birmaga.ru
добавить свой файл

1
85 лет Федеральному государственному


пожарному надзору


Датой образования государственного пожарного надзора принято считать 18 июля 1927 года – дату подписания ВЦИК СНК РСФСР Положения об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР. 

Это событие стало одним из поворотных в истории развития пожарной охраны. Документом впервые были законодательно закреплены функции органов государственного пожарного надзора, важнейшими из которых, на то момент, являлись:

- разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением;

- руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.

После этого началось планомерное осуществление профилактических мероприятий: на всех крупных предприятиях были введены регулярные пожарно-технические обследования. 

Безусловно, современная система государственного пожарного надзора, постоянно совершенствуясь и развиваясь, претерпела существенные изменения. Но «Положение 1927 года» – первый документ, послуживший началом развития уникальной в мировой практике эффективной структуры противопожарной службы, направленной на предупреждение пожаров, защиту жизни и здоровья россиян, а также на сохранение материальных и духовных ценностей нашего государства. Созданию государственного пожарного надзора предшествовал многовековой период накопления опыта в области организации превентивных мер. 

Одним из основоположников организации государственного пожарного надзора по праву считается Александр Кривошеев - заведующий Центральным пожарным отделом (ЦПО) с июля 1920 года по февраль 1924 года. Именно в этот период впервые был поставлен вопрос об организации этой структуры.

Свою деятельность как руководителя Александр Кривошеев начинал в качестве петербургского брандмейстера. Но не только умением вести боевые действия и самоотверженностью отличался брандмейстер. При А. Кривошееве Василеостровская часть г. Санкт-Петербурга  превратилась в центр пропаганды и передового опыта пожарного дела. Как истинный профессионал, он, не обращая внимания на политические изменения, продолжает свою деятельность, работая после Октября 1917 года в качестве председателя Собрания депутатских комитетов пожарных частей Петрограда и городской пожарной комиссии при Исполкоме Петросовета, что по существу значило руководство пожарной охраной города. 


После 1921 года, взяв курс на индустриализацию, страна превратилась в большую стройку. Возводились сотни новых объектов с современной материально-технической базой. Они имели новые современные архитектурно-планировочные решения, при их возведении использовались новые материалы, внедрялись новые технологические установки и процессы и т.д. Появились новые производства, в том числе и пожароопасные.

В феврале 1924 начальником ЦПО НКВД был назначен Константин Яичков. Его трудовая деятельность в области пожарной безопасности, которой он посвятил 51 год своей жизни, началась в 1906 году в пожарно-страховых организациях.

Профессионализм и организаторские способности  К. Яичкова наиболее ярко проявились в службе в Центральном пожарном отделе. Одной из важных задач ЦПО в то время было восстановление и развитие добровольческого движения. Только оно могло обеспечить пожарную безопасность сельской местности.

При непосредственном участии К. Яичкова было разработано Положение «Об органах государственного пожарного надзора РСФСР», утвержденное ВЦИК СНК РСФСР 18 июля 1927 года, этом документе законодательно утверждаются централизация руководства пожарной охраны функции государственного пожарного надзора. Работа К. Яичкова была также связана с совершенствованием и пропагандой пожарно-технических знаний. Положение «О Государственном пожарном надзоре» 1927 года стало руководящим документом для дальнейшего развития противопожарной службы страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий. Развиваясь и совершенствуясь, на эту структуру была возложена вся работа по предупреждению пожаров и надзору за соблюдением правил пожарной безопасности. Однако в начале своей деятельности государственный пожарный надзор испытывал ряд трудностей, не позволяющих осущест­влять свою деятельность с требуемой эффективностью. В частности, на тот период остро недоставало нормативно-правовой базы для осуществления надзорной деятельности, а также ощущалась острая нехватка квалифицированных специалистов, практически отсутствовало научно-техническое обеспечение, методическая и лабораторная база. Решить эти задачи предстояло в кратчай­шее время.


25 июня 1928г. издается приказ ВСНХ РСФСР № 671 «О применении противопожарных правил при разработке проектов нового строительства». В данном приказе отмечалось: «... Признавая пожарную охрану промпредприятий делом первостепенной важности и считая необходимым при разработке проектов нового промышленного строительства или при перестройке существующего иметь в виду обязательное осуществление противопожарных правил...».

В 1930 году приказом ВСНХ от 18.01.1930 № 504 «Об образовании в местных органах ВСНХ РСФСР пожарных инспекций» всем краевым и областным СНХ, ЦСНХ и наркомпромторгам автономных республик предлагалось образовать в своих аппаратах пожарную инспекцию. Острая нехватка квалифицированных специалистов в области надзорной деятельности решалась созданием различных видов образовательных учреждений. К 1931 году наряду с Ленинградским пожарным техникумом, возобновившим работу в 1924 году, функционировали уже пожарные техникумы в Москве и Свердловске. Открылся Центральный заочный пожарный техникум, вечерний противопожарный техникум «Спринклер», в различных городах работали 16 пожарно-технических курсов. В итоге в 1931 году получили пожарно-техническое образование более 700 выпускников.

Несмотря на то, что в стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая - количество пожаров в стране - самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора - к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза - со 150580 до 100403.

Последующее десятилетие государственный пожарный надзор (с 1934 года в составе Главного управления пожарной охраны НКВД СССР) продолжал вести работу по совершенствованию деятельности, повышению пожарной безопасности объектов и территорий. В этот период выходит ряд основополагающих нормативно-правовых документов. Важным шагом в последующем развитии пожарно-профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года № 52/654 , которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН. Данное Постановление действовало без изменений более 40 лет.


С целью повышения противопожарной культуры на предприятиях, в организациях рабочие, служащие, инженерно-технические работники проходили обязательное обучение пожарно-техническому минимуму. Впервые за всю историю Российского государства проблема пожарной безопасности стала действительно национальной, что принесло впечатляющие результаты. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих.

Социальные корни причин возникновения пожаров - небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство - были сведены до минимума. И в этом не малая, если не подавляющая, заслуга государственного пожарного надзора. Об этом свидетельствует статистика: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысяч.

С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Весь личный состав переходит на казарменное положение, ведется активная работа по подготовке к несению службы нового пополнения. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. Большое внимание уделяется пропаганде пожарной безопасности в городах и сельской местности.

Проводится гигантская пожарно-профилактическая работа. Во всех крупных городах очищаются от сгораемых материалов чердаки жилых, общественных, производственных зданий; ненужные деревянные постройки, ветхие строения, заборы разбираются и сносятся. К примеру, в Ленинграде не осталось ни одного дома, двора, где не была бы проведена пожарно-профилактическая работа. Там же работники государственного пожарного надзора, понимая сложность ситуации, привлекли к проблеме огнезащиты строительных конструкций ведущих ученых Ленинграда. Были рассмотрены различные средства: силикаты, железный сурик, фосфаты. Но последнее слово было за работниками пожарной охраны.


Исходя из реальной ситуации - в то время в городе на Невском химкомбинате хранилось около 40 тысяч тонн суперфосфата - было предложено использовать это вещество в качестве огнезащитного средства. За короткий срок были обработаны 90% чердачных помещений и сгораемых строений. 19 миллионов квадратных метров горючих конструкций были покрыты огнезащитным составом.

Трудно представить, сколько дополнительного труда и мужества пришлось бы проявить жителям города для его сохранения, если бы не умная и продуманная предупредительная работа по профилактике пожаров.

13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники Государственного пожарного надзора, а также начальствующий состав ведомственных пожарных команд промышленных предприятий и транспорта именно в дни Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок.

К началу 1942 г. пожарная охрана располагала уже проверенным на практике опытом боевой и профилактической работы в условиях войны. Для ознакомления пожарных работников с формами профилактической работы и методами борьбы с пожарами выпускали специальный бюллетень «Противопожарная оборона». Вышли в свет пособия и техническая документация по профилактической работе и эксплуатации источников противопожарно­го водоснабжения в зимних условиях, а также правила пользования временными приборами отопления.

Правительство высоко оценило работу пожарных в годы Великой Отечественной войны. Пожарная охрана Москвы и Ленинграда награждена орденами Ленина, орденами и медалями.

В 1947 году на крупных предприятиях создаются пожарно-технические комиссии, на которые возлагается общественная работа по контролю за обеспечением и совершенствованием пожарной безопасности предприятий. Комиссией проводились смотры противопожарного состояния производственных зданий, контролировался противопожарный режим предприятий, активизировалась и стимулировалась ответственность рабочих и служащих за пожарную безопасность на рабочем месте. В жилом секторе городов и поселков контроль за соблюдением правил пожарной безопасности объектов возлагался на ответственных лиц (управляющих и комендантов). Позднее организуется работа внештатных пожарных инспекторов на предприятиях.


С самого начала становления государственного пожарного надзора нормативно-техническая работа стала неотъемлемой его частью. Именно на стадии проектирования и строительства объектов можно предусмотреть и практически реализовать весь комплекс мероприятий по противопожарной защите людей и имущества. В 1974-1979 годах были приняты государственные постановления по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах промышленности по совершенствованию работы государственного пожарного надзора.

К началу 80-х годов XX века пожарная охрана Советского Союза практически преобразовалась в действительно инженерную службу. В ее составе находилось около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. работников военизированной пожарной охраны. Сотрудниками Государственного пожарного надзора проводилась активная работа по пропаганде пожарной безопасности среди населения, по повышению престижа профес­сии пожарного.

С 1955 массовым тиражом стали издаваться плакаты, открытки, спичечные этикетки и другие наглядные материалы, разъясняющие опасность пожара и предостерегающие от неосторожного обращения с огнем. Появились фильмы, пьесы, другие литературно-художественные произведения, описывающие трудную, героическую работу пожарного. Благодаря умело продуманной пропаганде профессия пожарного становилась престижной. 

В начале 90-х годов по инициативе ГУГПС МВД России была организована работа по созданию системы нормативных документов в области пожарной безопасности с привлечением научного потенциала ВНИИПО МВД России, научных и проектных организаций Госстроя России, нормативно-технических работников территориальных органов ГПС.

Усилиями руководителей, возглавлявших в этот период ГПС и нормативно-техническое подраз­деление, а также  при актив­ном участии руководителей и сотрудников всех заинтересованных подразделений, была создана система нормативных документов по пожарной безопасности, содержащая наряду с противопожарными требованиями норм в области строительства (СНиП, ГОСТ и др.) более 130 норм пожарной безопасности и, разрабатываемая на общей методической и научно-технической основе, открытая для последующего развития и являющаяся одним из средств регулирования уровнем пожарной безопасности объектов защиты на стадиях проектирования и строительства. Кроме этого, система норм пожарной безопасности дала возможность развития других важных направлений деятельности ГПН (сер­тификация в области пожарной безопасности; испытательная база научных и учебных заведений, территориальных органов ГПС; терри­ториальные нормы и правила пожарной безо­пасности и т.п.). Плодотворная работа Главка и ВНИИПО позволила за последние года значительно увеличить и улучшить нормативную базу на проектирование зданий и сооружений.


Указом № 1309 Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного по­жарного надзора.
Впервые праздник образование органов ГПН отмечался всеми сотрудниками в 2007 году, когда служба праздновала 80-тилетие с момента образования.       

Сегодня, как и много лет назад, основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.

Органы Федерального государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга
Организация осуществления федерального государственного пожарного надзора в Санкт-Петербурге возложена на сотрудников Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу.

В состав управления города входят 18 территориальных подразделений (по одному в каждом районе Санкт-Петербурга) и 8 профильных отделов аппарата Управления. Штатная численность личного состава государственного пожарного надзора Санкт-Петербурга  составляет 632 человека.
Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:

а) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;

б) производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;


в) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

г) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

д) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

е) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

ж) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Сегодня сотрудники ГПН Санкт-Петербурга принимают участие в различных мероприятиях, направленных на популяризацию деятельности службы и повышение уровня пожарно-технической грамотности:

- ежегодный легкоатлетический пробег, посвященный памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга;

- дни открытых дверей;

- учения;

- зарницы, детские конкурсы и другие мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях.

Сотрудники государственного пожарного надзора являются постоянными члена жюри, при проведении конкурсов Районного и Городского масштаба связанных с развитием пожарного дела и МЧС в целом.


Соревнования направлены на физическое и умственное развитие. Сотрудники пожарного надзора квалифицированные и знающие свое дело. Сотрудники с огромным удовольствием делятся своими знаниями и навыками в этой отрасли с подрастающим поколением. Из года в год популяризация пожарного дела в городе растет.

Для удобства граждан в Главном управлении МЧС России по по г. Санкт-Петербургу работает телефон доверия: (812)-299-99-99, по которому  граждане  могут обратиться по вопросам административно-правовой деятельности и дознания, по преступлениям, связанным с пожарами, по вопросам осуществления надзора за выполнением требований правил пожарной безопасности стандартов, норм и правил при проектировании, строительстве и соблюдением требований правил пожарной безопасности при приёмке в эксплуатацию завершённых строительством зданий и сооружений, по вопросам обеспечения пожарной безопасности на объектах критически важных для национальной безопасности страны, особо важных объектах, а также по вопросам лицензирования в области пожарной безопасности.