birmaga.ru
добавить свой файл

1
I Общая характеристика


Кто не видал крестьянского дома-избы. Стоит пройти по деревни и вот они стоят родимые!

Летом они утопают в зелени зимой - в сугробах.

В разных деревнях избы строились на свой манер. В нашей деревни Большое Вишенье, на одной улице не найдёшь не одного похожего дома хотя в основе у них одно и то же - сруб.

Сруб состоит из нескольких венцов. А венец, в свою очередь, из четырёх брёвен, особым образом связанных между собой по углам. Строить деревянный дом на языке плотников «вязать» сруб.

Если сруб имеет бревенчатую перегородку, то такая изба называется пятистенкой. У нас в деревни таких домов несколько

Особые требования предъявляются к строительному материалу.

Дома рубились из сосны, ели. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкали друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.

Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящих несчастье. Запрет распространялся на старые сухие деревья. Если в сруб попадется «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрёстке дорог.

Но, чтобы сруб превратился в избу, нужно ещё много потрудиться: сделать пол, потолок, прорубить окна, возвести крышу, построить крыльцо.

У каждой избы свой «характер», «настроение» и непременно своё декоративное устройство. Разные орнаменты в декоре избы исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: они оберегали от злых сил, духов, природных стихий.

Избы строились в один или два ряда-«порядка» -вдоль дороги, недалеко друг от друга.

Тип усадьбы, внешний облик жилой части дома и хозяйственных дворовых построек, меблировка дома- всё это определялось природно-климатическими условиями, общерусской и местной традицией и имело ряд отличий в разных регионах расселение русского народа.


Деревенский дом в нашей местности состоит из одноярусного дома на высоком подклете, под двускатной крышей, с двором, прилежащем к его боковой стороне.

Дома в нашей деревне ориентировались при застройке на юго-восток по практическим соображениям – лучшей освещённости дома, но и с представлениями мифологического плана.

Юго-восток считается стороной света - «божеская, красивая сторона» северо-запад – сторона тьмы, смерти. Ориентируя, таким образом, свою избу, хозяин как бы оборачивался «лицом» дома к светлому началу, к богу.

II Внутреннее пространство избы.

В домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединённых сенями. Дом состоит из тёплого отапливаемого печью, лежанкой помещения и сеней. Сени строились для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

Передний угол с божницей и столом считаются чистой парадной половиной избы, пространство около двери и печи - печной угол, середина избы - рабочим местом.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будняя утварь. В праздничный день дом преображался: стол выдвигался на середину, покрывался белой скатертью. Красный угол, где стояли иконы, украшали разными полотенцами. Красный угол -парадная часть избы. Красный угол, как и печь, является важным интерьером внутреннего пространства избы. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна или окно. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой.

Красный угол самое почётное место в доме, его старались содержать в чистоте и парадно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. На полке возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. В нашей местности красный угол называется «передним».


Избы изнутри отличалось друг от друга. Но было и общее – в каждой избе стояла печь. Слово «изба» произошло от слова «истопить».

Печь кормила, обогревала, лечила, и даже служила баней! Выгребали угли, насыпали солому и залезали туда – ногами вперёд. Правда, там не мылись, а только парились.

Любили на печи полежать «погреть косточки», как говорят пожилые люди. Русская печка помогала от «хвори» простуды.

III Интерьер жилых помещений

Интерьер жилых помещений крестьянского дома стал заметно меняться с последней трети XIX века. Во многих избах появилась деревянная перегородка, отделявшая печь от остального пространства избы, появились спальные комнаты, в которых так же бели перегородки в виде лежанки, за которой можно было лежать и согреваться зимой.

В быт стала входить городская подвижная мебель: шкафы горки буфеты, кровати стулья, кресла. Убранство избы пополнялось зеркалами, часами фотографиями в самодельных рамках.

Процесс замены вещей традиционного русского быта происходила постепенно, не вызывая внутреннего сопротивления людей.

Изменявшиеся условия жизни, новые мировоззрения идеи, проникавшие в деревенскую среду, меняли и предметный мир деревни. Люди выбрали для себя то, что им было необходимо, удобно.

Таким образом, русская изба, с её особым, хорошо организованным пространством, неподвижным порядком, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целом, составлявшем целый мир для хозяина дома.