birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
Билет 1. 19 век. Общая характеристика.


-новая эпоха, насыщенная социальными движениями и конфликтами. напряженные духовные искания. Начало и истоки- в последних десятилетиях 18 века, эпохи «ок. 1800».

-перемены в миросознании людей.

Вернер Хофман назвал его «разорванным столетием».

-архитектура перестает играть определяющую роль в сложении стилеобразующей тенденции.

-значительное обособление путей развития арх-ры и изобразительного искусства.

-относительное стилистическое единство- начало века. Неоклассицизм. Отчасти в конце столетия- модерн.

-19 век- расцвет станкового искусства. Особенно живописи и графики. Зедельмайер назвал 19 век « столетием частной жизни».

-попытки воскресить большой придворный стиль были ( Первая и Вторая Империя) не слишком успешно.

-поколеблены основы религиозного искусства.( началось еще во время Просвещения).новая система жизненных и духовных ценностей. Бодлер: « 19 век- время потери веры». Исключения- религиозное возрождение в Германии и некоторые др. пример». На первый план выходит индивидуальное чувство веры. ( Фридрих,Рунге. Редон..).

-объединяющая религиозная идея в 19 веке утрачена( это отмечали Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хейзинга,Вейдле..).

-художественная жизнь подвергается сильной коммерциализации. Часто заказчиком выступают широкие слои общества. Часто с более сниженными вкусовыми пристрастиями.

другой стороны, именно в 19 веке у художников большая свобода творческого мировосприятия.

-новый тип творческого сознания. Гегель в своих лекциях по эстетике отметил, что художник раскрепощается становится независимым от традиционных содержательных и стилистических норм.

- в 19 веке появилось множество концепций и приемов. нет единой стилистической структуры. Тенденция индивидуализации творческого сознания. Оборотная сторона: много непонятых художников.

-смена движений в 19 веке: классицизм. Романтизм.реализм. импрессионизм. Постимпрессионизм.)( иногда, в структуру последнего относят и символизм).


-однако при всей сложности и многообразии идейных и стилистических устремлений в культуре 19 века можно различить 2 потока.1)официальное искусство.2)условно говоря, оппозиционное. Именно здесь- все основные новации. В 19 веке салонно-академическое искусство получило скорее негативную оценку.

-19 век окончательно снимает эстетические и жанровые ограничения.

2.Архитектура Англии. Первая половина 19 века.

1818-Сент Пэнкрэс Черч в Лондоне. Индивидуальное истолкование античной Греции. С колоннадой.

Перестройка ряда кварталов и магистралей в Лондоне.

Риджент стрит. Проект Джона Нэша- крупнейшего архитектора начала 19 века в Англии.

1810- утопический проект Оуэна. В Орбистоне пытался организовать фабричный проселок «Единство».создание рациональных жилищ. Детских Салов клубов. Не достроили.

Моффан проект озеленения и улучшения жилых кварталов. Не осуществлен.

1849вышла книга Дж. Бекингема « Национальное и зло и как с ним бороться».в приложении были эскизы идеального города Викторио.

Проекты фабрично-заводских поселков.текстильная фабрика на реке Эйр близ Шипли. В Иоркшире.( арх. Локвуд и Моусон)

Много новых инженерных сооружений. Акведуки Телфорда. Нач. 19 века.

Для первой четверти 19 века в Англии характерно увлечение античными формами. Греческая классика пришла на смену Риму. Вышла книга Стюарта и Ревета об античном зодчестве.

Крупнейшие арх-ры: Джон НЭШ 1752-1835. широко использовал ионический ордер. Террасные дворцы на Риджент Парке.

Королевский павильон в Брайтоне. 1815-1821.луковичные купола.подковообразные арки. Китайские мотивы в интерьерах.

ДЖОН Соун 1753-1837. Английский банк в Лондоне. Простая и ясная композиция.

Роберт Смерк 1780-1867.

Роберт Смерк и Сидней: 1823-1847. Британский музей. Все помещения сгруппированы вокруг большого внутреннего двора. Прием анфилады. Обычен для музеев. Попытка объединить весь ансамбль единым мотивом ионической колоннады. 8 колонный портик в центре.


Смерк и Нэш строят в окрестностях Лондона псевдоготические замки.

Увлекался готикой и Д.Уайт. замок ФОНТХВИЛЛ.

Чарльз Барри. 1840-1867. Парламент. В соавторстве с Пэджином( он поклонник готики). Мотивы перпендикулярной готики, но с соблюдением симметрии и ясностью построений. Сторона, выходящая на Темзу-соблюдение симметрии. Сторона , связанная с Вестминстерским холмом ассиметричная. Часовая башня и башня Виктории.

Барри: Клуб путешественников. На манер палаццо Пандольфини.

1851. павильон Англии на Всемирной выставке в Лондоне. Проект Пэкстона.первое крупное здание из железа и стекла.

Кинг кросс стейшн. – 1851 Льюис Кэббит. Пример сплошного остекления.

1851. Читальный зал британского музея.арх . Смерк и Паницци. Огромный купол. Немногим меньше, чем Пантеон. Его конструктивную основу составляют радиальные металлические ребра.

3.Архитектура Франции. Первая половина 19 века.

1799-1814- Консульство и первая империя. Начало промышленного переворота. Новые типы зданий.рост городов. Необходимость перестройки.более рациональное размещение боен. Складов.рынков.

-вопросы утилитарного благоустройства.

-проблема ансамбля

-доходные многоквартирные дома.

-отель эволюционирует от арх. решений а ля дворец к типу городского буржуазногоособняка.

-появление новых планировочных приемов.

Уже в первые 10-летия 19 века в несущих конструкциях появляется железо.

Господствующей стилевой системой в первые годы рев. и в начале 19 века- классицизм. Постепенно идет поиск новых форм вместо классицистических. Тесное переплетение приемов классицизма и эклектичных заимствований их арх. разных эпох и стран.

Стиль Империи: пышная репрезентативность форм и конструкций.

1793- упразднение Ак. арх-ры. Ее функции перешли к одному из институтов Академии изящных искусств. Вместе с тем открылась и Политехническая школа.


2 пути развития арх. 19 века: эклектика и рационализм.

Первые: умеренные классицисты Персье и Фонтен. 2-школа профессора политехнической школы Дюрана.

1794-97 создание регулирующего плана Парижа.

Еще нет больших промышленных городов, зато с конца 18-нач 19 увеличивается роль предместий.

Нов. Города. Пока мало. 1805 Понтиви

1811 Ля Рош сюр ЙОН. Возведены Наполеоном на остатке старых городов.

-рост Парижа. Стремление Наполеона превратить его в достойного соперника Рима.

Градостроительные проблемы.ориентирование улиц и площадей на какой-либо памятник в перспективе.

-пересечение улиц по осям

Оформление фасадов по единому образцу.

Лучевая система планировки.

Пробивка новых улиц=систематический снос старой застройки.

Прокладка ул. Риволи. Прав. берег Сены. На ней удалось выдержать единообразие фасадов по схеме Фонтена.

Левый берег Сены- Авеню Обсерватории.

Ул. Валь де Грас с ориентацией на ц-вь Мансара.

-сооружения возводят с расчетом на арх. эф-кт их расположения. Храм Славы( ц-вь Мадлен)

Триумфальная арка на площади Звезды и на площади Карусель.

Характерная черта первой империи- грандиозный размах проектов и весьма скромное их осуществление.

Генеральны план Парижа Персье-Фонтана( любимых арх. Наполеона)

-большую роль в плане играет утилитарная сторона.

Инженер Брюер назначен Наполеоном начальником всех строительнвх работ.

-упорядочивание и развитие водоснабжения.

1802-1805: судоходный канал Урк ( Сена и приток Марны) делится на Сен Мартен и Сен Дени.

1806- указ о возведении 60 новых фонтанов

Ввод в действие первых больших коллекторов

С 1802 идет реконструкция набережной Сены. Уже с 1786 по 1809 идет снос домов с мостов.


Перестройка и перенос рынков.

Благоустройство( что за цинизм) боен на периферии

Новые мосты:-Искусств1803. пеший.с металлическими конструкциями

-АУСТЕРЛИЦА

-Йена

Отели стали меньше, но удобнее. Большая роль отводится планировочным решениям. Нет курдонера.

Квартал НОВЫЕ Афины.1819-1821 арх. Константен.все дома выходят на улицу.внутренний сад. Ку каждого индивидуальная планировка.ощутимо влияние арх. Виньолы и Палладио.

Отель Марс в Новых Афинах

-доходные дома. На первом этаже- лавки.рустованный первый этаж с аркадой. Строгие прямоугольные окна с сандриками.

Постепенно решение фасадов усложняется. Сочетании 2-3 видов руста. Усложняется форма окон. Сложнее стал узор балконных решеток.

-появился нов. Тип: на одной территории в глубине- отель. На улицу выходи т доходный дом.

-появились внутренние пассажи с лавками.( галерея комической оперы)

Галерея Вивьен и Кольбер.( арх Вилло1827)

Крупных монументальных зданий мало. Император и его семья- сселяться в старых резиденциях.

-пример убранства интерьеров времен империи- отель Богарне. И Де Полонь. Копирование античных образцов. Преобладание прямых линий. Сочетания гладкой поверхности и украшений из бронзы.

Общественные здания: Зал Конвента в Тюильри

Палата депутатов в бывшем Бурбонском дворце.

( арх. Жизор)

Храм Славы( Мадлен) 1807- Винтон- 1842 Юве.

Тр. Арка . пл-дь Звезды. Шальгрен+ ск-ры Рюда, Этекс, Корто.

Арка на площади Карусель. Персье и Фонтен. Ориентация на Септимия Севера, но изящнее и пропорциональнее.

Вандомская колонна 1806-1810. Лепер и Гондуэн. Покрыта листами бронзы из австрийских орудий. Барельеф с военными сценами.

Биржа и Коммерческий трибунал 1808-1826. Броньер и Делябар. Зд. В центре неб. Площади. Окружены коринфской колоннадой.


Рынок Сен Жермен( БЛОНДЕЛЬ)1816

Окружен арками на столбах.

Рыбный рынок в Анжере

Рынки в Марселе и Монполье.

1811-1816- первые бойни в Париже. Вильжюиф. Гренеле и др.

У всех них единый план. Симметрично стоящие корпуса. Канализация. Аркады на столбах.\

1808 декрет о постройке винных и водочных складов. Париж. На месте аббатства Сен Виктор. 1811-1831.(Гоше).простая утилитарная архитектура. Ритм повторяющихся элементов.

Склады площади Марэ (большой застекленный фасад!).

Архитектура 1815-1848

В определенной степени продолжение следовать принципам ампира. Многое завершают из начатого при Наполеоне.

30-40. арх Ж.Итторф. обращался в своих работах к античной полихромии( какие работы- непонятно.

Анри Лабруст. Библиотека св.ЖЕНЕВЬЕВЫ.

1843-1850. компактный прямоугольный объем.логика архитектурных членений. Конструктивные изменения при применении металлических конструкций.

20-30- борьба романтизма и классицизма.

4. Архитектура Германии в первой половине 19 века.

Классицизм утвердился здесь позже, чем в Англии и Франции. Пруссия, Баден и мелкие государства Западной Германии – французское влияние. Идеи неоклассицизма в Пруссии—в теоретических трудах Кнобельсдорфа и Крубзациуса. Но в их постройках – черты позднего барокко и рококо.


  • Самый ранний классицизм – К. Лангханс (1732-1808).Театры в замке Шарлотенбург в Берлине, Потсдаме, Данциге. Интерпретация французских идей. Дорический ордер в архаический пропорциях => первый шаг к «неогреческому стилю».

  • Отец и сын Жилли. Французы. Фридрих Жилли (1771-1800) Проект памятника Фридриху Великому. Дорический храм на платформе. Повлиял на Шинкеля и Кленце.
  • Ф. Вейнбреннер (1766-1826). Баден. Пытался придать классический облик Карлсруэ. Группировал здания так, чтобы достичь более полной уравновешенности объемов. Не всегда симметрично. В отдельных зданиях – геометрическая чистота форм.


  • Петер Шпет (1772-1831). Увлекался идеями Леду и Булле. Построил Женскую тюрьму в Вюрцбурге. Редкий пример осуществленного проекта «циклопической архитектуры» за пределами Франции.

  • Лео фон Кленце (1784-1864). Южная Германия. Родился в Хильдесхайме (Север), поэтому влияние Жилли. Учился в Париже. Ездил в Рим. Творческий размах.

  • 1814 – инспектор строительных работ при Баварском дворе. Основные работы – Мюнхен.

  • 1816 – Глиптотека и дворец Лейхтенберг. Глиптотека – один из первых специально строящихся музеев. Для античной скульптуры – это отразилось на наружном облике здания. Ионический 8колонный портик. Внутри – галереи по периметру. Потолок оформлен в римском духе. Синтез разных античных художественных элементов на рационалистической основе.

  • ЛЕйхтенберг – для Евгения Богарне. По образцу палаццо Фарнезе. Неоренессансный стиль.

  • 1826-1833 – Старая Пинакотека. Нет ориентации на какой-то конкретный памятник, а на стиль Высокого Возрождения в целом. Авторитет в строительстве музейных зданий (1849 – Новый Эрмитаж).

  • Кенигсбау при королевском дворце в Мюнхене – воспроизведен фасад палаццо Питти.

  • 1831-1842 – Вальхалла под Регенсбургом. Задумка еще в 1814 году после победы над Наполеоном. «В античном вкусе». Памятник «немецкому духу». Для прославления Германии – античные формы (а вот интересно, почему сразу каким-то нацизмом попахивает? А вот при прославлении Франции, Республики – нет?)


Центр Мюнхена – «градостроительный» историзм. В разных частях города – стили разных эпох. Впрочем, это не только Кленце.
Карл Фридрих (а че их всех Фридрихами-то зовут?!) Шинкель. Его работы как соревнование между романтизмом и классицизмом.
  • Новая Гауптвахта на Унтер ден Линден в Берлине, 1816-1818. Уличный фасад фланкирован 2 глухими мощными башнеобразными пилонами. В середине – портик с плоским фронтоном.


  • Теартр у Жандармского рынка в Берлине

  • Военный мемориал на холме Кройнберг, 1818 и 40-метровая колючая «готическая башня» из чугуна.

  • Собор св. Николая в Потсдаме, 1826-1849 – точные (почти рубленные) геометрические формы

  • Парк Сан-Суси в Потсдаме. Римские бани – удачная попытка «оживления античности».


Крупный мастер середины века – Готфрид Земпер.

  • 1837-1841 – Дворцовый театр в Дрездене. Четкая внутренняя организация пространства. Главное – функциональность. Здание – точный слепок, оболочка того, что внутри.

  • 1847 – Дрезденская картинная галерея. Удачно по функциям, но мрачный и тяжеловесный фасад.

Билет 5. Давид и французский неоклассицизм

Рубеж и разделение работ с предыдущим курсом. Наполеоновский цикл.

  • Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800. несколько авторских повторений. Поэтичность и величественность. Конь – на дыбы. Спокойный всадник. Реализм деталей подчиняется идеальной аллегории образа героя – покорителя альпийских вершин, поставленного в ряд с Ганнибалом и Карлом Великим.

  • Портреты Наполеона

  • Наполеон в рабочем кабинете1812

  • Наполеон в императорском облачении 1806

  • Коронация – отказ от воображения в пользу правды, от цвета ради рисунка, от индивидуально чувства ради законов разума. Статический монументальный стиль. Скульптурная застылость и театральность композиций и образов. Момент возложения короны на Жозефину, чтобы не изображать Наполеона коленопреклоненным.в работе Давиду помогал Гро. Влияние Рубенса- Коронация Марии Медичи.

  • Античные композиции – наследие от XVIII века. Леонид при Фермопилах.

  • Спафо и Фаон . 1809. Эрмитаж.

  • Марс,обезоруживаемый Венерой и грациями1824.

  • Портрет мадам Рекамье 1800.

Его работы – догма на Салонах. Романтики – отрицали. Но ценили торжество духе, культ героя = Давид для них тоже родоначальник современной живописи. Делакруа назвал его отцом современной живописи и скульптуры. Бодлер: Давид избавился от фривольностей ророко и вернул фр. Искусству героический дух.


После окончательно падения Наполеона и реставрации Бурбонов в 1815 году Давид был осужден на пожизненное изгнание. Уехал в Бельгию.там создал множество портретов. ( портрет Сиеса1817).
Школа Давида (там и Энгр). Продолжатели традиции – «четыре G» = Жироде, Жерар, Герен, Гро.

Жироде-Триозон (1767-1824) и Пьер Нарцисс Герен (1774-1833) – Похороны Аталы, 1808, Лувр, Оссиан, 1800, Версаль. Идеальные герои становятся жертвами роковых обстоятельств. Пессимистическая экспрессия не вдыхает жизни в бездушные холодные формы.

Портрет Шатобриана.

Герен у Давида не учился, но влияние испытал. Морфей и Эрида.

Сафо на Левкадской скале. У Герена учились Жерико и Делакруа.

Жерар (1770-1837) приспособился к официальным вкусам. Прославился прежде всего своими женскими образами. Античный жанр.

Портрет Жозефины1801.

П-т мадам Рекамье.1805.

Оссиан, вызывает призраков звуками своей арфы. По заказу Наполеона- поклонника Оссиана.1802.романтический классицизм. (галльские поэмы легендарного шотландского барда, были подделкой18 века Джеймса Макферсона. Популярны в период нарастания романтических настроений).



следующая страница >>