birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3




























42


История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Тема №6. Россия в XVIII в.

43



вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями...» С1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой

город был местом действия? С2. Кто был участником выступления? В чём была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений. СЗ. Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем? Назовите не менее трёх положений.


Тема №6. Россия в XVIII в.

№ 39. Из записок Е.Р. Дашковой.

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть... Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков... Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами...».

С1. О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у власти? С2. Какие качества личности правителя отмечены в тексте документа? Укажите не менее двух положительных и не менее двух отрицательных качеств. СЗ. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, самобытного характера предков? Приведите не менее трёх положений.

№ 40. Из работы И.С. Аксакова.

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык — всё было искажено, изуродовано, изувечено...»

Из сочинения СМ. Соловьёва.

«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился вождём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в каком она находилась до сей поры...»


44

История России. 10-11 классы. Подготовка кЕГЭ



Из исторического труда В.О. Ключевского.

• «Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы»...».

С1. О каком правителе идёт речь в источниках? В чём суть позиции

И.С. Аксакова? С2. На основании текста документа раскройте отношение СМ. Соловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений. СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений.

41. Из исторического источника.

«...1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2. Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет... То же разумеется и о дочерях».

С1. Как называется документ, отрывок из которого приведён? Когда

и кем он был принят? С2. Приведите не менее трёх положений, раскрывающих суть доку

мента.

СЗ. Кто из русских монархов отменил этот закон? Какие законы, при нятые в то же время, тесным образом примыкали к указаннок документу? Назовите не менее двух законов.

42. Из исторического источника.

«... Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию россш ского народа мы... обещаемся, что понеже целость и благополучие всяког государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежден ный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:



45


Тема N?6. Россия в XVIII в.

  1. Ни с кем войны не всчинять.

  2. Миру не заключать.

  3. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

  1. В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к натным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под едением Верховного тайного совета.

  1. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

  2. Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Вер
ховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных сво-

; подданных в неотменной своей милости содержать.

... А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена "уду короны российской».

С1. К какому веку относится этот документ? Кем он был первоначально подписан? Укажите его название.

С2. Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

СЗ. Используя знания курса истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин

43. Из работы историка Н.И. Павленко.

«...Нам остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, ,'ак и потомков: почему намерение «верховников» ограничить самодержа вне потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией |в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в [ртсутствии консолидации среди господствующего сословия — она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимуще-гвенно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали ин-ресы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их пребуду, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализа-и которых были заинтересованы широкие круги дворянства: обязатель-императрицы заботиться об укреплении и расширении православия лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнями и гениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду


46

История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Тема Л&6. Россия в XVIII в.

47





изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку верховников» олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия «верховников»...»

С1. С каким периодом российской истории связаны описанные в документе факты? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать? С2. Как автор оценивает «затейку верховников»? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов. СЗ. Используя текст документа и знание курса истории, ответьте, какова была главная цель кондиций и почему её не удалось реализовать. Укажите не менее трёх причин.

№ 44. Из донесения первого испанского посла в России де Лирия.

«...Офицеры гвардии и другие, находившиеся в большом числе, и в присутствии царицы начали кричать, что они не хотят, чтобы кто-нибудь предписывал законы их государыне, которая должна быть такой же самодержавною, как и её предшественники. Шум дошел до того, что царица была принуждена пригрозить им; но они все упали к ногам её и сказали: «Мы верные подданные вашего величества, верно служили вашим предшественникам и пожертвуем нашу жизнь на службу вашему величеству, но не можем терпеть тирании над вами. Прикажите нам, ваше величество, и мы повергнем к вашим ногам головы тиранов». Тогда царица приказала им, чтоб они повиновались генерал-лейтенанту и подполковнику гвардии Салтыкову, который во главе их провозгласил царицу самодержавною государыней. Призванное дворянство сделало то же. Так всеобщий голос провозгласил царицу такой же самодержавною, какими были её предшественники. Это было страшным ударом для Верховного совета, который хотел управлять по своей фантазии, почему он старался не допускать никого к царице, ни говорить с ней, ни делать какого-нибудь внушения». С1. В какие годы происходили описанные события? О какой царице

и каком историческом событии идёт речь? С2. В чём заключалась суть возникшего конфликта? Каков был главный итог описанного собб1тия? СЗ. Почему гвардия и служилое дворянство не поддержали составленный документ и выступили против его подписания императрицей? Назовите не менее трёх причин.

№ 45. Из труда историка В.Н. Балязина.

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек».

В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным Итальянским и Швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

С1. О каком столетии идёт речь в документе? Что имел в виду ис-


|торик, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой? С2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания курса истории? Назовите не менее трёх итогов развития. СЗ. Привлекая знания из курса истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II. Назовите не менее трёх примеров преемственности царствований. № 46. Из работы историка А.Б. Каменского. «Каково место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а с ними и политического курса, веренице бесконтрольных временщиков и отсутствию у власти четкой программы. Это было время активного законотворчества и серьезных реформ, имевших долговременное значение. Причем именно Екатерина была, возможно, самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьезных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, многого она не успела, а от многого ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам...







48 История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Реформы Екатерины носили созидательный, а не разрушительный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных — зажиточнее».

С1. О каком хронологическом периоде идёт речь в документе? Каковы были обстоятельства воцарения Екатерины II?

С2. Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каменский подтверждает свою оценку.

СЗ. Используя текст документа и знания по истории, укажите, в чём состояли главные заслуги Екатерины II. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины II в русле политики «просвещённого абсолютизма».

47. Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

«Судьба Екатерины доказала, что человеческая воля, желание могут стать не менее реальным и могучим фактором истории, чем десятки многопушечных кораблей и тысячи солдат. Императрица Екатерина создала-таки себе славу, ставшую ей мощным оружием, как тот военный корабль, который назывался «Слава Екатерины»...

Французский дипломат Корберон писал в своем донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача заменяют ей искусных государственных людей и опытных генералов.

...Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов...

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей — максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Пётр Великий.

...Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основой российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».



49


Тема Мб. Россия в XVIII в.

IC1. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошел в историю этот период? С2. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II. Назовите не менее четырёх реформ. СЗ. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? Приведите не менее четырёх положений. № 48. Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года.

«Жалуем сим именным указом... всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей..., повелеваем сим... указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах — оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь...»

С1. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачёва? Кто был правителем в этот пе-

риод (

С2

Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачёва? Как


1в документе предлагалось решить судьбу дворянства? СЗ. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачёв? Назовите не менее трёх положений. № 49. Из закона о порядке наследования престола (5 апреля 1797 г.).

«Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня... по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына

4. Зак. № 372

50 История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

нашего большего, Александра, а по нем всё его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына...

По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому; однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло...

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».

С1. Какой порядок наследования престола действовал в Российской империи до принятия данного закона и кем он был определен? С2. В чём император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола? Укажите не менее двух аргументов. СЗ. Чем было обусловлено принятие данного закона 1797 г.? В чём его суть? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.


на №7. Россия в первой половине XIX в.

Тема №7. Россия в первой половине
XIX в.

50. Из письма Н.М. Карамзина П.А. Вяземскому.

«..Двадцать пять лет мы, невинные и неподлые, жили мирно, не боясь ни тайной канцелярии, ни Сибири! скажем ему спасибо. Могущество России также при нем не упало. В душе его было что-то ангельское. Если он, как человек, не был лучше всех нас, то и мы вместе не лучше его. Кто умел так прощать и не мстить за личные оскорбления? Любя Россию, желаю, чтобы будущие государи её уподобились ему в великодушии и во многих прекрасных свойствах».

С1. Назовите имя императора, о котором пишет Н.М. Карамзин. Ука-


1жите годы его царствования. С2. Используя текст источника и знания из курса истории, назовите не менее трёх итогов деятельности указанного императора в области внутренней политики. СЗ. Какую оценку внешнеполитической деятельности императора даёт автор? Приведите не менее двух примеров, подтверждающих оценку Н.М. Карамзина. № 51. Из воспоминаний современников. «...Солдат роптал на беспрерывное отступление и в сражении надеется найти конец оному. Главнокомандующим М.Б. Барклаем-де-Толли был солдат недоволен и в главную вину ставил ему то, что он не русский».

«...Войска российские, будучи расположены по обширным границам и провинциям своего государства, для соединения своих частей должны были отступать безостановочно. Малочисленность их против многолюдства неприятеля не позволяла и думать, чтобы вступить в явный бой на границах империи...

В конце июля россияне достигают города Смоленска, и здесь воспоследовало благополучное соединение первой армии с второю под командою генерала от инфантерии князя Багратиона...

Россияне, переправясь через реку Днепр, стали на возвышенном месте перед городом, с которого картина Смоленска была чрезвычайно трогательна, печальна и разительна; неприятель открыл сильную канонаду множества батарей по городу, пожар разлился по оному во всех почти улицах... Российские войска 7-го числа августа от развалин и пепла города Смоленска отступили и продолжали идти по дороге, ведущей к древней столице Москве, и неприятелю каждый шаг за ними был затруднителен и стоил крови». Ш


История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

Тема №12. СССР в 1941 — 1953 гг.

№ 130. Из воспоминаний маршала Советского Союза А.М. Василевского.

«...Если бы наши войсковые части и соединения были своевременно отмобилизованы, выведены на предназначенные для них планом рубежи, развернулись на них, организовали чёткое взаимодействие с артиллерией, с танковыми войсками и авиацией, то можно предположить, что уже в первые дни войны противнику были бы нанесены такие потери, которые не позволили бы ему столь далеко продвинуться по нашей стране.

...Неправильно объяснять неудачное начало войны исключительно oiui ками Сталина. Партия видела приближение войны и предпринимала максимум усилий, чтобы оттянуть вступление в нее Советского Союза. Это был мудрый и реалистичный курс...

...Следовало проводить форсированную мобилизацию й переводить наши пограничные военные округа в полную боевую готовность, организовывать жесткую эшелонированную оборону. Сталин не мог уловить этого переломного момента...

...Наши разведорганы... не могли в полной мере объективно оценивать поступающую информацию о военных приготовлениях фашистской Германии и честно, по-партийному, докладывать её И.В. Сталину ... и [он] переоценивал возможности дипломатии в решении этой задачи...

В роковую ночь начала войны... отборные фашистские орды, обладавшие двухлетним опытом ведения войны, обрушились на наши пограничные войска и войска прикрытия».

CI. A.M. Василевский считает, что И.В. Сталин «переоценивал возможности дипломатии» в надежде отдалить во времени военное столкновение с Германией. Назовите и датируйте договор, который мог бы стать иллюстрацией того, что такие дипломатические усилия действительно были.

С2. Приведите не менее двух примеров того, что в СССР велась активная подготовка к войне с Германией. Укажите не менее двух причин, которые привели к жестоким поражениям Красной Армии на начальном этапе войны.

СЗ. Опираясь на текст, назовите не менее трёх факторов, которые стали причиной поражений Красной Армии летом 1941 г. В чём A.M. Василевский видит основу для «крупных просчётов», сделанных И.В. Сталиным перед началом войны?



Тема №12. СССР в 1941 — 1953 гг. \2\_

№ 131. Из воспоминаний историка Е.В. Гутновой.

«Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода [диктор] перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня..., слезы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

С1. Укажите название битвы, о которой говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относятся данные воспоминание.

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин победы в указанной битве.

СЗ. Как автор определяет в воспоминаниях значение этой победы? Приведите не менее трёх положений.

JV» 132. Из воспоминаний военачальника.

«Ориентировочный расчёт показал, что раньше середины ноября подготовить необходимые силы и средства для контрнаступления будет невозможно...

Нам было известно, что наиболее боеспособные в Вермахте б-я армия Паулюса и 4-я танковая армия Гота, втянувшись в изнурительные бои в районе Сталинграда, не в состоянии завершить операцию по захвату города и увязли там.

Советские войска в смертельных схватках с врагом на подступах к Сталинграду, а в дальнейшем и в самом городе понесли тяжелейшие потери и поэтому наличными силами не имели возможности разгромить врага. Но у нас закончилась подготовка крупных стратегических резервов, имевших новейшее оружие и новейшую боевую технику. К ноябрю у Ставки должны были быть механизированные и танковые соединения, вооруженные боеспособными и маневренными танками Т-34, что позволяло нам ставить своим войскам более сложные задачи.



122


История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

К тому же наши командные кадры за первый период войны многому научились, многое переосмыслили и, пройдя тяжелую школу борьбы с сильным врагом, стали мастерами оперативного искусства, в полной мере освоили способы и методы боевых действий в любой обстановке...»

С1. Укажите год битвы, о которой идёт речь в данном отрывке. Кто

командовал советскими войсками в этой битве?,t , С2. Каков был итог описываемой битвы? Что произошло с немецки

ми войсками? СЗ. Какие причины, по мнению автора, должны были обеспечить успех советским войскам? Назовите не менее трёх причин.

133. Из мемуаров Г.К.Жукова.

«Перебрав все возможные варианты, мы решили предложить И.В. Сталину следующий план действий: первое — активной обороной продолжать изматывать противника, второе — приступить к подготовке контрнаступлениями, чтобы нанести противнику... такой удар, который резко изменил стратегическую обстановку на юге в нашу пользу...

При оценке противника мы исходили из того, что фашистская Германия уже не в состоянии выполнить свой стратегический план 1942 года. Тех сил и средств, которыми к осени 1942 года располагала Германия, не хватит для завершения задач ни на Северном Кавказе, ни в районе Дона и Волги...

Генеральный штаб на основе данных фронтов изучил сильные и слабые стороны немецких, венгерских, итальянских и румынских войск. Войска сателлитов по сравнению с немецкими были хуже вооружены, менее опытны, недостаточно боеспособны даже в обороне. И самое главное — их солдаты да и многие офицеры не хотели умирать за чужие интересы на далеких полях России...

Положение противника усугублялось ещё и тем, что... у него было очень мало войск в оперативном резерве, не более шести дивизий, да и те были разбросаны на широком фронте... Нам благоприятствовала и оперативная конфигурация всего фронта противника: наши войска занимали охватывающее положение...»

С1» Как называлась битва, о которой идёт речь в данном отрывке'

Как назывался план боевой операции? i

С2. Какие факторы обеспечили успех советского контрнаступления' Назовите не менее трёх факторов.



1


СЗ. Каково историческое значение победы в этой битве? Укажите

менее трёх положений.



Тема №12. СССР в 1941 1953 гг. 123

134. Из статьи западного историка Б.Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

С1. Укажите название города, о котором говорится в статье. К како-


1му году относится описываемая ситуация? С2. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города. СЗ. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять. № 135. Из мемуаров германского генерала Г. Гудериана «Воспоминания солдата».

«Наступление началось 5 июля манёвром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер... хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом ... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших тактических приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков «тигр» фирмы Порше... также показали, что они не соответствуют требованиям
124 История России. 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ

ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить пехотные огневые точки и пулемётные гнезда противника, чтобы дать возможность продвигаться своей пехоте... Продвинувшись около 10 км, войска Моде-ля были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или для понижения сопротивления. 15 июля началось русское контрнаступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород...

В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

С1. О каких событиях периода Великой Отечественной войны идёт речь в мемуарах Гейнца Гудериана? Назовите их и датируйте (укажите год). С2. Какую задачу ставило германское командование перед своими войсками в ходе операции «Цитадель»? Назовите два положения, раскрывающих задачу германского командования. СЗ. Опираясь на текст и собственные знания из курса истории, объясните, почему события описанной многодневной битвы историки называют «завершением коренного перелома» в ходе войны. Укажите не менее двух причин.

136. Из исторического исследования В. Замулина.

«Необходимо признать, что момент для проведения контрудара 12 июля был выбран неудачно. «Армия вводилась в бой, а мы слабо знали обстановку, которая была на этом участке крайне сложной и напряженной, — вспоминал А.С. Жадов. — Информация штаба армии о действиях противника и о своих войсках фронтовым командованием была нерегулярной...» А.С. Жадову вторит Ротмистров П.А.: «Не имея полных данных о группировке противника и его намерениях, утром 12 июля войска Воронежского фронта начали контрудар...» Это привело к нанесению основного удара в лоб наступающей вражеской группировке, а не флангами, как предполагалось...

Не секрет, что Т-34 с трудом противостоял основной машине вермахта Pz-IV, тем более «тиграм». На одну треть армия под Прохоровкой состоя-

ш


125


Тема №12. СССР в 1941 — 1953 гг.

ла из ... слабых лёгких танков Т-70, предназначенных для ведения разведки и связи. Их нельзя было использовать в открытом бою против тяжёлых и средних танков противника, любой их снаряд легко уничтожал эти машины...

Нетрудно представить, что подобная ситуация не могла привести к разгрому врага, в лучшем случае к срыву наступления противника и значительным потерям... Наши потери на «танковом поле» только по нашим данным превысили немецкие в 3 раза...»

С1. В каком году и в рамках какой битвы происходило сражение под Прохоровкой?

-С2. Приведите не менее двух причин победы войск Красной Армии в указанной вами битве. Назовите не менее двух последствий победоносного завершения этой битвы для дальнейших событий на советско-германском фронте.

СЗ. По каким причинам генералы А.С. Жадов и П.А. Ротмистров оценивают контрудар советских танковых сил как неудачный? Укажите не менее трёх причин. Почему после танкового сражения под Прохоровкой немцы прекратили наступление и начали отход, если потери советских войск превышали немецкие? Приведите не менее двух объяснений.

137. Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы...

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

С1. О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно происходило?

126

История России. 10-11 классы. Подготовка кЕГЭ

Тема №12. СССР в 1941 — 1953 гг.

127


С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.

СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? Укажите всего не менее трёх положений.

138. Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.

«Рузвельт ...Я хочу заверить... собравшихся за этим столом членов
настоящей конференции... в том, что мы все собрались здесь с одной це
лью, с целью выиграть войну как можно скорее. ...Я думаю..., что три на
ции, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между
собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поко
лений. Л

Черчилль. Это — величайшая концентрация мировых сил, которая когда^| либо была в истории человечества...

Сталин. ...Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы... использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы...

Рузвельт. ...Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу — операции через канал Ла-Манш, я хочу сказать что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции... Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе... Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».

С1. Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трё

основных вопросов, обсуждавшихся на конференции. СЗ. Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины мс жете дополнительно указать вы? Укажите не менее трёх причин.


139. Из воспоминаний.

«Ровно в 24 часа мы вошли в зал... В зале за длинными столами ... расположились генералы Красной Армии, войска которых в самый короткий срок разгромили оборону Берлина... и в целом фашистскую Германию.

— Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных сил и Верховного командования союзных войск, — заявил я, открывая заседание, — уполномочены представителями антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого главного командования...

В 0 часов 43 минуты ... подписание акта безоговорочной капитуляции Германии было закончено. Я предложил немецкой делегации покинуть зал...

В 0 часов 50 минут ... заседание, на котором была принята безоговорочная капитуляция немецких вооруженных сил, закрылось».

С1. Назовите автора воспоминаний и дату (число, месяц, год), когда происходили описанные события.

С2. Почему автору было оказано исключительно высокое доверие подписать важнейший исторический документ от СССР? Укажите не менее двух причин.

СЗ. На основании знаний из курса истории укажите не менее двух положений, раскрывающих понятие «цена Победы».

140. Из заявления Советского правительства.

«После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной великой державой, которая всё ещё стоит за" продолжение войны.

Требование трёх держав — Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Китая — от 26 июля сего года о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил было отклонено Японией...

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому Правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.

Верное своему союзническому долгу, Советское Правительство приняло предложение союзников и присоединилось к заявлению союзных держав от 26 июля сего года...

Ввиду изложенного Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9-го августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией...»






следующая страница >>