birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 5 6
1. В чем заключается прием «недостоверного повествования»? В романе какого автора использован этот прием?

Принцип недостоверного повествования - никакое утверждение и никакой факт не могут восприниматься читающим как безусловно заслуживающие доверия, реальность  в игровом тексте всегда мнимая. Этот прием используется в игровом тексте. Примером использования приема «недостоверного повествования» могут служить роман Генри Джеймса «Поворот винта».
2. Вклад Г.Спенсера в философию натурализма в Англии.

В XIX в. натурализм обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Спенсера Г. (познавательные и социально-преобразовательные возможности человека). Природа понимается преимущественно как живая природа, "естественность", органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта "природа противопоставляется "искусственному" - механическому, мёртвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. "Философия жизни" попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии "жизнь".
3. Как понимает натурализм Э.Золя?

Э.Золя создал натуралистическую школу в искусстве. В основе его теории лежало преклонение перед фактом, перед документом. Художник волею Золя превращался в ученого и экспериментатора. Подобный взгляд на творчество был отступлением от принципов реализма, ибо художник в этом случае должен был идти не от жизни, а от заранее придуманной формулы. Золя думал, что он нашел надежный способ перебросить мост между наукой и искусством, но на самом деле он умалял роль искусства, которое призвано не только констатировать факты, но и художественно их обобщать.

Свой натуралистический метод Золя выразил в предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867). В нем Золя предупреждал, что в его «научных» романах характеры превратятся в «темпераменты», «рок плоти», «нервы», а не «души» - вот что он намерен бесстрастно изучать. В натуралистических романах отражаются общественные нравы. Эти романы – «истории болезней», развитие конфликтов и жуткий финал соотносятся писателем с тем или иным состоянием расстроенных нервов персонажей.


Примерами натуралистических романов Золя являются «Тереза Ракен» и «Мадлена Фера».
4. Что такое нонсенс? Какие авторы писали в этом жанре?

Нонсенс - он же "узаконенная нелепица", "бессмыслица". Нонсенс как отсутствие раз и навсегда заданного смысла есть условие возможности семантического движения как такового. В этом жанре писали Л.Кэррол ("Охота на Снарка", "Алиса в Стране Чудес"), Эдвард Лир, Честертон, Гилберт Кийт и др.
Элизабет Сьюэлл рассматривает нонсенс Кэрролла как некую логическую систему, организованную по принципам игры.


5. Перечислите характерные приемы, использованные А.Рембо в поэме «Пьяный корабль».

Знаменитое стихотворение Рембо "Пьяный корабль" - это песнь о корабле без руля и ветрил, носящемся по морям, наслаждающемся своим свободным бегом и красотой сменяющихся пейзажей, возможностью постижения неведомого.

В стихотворении есть и предсимволистская сторона - апофеоз индивидуальной фантазии ясновидца, усиление метафоричности (все стихотворение - одна развернутая метафора), появление изысканно-редких слов в соединении с отдельными грубостями лексики. Сложность и своеобразие поэмы заключаются в двойной метафоре, в перекрещивающемся, двусложном символе. Сбившийся с курса, потерявший управление корабль – символ поэтического «я», внешнее воплощение внутреннего состояния заблудившегося человека. «Человекокорабль» в целом создает странное, загадочное впечатление наваждения, чар; фантасмагория экзотических красок этой необычайной стихии, в которой блуждает «я», «заблудившийся корабль», возникает как ряд одолевающих сознание лихорадочных образов – ассоциаций.
6. Какие романы Т.Гарди относятся к «романам характеров и обстоятельств»? Почему цикл получил такое название?

В знаменитый цикл Гарди «романы характеров и среды» входят: «Под деревом зеленым» (1872), «Вдали от обезумевшей толпы» (1874), «Возвращение на родину» (1878), «Мэр Кэстербриджа» (1886), «В краю лесов» (1887), «Тэсс из рода д`Эрбервиллей» (1891), «Джуд Незаметный» (1895). Семь романов были объединены в цикл только в 1912 году. Они связаны общей идеей, темой, общностью отображенного конфликта и принципа изображения.


В «романах характеров и среды» предстает сельская и провинциальная Англия 30-80х гг 19 века. В них деревня и город – контрастные, враждебные, непримиримые начала. Борьба между ними изображается в последовательном развитии. В них можно видеть, как та одна и вторая среда изменяют персонажей.
7. Как кончается драма Ибсена «Бранд» и что символизирует такой финал?

В «Бранде» воспроизведен типичный для ибсеновской драматургии конфликт индивидуума, высокоодаренной личности с косной средой. В маленьком норвежском городке пастор Бранд пытается осуществить грандиозные планы, призвать к свету, правде и справедливости. Свои максималистские требования он предъявляет не только к самому себе, но и к родным, ко всем окружающим. Потеряв опору в окружающих, утратив жену и сына, одинокий Бранд гибнет и сам под надвигающейся снежной лавиной. Тем самым, рисуя крах героя, автор показывает, что безудержная фанатичность и несгибаемый максимализм героя – излишние крайности.
8. Как интерпретирует наследственность Золя?

Приступая  к  работе  над  своим многотомным    произведением,    Золя,    страстный    приверженец    теории наследственности, главное внимание уделил биологическим мотивам, перенесению проблем  физиологии   в   сферу   художественного   творчества  (постулаты "наследственности, среды и момента", определяющие поведение человека).
9. Против чего бунтует Мальдорор?

А. Бретону, написавшему в 1938 г. предисловие к его "Полному собранию сочинений", "Песни Мальдорора" представлялись захватывающим примером "Бунта с большой буквы", опытом тотального раскрепощения "запретных желаний" и "торжества воображения".

Мальдорор вбирает в себя черты героев готических романов, комбинирует и синтезирует их. Он создан по типу романтического героя-бунтаря или демонического богоборца, "живущего во зле" именно потому, что он "любит добро", и даже творящего добро как бы наперекор собственному желанию зла. Мальдорор использует свои сверхчеловеческие способности для разрушительной агрессии против "божьего мира"


Мальдорор неудержим в праведном восстании против дурного Творца и его мерзостного творения. Но к богоборчеству добавляется и другое: человек – не только озлобленное творение злобного Бога, он и его жертва, беззащитная и несчастная, достойная не только проклятий, но и сочувствия.

Бунтуя против зла, он лишь умножает его, обозначая тем самым тупик, в который заходит мифологема богоборчества.

10. Какое значение уделяет О.Уайльд парадоксу? В каких произведениях оно отражено?

Цель парадоксов Уайльда – высмеять догму, эпатировать, поразить оригинальностью суждения. Они выражают взгляды автора. Иногда парадоксы приобретают характер философских обобщений

На парадоксе основан роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея (1891). Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои романа говорят парадоксами. Однако многие парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной буржуазной морали, против социальных явлений английской жизни.

Продолжая традиции английской комедии Реставрации, Уайльд создает остроумные, изящные пьесы, в которых довольно метко критикуются нравы и мораль буржуазно – аристократических кругов английского общества.

Парадоксы характерны для комедий Уайльда: «Веер леди Уиндермир», Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным».
11. В чем трагедия Жермини Ласерте? Почему этот образ характерен для творчества Гонкуров?

В образе Жермини авторы ближе всего подошли к изображению реальной трагедии простого человека, который в силу бесчеловечных условий жизни обречен на пороки и преступления. Сюжетом для романа Жермини Ласерте послужили эротические переживания девушки-служанки, ее постепенное нравственное падение. Цитата из предисловия: "Трагедия, окончательно погибла и что в стране, не имеющей каст и узаконенной аристократии, несчастья людей маленьких и бедных не будут взывать к уму, к чувству, к жалости так же громко, как несчастья людей влиятельных и богатых? Короче говоря, нам захотелось проверить, могут ли слезы, проливаемые в низах общества, встретить такое же сочувствие, как слезы, проливаемые в верхах?"

12. Что такое «сплин» и как это понятие отражено в лирике Бодлера?

Сплин - это тоска, уныние, хандра. Противопоставление "Сплина" жизни и "Идеала" стало основой поэтического мира Шарля Бодлера. Сборники "Сплин и идеал",  "Парижский сплин" - это прозаические миниатюры или, как их еще называют, стихи в прозе.  Поэзия и проза, прославляющие смерть, оказали огромное влияние на читающую публику.
13. Каким образом философия агностицизма отражена в характере Тэсс Дейберфилд?

(агностицизм — мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия)

Роман "Тэсс из рода д’Эрбервиллей" имеет свой подзаголовок: "Чистая женщина, правдиво изображенная".

Вот как сам автор описывает свою героиню: « Тэсс Дарбейфилд была лишь сосудом эмоций, не окрашенных опытом…»

Тэсс – персонаж трагический. Однако ни страсть, ни волевое устремление, ломающее препятствия, сталкивающее разноречивые интересы, не владеют ею. Душевная чистота – пленительное и безобидное свойство – вот ее пафос. Нежелание Тэсс поступиться своей правотой, пойти на уступки придают ее положению особый драматизм.

Пленяющая цельность, непосредственность и бескорыстие чувств сочетаются в героине с отсталыми представлениями, наивной созерцательностью, беспочвенной одухотворенностью, душевной уязвимостью. Суеверный страх тяготит ее дух, ослабляет, а временами и вовсе парализует волю, она редко в самозабвении преодолевает изнуряющее состояние тревоги.

Способность Тэсс к развитию, к решительной перемене – примечательное ее свойство, отмеченное автором, однако не раскрытое им во всем его реальном значении.

14. В каком романе фигурируют элои и морлоки и что они олицетворяют?

Элои и Морлоки -    персонажи романа Уэллса "Машина времени». В непроницаемом для нас будущем, описанном в романе, человечество разделилось на два вида: элоев, хрупких, беззащитных аристократов, которые праздно живут в роскошных садах и питаются плодами деревьев, и морлоков, породу живущих под землей пролетариев, которые, многие века работая в темноте, стали слепыми, но, по инерции прошлого, продолжают трудиться у своих заржавевших, ничего не производящих станков. Оба мира соединены шахтными стволами с винтовыми лестницами. В безлунные ночи морлоки вылезают наверх из своих подземелий и пожирают элоев.


Жестокая классовая борьба и прогресс довели до полного вырождения людей Человечество как биологическое целое просто перестало существовать. Социальные факторы заставили процесс эволюции разветвиться. Человечество заместили элои и морлоки. Человек исчез с лица земли. Такого биологического вида более не существует
15. Как повлияла философия Шопенгауэра на литературу 2й половины 19 века? В творчестве каких писателей это влияние заметно?

Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й половины 19 века, явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном). Для писателей, попавших в поле притяжения Шопенгауэра, философия последнего зачастую становилась своеобразной "философией жизни". Последовательный пессимизм философа, провозгласившего жизнь человека одной из быстротечных форм объективации воли с неизбежным абсолютным уничтожением индивидуума, вызывал противодействие писателей, вплоть до самых горячих приверженцев Шопенгауэра. Характерно, что в творчестве писателей, пессимистическое учение, трансформируясь, неизменно получало какое-либо оптимистическое разрешение. Влияние Шопенгауэра испытали Гарди, Р.Вагнер, Э. фон Гартман, Ф.Ницше, Т.Манн, Штирнер, Уайльд, Элиот, Джойс и др.
16. Что такое фланерство и как Мопассан использует этот прием в своих новеллах?

Фланерство - праздное хождение без всякой цели.
Фланирование, или привычка к бесцельным прогулкам - устойчивый атрибут жизни дендистской молодежи и парижской литературной элиты. Фланёр становится модным типом в городском пейзаже.

В ХIХ столетии, фланирование воспринималось почти как аналог чистого искусства - свободной незаинтересованной деятельности во имя совершенной формы. Во время прогулки фланёр занимается наблюдениями, и его избыточно острое зрение работает как взгляд "художника современной жизни", фиксируя мелочи и отмечая детали. Фланёр наслаждается собственной свободой, это одиночка в толпе, который удерживает дистанцию, необходимую для созерцания. Его маршрут сплошь и рядом выясняется только в пути, ибо фланёра ведет случайная прихоть.

17. Раблезианские мотивы в романе «Тиль Уленшпигель»

У де Костера в соответствии с ренессансной, раблезианской традицией монахи предстают как воплощение бездуховности и наглого обмана наивных верующих, подобно раскормленному Ламме Гудзаком до шестого с половиной подбородка монаху, «злобному ханже с помойной ямой вместо рта». И наоборот: носители духовного начала у де Костера — жизнелюбивый народ Фландрии, гёзы, воодушевляемые ненавистью к притеснителям, любовью к родине и свободе.

18. Как и где заканчивается история Тэсс дЭрбервилль? В чем значение пейзажа в этой сцене?

История Тэсс заканчивается в Уинтончестере, «красивый древний город», расположенный на холмистой равнине. Город купался в солнечных лучах, а по дороге брели две одинокие фигуры, потрясенные и опечаленные, Клэр и Лиза-Лу. Они излучают свет надежды, но робкий, символический, являют пример стоического сопротивления невзгодам, взывая больше всего о сострадании. Это был час, когда совершается «правосудие» над Тэсс. На вершине Западного холма они остановились возле белого придорожного столба, выделявшегося на фоне зеленой травы. Далее описывается «необозримый» вид с этой вершины: внизу лежал город, который они покинули. Все здания – мелкие, похожие на чертеж, и лишь одно выделялось – тюрьма, которая казалась «единственным пятном на прекрасном облике города». На нем появился черный флаг, означавший, что «правосудие» свершилось.

Наверное, пейзаж здесь символизирует состояние героев и в то же время его спокойствие и умиротворение противопоставляется страшному «правосудию», приведенному в исполнение.
19. Бранд и Пер Гюнт как два варианта личной судьбы. Делает ли Ибсен выбор в пользу одного из них?

Бранд и Пер Гюнт воплощают два полюса скандинавской, а может быть, вообще человеческой натуры. Один стремится "быть самим собою", другой "довольствуется сам собою"; освобождающий индивидуализм одного становится у другого порабощающим эгоизмом. Бранд не довольствуется действительностью и зовет людей в высший, идеальный мир; Пер Гюнт от действительности уходит в нелепые и лживые сказки.


Бранд – фанатик, живущий под девизом «Все или ничего!», убежденный, что борьба длится всю жизнь, что нужно жертвовать всем, что награда заключается в торжестве воли, своего рода мученик, вся жизнь которого сведена к дисгармонии, к неразрешимому диссонансу. Несгибаемый максималист Бранд, готовый пожертвовать собой и своими близкими ради выполнения собственной миссии и его противоположность - аморфный Пер Гюнт, с готовностью приспосабливающийся к любым условиям. В поэме он так и не стал самим собою, не возвысился до индивидуальности ни в добре, ни в зле.

Можно говорить о том, что Ибсен не делает выбор в пользу какого-либо одного своего героя, так считает судьбы их обоих проявлением крайностей.
20. Настоящее имя Марка Твена. Какова история его псевдонима?

Настоящее имя Марка Твена - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. В молодости Клеменс состоял на морской службе. Во время многочисленных поездок по Миссисипи Сэмюэл постоянно слышал крики матросов, промерявших фарватер: «Mark – twain!». На их профессиональном жаргоне это означало, что глубина достаточна для прохождения судов. Английское mark – отметка – звучит точно, как имя Марк. Twain – устарелое английское слово «два». Соединив, Сэмюэл получил имя и фамилию. Так обычно объясняют происхождение псевдонима Марк Твен.

Но есть и другая версия. Сам Твен в книге "Жизнь на Миссисипи" вспоминает капитана Селлерса, иногда публиковавшегося в новоорлеанской газете под псевдонимом "Марк Твен". В одной из своих заметок Клеменс высмеял капитана, и тот больше не решился публиковать свои материалы за подписью «Марк Твен». Когда Клеменс получил известие о смерти капитана, он был начинающим журналистом, нуждающимся в псевдониме, Клеменс воспользовался брошенным псевдонимом капитана и прославил его.



следующая страница >>