birmaga.ru
добавить свой файл

1
Ян Амос Коменский (1592—1670), чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. Над своим капитальным трудом «Великая дидактика» Коменский работал с 1627 по 1638 год. В нем Коменский разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. Права М. Шагинян, что многое возникло в современной жизни из его дидактики: «Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностранным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, веем этим человечество обязано ему». Его известность и мировое признание, педагогические идеи до сих пор сохраняют свое научное значение, хотя он жил и творил более 360 лет назад. Большое внимание он уделял нравственному воспитанию детей, а в книге «Материнская школа» детально изложил свои взгляды на семейное воспитание.


Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схоластической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуждать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя (он предлагал учебные игры, учебные пьесы, написал книги «Школа-театр», «Школа-игра»). Школа, по Коменскому, — дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Его девиз: «Никакого насилия над человеком!» Он писал: «Академические учебные работы будут продвигаться вперед легко и успешно, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому, как это можно заключить по верным признакам, его предназначила природа. Ибо по природным дарованиям один является музыкантом, поэтом, оратором, физиком и т. д., в то время как другие более склонны к богословию, медицине, юриспруденции».

Коменский выдвинул идею непрерывности образования (учить на протяжении всей жизни), разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания, говорил о том, что в каждом государстве должны быть академии — высшие школы для молодежи с 18 до 24 лет, а также «школы зрелого возраста».

Коменский высоко поднимал значимость нравственного воспитания: «Надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей. Они не должны терпеть лжестудентов, которые, подавая другим вредный пример бездействия и роскоши, расточают отцовское имущество и губят свои годы. Ведь слово студент в переводе с латинского "усердно занимающийся"».

В плане совершенствования обучения Коменский первый ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он создал пансофическую школу (кабинеты физики, механики, естественно-исторических наук, кабинет биологии и пришкольный сад). Важна и актуальна до сих пор его идея: «Сообщить ученикам не отдельные, разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком». Он писал: «Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. Надо уметь отбирать только нужное». Коменский считал, «что все имеющее между собой связь должно быть преподаваемо одновременно, параллельно друг с другом» (сравните с современной идеей межпредметных связей).


Удивительно, что идеи Коменского, высказанные 350 лет назад, так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

О воспитании души, как главной части человека”

Ян Амос Коменский (1592 – 1670)

Версия для печати




Считается основателем методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Его сочинение "Материнская школа" – первое в истории педагогики систематическое описание целей, задач, содержания, методов и организации дошкольного образования и воспитания. Материнская школа в понимании Коменского – это семья, где протекает вся жизнь ребенка от рождения до шести лет включительно.

Коменский считал, что в первые годы можно заложить в детях начала всех добродетелей и благочестия. Очень важно, "чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки" (1, 16), ибо "молодое деревце легче, нежели старое, уже окрепшее дерево, может быть направлено в ту или другую сторону". (1, 42)

По мнению Я.А. Коменского можно с первых же лет заложить в детях семена многих добродетелей:
1. умеренности;
2. чистоты и опрятности в еде, питье и одежде;
3. уважения и почитания старших;
4. послушания;
5. правдивости;
6. справедливости (содержание этой добродетели для маленького ребенка
Я.А. Коменский формулирует так: дети не должны брать чужие вещи, воровать, что-то укрывать, делать другим назло);
7. любви и благотворительности (нужно приучать детей охотно делиться, не быть жадными, завистливыми, недоброжелательными);
8. терпения;

9. трудолюбия (надо стараться, чтобы дети не привыкали к праздности – источнику всех дурных мыслей и злых дел);

10. молчания (дети должны научиться не только говорить, но и молчать, когда это нужно, например, когда говорят старшие);
11. услужливости старшим;
12. вежливости;
13. скромности.

Главнейшей и величайшей заботой родителей, по мнению Коменского, должно стать "воспитание души, или духа, как главной части человека" (1,12), то есть наставление детей в благочестии. "Родители преимущественно перед всем прочим должны заботиться о том, чтобы воспитать детей в истинном, искреннем, внутреннем благочестии, без которого все искусства, науки и добрые обычаи скорее вредны, нежели полезны…" (1,52)

Самая важная задача родителей и воспитателей маленьких детей состоит в том, "чтобы привести своих детей ко всему доброму и, напротив, удалить от них все злое". А для этого сами родители должны жить свято и благочестиво и побуждать к тому же всех окружающих.

Говоря о методах духовно-нравственного воспитания маленьких детей, Я.А. Коменский выделяет в первую очередь:
– постоянный образец добродетелей и благонравия;
– своевременное и осторожное наставление;
– умеренную дисциплину. (1,43)

Главное в деле развития добродетелей и воспитания благочестия – оградить детей от влияния всего дурного: не давать им слышать и видеть что-либо дурное и постыдное. Ибо "что впервые будет внушено детям – будет это добро или зло, – крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся". (1,57)

Предлагаемая Я.А. Коменским методика нравственного и духовного воспитания маленьких детей основывается на глубоком знании христианской антропологии и понимании возрастных особенностей развития дошкольников. "Добрые примеры, – по мнению Я.А. Коменского, – крайне необходимы детям, потому что Бог одарил детей большими подражательными способностями и такою жаждою делать все, что делают окружающие, что, если даже ребенку не велят делать того или другого, он может все-таки научиться тому, что он только видит и слышит, как будто изучил все это на опыте. Поэтому нужно крайне внимательно наблюдать за тем, чтобы в доме, где есть дети, никогда не нарушались вышеназванные добродетели, но чтобы все были умеренны, услужливы по отношению друг к другу, послушны и правдивы. Если это будет твердо и постоянно соблюдаться, то, наверное, не понадобится ни много слов, чтобы наставлять детей, ни наказаний, чтобы принуждать их. Но, если взрослые и сами часто выходят из границ, то что же удивительного, если молодые люди повторяют то, что они видят, особенно если принять в соображение, что наша природа извращена и сама по себе более тяготеет к злу, чем к добру". (1,43)


Деятельное наставление детей в благочестии нужно начинать, по мнению Я.А. Коменского, со второго года жизни ребенка. Сначала дети учатся спокойно сидеть, когда молятся их родители, потом постепенно, начиная с коротеньких молитв, учатся молиться сами.

Я.А. Коменский советует говорить с детьми о Боге при всяком удобном случае, можно иногда указывать ребенку на небо и давать понять, что там обитает Господь Бог, Который сотворил все, что нас окружает, Который посылает нам пищу и питие, одежду и все вообще, что поэтому во время молитвы мы обращаем взоры к Нему на Небо.

Я.А. Коменский приводит одну из первых молитв, которой можно научить ребенка: "Господи Боже, наставь меня, чтобы я боялся Тебя, слушался папу и маму и угождал Тебе. Пошли мне Духа Твоего Святого, чтобы Он поучал меня и просвещал, ради Иисуса Христа. Аминь".

Учась обращаться к Богу в молитве и постоянно слыша, что взрослые памятуют о Боге, заводя разговор о Нем при всяком удобном случае, ребенок будет учиться сильнее почитать Господа и любить Его.

Чешский педагог приводит примеры понятных детям напоминаний о Боге и Божией заботе обо всем мире. Чтобы эти приближенные к детскому пониманию примеры не показались читателю слишком "ребячливыми", Я.А. Коменский поясняет: "С детьми нельзя иначе обращаться, как по-детски. В здешней жизни и Бог с нами, уже возмужавшими поступает так же, Он говорит и обращается с нами, как с детьми, ибо мы в божественных небесных вещах суть дети и не можем понимать того, что Он Сам или святые ангелы. Если Бог снисходит к нашей слабости, почему же нам не приспособляться к нашим детям?" (1,55)

1. Коменский Я.А. Материнская школа: Репринт /Пер. с нем. М.Н Воскресенской.- СПб.: Типография училища глухонемых, 1892.- 64 с.


Вот
как надобно учить по Коменскому

Учить надо ясно. Учитель должен обладать талантом простоты и способностью не стеснять свободную волю учеников.

Сами содержание и способ изложения знаний учителем должны быть образцами всех трех методов познания сущности вещей: анализа, синтеза, сравнения.

Учить всему с увлечением.

Главная забота учителя - добиваться единства мышления, словесного выражения и действия учащихся. Для этого необходимы:

сжатый и простой обзор учебного курса или его отдельной темы перед началом их изучения;

применение знаний на практике;

сообщение учащимся программы правильного выполнения действий;

четкий показ действия;

разнообразное повторение, чтобы ничто не забывалось;

быстрое продвижение вперед, но при условии прочности усвоения.

Учитель поощряет вопросы учеников, приучая их добиваться доказанного, достоверного знания. При этом важно требовать воздержания от скороспелых суждений по недостаточно ясным или непроверенным вопросам.

Обучение в одном и том же классе должно различать "начинающих, продолжающих, завершающих". Обучение индивидуализируется в ходе работы: оно должно быть доступно "начинающим", предусматривать интересную работу для "продолжающих" и не тормозить работу "завершающих".

В специальном разделе "Аналитической дидактики" Коменский рассматривает тему "Как учить учиться".

Практические задания нужно предварять обсуждением и прояснением форм и способов выполнения действий. При этом во всяком умении, которому учим, практика должна иметь большее значение, чем теория.

Очень важно предупреждать ошибки, поскольку переучиваться труднее, чем научиться чему-либо.

Специально нужно учить обращаться за советом по поводу неизвестного к учителю, товарищу, книге. Искусство ставить вопросы и находить ответы на них развивается постепенно, не дается само по себе и потому требует постоянных усилий по формированию со стороны учителя.

Центральные проблемы теории воспитывающего и развивающего обучения освещаются Коменским и с точки зрения отношений между учителем и учащимся.


Многое решают в школьном деле компетентность и мастерство учителя, его преданность своему делу. От учителя зависит отношение детей к учению, их прилежание и их успехи. Учитель несет ответственность за облик и поведение своих подопечных.

Чтобы оставаться на высоте своей ответственности, учителю необходимо обладать высокой культурой.

Учитель - образец искусства думать, делать и говорить. Это искусство приобретается никогда не прекращающимся самообразованием, самосовершенствованием, тренировкой ума, действия, речи.

Альтернативой этому идеалу учителя служит "раб полуобразованности, носитель косности". Он разлагает школу изнутри.

Авторитет уважаемого учителя, заработанный им успешным обучением, Коменский ставит на первое место среди факторов, обеспечивающих сознательную дисциплину учащихся.

Учитель должен "воспламенить" у своих учеников любовь к познанию, людям, жизни, творчеству, книгам. Необходимо научить разумно пользоваться книгами, "ибо ученым сделают тебя не книги, а работа над ними".

Влияние Коменского

Ян Амос Коменский выступает как провозвестник и непосредственный предшественник идеологии Просвещения. Он был "связующим звеном" между эпохой Возрождения с ее гуманистическим идеалом всесторонне развитого человека и "царством разума", основанным на "естественном равенстве", -идеалом эпохи Просвещения, уповавшей на распространение научных знаний как на панацею от социальных зол.

Влияние жизни и трудов Коменского на прогрессивное человечество усиливается с ходом времени.

Если при жизни он был всемирно знаменит как автор лучших за всю историю человечества учебников, то его социальные идеи, как и его научно-педагогическая концепция в целом, были до конца XIX в. достоянием только немногих самых ученых людей Европы - Лейбница, Гердера, Канта.

Правда, его теория трудового воспитания, связи обучения с производительным трудом оказала немедленное и благотворное влияние на У. Петти, Д. Беллерса, а через них - на Р. Оуэна.


С конца XIX в. резко усилилась научная разработка педагогики, стала реальностью всеобщая система национального образования, и теоретические труды Коменского стали переиздаваться и изучаться повсеместно. Он был единодушно признан основоположником научной педагогики.

А когда в 1960-70-е гг. был опубликован в полном объеме и бы­стро распространился в мире его "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", Коменский предстал перед нами как великий философ, социально-политический мыслитель, правовед, теоретик международных отношений.

Идеи Коменского далеко не исчерпаны. Наша эпоха, возвращаясь к утраченным духовным ценностям, вновь начинает осознавать неразрывность связей человека, окружающего мира и высшего начала. Коменский с огромной силой выразил идею этой неразрывности. В начале XXI в. его смело причисляют к величайшим гениям человечества.

Коменский и мы. Найденные Коменским законы воспитания, обучения, образования не устарели, они очень важны для каждого воспитателя и учителя в наше время.

Над развитием искусства учить всех, всему, всесторонне, всегда, быстро, легко, основательно и с гарантией успеха приходится и ныне еще много трудиться. Педагогические науки продолжают решать намеченные Коменским задачи по созданию надежной теории этого искусства.

В этих трудах большое подспорье - обращаться вновь и вновь к истокам, к начертанным Коменским началам: не исчерпаны зало­женные в них идеи и возможности улучшения школы.

Нужда в школьной революции, произведенной Коменским, родилась из противоречий и напряжений его многосложной эпохи. Суровая и смелая эпоха открывает простор для деятельности людям типа Я.А. Коменского, которые взваливают на свои плечи огромный труд - прокладывать научный фарватер для практических задач своего времени. Это великое призвание требует от таких людей великого терпения и мужества, любви к людям и беспощадности к себе. Это - подлинные герои, образ и дело которых служат человечеству на протяжении долгих столетий, а их имя заслуживает вечную благодарность человечества.


Как мы знаем теперь, далеко не все идеи, прогнозы, проекты, планы и рабочие чертежи, созданные трудами этих героев мысли, воплощаются на практике сразу же, с рождением задач их эпохи. Слишком велико сопротивление консервативных и реакционных сил, не заинтересованных в их осуществлении. Слишком велика инерция традиций. Очень сложны и переплетены связи, которые порываются новаторством в устоявшемся складе жизненных отношений.

И мы говорим тогда, что гениальные идеи "опередили свое время". Подразумевая под этими словами, что теоретическое решение задачи, сколь угодно правильное и точное, нуждается еще в совпадении очень многих обстоятельств и условий, не зависящих от воли отдельных людей, чтобы победить на практике.

Так произошло и с педагогической системой Коменского. Ведь и сегодня еще не решены, не осуществлены многие прогрессивные положения его теории.

Мы только-только приступаем к созданию панпедии, которую теперь называем непрерывным, или перманентным, образованием. Нам еще только предстоит найти простейшие исходные основания сущности вещей, постижение которых способ'но вдохновить людей высоким смыслом жизни. Мы все-таки не умеем успешно учить новые поколения искусству достойно жить, любить и беречь, познавать истину и совершенствоваться.

Говорят: "Время не приспело". Но оно еще более задержится в пути, если мы не будем приближать его сами.