birmaga.ru
добавить свой файл

1
3. Содержание бизнес-плана и стандарты разработки бизнес-планов

Структура бизнес-плана может быть различной, однако в обязательном порядке необходимо отметить следующие позиции. В начале следует максимально четко описать цели проекта коммерциализации (разработки, технологии). Авторы бизнес-плана должны убедить в своем понимании текущей стадии проекта коммерциализации технологии.

Определение стадии проекта очень важно, поскольку требования к наполнению бизнес-планов различаются на стадии становления бизнеса (собственно инициации коммерциализации технологии) и на стадии роста (перехода к массовому производству) самым существенным образом.

На первых страницах бизнес-плана необходимо привести текст «меморандума о конфиденциальности». Фактически, это просьба к инвестору (читателю) о неразглашении сведений, приведенных в документе. Именно просьба, пожелание, но никак не требование.

Существуют разные методики разработки бизнес-плана. Иностранные инвесторы требуют
предоставлять расчеты с помощью лицензированных UNIDO (United Nations Industrial
Development Organization - организация ООН по промышленному развитию) пакетов -
COMFAR, PROPSPIN. Эти методики являются универсальными. С их помощью
создаются бизнес-планы осуществляется оценка финансово-экономической

эффективности проекта. На российском рынке они имеют ограниченное применение по следующим причинам:


С учетом основных принципов, лежащих в основе разработки бизнес-планов в мировой практике, подготовлен ряд отечественных методик , а так же методики с использованием специальных компьютерных программ (Project Expert, Альт-Инвест и др.).

Анализируя существующие методики по разработке бизнес-плана видно, что в настоящее время на рынке России наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:


  1. методика UNIDO;

  2. методика Всемирного банка реконструкции и развития;

  3. методика фирмы "Goldman, Sachs & Co";

  4. фирмы "Ernst & Young".

Стандарт ЕБРР для бизнес-плана.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является одним из самых крупных
инвесторов Европе центрально-азиатском регионе. В целях улучшения

инвестиционного климата прощения бизнес - планирования, ЕБРР разработал и

предлагает к использованию следующую структуру бизнес-плана:

  1. Титульный лист

  2. Меморандум о конфиденциальности

  3. Резюме

  4. Предприятие




  1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности

  2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия

  3. Текущая деятельность

  4. Финансовое состояние

  5. Кредиты

5. Проект

  1. Общая информация о проекте

  2. Инвестиционный план проекта

  3. Анализ рынка, конкурентоспособность

  4. Описание производственного процесса

  5. Финансовый план

  6. Экологическая оценка

6. Финансирование

  1. Графики получения и погашения кредитных средств

  2. Залог и поручительство

  3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств

  4. SWOT - анализ

  5. Риски и мероприятия по их снижению

7. Приложения

Одной из организаций предлагающей стандарты для бизнес -планирования является Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (англ. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - созданное в 1966 г. специальное учреждение ООН, цель которого состоит в содействии промышленному развитию и ускоренной индустриализации развивающихся стран путём мобилизации национальных и международных ресурсов.


В соответствии со стандартами UNIDO структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:


  1. Резюме.

  2. Идея (сущность) предлагаемого проекта.




  • Общие исходные данные и условия.

  • Описание образца нового товара.

  • Оценка опыта предпринимательской деятельности.

3. Оценка рынка сбыта.

  • Описание потребителей нового товара.

  • Оценка конкурентов.

  • Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

4. План маркетинга.

  • Цели маркетинга.

  • Стратегия маркетинга.

  • Финансовое обеспечение плана маркетинга.

5. План производства.

  • Изготовитель нового товара.

  • Наличие и требуемые мощности производства.

  • Материальные факторы производства.

  • Описание производственного процесса.

6. Организационный план.

  • Организационно-правовая форма собственности фирмы.

  • Организационная структура фирмы.

  • Распределение обязанностей.

  • Сведения о партнерах.

  • Описание внешней среды бизнеса.

  • Трудовые ресурсы фирмы.

  • Сведения о членах руководящего состава.

7. Финансовый план.

  • План доходов и расходов.

  • План денежных поступлений и выплат.

  • Сводный баланс активов и пассивов фирмы.

  • График достижения безубыточности.

  • Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).

  • Оценка риска и страхование.

8. Приложения.