (St Maarten Princess Juliana International Airport). Отличный вид для фотосъёмки открывается в сквере возле ресторана «In-N-Out» рядом с аэропортом Лос-Анджелеса. Закрытый ныне Гонконгский аэропорт «Kai Tak» и аэропорт Амстердама, где вместо забора используется ров с водой, в результате чего открывается хороший вид на ВПП, так же являются любимыми местами споттеров.


http://www.youtube.com/watch?v=yPjgWeNiCKc&feature=related

Flightradar24.

Для того, чтобы определить, какой самолет появится над ВПП следующим или отследить движение какого-то определенного воздушного судна, некоторые споттеры используют Flightradar24 (http://www.flightradar24.com/) - проект, созданный в 2007 г. шведской компанией Travel Network Ltd, позволяющий в режиме реального времени наблюдать на карте за летящими самолётами во всём мире. Принцип действия этого сервиса основан на получении сигналов с самолетов, оборудованных системой ADS-B.

При выделении какого-либо самолета слева на экране выводится его фотография, принадлежность к авиакомпании, место отправления и посадки, тип, бортовой номер, высота в данный момент и скорость полета, положение в градусах, на карте отмечена линия пройденного пути от аэропорта отправления. Есть функция поиска самолёта по номеру рейса. Каждые несколько секунд абсолютно вся информация обновляется, месторасположение самолётов перерисовывается на карте. На сайте ведётся запись всей истории полётов за прошедшие 28 дней. Это дает возможность отследить, как летел какой-либо самолёт, каким курсом, на какой высоте и с какой скоростью.

http://www.youtube.com/watch?v=t94goBEdw2o&feature=related

Даже если вы не являетесь владельцем супердорогой камеры и в вашем распоряжении есть всего лишь обычная цифровая «мыльница», попробуйте себя в роли плейн-споттера. Шквал положительных эмоций, море незабываемых ощущений и, конечно же, массу потрясающих снимков могу вам гарантировать!

Ольга Навроцкая