birmaga.ru
добавить свой файл

1
Вариант 16


1. Укажите слова, в которых буква ю выполняет одинаковую функцию.
A) Юность, любовь.
B) Юбилей, мюзикл.
C) Юг, каюта.
D) Юмор, плюшка.
Е) Юрист, парашют.
 
2. Слова, в которых происходит оглушение:
A) Сбить, сгоряча.
B) Сбор, сбегать.
C) Сжечь, сжать.
D) Узкий, скользкий.
Е) Сделать, отдых.
 
3. Укажите слово, в котором пропущена буква "о".
A) Ж...лудь.
B) Ш...лк.
C) Ж...лоб.
D) Крыж...вник.
Е) Ж...рнов.
 
4. Слово с ъ (твердым знаком):
A)Под..ячий.
B) Кур..ер.
C) Бел..этаж.
D) Пред..юбилейный.
Е) Кар..ер.
 
5. Пропущена буква -с-:
A) Во...вращать.
B) Во...носить.
C) И...живать.
D) В...плывать.
Е) Бе...дарное.
 
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв в суффиксах и окончаниях слов.
Туш...ный, ханж...й, с чуж...го, шприц...м, стуж...и.
A) о, о, о, о, е
B) е, о, о, е, е
C) е, о, о, о, е
D) о, о, е, е, е
Е) о, о, о, е, о
 
7. Какие фразеологические единицы являются синонимами к слову "убежать"?
A) Родиться в рубашке, собраться с духом.
B) Сжечь свои корабли, перейти Рубикон.
C) Невелика птица, пустое место.
D) Заткнуть за пояс, утереть нос.
Е) Задать стрекача, навострить лыжи, смазать пятки.
 
8. Укажите, к какой части речи относится выделенное слово. Раз мы начали говорить, то
лучше договорить все до конца.
A) Союз.
B) Местоимение.
C) Существительное.

D) Наречие.
Е) Частица.

 
9. Укажите вариант, в котором есть слово без ь (мягкого знака) после шипящего.
A) Вскач....
B) Луч....
C) Береч....

D) Роскош....
Е) Мощ....

 
10. Укажите прилагательное с суффиксом -ск-.
A) Казац...ий.
B)Вяз...ий.
C)Турец...ий.
В)Ткац...ий.
Е)Брат...ий.
 

11. Укажите предложение, в котором есть числительное.

A) Девятиклассники успешно сдали экзамены.
B) Для достижения цели надо утроить усилия.
C) Двухместная каюта была очень уютная.
D) Двумя ложками кашу не едят.
Е) Это был сорокалетний мужчина приятной наружности.
 
12. Укажите правильный вариант пропущенных букв в предложении: Лет восемь спустя,
зач...стив в особняк на Моховой, я неуд...вился, узнав, что одним из самых
д...ровитыхучеников считается н... кто иной, как Аркадий Райкин.
A) А-И-А-Е.

B) А-И-А-И.
C)A-E-O-E.
D) И-И-А-Е.
Е) Я-И-А-Е.
 
13. Укажите глагол с окончанием -ит.

A) Стел...т.
B) Та...т.
C)Брезж...т.
D) Клокоч...т.
Е) Капл...т.
 
14. Определите действительные причастия прошедшего времени:
A) Дышащий бегун, терпящий бедствие.
B) Значащийся по списку, спеющие яблоки.
C) Оконченный роман, освещенная улица.
D) Хранивший тайну, увядший цветок.
Е) Запряженная лошадь, возмущенный отец.
 
15. Определите предложения с деепричастным оборотом:
A) Собака почуяв меня остановилась.
B) Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
C) Собака почувствовала меня и остановилась.
D) Девочка смотрела не мигая в окно.
Е) Улыбаясь он посмотрел вокруг.
 
16. Укажите слово, не являющееся наречием.
A) Куда
B)Зачем
C) Сколько
D) Когда
Е) Где
 
17. Укажите, с каким из существительных предлог на не может составить пары: Жить
(учиться) на:
A) Урал.
B) Курсе.
C) Грузия.
D) Факультет (иностранных языков).
Е) Украина.
 
18. Укажите союз, который не относится к противительным союзам:
A) а.
B) зато (=но).
C) однако.
В)но.
Е) не только -но и.
 

19. Определите верное утверждение:
A) Частица - самостоятельная часть речи.
B) Все частицы употребляются для образования грамматических форм и новых слов.

C) Частица - второстепенный член предложения.

D) Частица ли употребляется только в сложных предложениях.
Е) Частицы служат для выражения различных смысловых оттенков предложений и слов.
 
20. Междометия - это особая часть речи:
A) Выражающая чувства, настроения, но не называющая их.
B) Которая входит в состав служебных частей речи.
C) Которая вносит различные оттенки значения.
D) Которая используется для связи членов предложения.
Е) Выражающая зависимость одних слов от других.
 
21. Определите словосочетание со связью примыкание:
A) Опустевшая аллея.
B) Наш коллектив.
C) Поступить справедливо.
D) В туристическом походе.
Е) Беседовать с друзьями.
 
22. Подлежащее выражено именем существительным нарицательным в
A) Хасан Сабит-улы известен в народе под именем Асана Кайгы.
B) Отец Асана был саятшы - сокольничим.
C) По данным дореволюционных казахских историков, Асан Кайгы был одним из самых
влиятельных сановников хана Золотой Орды Улуг Мухаммеда.
D) Он родился предположительно в 1361 году в Поволжье.
Е) Асан стал главным идеологом Казахской Орды, основанной мятежными
султанами Кереем и Жанибеком.
 
23. Какие предложения относятся к безличным?
A) Глухо отдавались мои шаги в* застывающем воздухе. Я добрался до угла леса. Ночь
приближалась. Был прекрасный день.
B) Волной опрокинуло лодку. Жаль было расставаться с новыми друзьями. Мне хотелось
посмотреть новый спектакль.
C) Люблю грозу в начале мая. Иду домой. Занимаемся в библиотеке. Завтра идешь на
концерт? С утра идем за грибами.
D) Тише едешь- дальше будешь. Любишь кататься - люби и саночки возить. После драки
кулаками не машут.
Е) В студенческой столовой готовят вкусные обеды. Киоск открывают в восемь часов утра.
Звонят, откройте дверь.
 
24.Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не обособляется.

A) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

B) Держа кувшин над головой грузинка узкую тропой сходила к берегу.
C) По дороге взметая снежную пыль летели сани.
D) Дорога извиваясь подползает ближе к песчаной полосе. Е) Порой она скользила меж
камней смеясь неловкости своей.
 
25. Как говорят поэты, началась осень жизни. Укажите значение вводного словосочетания:
A) Уверенность.
B) Источник высказывания.
C) Оценка стиля высказывания.
D) Порядок мыслей.
Е) Различные чувства.
 
26. Сложносочиненное предложение с разделительным союзом в:
A) То он собирался поступать в зоологический сад учиться на укротителя львов то его тянуло
к пожарному делу.
B) Он никогда не плакал зато по вечерам на него находило дикое упрямство.
C) Еще земли печален вид а воздух уж весною дышит.
D) Усен толкнул ногой калитку и друзья пролезли в сухой палисадник обсаженный лиловыми
петушками.
Е) Лицо у него закопченное черное измазанное сажей руки грязные.
 
27. Указать ряд союзов, присоединяющих придаточное обстоятельственное цели к главной
части.
A) Как, будто, что, вследствие чего, чтобы, ежели;
B) Когда, пока, как только, в то время как, по мере того как;
C) Потому что, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что;
D) Кто, где, когда, что, когда, почему;
Е) Для того чтобы, затем чтобы, с тем чтобы, чтобы.
 
28. В предложении
Люди всегда понимали великий человек-полководец человек-писатель гражданин героев
знали не всех Бауыржана знали все. ставится:
A) Двоеточие, 2 запятые, тире.
B) Двоеточие, 4 запятые.
C) Тире, запятая, точка с запятой.
D) 4 запятые, точка с запятой.
Е) Двоеточие, 3 запятые, точка с запятой.
 
29. Найдите предложение, соответствующее схеме: «П, - а. - П.»
A) Молчи, няня, сказал с сердцем Владимир сейчас пошли Антона в город за лекарствами.
B) Савельич дергая меня за руку говорил Выходи сударь приехали .

C) Успокойся сказал он Завтра поговорим.
D) Ты бледна Маша заметил ей отец тебя перепугали.
Е) Добрый вечер! Давайте знакомиться сказал улыбаясь мой сосед.
 
30. Определите, для какого стиля характерны выражения «степь лазурная», «цепь
жемчужная», «гуляет ветер», «буря злится».
A) Публицистического.
B) Художественного.
C) Научного.
D) Разговорного.
Е) Официально-делового.